Пичугина Виктория Константиновна
- Профессор:Институт образования / Департамент образовательных программ
- Ведущий научный сотрудник:Институт образования / Лаборатория проектирования содержания образования
- Начала работать в НИУ ВШЭ в 2021 году.
- Научно-педагогический стаж: 2 года.
Полномочия / обязанности
Ученый секретарь серии «Библиотека журнала "Вопросы образования"»
Руководство направлением по изучению истории куррикулума
Проведение исследований по изучению городской грамотности и эволюции образовательных пространств города
Образование, учёные степени и учёные звания
- 2014Ученое звание: Профессор
- 2014Доктор педагогических наук: Волгоградский государственный социально-педагогический университет
- 2013Ученое звание: Доцент
- 2009Кандидат педагогических наук: Волгоградский государственный педагогический университет
- 2007
Магистратура: Волгоградский государственный педагогический университет, специальность «педагогика», квалификация «Магистр»
- 2006
Специалитет: Волгоградский государственный педагогический университет, специальность «Химия и биология», квалификация «Учитель химии и биологии»
Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки
- Программа: «Использование электронных информационных систем, электронных библиотечных систем и средств информационно-коммуникативных технологий при реализации программ в соответствии с требованиями ФГОС» (18 ч., 2019 г., КалмГУ)
- Программа: «Педагог профессионального образования» (72 ч., 2019 г., ИСРО РАО)
- Цифровая стажировка в Центре университетского партнерства НИУ ВШЭ по теме «Преподавательское мастерство в цифровую эпоху. Техники эффективного преподавания в дистанционном режиме» (15-29 июня 2020 г.)
- Программа: «Педагогический дизайн в смешанном обучении» (54 ч., ТомГУ, 2020 г.)
- Программа: «Наука и технологии в цифровом обществе» (72 ч., ГАУГН, 2020 г.)
- Программа: "Научная коммуникация в образовательных и музейных проектах" (72 ч., НИУ ИТМО, 2021 г.)
- Цифровая стажировка в Центре университетского партнерства НИУ ВШЭ по теме «Система управления научной деятельностью » ( 19-29 апреля 2021 г. )
- Образовательная программа "Английский язык. Углубленное изучение General English, направленное на развитие академических навыков, уровень Intermediate" (25 сентября - 29 декабря 2021 г.)
Достижения и поощрения
Лауреат премии Правительства Москвы молодым ученым за 2020 г. в области исследований «Общественные науки» за работу в рамках научного направления "Междисциплинарный анализ античного педагогического наследия и оценка его роли в эволюции образовательных практик и пространств образования".
Лауреат премии по поддержке талантливой молодежи в рамках приоритетного национального проекта «Образование» (2008 г.).
Награждена медалью К.Д. Ушинского «За труды в просвещении» (2009 г.) и медалью Российской академии образования «Молодым ученым за успехи в науке» (2016 г.)- Благодарность Министерства образования и науки Республики Калмыкия (декабрь 2021)
- Лучший преподаватель – 2022
Надбавка за публикацию в журнале из Списка B (2023-2024)
- Победитель Конкурса лучших русскоязычных научных и научно-популярных работ работников НИУ ВШЭ – 2023
Конкурс лучших русскоязычных научных и научно-популярных работ работников НИУ ВШЭ – 2023, дополнительно отмеченная работа
Учебные курсы (2023/2024 уч. год)
- История педагогической культуры (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 2, 3 модуль)Рус
- Современные теории обучения (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 2 модуль)Рус
Современные теории обучения (Магистратура; где читается: Институт образования; направление "37.04.01. Психология", направление "38.04.04. Государственное и муниципальное управление", направление "38.04.04. Государственное и муниципальное управление"; 1-й курс, 4 модуль)Рус
Современные теории обучения (Магистратура; где читается: Институт образования; направление "38.04.04. Государственное и муниципальное управление", направление "38.04.04. Государственное и муниципальное управление", направление "38.04.04. Государственное и муниципальное управление"; 2-й курс, 1 модуль)Рус
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2022/2023 уч. год)
- История педагогической культуры (Аспирантура; 1-й курс, 1 семестр)Рус
- История педагогической культуры (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 3, 4 модуль)Рус
Учебные курсы (2021/2022 уч. год)
- История и философия образования (Аспирантура; 1-й курс, 1 семестр)Рус
- История образования и педагогической мысли (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 2-4 модуль)Рус
- История образования и педагогической мысли (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 3, 4 модуль)Рус
Публикации40
- Книга Антология педагогического наследия культур Востока / Рук.: В. К. Пичугина; сост.: В. Г. Безрогов, В. К. Пичугина, Р. И. Зияншина. Т. 3. М. : Аквилон, 2023.
