• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Владение языками
английский
Контакты
Телефон:
22928
Электронная почта:
Адрес: Потаповский пер., д. 16, стр. 10, каб. 305
Время работы: 5-дневная рабочая неделя 40 часов
SPIN РИНЦ: 3118-2694
ORCID: 0000-0002-1107-9530
ResearcherID: A-5349-2015
Scopus AuthorID: 6507072773
Google Scholar
Руководитель
Фрумин И. Д.
Версия для печати

 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.

Реан Артур Александрович

  • Начал работать в НИУ ВШЭ в 2016 году.
  • Научно-педагогический стаж: 32 года.

Полномочия / обязанности

Исполняет обязанности заведующего лабораторией

Образование, учёные степени и учёные звания

  • 1994
    Ученое звание: Профессор
  • 1992
    Доктор педагогических наук
  • 1979

    Специалитет: Башкирский государственный университет им. 40-летия Октября, специальность «Физика»

  • Академик РАО по отделению психологии и возрастной физиологии (2016)

    Член-корреспондент РАО по отделению психологии и возрастной физиологии (1996)

    Очная аспирантура, факультет психологии Ленинградского государственного университета (1983)

Достижения и поощрения

Лауреат (Победитель) конкурса «Российского психологического общества» 2000 года  на лучший учебник за книгу «Психология и педагогика».

Лауреат Национального психологического конкурса «Золотая психея» 2002 года за книгу «Психология человека от рождения до смерти», в номинации Лучший проект в психологическом образовании.

Лауреат (Победитель) Национального психологического конкурса «Золотая психея» 2003 года за книгу «Психология подростка: полное руководство», в номинации Лучший проект в психологическом образовании.

Лауреат (Победитель) Всероссийского конкурса 2004 года на лучший учебник по педагогике за книгу «Педагогика».

Лауреат Национального психологического конкурса «Золотая психея» 2006 года за книгу «Психология адаптации личности», в номинации Лучший проект в психологической науке.

Лауреат Национального психологического конкурса «Золотая психея» 2006 в номинации Личность года в психологическом образовании.

Лауреат Всероссийского конкурса психологических изданий 2007  за книгу «Психология детства», в номинации Лучший учебник по психологии. (Конкурс Министерства образования РФ и Федерации психологов  образования РФ).

Медаль им. Г.И.Челпанова (I степени) «За вклад в развитие психологической науки» (2007 г.).

Почетное звание «Заслуженный деятель науки Российской Федерации» (Указ Президента РФ № 501 от 17.04.2007 г.).

Памятная медаль «Московский университет МВД России» (2012).

Почетная грамота Президиума Российского психологического общества (2016 г.).

Благодарность Председателя Государственной Думы Федерального Собрания РФ (2016 г.).

Победитель Национального психологического конкурса «Золотая психея» за книгу «Психология девиантности» в номинации «Книга года по психологии» (2016 г.).

Благодарность Уполномоченного при Призеденте Российской Федерации по правам ребенка (2018 г.)

Участие в редколлегиях научных журналов

  • С 2000 по 2004гг.: председатель редсовета журнала «Мир детства», (2000-2004).

    С 2009г.: член редсовета журнала «Вестник Фонда помощи детям в трудной жизненной ситуации».

    С 2011г.: член редсовета журнала «Защити меня».

    С 2012г.: член редсовета журнала «Мама, Папа, Я. (Медицина, психология, педагогика)».

     

  • С 2018 г.: член редсовета журнала «Вестник Московского университета. Серия 14: Психология».

  • С 2018 г.: член редсовета журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16. Психология. Педагогика».

  • С 2014 г.: член редсовета журнала «Вестник Московского университета МВД России».

  • С 2014 г.: член редсовета журнала «Государственная служба и кадры».

  • С 2014 г.: член редсовета журнала «Закон и право».

  • С 2014 г.: член редсовета журнала «Образование. Наука. Научные кадры».

  • С 2014 г.: член редсовета журнала «Психопедагогика в правоохранительных органах».

  • С 2007 г.: член редсовета журнала «Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта».

  • С 2005 г.: член редсовета журнала «Российский психологический журнал».

  • С 2005 по 2010 гг.: член редсовета журнала «Вестник практической психологии образования».

Публикации19

Публикации до 2016 года

Книги

Общая психология и психология личности. / Под ред. А.А.Реана. (автор и научный ред.).   М. 2009., 2011. 639 с.

Проблемы общей акмеологии. / Под ред. А.А.Реана.  (автор и научный ред.).  СПб. 2000.

