Заир-Бек Сергей Измаилович
- Ведущий эксперт: Институт образования / Центр общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского
- Начал работать в НИУ ВШЭ в 2011 году.
- Научно-педагогический стаж: 8 лет.
Oбразование и учёные степени
Достижения и поощрения
- Медаль "Признание - 10 лет успешной работы" НИУ ВШЭ (март 2024)
- Благодарность Высшей школы экономики (ноябрь 2021)
- Благодарность научного руководителя Института образования НИУ ВШЭ (декабрь 2020)
- Благодарственное письмо ректора НИУ ВШЭ (сентябрь 2020)
Лучший преподаватель — 2016
Проекты
Исследования оплаты труда по результату и эффективного контракта в системе образования
Организационно-техническое и научно-методическое сопровождение мониторинга системы образования (МСО) (2016 год)
Мониторинг и информационно-аналитическое сопровождение деятельности региональных ресурсных центров высшего образования для инвалидов (2016 год)
Мероприятие №3 Разработка и апробация системы оценки стратегий развития образования мегаполисов Российской Федерации на основе объективных данных (2016 год)
Модели национальных систем образования: сходства и различия структур и результатов трансформаций (2016 год)
Разработка индекса образовательной инфраструктуры регионов Российской Федерации (2016 год)
Учебные курсы (2022/2023 уч. год)
- Управление, экономика и политика в социальной сфере (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 3-й курс, 1, 2 модуль)рус
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2021/2022 уч. год)
- Актуальные проблемы развития систем образования (Аспирантура; 1-й курс, 2 семестр)рус
- Мониторинг и оценка программ и проектов развития образования (Магистратура; где читается: Институт образования; 2-й курс, 1-3 модуль)рус
- Управление, экономика и политика в социальной сфере (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 3-й курс, 1, 2 модуль)рус
Учебные курсы (2020/2021 уч. год)
- Мониторинг и оценка программ и проектов развития образования (Магистратура; где читается: Институт образования; 2-й курс, 1-3 модуль)рус
Конференции
- 2023
XX ежегодная международная конференция "Тенденции развития образования. Современное образование: выбор будущего" (Москва). Доклад: Стратегическое управление школой в меняющихся условиях
- 2022
III Международная научно-практическая конференция "БОЛЬШИЕ ДАННЫЕ В ОБРАЗОВАНИИ: DATA-ANTHROPO для политики и практик развития" (Москва). Доклад: КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ МОНИТОРИНГОВЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ОБРАЗОВАНИЯ (на примерах общего и дополнительного образования детей)
XXIII Ясинская (Апрельская) конференция по проблемам развития экономики и общества (Москва). Доклад: DIGITAL TRANSFORMATION AND EDUCATIONAL POLICY
Международная научно-практическая конференция "УНИВЕРСИТЕТ, ОТКРЫТЫЙ РЕГИОНАМ: Интеграционные механизмы взаимодействия педагогического вуза и регионов" (Санкт-Петербург). Доклад: Модели обучения команд педагогических университетов эффективному взаимодействию со школами для повышения качества образования
Всероссийская научно-практическая конференция «Российское общество в период глобальной турбулентности» (Москва). Доклад: Модели адаптации школьного образования к шокам пандемии коронавируса COVID-19 в 2020 году
- 2021
XXII Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества (Москва). Доклад: Поведение институтов школьного образования в условиях турбулентности
XVIII международная научно-практическая конференция «Тенденции развития образования» Глобальные вызовы и неравные возможности (Москва). Доклад: Стратегии управления школьным образованием в ситуации пандемии
- 2020
IX международная онлайн-конференция Евразийской ассоциации оценки качества образования (Онлайн). Доклад: Меняется ли оценка качества образования в ходе его цифровой трансформации?
