• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

История образования и педагогической мысли

2022/2023
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
6
Кредиты
Кто читает:
Школа дизайна
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватель


Голованова Ирина Львовна

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «История образования и педагогической мысли» занимает важное место в системе подготовки будущего учителя. Освоение наследия прошлого расширяет научный кругозор, повышает педагогическую культуру учителя, содействует развитию его педагогических способностей и помогает творчески использовать накопленные знания. Одна из важнейших ее задач – обеспечить будущих специалистов знанием путей развития практики воспитания и обучения, постепенного осмысления людьми целей, содержания, методов и организации образования. Изучение истории педагогики и образования помогает будущим учителям научиться мыслить педагогическими категориями, ясно представляя себе их генезис. Предметом изучения истории образования и педагогической мысли является характер и особенности целей, принципов, содержания, методов и средств обучения и воспитания в конкретную историческую эпоху, их эволюцию, возникновение новых педагогических теорий, а также анализ причин, вызывающих отмирание и модернизацию одних и возникновение других педагогических теорий, методик, способов организации учебно-воспитательного процесса. Целью курса является: формирование историко-педагогического мировоззрения и развитие творческого педагогического мышления студентов на основе их ознакомления с ведущими педагогическими идеями и концепциями прошлого, с исторической картиной развития мирового и отечественного образования, изучения закономерностей данного процесса. Задачи курса: • познакомить студентов с историей возникновения и развития основных научно-педагогических направлений и концепций, вооружить их знаниями о лучших (мировых и отечественных) достижениях выдающихся мыслителей различных эпох и народов в области теории и практики обучения и воспитания; • сформировать и расширить представления студентов об основных педагогических понятиях и категориях (воспитание, обучение, образование, их цели, задачи, содержание, методы, формы, принципы и т.д.) на основе усвоения их историко-генетического содержания; • обеспечить формирование у студентов устойчивых представлений о роли образования в жизни общества, в процессе конкретно-исторического развития личности, о влиянии экономических, социально-политических и этнокультурных особенностей общественной жизни на создание конкретно-исторических воспитательно-образовательных идеалов педагогических систем; • способствовать воспитанию у студентов историзма педагогического мышления – формированию устойчивых и целостных представлений о постоянном и закономерном развитии педагогических явлений и процессов, о смене педагогических парадигм; формированию исторического подхода к конкретным педагогическим явлениям; подготовке студентов к диалектическому, с позиции историзма, освоению педагогической теории; • способствовать развитию у студентов умений анализировать, сравнивать, сопоставлять различные историко-педагогические факты, концепции с точки зрения их прогрессивности, оригинальности; • способствовать осознанию студентами ценности мирового историко-педагогического опыта с точки зрения его прогностической значимости, формированию и укреплению на этой основе устойчивого интереса к педагогическим теориям и практике образования и воспитания прошлых лет, пробуждение потребности в изучении историко-педагогического наследия; • способствовать воспитанию у студентов интереса и творческого отношения к педагогической профессии на основе изучения деятельности и трудов выдающихся историко-педагогических деятелей рассматриваемой эпохи, бережного отношения к традициям; • способствовать формированию у студентов целостного и обобщенного образа педагога, наполненного профессиональным и нравственно-эстетическим содержанием, воспитанию интереса, оптимистического и творческого отношения к педагогической профессии на основе изучения жизни и деятельности выдающихся историко-педагогических деятелей.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование целостного представления о развитии образования и педагогической мысли в России и за рубежом от зарождения первых практик воспитания до наших дней
  • воспитание историзма педагогического мышления – формирование устойчивых и целостных представлений о постоянном и закономерном развитии педагогических явлений и процессов, о смене педагогических парадигм; формирование исторического подхода к конкретным педагогическим явлениям; подготовке студентов к диалектическому, с позиции историзма, освоению педагогической теории;
  • развивать у студентов умения анализировать, сравнивать, сопоставлять различные историко-педагогические факты, концепции по выбранным линиям сопоставления;
  • воспитание у студентов интереса и творческого отношения к педагогической профессии на основе изучения деятельности и трудов выдающихся историко-педагогических деятелей рассматриваемой эпохи, бережного отношения к традициям, достижениям науки и культуры прошлого;
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • воспитание у студентов познавательного интереса и творческого отношения к научным и публицистическим трудам выдающихся историко-педагогических деятелей;
  • смогут называть и характеризовать основные этапы научно-педагогической мысли в новое и новейшее время
  • смогут описывать и оценивать основные этапы развития образования в нашей стране с древнейших времен до наших дней
  • студенты имеют представление о характере процессов воспитания и обучения в Древнем мире и в период Средневековья, могут называть и характеризовать специфические черты каждого из этих периодов, давать оценку трудов философов и мыслителей в контексте развития образования
