• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
04
Сентябрь

Лекция Алексея Чиркова, начальника Управления регулирования Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России

В минувшую среду состоялась долгожданная встреча 1 курса магистерской программы «Юрист мирового финансового рынка» НИУ ВШЭ с экспертом по вопросам, связанным с защитой прав получателей финансовых услуг, начальником Управления регулирования Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России Чирковым Алексеем Владимировичем.

Лекция Алексея Чиркова, начальника Управления регулирования Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России

28 октября 2020 г. студенты магистерской программы «Юрист мирового финансового рынка» встретились с начальником Управления регулирования Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг ЦБ РФ кандидатом юридических наук Алексеем Владимировичем Чирковым. Встреча прошла на платформе Zoom, но удаленный формат не отразился на возможности поближе познакомиться с представителем финансового мегарегулятора и задать ему интересующие аудиторию вопросы.

Алексей Владимирович рассказал студентам о том, как в Банке России строится работа по повышению финансовой грамотности и доступности финансовых услуг в нашей стране. Он привел в пример конкретные темы из жалоб потребителей и объяснил, как происходит разбирательство по каждой из них. Гость также поделился результатами изучения опыта разных стран в сфере регулирования и защиты прав потребителей финансовых услуг. В нашей стране стратегическими направлениями в этой сфере являются три вида деятельности: а) организация защиты прав и законных интересов потребителей финансовых услуг, б) расширение возможности получения населением понятных, качественных и полезных финансовых услуг; в) повышение финансовой грамотности.

Значительная часть выступления была посвящена различным аспектам превентивного поведенческого надзора, который Банк России активно использует для снижения рисков нарушения прав потребителей. Алексей Владимирович детально разъяснил цели и задачи поведенческого надзора, правовые основы его реализации, возникающие сложные ситуации и методы их решения.

Отдельной темой стала информация о разграничении полномочий между Банком России и финансовым уполномоченным в части рассмотрения обращений потребителей. Представленная гостем сравнительная характеристика обеих структур по ряду критериев вызвала большой интерес студентов.

У слушателей была возможность задавать вопросы, которой они активно пользовались, равно как и формулировали по предложению А.В. Чиркова свои рекомендации по улучшению защиты прав потребителей финансовых услуг.

Информация с сайта Службы защиты прав потребителей ЦБ РФ

Банк России защищает интересы потребителей на финансовом рынке: следит за соблюдением финансовыми организациями обязательных условий договора, препятствует навязыванию услуг, сокрытию от клиентов существенной информации, введению их в заблуждение и многому другому.

В первом полугодии 2020 года в Банк России поступило 148,4 тыс. жалоб

Защита прав потребителей включает два направления — реактивное, то есть работу с жалобами и обращениями, и превентивное, когда Банк России сам выявляет на рынке практики, которые могут навредить интересам потребителей финансовых услуг, и работает над их устранением.

В 2019 году при поддержке Банка России был создан институт финансового уполномоченного (часто его также называют финансовым омбудсменом). Финансовый омбудсмен позволяет достаточно быстро разрешить спор между гражданином и финансовой организацией, если у гражданина есть имущественные претензии к последней. Потребители могут подать судебный иск к финансовой организации только после обращения к финансовому уполномоченному. Помощь омбудсмена для граждан бесплатна, а принятое им решение — обязательно к исполнению финансовой организацией.

С вопросами, связанными со сферой финансов, или жалобой на финансовую организацию, граждане могут обращаться и в Банк России.

Интернет-приемная Банка России отвечает на обращения в среднем в течение трех дней, сложные случаи могут требовать больше времени, предельный срок ответа установлен законом и составляет 30 дней (с возможностью продления до 60 дней, если вопрос требует особенно серьезного надзорного разбирательства).