- Книга Можайский А. Ю., Пичугина В. К. Берковские чтения - 2023. Книжная культура в контексте международных контактов: Материалы VII Международной научной конференции (Брест, 24-25 мая 2023 г.) Т. 2. Москва; Минск: ФГБУН НИЦ "Наука" РАН; ЦНБ НАН Беларуси, 2023.
- Статья Иванова А. Е., Пичугина В. К. Городская грамотность подростка — определение и способы измерения // Вопросы образования. 2023. № 2. С. 101-132. doi
- Книга Пичугина В. К., Жирнова А. С. Куррикулум для героя: Геракл и Ахиллес / Под общ. ред.: В. К. Пичугина. Калининград : Издательство Балтийского федерального университета им. И. Канта, 2023.
- Статья Пичугина В. К. Лучник против гоплита: образовательный путь Геракла в текстах и образах // Диалог со временем. 2023. Т. 83. С. 198-214. doi
- Статья Пичугина В. К. Образование в городе сквозь слезы и смех: софистические речи в «Медее» Еврипида и «Облаках» Аристофана // Hypothekai. 2023. № 7. С. 16-44. doi
- Книга Шварц Д. Л. Пайдейя и культ: христианская инициация по Феодору Мопсуестийскому / Пер. с англ. (под ред.: В. К. Пичугина); науч. ред.: В. К. Пичугина. СПб. : Издательство РХГА, 2023.
- Статья Пичугина В. К. Сильный гнев vs сильная личность, или еще раз о ссоре Ахиллеса и Агамемнона // Электронный научно-образовательный журнал "История". 2023. Т. 14. № 4 doi
- Статья Пичугина В. К. Становление педагогической антропологии: К. Д. Ушинский vs Карл Шмидт // Отечественная и зарубежная педагогика. 2023. Т. 2. № 2(92). С. 96-117. doi
- Глава книги Пичугина В. К., Лурье З. А. Что мы знаем о христианской пайдейе? (Введение к книге) // В кн.: Пайдейя и культ: христианская инициация по Феодору Мопсуестийскому / Пер. с англ. (под ред.: В. К. Пичугина); науч. ред.: В. К. Пичугина. СПб. : Издательство РХГА, 2023. С. 5-15.
- Статья Пичугина В. К. Геракл как плохой ученик: особенности куррикулума для древнегреческого героя // Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. Т. 1. № 2(83). С. 148-167. doi
- Статья Пичугина В. К. Город в болезни и здравии: научение через физические или душевные страдания в древнегреческих трагедиях // Schole. Философское антиковедение и классическая традиция. 2022. Т. 16. № 1. С. 139-151. doi
- Статья Пичугина В. К., Лурье З. А. Город-университет и государство-университет: методологический инструментарий Уильяма Кларка // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 5. С. 83-101. doi
- Статья Пичугина В. К., Меттини Э., Можайский А. Ю. Медицинское образование в античности: город и болезнь (обзор научного семинара) // Schole. Философское антиковедение и классическая традиция. 2022. Т. 16. № 1. С. 334-340. doi
- Статья Можайский А. Ю., Пичугина В. К. Михаил Семенович Куторга в системе европейских научных координат: координата Лондона // Электронный научно-образовательный журнал "История". 2022. Т. 13. № 5 (115). Статья 8. doi
- Статья Пичугина В. К., Можайский А. Ю. Пространства города и дома в "Трагедии Ореста" Драконция // Интеллектуальные традиции в прошлом и настоящем (исследования и переводы). 2022. № 6. С. 277-289. doi
- Статья Пичугина В. К. Хирон как наставник в медицине Ахиллеса и Асклепия: педагогическая миссия городского кентавра // Hypothekai. 2022. № 6. С. 78-104.