XVII международная научно-практическая конференция «Тенденции развития образования» (Москва). Доклад: Усиление и затухание управленческих инициатив на федерально-региональном уровне как эффект образовательной политики
- 2019
8 международная конференция Евразийской Ассоциации оценки качества образования (Минск). Доклад: Оценка качества образования в фокусе показателей образовательной инфраструктуры
EDCRUNCH (Москва). Доклад: Мониторинг образовательной инфраструктуры регионов России
- 2016
XVII Апрельская международная научная конференция "Модернизация экономики и общества" (Москва). Доклад: Исследование равенства как принципа советской школы на этапе ее постсоветской трансформации: методологический подход
XVII Апрельская международная научная конференция "Модернизация экономики и общества" (Москва). Доклад: Специфика исследования инноваций в сфере образования в Российской Федерации на основе теории сложности (complexity theory)
XIII ежегодная конференция "Тенденции развития образования. Кто и чему учит учителя" (Москва). Доклад: Основные тренды, определяющие потребности школ РФ в педагогических кадрах на среднесрочную перспективу
- 2015
XVI Апрельская международная научная конференция "Модернизация экономики и общества" (Москва). Доклад: Повышение оплаты труда педагогических работников и обеспечение доступности дошкольного образования в региональных стратегиях модернизации
- 2014
Международная конференция "Региональная дифференциация образовательных систем" (Москва). Доклад: Реализация мероприятий по повышению доступности дошкольного образования: различия между субъектами Российской Федерации
Опыт работы
2015 – по настоящее время
Ведущий эксперт Центра общего и дополнительного образования им. А.А.Пинского Института образования Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики". Исследование вопросов регионального развития общего и дополнительного образования, анализ мер федеральной и региональной образовательной политики в сфере общего и дополнительного образования, исследование процессов трансформации общего образования на постсоветском пространстве
2013 – 2015 год
Ведущий научный сотрудник учебно-научной лаборатории анализа и мониторинга институциональной динамики Института институциональных исследований Национального исследовательского университета – Высшей школы экономики Исследование и разработка моделей реализации национальной образовательной политики с целью мониторинга ее результатов, анализа и реализации планов и программ развития образования на федеральном, региональном и локальном уровнях и планирования изменений и дальнейшего развития системы образования в Российской Федерации
2013
Международный эксперт, Всемирный банк – Нью-Йорк Анализ, оценка и рекомендации офису Всемирного банка – Узбекистан по проекту «UZBEKISTAN BASIC EDUCATION PROJECT II (BEP II)», в том числе:
- оценка разработанной отобранной Всемирным банком организацией методологии проведения исследования результативности проекта «Uzbekistan Basic Education Project II (BEP II)»;
- наблюдение и обзор тренингов для наблюдателей и организаторов проведения анкетирования учителей, школьников, родителей учащихся школ и детских садов;
- оценка структуры финального отчета по результатам исследования;
- оценка проекта итогового отчета по результатам исследования.
2012 – 2013
Международный консультант, Всемирный банк - Таджикистан Развитие и планирование внедрения результатов Функционального обзора системы повышения квалификации учителей и руководителей системы образования и системы их методологической поддержки.
Подготовка пакета проектов нормативных документов для имплементации реформы системы повышения квалификации учителей и руководителей системы образования в Республике Таджикистан на базе рекомендаций Функционального обзора.
Подготовка и обсуждение материалов по каждому из направлений реформы системы повышения квалификации, инициированным Министерством образования РТ. Подготовка и обсуждение детального плана имплементации программы реформирования системы повышения квалификации.
2010
Международный консультант Всемирного банка - Таджикистан
Функциональный обзор системы повышения квалификации учителей и руководящих кадров системы образования и системы их методологической поддержки Изучение системы повышения квалификации и переподготовки учителей и руководителей системы образования и системы их методической поддержки, включая финансовые механизмы функционирования этой системы в контексте официальных норм и правил, возможностей распространения программ системы повышения квалификации, соответствующих задачам образовательных реформ, системы их оценки.
Разработка рекомендаций по совершенствованию системы повышения квалификации и структурных реформ, если это необходимо.
2008 –2012
Руководитель Центра методологии управления, экономики и нормативно-правового регулирования в сфере образования, Федеральный институт развития образования, Москва, Россия Руководство научными исследованиями в сфере управления образованием, экономики образования и нормативно-правового регулирования сферы образования, включая сравнительные международные исследования образовательных реформ в сфере повышения квалификации учителей.
Непосредственное участие в разработке нормативных актов для разных уровней системы управления образованием.
Разработка рекомендаций для руководителей системы образования разных уровней по организации и финансовой поддержке управленческих решений, включая сферу повышения квалификации и профессиональной переподготовки учителей.
2008 – 2011
Член научно-методического совета Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации Экспертная поддержка научно-методического совета в его разработках проектов нормативных актов в системе образования.