Психология подростка. / Под ред. Реана А.А (автор и научный ред.). М.-СПб. 2003, 2008. 504 с.

Психология человека от рождения до смерти. / Под ред. Реана А.А (автор и научный ред.).  СПб-М. 2001, 2003, 2006, 2008. 652 с.

Реан А.А. Психология и психодиагностика личности.  СПб.-М. 2006. 255 с.

Реан А.А. Психология личности.  СПБ.: Питер. 2013, 2016. 288 с.

Реан А.А. Психология личности. Социализация, поведение, общение. М.-СПб. Еврознак. 2004. 416 с.

Реан А.А.,  Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб. 1999, 2008. 574 с.

Реан А.А., Бордовская Н.В. Педагогика // СПб. 2000, 2003, 2006, 2008. 304 с.

Реан А.А., Бордовская Н.В. Розум С.И.  Психология и педагогика. СПб. 2000, 2003, 2006, 2008. 432 с.  

Реан А.А., Дандарова Ж.К., Прокофьева В.А. Социальное сиротство в современной России. Аналитический доклад. М.2002.  94 с.

Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности.  СПб. 2002., 2006, 2008. 352 с.

Семья: психология, педагогика, социальная работа. / Под ред. А.А.Реана. (автор и научный ред.). М.:АСТ. 2010. 576 с.

Статьи

Реан А.А. Акмеология личности // Психологический журнал. Т.21. №3. 2000. С.88-95.

Реан А.А. Асоциальное поведение несовершеннолетних как проблема психологии образования // Российский психологический журнал. 2005. т.2. № 3. С. 68-77.

Реан А.А. Влияние семьи и социальных установок на асоциальное поведение несовершеннолетних // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 7. С. 281-288

Реан А.А. К вопросу о феномене социально-психологической терпимости // Психол. журнал. 1991. Т.12. №4. С.181-182

Реан А.А. Личность и деформация ее ядра при делинквентном поведении. // Вестник практической психологии образования. 2005. № 4. С. 23-27.

Реан А.А. Локус контроля делинквентной личности. // Психологический журнал. 1994. №2. С. 52-56.

Реан А.А. Напряженность и привлекательность как параметры способов совместной деятельности в обучении // Вопросы психологии. 1984. №6. с.102-105

Реан А.А. Педагогические особенности взаимодействия педагога и студента // Вопросы психологии. 1983. №5. с.58-60

Реан А.А. Подростковая субкультура – зона потенциальных р исков // Психологическая наука и образование. 2012. № 4.  С. 5 – 10.

Реан А.А. Проблемы и перспективы развития концепции локуса контроля личности. С.3-12. // Психологический журнал. 1998. №4. С.3-12.

Реан А.А. Психологический анализ проблемы удовлетворенности избранной профессией // Вопросы психологии. 1988. №1. С. 83-88.

Реан А.А. Семейный фактор преодоления преступности несовершеннолетних: теория и практика // Вестник Московского университета МВД России № 3. 2014 С. 211 - 215

Реан А.А. Семьи риска. Дети. Общество. // Национальный психологический журнал. 2007. № 1 (2). С. 40-43

Реан А.А. Семья как фактор профилактики и риска виктимного поведения // Национальный психологический журнал. 2015. № 1. С. 3-8.

Реан А.А. Семья как фактор социальных девиаций личности // Российский психологический журнал. 2007. т.4. № 1. С. 25-28

Реан А.А. Семья, социальные установки и асоциальное поведение детей и подростков // Российский психологический журнал. 2015. Т. 12. № 1. С. 29 - 40

Реан А.А. Семья: агрессия и виктимность несовершеннолетних // Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 12. С. 304 – 308

Реан А.А. Судебно-психологическая экспертиза по делам об изнасиловании // Психологический журнал. 1990. Т.II. №2. С.74-81

Реан А.А. Характерологические особенности подростков-делинквентов // Вопросы психологии. 1991. №4. С.139-144

Реан А.А. Этико-гуманистический подход к проблеме агрессии человека. (статья 1). // Псiхaлогiя. 1999. № 2. с.22-38.

Реан А.А. Этико-гуманистический подход к проблеме агрессии человека. (статья 2). // Псiхaлогiя. 1999. № 3. с.36-40.

Реан А.А., Баранов А.А.  Факторы  стрессоустойчивости учителей. // Вопросы психологии. 1997. № 1. С. 45 - 54.

Реан А.А., Регуш Л.А. Рогов Е.И. Практико-ориентированная концепция психологической подготовки педагогов // Вестник практической психологии образования. 2007. № 1. с. 39-42.