- Статья Pichugina V., Mettini E., Volkova Y. Cicero’s writings as learning texts for humanities students: from Augustus Wilkins to Cicero Digitalis // Hypothekai. 2021. No. 5. P. 191-213. doi
- Книга Антология педагогического наследия Средних веков, Возрождения и Реформации / Сост.: В. В. Рыбаков, В. Г. Безрогов, В. К. Пичугина. Русское слово - учебник, 2021.
- Глава книги Пичугина В. К. Антропология оформления образовательного пространства города // В кн.: Образовательные пространства и антропопрактики города / Под общ. ред.: В. К. Пичугина. Аквилон, 2021. С. 7-18.
- Статья Пичугина В. К., Жирнова А. С. Визуальность и нарративность в античной традиции об Ахиллесе: уникальный проект аристократического образования // Отечественная и зарубежная педагогика. 2021. Т. 1. № 4(77). С. 30-44. doi
- Статья Бадма-Халгаева О. Ю., Пичугина В. К. Воинская добродетель богатырей в калмыцких версиях героического эпоса «Джангар» // Conversatoria Litteraria. 2021. Т. XV. С. 55-66. doi
- Книга До пайдейи: представления об образовании в трагедиях Эсхила / Пер. с англ.: В. К. Пичугина, Я. А. Волкова (под ред.: В. К. Пичугина); науч. ред.: В. К. Пичугина. Издательство РХГА, 2021.
- Книга Афонасина А. С., Безрогов В. Г., Ведешкин М. А., Лурье З. А., Каргальцев А. В., Корецкая М. А., Можайский А. Ю., Перфилова Т. Б., Пичугина В. К., Светлов Р. В., Смирнов С. А., Степанова А. С., Суриков И. Е., Щеглов А. Дж. Образовательные пространства и антропопрактики города / Под общ. ред.: В. К. Пичугина. Аквилон, 2021.
- Глава книги Пичугина В. К., Можайский А. Ю., Перфилова Т. Б., Лурье З. А., Смирнов С. А., Корецкая М. А. Образы города и человека. Город-воспитатель и город-учитель (траектории, навигации, антропопрактики) // В кн.: Образовательные пространства и антропопрактики города / Под общ. ред.: В. К. Пичугина. Аквилон, 2021. С. 19-215.
- Глава книги Пичугина В. К. Что мы знаем о том, что было до пайдейи? (Предисловие к книге) // В кн.: До пайдейи: представления об образовании в трагедиях Эсхила / Пер. с англ.: В. К. Пичугина, Я. А. Волкова (под ред.: В. К. Пичугина); науч. ред.: В. К. Пичугина. Издательство РХГА, 2021. С. 5-8.
- Глава книги Pichugina V. Creating Personalized Anthologies Using Primary Sources, in: An Educator's Handbook for Teaching about the Ancient World. Oxford : Archaeopress Publishing Ltd, 2020. P. 149-150.
- Статья Pichugina V., Volkova Y. Marcus Tullius Cicero’s concept on education through culture // History of Education and Children's Literature. 2020. Vol. XV. No. 2. P. 389-406.
- Статья Pichugina V., Volkova Y. Marcus Tullius Cicero’s ecophilosophy of education: education in the city and for the city // Dialog so Vremenem. 2020. No. 72. P. 346-358. doi
- Статья Mozhaysky A., Pichugina V. The Greek shield as a metal artifact and its reflection in the story of the Croesus’ gifts in Thebes // Non-ferrous Metals. 2020. Vol. 2. P. 79-83. doi
- Статья Pichugina V. The shield as pedagogical tool in Aeschylus’ Seven against Thebes // Hypothekai. 2020. No. 4. P. 121-170. doi
- Книга Антология педагогики взрослого человека: Ксенофонт Афинский / Сост.: В. К. Пичугина, М. К. Ветошкина, А. Ю. Можайский; под общ. ред.: В. К. Пичугина. Аквилон, 2020.