2006 – 2012
Член рабочей группы Минобрнауки России по реализации эксперимента по трансграничному образованию.
Экспертиза и аналитическая поддержка федерального эксперимента по трансграничному образованию, включая анализ нормативной базы, разработка рекомендаций по организационным и экономическим механизмам реализации эксперимента
2001 – 2012
Исполнительный директор проекта «Чтение и письмо для развития критического мышления - Россия», президент РКМЧП SIC-IRA (Международной ассоциации чтения)
Руководство исследования в сфере развития инновационных образовательных технологий и подходов.
Разработка и реализация программ повышения квалификации учителей в сфере инновационных образовательных технологий.
Координация международного сотрудничества с НКО, созданными в странах СНГ и Восточной и Центральной Европы в сфере инновационных образовательных технологий
Участие в международных образовательных инициативах совместно с НКО Украины, Белоруссии, Армении, Азербайджана, Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана, Молдовы, Грузии, Чехии, Словакии, Словении, Хорватии, Сербии, Косово, Болгарии, Румынии, Латвии, Литвы и Эстонии.
2006 – 2008
Руководитель отдела
Центр моделей управления образовательными системами и организациями, Федеральный институт развития образования, Москва Разработка рекомендаций для системы управления образованием по организационным и экономическим механизмам принятия управленческих решений, включая систему повышения квалификации и профессиональной переподготовки
2004-2006
Начальник отдела мониторинга программ развития образования Федерального агентства по образованию, Москва, Россия Руководство мониторинговыми и аналитическими исследованиями по государственным программам развития образования, в том числе в рамках программ займов Всемирного банка. Экспертное сопровождение мероприятий по реструктуризации сетей образовательных учреждений общего и дополнительного профессионального образования.
Координация работ в рамках международных исследований по вопросам управления образовательными реформами со странами бывшего СССР, Восточной и Западной Европы
2003 – 2004
Заместитель начальника Управления информатизации образования Министерства образования Российской Федерации, Москва, Россия Руководство государственными программами и проектами в сфере информатизации образования, в том числе в рамках развития дистанционного образования и повышения квалификации педагогов. Проведение аналитического обзора результативности государственных программ информатизации.
2003
Начальник отдела координации работ по обеспечению развития образования Управления развития образования Министерства образования Российской Федерации, Москва, Россия Руководство и координация проектами реформирования управления образованием в рамках государственных программ развития образования.
Координация работ по программам реструктуризации образовательных сетей и учреждений.
Разработка организационно-финансовых механизмов реструктуризации и реформирования системы управления образованием
2001 - 2003
Начальник отдела организационного и научно-методического обеспечения работ по модернизации образования, Москва, Россия Организационно-методическое сопровождение научных исследований в области разработки новых организационных механизмов реформирования системы образования, в том числе, программы реструктуризации и реформирования системы повышения квалификации педагогов.
2001
Ведущий специалист отдела организационного и научно-методического обеспечения работ по модернизации образования, Москва, Россия Координация научных исследований в области разработки программ распространения результатов локальных образовательных реформ
Проведение функционального обзора результативности образовательных реформ.
1997–2000
Участник Международной программы РКМЧП «Института Открытое Общество», тренер и сертификатор программы, Санкт-Петербург, Россия Разработка и проведение программ повышения квалификации учителей школ в области новых педагогических технологий.
Проведение процедур оценки качества подготовки учителей по новым педагогическим технологиям
1996–2000
Научный руководитель экспериментальных программ Комитета по образованию Администрации Санкт-Петербурга (Россия) в средних общеобразовательных школах №№455 и 552. Руководство опытно-экспериментальными программами образовательных учреждений.