Реан А.А., Санникова М.Ю. Правовое воспитание старшеклассников: психолого-педагогические аспекты // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 11. С. 260-263.

Реан А.А., Симаева И.Н.  Превентивная адаптивность как новообразование личности // Российский психологический журнал. 2006. Т. 3. № 2. С. 22-34.

Конференции

Количество конференций не поддается подсчету.


Опыт работы

1979 – 1980  стажер-исследователь факультета психологии Ленинградского государственного университета

1980 – 1983  аспирант факультета психологии Ленинградского государственного университета

1983 – 1988 ассистент, доцент кафедры психологии Башкирского государственного университета

1988 – 1992  зав. лабораторией педагогической психологии, с.н.с., Всесоюзного НИИ профтеобразования, Ленинград

1992 – 1993 директор научно-внедренческого центра «Акмэ» Всесоюзной акмеологической ассоциации, Ленинград

1993 – 1997 профессор кафедры общей психологии Санкт-Петербургского государственного университета

1997 – 1997 и.о. зав. кафедрой психологии и педагогики личностного развития Санкт-Петербургского государственного университета

1997 – 2000 зав. кафедрой психологии и педагогики личностного развития Санкт-Петербургского государственного университета

2000 – 2002 профессор кафедры акмеологии и психологии Российской академии госслужбы при Президенте РФ

2002 – 2003 научный руководитель фонда «Развития социальных инноваций»

2003 – 2003 вице-президент фонда «Развития социальных инноваций»

2004 – 2016 профессор кафедры психологии Московского университета МВД России

2006 – н.в. Директор федерального проекта «Крепкая семья»

2016 – н.в. Главный научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ

В университете МВД прошла Всероссийская научная конференция по профилактике асоциального поведения несовершеннолетних

5 декабря в Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя состоялась X Всероссийская научно-практическая конференция «Асоциальное поведение несовершеннолетних: социальные, семейные, педагогические и психологические факторы».

В Общественной палате РФ прошла конференция по проблемам профилактики девиантного поведения подростков

21 ноября в Общественной палате Российской Федерации в Москве прошла всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы профилактики девиантного поведения, формирования здорового и безопасного образа жизни обучающихся». Организаторами конференции выступили министерство просвещения Российской Федерации, ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей» при поддержке Комиссии по развитию образования и науки Общественной палаты.

В Санкт-Петербурге прошли Герценовские чтения, посвященные психологическим исследованиям в образовании

10 – 11 октября в Санкт-Петербурге прошла первая международная научно-практическая конференция «Герценовские чтения: психологические исследования в образовании». Организатором конференции выступил самый старейший педагогический университет в стране - Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена при поддержке Министерства образования и науки РФ и Российского Фонда Фундаментальных Исследований.

Что может сделать учитель, чтобы противостоять школьной травле?

О том, что буллинг широко распространен в школах как в России, так и за рубежом, кажется, сегодня знают все сотрудники сферы образования, идет ли речь о столичных гимназиях или небольших поселковых школах, общей численностью учащихся меньше 100 человек.

В Москве состоялось открытие VIII международной научно-практической конференции «Психологические проблемы современной семьи».

3 октября в Москве состоялось открытие VIII международной научно-практической конференции «Психологические проблемы современной семьи».

В Челябинской области прошел первый Фестиваль образования и науки

С 05 по 06 октября 2018 года в г. Сатка Челябинской области прошел первый Фестиваль образования и науки. Фестиваль состоялся в рамках соглашения, заключенного в 2018 году между Правительством Челябинской области и Российской академией образования при поддержке администрации Саткинского муниципального района Челябинской области, Фонда поддержки и сохранения культурных инициатив «Собрание», Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова, Российского Исторического Общества, фонда «История Отечества» и Московской государственной художественно-промышленной академии им. С.Г. Строганова. В Фестивале приняли участие дети и родители, представители учреждений среднего и высшего образования, социальной защиты населения Челябинской области, ведущие российские ученые из Москвы и Санкт-Петербурга, представители органов власти и НКО.

В Москве прошла научная конференция Национальной родительской ассоциации

12 сентября Национальная родительская ассоциацией социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей (НРА) при поддержке Министерства просвещения РФ, Российской академии образования, Общественной палаты РФ была организована научная конференция, посвященная изучению научно-педагогического наследия и современного образования. Мероприятие было приурочено к знаменательной для российской педагогики и родительства дате – 100-летию со дня рождения В.А. Сухомлинского.