- Глава книги Пичугина В. К., Ветошкина М. К. Ксенофонт Афинский об обучении и воспитании взрослого человека // В кн.: Антология педагогики взрослого человека: Ксенофонт Афинский / Сост.: В. К. Пичугина, М. К. Ветошкина, А. Ю. Можайский; под общ. ред.: В. К. Пичугина. Аквилон, 2020. С. 7-24.
- Статья Пичугина В. К., Можайский А. Ю. Особенности «народной образованности»: М.С. Куторга в пространстве высшего образования России и Европы // Alma mater (Вестник высшей школы). 2020. № 7. С. 96-104. doi
- Статья Пичугина В. К., Можайский А. Ю. Трагическая визуализация образовательного пространства Фив в «Фиваиде» Стация // Праксема. Проблемы визуальной семиотики. 2020. № 3. С. 99-117. doi
- Статья Пичугина В. К. Античные тексты in statu quo: истоки жанра педагогической антологии как формы исторической памяти // Диалог со временем. 2019. № 66. С. 19-36. doi
- Книга Антология педагогического наследия Древней Греции и Древнего Рима / Сост.: В. К. Пичугина, В. Г. Безрогов; под общ. ред.: В. К. Пичугина. Русское слово, 2019.
- Статья Пичугина В. К., Можайский А. Ю. Визуальные наставления в древнегреческих трагедиях об Оресте и Электре: дискурс слова и дискурс образа // Праксема. Проблемы визуальной семиотики. 2019. № 3. С. 113-134. doi
- Статья Pichugina V. Παιδεια and humanitas in Cicero’s instruction // Kwartalnik Pedagogiczny. 2018. No. 1. P. 198-205.
- Книга Марк Туллий Цицерон. Антология гуманной педагогики / Сост.: В. К. Пичугина, Я. А. Волкова. Форум, Неолит, 2016.
Конференции
- 2021Supporting Faculty in Writing for Publication: Best Practices (Москва). Доклад: Thematic issues of journals: Way to authors’ professional development
- International Standing Conference for the History of Education (ISCHE 42) «Looking from above and below: Rethinking the Social in the History of Education» (Эребру). Доклад: Social Time And Educational Space In Agamemnon By Aeschylus And Seneca (Features Of Dramatic Visualization)
- Epic, Society and Religion in the Ancient Near Eastern and Mediterranean cultures (Тарту). Доклад: "Seven-gated" Thebes: Epic Tradition, Topography and Evidence of Material Culture
- 2019Prayer and the ancient city: influences of urban space (Галле). Доклад: Orestes’ and Electra’s prayer practices as instructions to the city
- Conference for the History of Education (ISCHE 40) «Spaces and places of education» (Порто). Доклад: Educational Space of the City in Greek Tragedies by Aeschylus, Sophocles and Euripides
- 2018Conference for the History of Education (ISCHE 40) «Education and nature» (Берлин). Доклад: Marcus Tullius Cicero’s ecophilosophy of education
- 2017
4th Teaching & Education Conference (Венеция). Доклад: Lifelong educational care of the self in the age of metamodern
Участие в редколлегиях научных журналов
С 2019 г.: член редколлегии журнала «Kwartalnik Pedagogiczny».
С 2017 г.: главный редактор журнала «Hypothekai».
Гранты
РГНФ «Концепция заботы о себе в истории педагогики и культуры» 2014-2016 гг. (исполнитель),
DAAD «Bildungssystem in Niedersachsen» 2016 г. (руководитель, совместно с Leibniz-University и University of Music),
РГНФ «Методология научного исследования в педагогике» 2016 г. (руководитель)
РФФИ «Концепция воспитания культурой в педагогическом дискурсе Цицерона» 2016-2018 гг. (руководитель),
Фонд В. Потанина «Открытие сетевой магистерской программы “Непрерывное образование” 2016-2017 гг. (руководитель),
РФФИ «Воспитание театром и в театре: античная педагогика сцены» 2017-2019 гг. (руководитель)
РНФ «Образовательные пространства и антропопрактики античного и современного города» 2018-2021 гг. (руководитель).
