Батюк Владимир Игоревич
А.В.Лукин, руководитель департамента международных отношений НИУ ВШЭ:
Сегодня, в воскресенье 16 ноября, пришла скорбная весть о неожиданной смерти моего товарища, коллеги и бывшего одноклассника, одного из ведущих американистов России, профессора департамента международных отношений НИУ ВШЭ, доктора исторических наук Владимира Игоревича Батюка.
Смерть школьного товарища всегда заставляет задуматься как-то особенно глубоко, ведь мы с ним, естественно, одногодки, и он был старше меня всего на три месяца. Не могу сказать, что мы очень часто встречались в последнее время, а когда встречались, в основном разговаривали о работе. Но, конечно, одноклассник — это друг на всю жизнь, такой, которому можно позвонить в любое время дня и ночи, даже, если вы не виделись десять лет, и он сделает все, чтобы тебе помочь, если у тебя какие-то трудности, где вы ни находись и чего бы это ему ни стоило. Таким для меня был Володя.
Владимир Батюк родился 7 августа 1961 г., и за отведенные ему 64 с небольшим года успел сделать немало для российской науки и образования. Но я, конечно, всегда буду вспоминать его, прежде всего, как колоритнейшую фигуру нашего весьма колоритного школьного класса. Познакомились мы с ним в 1976 г., когда оба поступили на учебу в литературно-исторический класс московской средней школы № 16 около метро «Октябрьская». Школа эта была необычной, точнее, обычной она была до 8-го класса, а последние два, 9-й и 10-й, работали как экспериментальные — один поток (класс «А») был физико-математическим, а наш класс «Б» — гуманитарным. Собирались в него со всей Москвы юные таланты в области истории и литературы, способные пройти довольно сложное собеседование. У нас его принимал довольно известный в то время в Москве учитель литературы А.В.Музылев, причем, как я потом понял, оценивал не знания, а общую сообразительность. Например, меня он спросил, что я умею делать руками. Я без раздумий сказал «копать», потому что только что приехал из археологической экспедиции. Он выяснил, что я имел в виду, и тут же меня принял.
Батюк же в том время выделялся реальными знаниями. На уроках он обычно сидел на задней парте и читал книги по истории. Особенно он прославился чтением многотомной истории СССР. Когда учитель ловил его на этом и спрашивал, чем он занимается, он так честно и отвечал: читаю третий том «Истории СССР», сейчас на странице 237. При этом каким-то странным образом оказывалось, что он в курсе и того, о чем шла речь на уроке. Поэтому учился он неплохо, по истории и литературе, естественно, блестяще, а по прочим предметам вполне нормально.
Уже тогда ни у кого не было ни тени сомнения, в том, чем он будет заниматься: конечно же современной историей, по которой он знал все почти наизусть, включая монографии, учебники, книги и документы. Он уже тогда был похож на классического профессора, говорил вальяжно и размеренно, ходил медленно и с достоинством, и то, что он впоследствии стал доктором наук и профессором нескольких университетов стало простым устранением очевидного несоответствия между его внешним видом и академическими регалиями.
При этом Владимир для друзей, был вполне открытым и обладал довольно своеобразным чувством юмора, от всплесков которого порой хохотал весь класс. Помню, как-то на уроке биологии, который вела молоденькая учительница, только что закончившая пединститут, он неожиданно вскочил с места и продолжал стоять несколько минут. На удивленный вопрос преподавателя он пояснил, что его сосед якобы поет ему на ухо гимн СССР, и он не мог сидеть, а бедная женщина не знала, как на это реагировать.
Мало кто знает, что иногда он даже писал стихи, но не романтические, а исторические. Например, когда мы изучали «Тихий Дон», он откликнулся на него стилизованным стишком, который я помню до сих пор. Начинался он так: «Эй, казак, берись за пику, на коня скорей садись. Все станицы поелику на врага уж поднялись».
Естественно, что такой человек не мог поступить никуда, кроме исторического факультета МГУ, до сих пор лучшее в стране место для изучения истории, который он успешно закончил в 1983 г.