В Челябинске прошла Всероссийская выставка-форум «Вместе – ради детей! Вместе 10 лет»

В Челябинске с 06 по 07 сентября прошла IX Всероссийская выставка-форум «Вместе – ради детей! Вместе 10 лет». Организаторами мероприятия выступили Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в партнерстве с Правительством региона и при поддержке Губернатора Челябинской области.

В Москве состоялось заседание научно-координационного совета РАО по вопросам семьи и детства

В работе заседания на тему «Современная семья и проблемы семейного воспитания. Взаимодействие семьи и школы»  приняли участие ученые-исследователи, практики психолого-педагогической деятельности и представители общественных организаций.

В Москве прошел очередной межвузовский семинар «Проблемы профилактики асоциального поведения в семье и школе».

Организатором семинара является Лаборатория профилактики асоциального поведения Института образования НИУ «Высшая школа экономики», партнеры семинара – Московский университет МВД РФ им. В.Я. Кикотя, МГУ имени М.В. Ломоносова, РГПУ им. А.И. Герцена, Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В. П. Сербского.

В Москве прошла международная конференция, посвященная педагогическим и психологическим аспектам профессионального образования сотрудников правоохранительных органов

6 – 7 июня в Москве прошла вторая международная конференция «Профессиональное образование сотрудников органов внутренних дел. Педагогика и психология служебной деятельности: состояние и перспективы», организуемая Московским университетом МВД России им. В.Я. Кикотя и Народным университетом общественной безопасности Китая. Конференция была посвящена проблемам подготовки специалистов для органов внутренних дел в контексте актуальных задач психологической работы, психологическому обеспечению служебной деятельности.

Эксперты обеспокоены «нестыковками» в коммуникации семьи и школы

Обсуждение роли семьи в благополучии современного ребенка стало центральной темой Международной научно-практической конференции «Семья и дети в современном мире», которая состоялась в РГПУ имени Герцена при поддержке ряда профильных объединений, ведомств и организаций, в том числе Института образования НИУ ВШЭ.

В Санкт-Петербурге прошла международная научно-практическая конференция «Семья и дети в современном мире»

С 16 по 18 мая в Санкт-Петербурге прошла международная научно-практическая конференция «Семья и дети в современном мире». Руководителями конференции выступили председатель научно-координационного совета Российской академии образования по вопросам семьи и детства, заведующий Лабораторией профилактики асоциального поведения Высшей школы экономики, академик РАО, доктор наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ Артур Реан и заведующий кафедрой возрастной психологии и педагогики семьи, доктор наук, профессор, Почетный работник высшего профессионального образования РФ Валерий Ситников.В конференции приняли участие ведущие ученые, педагоги, психологи, медицинские и социальные работники, сотрудники правоохранительных органов и учреждений культуры, родители, представители государственных структур и общественных организаций.

В Санкт-Петербурге состоялась Всероссийская научная конференция «Воспитание семейных ценностей: партнерство семьи, школы и общества»

25 - 26 апреля в Санкт-Петербурге прошла всероссийская научно-практическую конференция с международным участием «Воспитание семейных ценностей: партнерство семьи, школы и общества».

В Москве прошла межрегиональная конференция по вопросам распространения эффективных практик по профилактике правонарушений несовершеннолетних

25 апреля состоялась межрегиональная конференция по вопросам распространения эффективных практик, технологий и методов работы по профилактике правонарушений несовершеннолетних. Организаторами конференции выступили Министерство образования и науки Российской Федерации и Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Круглый стол "Профилактика школьного насилия: проблемы, подходы, опыт"

В рамках еженедельного семинара Института образования НИУ ВШЭ «Актуальные исследования и разработки в области образования» в прошедший вторник, 17-го апреля, был проведен круглый стол по теме «Профилактика школьного насилия: проблемы, подходы, опыт». На круглом столе выступили ведущие эксперты в сфере педагогики, детской психологии, теоретики и практики школьного образования.

Когда слово ученого как сигнал об опасности

Самые яркие цитаты спикеров семинара «Профилактика школьного насилия: проблемы, подходы, опыт».

Внедрение научных разработок и инноваций в сфере семейного и школьного воспитания.

В Москве прошло заседание  научно-координационного совета Российской академии образования (РАО) по вопросам семьи и детства, посвященное вопросам внедрения научно-практических разработок и инноваций в сфере семейного и школьного воспитания.

Сила отрицательного примера

Какую семью хотят современные подростки

В Москве состоялось заседание по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних

В Москве состоялось расширенное заседание комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей на тему: «Школа - территория безопасности. Взаимодействие семьи и школы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних».