  • студенты имеют представление о характере процессов воспитания и обучения в новое и новейшее, могут называть и характеризовать специфические черты каждого из этих периодов, давать оценку трудов философов и мыслителей в контексте развития образования
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Воспитание, образование и педагогическая мысль в Древнем мире, в период Средневековья и Возрождения
  • Развитие образования и педагогической мысли в Западной Европе XVII – начала XXI вв.
  • Воспитание, образование и педагогическая мысль в России с древнейших времен до XX в.
  • Великие книги в истории педагогики
  • Философия образования
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Тест
  • неблокирующий Публичное выступление
  • неблокирующий Итоговый экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.3 * Тест + 0.4 * Итоговый экзамен + 0.3 * Публичное выступление
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Грехнев, В. С.  Философия образования : учебник для бакалавриата и магистратуры / В. С. Грехнев. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 311 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-00461-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/434231 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Джуринский, А. Н.  История педагогики и образования в 2 ч. Часть 1. С древнейших времен до XIX века : учебник для среднего профессионального образования / А. Н. Джуринский. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 398 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10245-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/442459 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Джуринский, А. Н.  История педагогики и образования в 2 ч. Часть 2. XX - XXI века : учебник для среднего профессионального образования / А. Н. Джуринский. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 282 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10247-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/442460 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Джуринский, А. Н.  Сравнительная педагогика : учебник для бакалавриата и магистратуры / А. Н. Джуринский. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 353 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-7169-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/432106 (дата обращения: 28.08.2023).
  • История образования и педагогической мысли за рубежом и в России : учеб. пособие для вузов, Андреева, И. Н., 2002
  • История образования и педагогической мысли за рубежом и в России : учеб. пособие для вузов, Васильева, З. И., 2001
  • История образования и педагогической мысли. Том 1. История : монография / А.Г. Чернявский, Л.Ю. Грудцына, Д.А. Пашенцев. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 264 с. — (Научная мысль). — www.dx.doi.org/10.12737/24944. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/792059
  • История образования и педагогической мысли. Том 1. История : монография / А.Г. Чернявский, Л.Ю. Грудцына, Д.А. Пашенцев. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 264 с. — (Научная мысль). — www.dx.doi.org/10.12737/24944. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/946203
  • История образования и педагогической мысли. Том 2. Теория : монография / А.Г. Чернявский, Л.Ю. Грудцына, Д.А. Пашенцев. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 243 с. — (Научная мысль). — www.dx.doi.org/ 10.12737/monography_5a2107923dc614.47478951. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/917624
  • История педагогики : воспитание и образование в России (X - начало XX века): учеб. пособие для вузов, Латышина, Д. И., 1998
  • История педагогики и образования : учебник для бакалавров, Пискунов, А. И., 2013
  • История педагогики и образования : учебник для вузов, Джуринский, А. Н., 2013
  • История педагогики и образования : учебник для среднего профессионального образования / А. И. Пискунов [и др.] ; под общей редакцией А. И. Пискунова. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 452 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10201-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/442458 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Как учились на Руси : история образования в России, Колпакова, О. В., 2009
  • Путилова, Л. М.  Философия и история образования : учебник для академического бакалавриата / Л. М. Путилова, М. И. Бубнова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 234 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-03559-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/434119 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Развитие образования в современном мире : учеб. пособие для вузов, Джуринский, А. Н., 2004
  • Розин, В. М.  Философия образования : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / В. М. Розин. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 434 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-06416-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/441385 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Сравнительная педагогика : учебник для магистров, Джуринский, А. Н., 2014
  • Старикова, Л. Д.  История педагогики и философия образования : учебник и практикум для вузов / Л. Д. Старикова. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 435 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-02886-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/434154 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Философия и история образования : учеб. пособие для вузов, Степашко, Л. А., 2003

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Батурин, В. К. Философия образования для России - 2020 [Электронный ресурс] / В. К. Батурин. - М.: Вузовский Учебник, 2013. - 212 с. - ISBN 978-5-9558-0313-5 (Вузовский Учебник), 978-5-16-006802-2 (Инфра-М). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/414839
  • Педагогическая антропология : курс лекций, Бим-Бад, Б. М., 2002
  • Психология и педагогика: просто о сложном : популярные очерки и этюды, Бим-Бад, Б. М., 2010