С тех пор его основным местом работы всегда был Институт США и Канады, в то время АН СССР, а сегодня — РАН, получивший имя первого директора академика Г.А.Арбатова. Здесь же по одной и той же специальности «Всеобщая история» были защищены обе его диссертации. Во всем этом он демонстрировал удивительное, хотя и характерное для многих глубоких умов, деятельность которых развивается не в пространстве, а в сфере мысли, постоянство. Практически всю свою научную жизнь он посвятил изучению США, стал одним из создателей школы военно-политических исследований ИСКРАН, занимался отношениями США с Европой и Россией в сфере безопасности, историей «холодной войны» и системой международных отношений. Его кандидатская диссертация, защищенная в 1986 самый разгар перестройки, была посвящена крайне актуальной тогда теме «Сферы совпадающих интересов США и СССР на международной арене». А докторская, защищенная более, чем через два десятилетия, в 2008, что говорит о многолетней упорной работе, называлась «Советско-американские и российско-американские двусторонние режимы (1945–2005). Чтобы понять, насколько важна и актуальна избранная Владимиром тематика и выводы, которые делает автор, достаточно привести один короткий фрагмент этого фундаментального труда: «На протяжении истории советско/российско-американских отношений с 1945 по 2005 гг. эволюция двусторонних режимов носила нелинейный характер. Можно указать как на примеры поступательного развития и усложнения этих режимов, так и на примеры их деградации и даже распада... Поддержание эффективных двусторонних режимов требует от Москвы и Вашингтона политической воли и готовности к компромиссам и встречным шагам. Как показывает опыт советско/росийско-американских отношений, обострение идеологической конфронтации между двумя странами неизбежно ведет к ослаблению политической воли к сотрудничеству и, как следствие, к эрозии двусторонних режимов».
На протяжении долгих лет работы в ИСКРАН Владимир Игоревич занимал различные должности. Он прошел путь от младшего научного сотрудника до главного, в разные году заведовал сектором текущих проблем российско-американских отношений, руководил Центром региональных аспектов военной политики США,
Центром трансатлантической безопасности. При этом находил время заниматься активной преподавательской работой в нескольких университетах. Когда в 2014 году я возглавил вновь созданный департамент международных отношений НИУ ВШЭ, то с радостью узнал, что дорогой Владимир будет работать в нем профессором. То есть, во-первых, я получал старого знакомого, на которого можно опереться, в, во-вторых, известного американиста, поэтому за американское направление можно было не беспокоиться.
Так и получилось. Все это время он великолепно вел несколько курсов о США и общих проблемах международной безопасности, и, конечно, вряд ли ему можно будет найти равнозначную ему замену. К сожалению, подобных глубоких специалистов становится все меньше.
На счету Владимира — множество публикаций: монографии, статьи, курсы лекций. Среди них: «Трудное партнерство. Двусторонние режимы и институты в российско-американских отношениях после окончания «холодной войны» (М.: Прометей, 2008), учебник «История международных отношений» (М.: Высшее образование, 2020) и другие. Уже в этом году вышла, к сожалению, последняя его книга: «Красная кнопка. История противостояния, которое могло уничтожить мир». В ней ярко и наглядно рассказывается об истории ядерного противостояния между двумя гигантами мировой политики времен Холодной войны: СССР и США, скрупулезно приводятся малоизвестные документы и факты того времени.
Уход такого крупного специалиста, ученого и друга — серьезная потеря для нашего департамента и всей российской науки о международных отношениях. Но я потерял близкого товарища, и для меня это главное. Мы будем помнить Владимира, читать его работы, рекомендовать их студентам, вспоминать его и молодым, и зрелым, и так он навсегда останется с нами.
Oбразование и учёные степени
Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки
Современные методики преподавания истории и международных отношений (2018)
Использование информационно-коммуникативных технологий в профессиональной деятельности преподавателя вуза и среднего профессионального образования (2018)
Достижения и поощрения
- Почетная грамота Факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ (октябрь 2021)
- Благодарность Факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ (июнь 2018)
- Медаль "В память 850-летия Москвы" (февраль 1997)
- Лучший преподаватель — 2015