Грант департамента классических исследований Нью-Йоркского университета в Абу-Даби на переводческую деятельность, 2019 г. (исполнитель).
РФФИ «Эволюция пространства образования и пространства знания в поздней Античности» 2019-2021 гг. (исполнитель)
РНФ «Образовательные пространства и антропопрактики античного и современного города» 2021-2023 гг. (руководитель).
Опыт работы
09.2005 - 09.2010- Волгоградский государственный медицинский университет, преподаватель
09.2010 – 12.2016 Волгоградский государственный социально-педагогический университет, преподаватель
12.2016 – по н/в Институт стратегии развития образования Российской академии образования , ведущий научный сотрудник
Информация*
- Общий стаж: 2 года
- Научно-педагогический стаж: 2 года
- Преподавательский стаж: 2 года
Хитроумие и отвага
Историк образования Виктория Пичугина — о воспитании и обучении двух величайших лидеров среди героев античных мифов — царя Итаки Одиссея и предводителя аргонавтов Ясона
На тёмной стороне силы
Чем омрачена доблесть Геракла и как на его поведение повлиял выбор оружия
Геракл, его лук и другие противоречия в истории героя: еще одна попытка понять древнегреческие мифы с точки зрения истории педагогики
Из древнегреческой «пайдейи» вышли многие современные представления об образовании. А античные герои продолжают вдохновлять не только писателей, художников и режиссеров, но и педагогов.
Тест в большом городе: психометрики Инобра создали инструмент для оценки «городской грамотности» подростков
Грамотность — модное понятие: часто можно услышать об экологической, финансовой и многих других грамотностях. Все вместе они помогают человеку благополучно жить и добиваться успеха в разных сферах. Не так давно эксперты заговорили о городской грамотности, потому что жизнь в мегаполисе требует многих умений, от цифровых до тех, что связаны со здоровьем. А теперь городскую грамотность детей и подростков можно будет измерить — инструмент для этого разработали психометрики Инобра под руководством Алины Ивановой и экспертном участии Виктории Пичугиной.
Измеряем и проверяем: новый номер «Вопросов образования» рассказывает сразу о нескольких инструментах оценивания
Пожалуй, главная тема номера — измерения в школе и за ее пределами. Светлана Авдеева и Ксения Тарасова рассказывают об инструменте измерения цифровой грамотности , созданном лабораторией Инобра. Александра Бочавер и Оксана Михайлова адаптировали для России опросник, который позволит оценить степень выгорания школьников . Еще один в чем-то неожиданный предмет измерений — городская грамотность : как ее оценивать, рассказывают Алина Иванова и Виктория Пичугина.
ФГОС для Геракла: историки образования восстановили, как учили античных героев
Геракл был если и не двоечником, то, во всяком случае, плохим учеником. Да еще и таким вспыльчивым, что убил троих своих учителей. Другое дело — примерный Ахиллес, которому дали вполне аристократическое образование. Мы еще не рассматривали античную мифологию и историю с такого ракурса: Виктория Пичугина (Инобр) и Анна Жирнова (Институт стратегии развития образования) выпустили книгу «Куррикулум для героя», в которой описали учебу культовых персонажей Древней Греции с точки зрения современной оптики — там есть даже учебный план. Только что эта необычная книга победила в конкурсе лучших русскоязычных исследований Вышки.
Написанному верить: в Вышке наградили победителей конкурса на лучшие работы на русском языке
6 июня, в День русского языка и день рождения Александра Сергеевича Пушкина, в Большом зале Центра культур Вышки состоялась церемония награждения лауреатов Конкурса лучших русскоязычных научных и научно-популярных работ работников НИУ ВШЭ. Конкурс проводится среди сотрудников, студентов и аспирантов Высшей школы экономики уже третий год и с каждым разом набирает все большую популярность. В этом году было подано 258 заявок, из них 188 — на научную номинацию и 70 — на научно-популярную.
