• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Паспорт образовательной программы

Направление подготовки

44.04.01 Педагогическое образование

Утверждение программы
Протокол заседания ученого совета № 13 от 21.12.2018
Дата обновления паспорта
26.08.2019
Сетевая форма реализации

Нет

Срок, форма обучения и объем

2 года

Очная форма обучения, 120 з.e.

Язык реализации

RUSENG

Обучение ведётся на русском и английском языках

Специализация
Не предусмотрена
Квалификация выпускника

Магистр

Программа двух дипломов

Нет

Конкурентные преимущества программы

Важные отличительные особенности программы:
- сочетание опыта ведущих экспертов как в области дизайна, так и в области образования (благодаря тому, что реализация программы осуществляется Институтом образования и Школой дизайна НИУ ВШЭ);

- наличие собственных образовательных стандартов НИУ ВШЭ, в которых отражен современный и актуальный подход к дизайн-образованию и педагогическому образованию и учтены тенденции развития этих областей  в России. В частности, в образовательном стандарте по направлению «Дизайн», самостоятельно разработанном Школой дизайна НИУ ВШЭ, отражен современный и актуальный подход к дизайн-образованию и учтены актуальные тенденции развития этой отрасли. Образовательный стандарт по педагогическому образованию, разработанный Институтом образования НИУ ВШЭ, отражает актуальное видение подготовки специалистов в области образования с учетом  лучшей отечественной и мировой практики и современной педагогической теории.

Коллектив Института образования НИУ ВШЭ имеет практический опыт разработки и запуска программ магистратуры по исторической науке в преподавании истории в школе, современной филологии в преподавании литературы в школе, политической науки в преподавании обществознания в школе.

Конкурентные преимущества программы:
практико-ориентированность;
проектный подход в обучении; 
привлечение к преподаванию на программе преподавателей-практиков.

Практический опыт проектирования образовательных программ, имеющийся у таких структурных подразделений НИУ ВШЭ, как Школа дизайна и Институт образования, позволит создать уникальный конкурентоспособный образовательный продукт, не имеющий аналогов на внешнем российском образовательном рынке.

 

Характеристика профессиональной деятельности и перечень профессиональных компетенций выпускника

В результате освоения ОП у выпускника НИУ ВШЭ формируются универсальные, общепрофессиональные (определены в разделах ОС по направлениям подготовки) и профессиональные компетенции. Исходя из этого, выпускник магистерской программы: 

— способен проектировать образовательную деятельность на основе специальных научных знаний и результатов современных психолого-педагогических исследований.         

— способен осуществлять и оптимизировать профессиональную деятельность в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики.           

— способен проектировать основные и дополнительные образовательные про-граммы и разрабатывать научно-методическое обеспечение, в том числе цифровое, для их реализации.          

— способен проектировать и организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями.           

— способен создавать и реализовывать программы воспитательной работы для развития обучающихся, проектировать образовательные события.         

— способен разрабатывать программы мониторинга образовательных результатов обучающихся, в том числе в цифровой форме, разрабатывать и реализовывать программы преодоления трудностей в обучении.          

— способен проектировать и использовать эффективные психолого-педагогические, в том числе инклюзивные, технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями.             

— способен организовывать командную работу для решения задач оптимизации образовательного процесса, развития организаций, осуществляющих образовательную деятельность, реализации экспериментальной работы.      

— способен формировать образовательную среду, в том числе с использованием средств современных технологий, организовывать просветительскую деятельность в насыщенном образовательном пространстве. 

— способен к сбору, анализу и обработке эмпирических данных, необходимых для проведения научного исследования в области образования, а также проектированию, проведению педагогического эксперимента, анализа и обобщения его результатов.          

Профессиональные компетенции, специфические для данной магистерской программы: 

— способность адаптировать примерные образовательные программы к особенностям и условиям отдельных образовательных организаций (с учетом особенностей реализации, материально-технического оснащения и ресурсов учебного заведения);

— способность проектировать  авторские  образовательные программы и их элементы для средней школы, на основе самостоятельно выбираемых и  вырабатываемых художественных и проектных стратегий;

— способность реализовывать современные образовательные технологии, направлен-ные на развитие у учащихся творческого потенциала и проектных умений.

Предполагается, что каждый выпускник (в соответствии с избранной индивидуальной специализацией) сможет работать в предметных областях «Изобразительное искусство» и «Технология» на разных ступенях общего образования (включая предпрофильное и профильное обучение), а также как организатор проектной деятельности школьников (в области художественного творчества, дизайна).

Выпускники программы могут работать в учреждениях дополнительного образования, средних школах, а также в вузах соответствующего профиля.

