• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Интервью М.Ю.Медведкова об импортозамещении в России

В блиц-интервью РИА Новости М.Ю. Медведков, заведующий кафедрой торговой политики НИУ ВШЭ,  рассказал о четырех направлениях импортозамещения в РФ, объяснил, зачем США публикуют доклад о соответствии политики России буквам ВТО, и должна ли наша страна на него реагировать, и как сами США пренебрегают правилами честной торговли и вынуждают РФ отвечать на эти вызовы. 

Торговое представительство США на этой неделе упрекнуло Россию в нарушении норм Всемирной торговой организации, заявив, что российская программа импортозамещения не соответствует правилам глобальной торговли. С этими претензиями не согласен завкафедрой торговой политики НИУ ВШЭ Максим Юрьевич Медведков, который много лет был главным переговорщиком по присоединению России к ВТО. В блиц-интервью РИА Новости он рассказал о четырех направлениях импортозамещения в РФ, объяснил, зачем США публикуют доклад о соответствии политики России буквам ВТО, и должна ли наша страна на него реагировать, и как сами США пренебрегают правилами честной торговли и вынуждают РФ отвечать на эти вызовы. Беседовала Диляра Солнцева.

– США обвинили Россию в нарушении норм ВТО по импортозамещению, обоснованы ли эти претензии?

– Я бы разделил все наши программы импортозамещения на четыре части. Первая касается продовольствия, где мы реализуем нашу доктрину продовольственной безопасности, как это делают подавляющее большинство стран. Основа поддержки этой программы – субсидии, которые бюджет предоставляет на поддержку сельского хозяйства. Они полностью укладываются в наши обязательства, более того, объем этих субсидий фактически ниже, чем планка, которая нам разрешена обязательствами в ВТО. Поэтому здесь я не думаю, что претензии США могут иметь какое-то основание с точки зрения ВТО.

Вторая часть наших программ связана с государственными закупками. В этой сфере для поддержки отечественных производителей правительство ограничивает возможность закупки импортируемых товаров, а в некоторых случаях просто их исключает. Но это то, на что мы имеем право, поскольку мы не являемся стороной соответствующего соглашения в ВТО о госзакупках, то теоретически мы можем все деньги, которые бюджет тратит на госзакупки, тратить в России.

Третье направление касается сразу нескольких секторов промышленности. Здесь поддержка осуществляется, как правило, в форме субсидий, но это тоже не запрещенная ВТО мера. Правительство не ограничивает доступ на рынок иностранных товаров, но поддерживает тех, кто инвестирует в их производство в России.

Четвертый элемент – это критическая инфраструктура, например, информационные системы, телекоммуникационные сети, системы управления. Здесь правительство ограничивает применение импортных компонентов или готовых изделий. В основном это касается электроники. Но так делают многие страны, в том числе и США, поскольку речь в конечном счете идет о национальной безопасности.

В ВТО совсем мало стран, которые вообще ничего бы не нарушали. В докладе США есть много критики, и некоторые ее элементы заслуживают обсуждения. Но вряд ли это касается импортозамещения с точки зрения правил ВТО, поскольку программы, которые в России реализуются, в целом не выходят за "рамки приличия".

– А зачем США опубликовали этот доклад?

– Они обязаны это делать, у них есть законодательное требование периодически выпускать такой доклад для проверки выполнения Россией своих обязательств по ВТО. Этот закон принят одновременно с отменой поправки Джексона Веника в 2012 году. Эта поправка давала США возможность применять дискриминационный режим в отношении российских товаров и была отменена после нашего присоединения к ВТО.

– Должна ли Россия на него реагировать?

– Формально мы не должны реагировать. Каждая страна имеет право делать то, что считает нужным. Но все обычно изучают позицию своих торговых партнеров, чтобы понять, есть ли там проблемы, или нет.

– Готовит ли Россия такой доклад в отношении США?

– Насколько я знаю, такого публичного доклада мы не делаем, у нас есть аналитика торговой политики США, но она не делается в рамках законодательных требований. А если бы мы делали, то тоже нашли бы, что критиковать. Один из классических примеров – это самолет МС-21, который у нас полетел, но мы знаем, что именно США запретили поставку определенного компонента для этого самолета, и мы вынуждены были производить его сами. США не объяснили с точки зрения ВТО свои действия – самолет ведь гражданский, не военный. Поэтому критика США российского импортозамещения кажется надуманной.

Они сознательно разрушают производственные цепочки с участием российских и американских компаний, а потом говорят, что мы не должны искать у себя дома замену американскому компоненту. Тем более у США есть собственная программа по возвращению производственных мощностей на территорию страны – Reshoring. Если мы назовем свою программу импортозамещения программой решоринга, может, и критиковать будет нечего.