«Пока мы говорим, что ненависть обусловлена инстинктами, человек не перестанет ненавидеть»

Самые яркие цитаты семинара «Школьная жестокость: уроки Перми и Улан-Удэ. Школа как фактор риска и профилактики асоциального поведения»

Безопасен ли тихий мальчик с последней парты: первый межвузовский семинар «Проблемы профилактики асоциального поведения в семье и школе» прошел в Институте образования

В минувшую среду прошел первый межвузовский семинар «Проблемы профилактики асоциального поведения в семье и школе». Организаторами семинара являются сотрудники Лаборатории профилактики асоциального поведения Института образования НИУ ВШЭ, партнеры семинара - МУ МВД, МГУ имени М.В. Ломоносова, РГПУ им. Герцена, НМИЦПиН имени В.П. Сербского.

Роль семьи в социалиации подростков "группы риска" обсудили на итоговом заседании научно-координационного совета РАО в 2017 году

В работе заседания на тему «Семья как фактор профилактики девиантности детей и подростков» приняли участие ученые-исследователи, практики психолого-педагогической деятельности и представители общественных организаций.

Научный форум «Современная семья в мегаполисе: развитие, кризисы, трансформация» состоялся в Москве

В рамках торжественных мероприятий, посвященных 145-летию Московского педагогического государственного университета в Москве проходит Неделя науки и образования в интересах мира и развития. Проведение Недели приурочено к 25-летию Программы УНИТВИН/Кафедры ЮНЕСКО в Российской Федерации. Академик РАО,  профессор,  заведующий лабораторией профилактики асоциального поведения НИУ «Высшая школа экономики» Артур Реан  выступил с докладом «Семья в структуре ценностей молодежи».

Всероссийская научно-практическая конференция «Семья и социум: социальные, психологические и правовые аспекты» прошла в Москве

Сотрудники Лаборатории профилактики асоциального поведения выступили на Всероссийской научно-практической конференции «Семья и социум: социальные, психологические и правовые аспекты», которая прошла 16 ноября в Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя. 

«Замкнутый круг агрессии необходимо разорвать»

О том, какие невольные ошибки совершают родители в воспитании детей, чем опасна травля в школе и как с ней бороться, чем могут помочь учёные «трудным» детям, подросткам, их родителям и учителям, рассказывает академик РАО, заместитель председателя общественного совета федерального проекта «Единой России» «Крепкая семья», заведующий лабораторией профилактики асоциального поведения Института образования НИУ ВШЭ, профессор Артур Реан.

В Казани открывается Всероссийский психологический форум

Сегодня, 5 октября 2017 года, в г. Казани состоялось открытие Всероссийского психологического форума, который проходит на базе Казанского (Приволжского) федерального университета в рамках VI Съезда Российского психологического общества.

В Совете Федерации прошло заседание совета по развитию социальных инноваций регионов, посвященное использованию IT-технологий в социальной сфере

В заседании принял участие заведующий лабораторией профилактики асоциального поведения Высшей школы экономики, Заслуженный деятель науки РФ, академик РАО Артур Реан.

Руководитель Лаборатории профилактики асоциального поведения принял участие во Всероссийском форуме по воспитанию детей

29го августа 2017 года во Владимире прошел Второй Всероссийский Форум «Воспитание детей – инвестиции в будущее. Семья, общество, государство: вызовы времени».

Важность и возможности развития родительского просвещения обсудили в Москве

14 мая в Москве состоялось заседание научно-координационного совета РАО по вопросам семьи и детства на тему: «Роль и значение родительского просвещения. Программа «Родительский университет». Совет создан в рамках взаимодействия федерального проекта «Крепкая семья» и Российской академии образования.

Образовательные программы для родителей представлены в РАО

14 июня состоялось заседание научно-координационного совета Российской академии образования по вопросам семьи и детства на тему: «Роль и значение родительского просвещения. Программа «Родительский университет». В заседании приняла участие Президент Российской академии образования Л.А. Вербицкая, провел заседание председатель совета А.А. Реан.

"Психология девиантности" под редакцией А.А. Реана - лауреат премии Золотая Психея по итогам 2016 г.

4 июня стали известны имена победителей XVIII Национального психологического конкурса «Золотая Психея». Решением Большого Жюри победителем по итогам 2016 года  в номинации «Книга года по психологии» стала «Психология девиантности. Дети, Общество, Закон», коллективная монография под редакцией профессора, заведующего Лаборатории профилактики асоциального поведения Института Образования НИУ ВШЭ Артура Александровича Реана.

Юбилей Артура Александровича Реана

8 марта юбилей Артура Реана, главного научного сотрудника Института образования ВШЭ.