Характеристики образовательных модулей программы

В ходе обучения предполагается работа с тремя примерными образовательными программами: для 5–7 классов по предмету «Изобразительное искусство»;  для 5–9 классов по предмету «Технология»;  для 10–11 классов – профиль «Креативное проектирование» и «Дизайн». 

Эти три программы в базовом варианте будут разработаны экспертами Школы дизайна и привлеченными специалистами (в т.ч. методистами ОАО «Просвещение») до старта магистерской программы. Они становятся основой для индивидуального проектирования магистрантами авторских адаптированных образовательных программ (которые, по сути, становятся выпускной квалификационной работой каждого студента).   

Логика обучения

Структурную основу программы составляют  три направления: 

- теория, история и методология художественного образования;

- возрастная психология и развитие человека: современные теории и концепции;

- методы и приемы преподавания дизайна и технологий.

Мы исходим из того, что данная программа является одной из программ педагогических магистратур Института образования НИУ ВШЭ, построенных по единой схеме в части педагогических дисциплин и требований стандарта, что упрощает ее реализацию. Это позволяет читать потоковые лекции студентам, обучающимся на других программах.

В рамках последнего направления студенты работают с базовыми вариантами образовательных программ и проектируют их авторское наполнение; один модуль в магистратуре равен проектированию содержания программы для одного года обучения в школе (включая профильную программу для 10–11 классов). Лучшие разработанные студентами задания могут быть использованы для общего методического фонда.  

За 7 модулей планируется спроектировать содержание и особенности реализации для трех программ:  

1. программа – 5,6,7 классы по предмету «Изобразительное искусство»;

2. программа – 5–9 классы по предмету «Технология»;

3. программа – 9–11 классы, профильное обучение (профили «Креативное проектирование», «Дизайн»).

Таким образом, предлагаемая магистерская программа является в большой степени (50%) практикоориентированной, что соответствует ожиданиям целевой группы и дает наилучшие результаты в подготовке (подобный подход реализован Школой дизайна при разработке бакалаврской программы в 2012–2013 годах, он был положен в основу новой системы подготовки по направлению «Дизайн» и показал хорошие результаты). Кроме того, дисциплины вариативной части «Обучение обучающих» и «Преподавание дизайна в высшей школе» позволят предложить магистрантам при желании выбрать трек преподавания в высшей школе. 

Обязательной частью программы является научно-исследовательский семинар, на котором магистранты обсуждают с авторами базовых программ  результаты своей работы и эффективность подхода, модификации программ и варианты заданий. 

Лучшие упражнения, модули и содержательные блоки станут основой учебно-методических материалов, которые будут разработаны и положены в основу учебника.

Партнерами проекта (для апробации новых программ, а также в качестве базы практик) планируются следующие образовательные учреждения: Лицей НИУ ВШЭ, ГБОУ «Школа «Покровский квартал», ГБОУ Школа № 1298 «Профиль Куркино», ГБОУ Школа № 2054 и другие школы-участники проекта «Распределенный лицей», а также другие учебные заведения, готовые воспринять новую программу.

Партнером проекта является издательство «Просвещение», совместно с которым предполагается вести работу по созданию УМК и ЦУМК, а также учебников поновым программам. 

Интеграция предметного и педагогического содержания будет достигаться за счет того, что студент, работая над ВКР проектного вида, должен будет разработать авторский вариант образовательной программы и методические разработки по данной теме.

Практическая деятельность студента будет поддержана:

· дисциплинами предметной области, которые позволят студентам стать специалистами в предметной области;

· включением студентов в работу проектных групп;

· психолого-педагогическими дисциплинами, которые обеспечат результативность практической деятельности магистранта. 

Адаптация программы для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

Образовательная программа высшего образования НИУ ВШЭ адаптирована для обучения на ней инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В учебном процессе используются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Особенности адаптации программ учебных дисциплин содержатся в полной версии каждой программы учебной дисциплины и доступны студентам через электронную образовательную среду.

Комплект документов образовательной программы

Все документы образовательной программы хранятся в электронном виде на настоящем сайте образовательной программы. Учебные планы, календарные учебные графики, программы учебных дисциплин разрабатываются и проходят электронные процедуры утверждения в корпоративных информационных системах. Их актуальные версии автоматически публикуются на сайте ОП. Методические материалы, оценочные средства и иные материалы образовательной программы в актуальном виде хранятся на сайте образовательной программы в соответствии локальными нормативными актами университета.

Подтверждаю актуальность комплекта документов образовательной программы, размещенных на настоящем сайте образовательной программы.

Проректор С.Ю. Рощин

Паспорт образовательной программы «Современный дизайн в преподавании изобразительного искусства и технологии в школе»

Перейти к содержанию программы