"Детство в античном мире: миф и реальность" – доклад докцента ИКВИА А.Ю. Можайского и профессора Института образования ВШЭ В.К. Пичугиной (видео)
27 апреля в Институте образования ВШЭ состоялся семинар «Современное детство: теория и практика»: детство в античном мире: миф и реальность, с докладом выступили Можайский Андрей Юрьевич, доцент Института классического Востока и античности Факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ, кандидат исторических наук и Пичугина Виктория Константиновна, ведущий научный сотрудник Лаборатории проектирования содержания образования Института образования НИУ ВШЭ, профессор, доктор педагогических наук.
Со скалы не бросали: античное детство было далеким от мифов, а школа похожа на современную
Об античности мы знаем очень много — в основном, благодаря литературе, живописи, скульптуре, — и одновременно почти ничего. Но если верить этим источникам, картина получается довольно жуткая: чуть ли не с колыбели все убивали друг друга, младенцев кормили внутренностями львов, а в Спарте «неправильных» детей сбрасывали со скалы (это любят упоминать учителя старой закалки). Что об этом известно науке — разбирали на семинаре «Современное детство: теории и практики». Историк Андрей Можайский выступил как специалист по Древней Греции, а профессор Инобра Виктория Пичугина — как эксперт в области истории образования.
Может ли улица воспитать лучше, чем школа?: система образования теряет монополию в новых городских пространствах
Городская застройка быстро меняется. Логично, ведь это бизнес, и девелоперы стремятся ответить на все запросы покупателей жилья, включая образовательные, и даже предугадать их. А школа остается школой, даже если она построена в новом квартале. Она не всегда хочет (и может) быть тем «интеллектуальным хабом» для жителей района, как это предлагает бизнес или продвинутые покупатели новых квартир. Это стало одной из тем, которые обсуждали на вторничном семинаре: разбирали опыт проектов образовательного бюро «Лернити» в Новой Москве и вообще идеи на стыке урбанистики и образования.
Как не стать динозавром образования: на новом открытом онлайн-курсе — история жизни и смерти педагогических идей и заблуждений
Почему вымерли динозавры, наука точно не знает, есть только гипотезы. А вот что стало со школьными «динозаврами» и почему до наших дней не дожили многие педагогические практики, идеи, новации — есть больше объяснений. В концентрированном виде их можно получить на новом открытом курсе «История педагогической культуры», который появился на платформе «Открытое образование». Его разработала Виктория Пичугина, профессор Инобра, ведущий научный сотрудник Лаборатории проектирования содержания образования.
Заказывайте — переведем на русский: снова собираем идеи для «Библиотеки журнала «Вопросы образования»
«Второй год собираем предложения о переводе книг, которые отвечают нескольким критериям: актуальная по проблематике, с высокой цитируемостью, входящая в топовые рейтинги издательств, университетов, книжных ярмарок или профильных изданий. А главное – книга никогда ранее не должна была быть издана на русском языке. Команда «Библиотеки журнала «Вопросы образования» постарается сделать все, чтобы лучшие книги нашли своих читателей», – рассказала профессор Инобра Виктория Пичугина.
Свои предложения можно написать Виктории Пичугиной: vpichugina@hse.ru. Узнать больше о «Библиотеке журнала «Вопросы образования» и о ее новинках можноздесь
Доклад Пичугиной В.К. «Thematic issues of journals: Way to authors’ professional development» на конференции «Supporting Faculty in Writing for Publication: Best Practices»
28 октября 2021 г. профессор Института образования Виктория Константиновна Пичугина выступила с докладом «Thematic issues of journals: Way to authors’ professional development» на международной конференции «Supporting Faculty in Writing for Publication: Best Practices», которая была организована Центром академического письма ВШЭ. На примере издания тематического журнала по истории античной педагогической культуры «Hypothekai» были показаны способы улучшения авторского текста.
Доклад Андрея Можайского и Виктории Пичугиной: "“Seven-gated” Thebes: Epic Tradition, Topography and Evidence of Material Culture" (видео)
Сотрудники ИКВИА приняли участие в девятнадцатой международной конференции ICAEM 2021: Epic, Society and Religion in the Ancient Near Eastern and Mediterranean cultures, проведенной в Тартусском университете 16-18 июля 2021 г.