Разработка стратегий локальных реформ образовательных учреждений, включая нормативную базу и программы повышения квалификации учителей
1993-2000
Преподаватель Российского Государственного университета имени А..И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия Обучение студентов педагогического университета по программам методики обучения географии и краеведения
1992-1995
Учитель географии и биологии Академии Русского балета имени А.Я..Вагановой, Санкт-Петербург, Россия. Преподавание учебных дисциплин «география» и «биология»
Информация*
- Общий стаж: 31 год
- Научно-педагогический стаж: 8 лет
- Преподавательский стаж: 5 лет
Полномочия / обязанности
Организацию экспертного и методического сопровождения исследовательских работ
Участие в исследовательских проектах, гранты
2005 – 2006 Проект «Разработка учебных программ» (Программа RE:FINE), Facilitating Curricular Reform through Strengthening Curriculum Development and Writing Skills of Teachers, национальный координатор проекта
2006 – 2007 Проект «Исследование моделей адаптации управления образованием к условиям административной реформы» Минобрнауки России, руководитель проекта
2007 – 2008 Проект «Разработка научно обоснованных критериев по оценке эффективности проведения эксперимента по управлению образованием на основе создания федеральных образовательных округов» Минобрнауки России, руководитель проекта
2007 – 2008 Разработка предложений по вариативным экономическим моделям реализации контрольно- надзорной деятельности на региональном уровне и по типовой структуре расходов и обоснованию объемов на осуществление контрольно-надзорных функций на региональном уровне в условиях передачи части федеральных полномочий на региональный уровень, Федеральная целевая программа развития образования, член экспертной группы проекта
Подготовка и апробация предложений по организации работы по экспертизе отчетов, предоставляемых субъектами Российской Федерации в соответствии с Типовой инструкцией о порядке составления отчетности о реализации приоритетных национальных проектов, Приоритетный национальный проект «Образование», старший научный консультант проекта
2008 Разработка организационно-методического обеспечения создания и внедрения перспективных моделей деятельности органов управления образованием на региональном уровне в условиях реализации масштабных образовательных проектов, Федеральная целевая программа развития образования, руководитель проекта
2009 – 2010 Научно-методическое обоснование и разработка подходов к формированию моделей управления образованием по результатам в контексте административной реформы, Минобрнауки России, руководитель проекта
Научно-методическое обоснование и разработка механизмов взаимодействия органов управления образованием, образовательных учреждений и общественности в обеспечении равного доступа учащихся к качественному образованию, Минобрнауки России, руководитель проекта
2010 - 2013 Функциональный обзор системы повышения квалификации учителей и руководящих кадров системы образования и системы их методологической поддержки, Всемирный банк, международный консультант
2012 «Разработка «дорожной карты», мониторинг и оценка эффективности реализации мероприятий по обеспечению доступности и качества образования, в целях обеспечения реализации задач в области образования, поставленных в Указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»
2013 - Анализ, оценка и рекомендации офису Всемирного банка – Узбекистан по проекту «UZBEKISTAN BASIC EDUCATION PROJECT II (BEP II)», Всемирный банк, международный консультант
2015 - по настоящее время - Twenty-five years of transition: dynamics, influences, and results of secondary school transformation in post-Soviet countries
Школьные годы домашние: родители все чаще предпочитают учить детей не в классах
В России набирают популярность альтернативные формы получения среднего образования. С 2016 года число детей, обучающихся вне школьных стен, выросло в десять раз. Всплеск интереса к семейному обучению и онлайн-школам пришелся на пандемию, однако тенденция сохранилась и после. Родителей привлекает индивидуальный подход к обучению ребенка. Тем не менее, доля таких учеников пока незначительна. Об этом пишет «Коммерсантъ» с комментариями наших экспертов.
От перемены школ родители не меняются: большинство семей, поменявших школу для ребенка, недовольны и новым местом учебы
Каждый год более миллиона российских учеников меняют школу. Это примерно 6% всех школьников страны. Ученые из Центра общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского изучили, как это влияет на детей и их семьи. Они опросили более 14 тысяч родителей по всей России.
Третья миссия университета: как выстраивать взаимодействие вузов со школами
В современных условиях доступность качественного образования и преодоление образовательного неравенства приобретают особую значимость. Новые форматы взаимодействия университетов со школами обсудили участники летней онлайн-школы НИУ ВШЭ. Ее участниками стали более 70 специалистов из 19 регионов.
Аналитике в образовании не хватает ума: больших данных всё больше, но часто управленцы «не умеют их готовить»
Количество детей, которые занимаются в технических кружках, плавно растет в течение нескольких лет — такие данные показал в отчете один из районов. Значит, «верным путем идете, товарищи», — примерно такой вывод делали чиновники. Но если взглянуть на контекст, то окажется, что в это же время в районе закрывались кружки другой направленности, дети просто перетекали, и то не целиком, общая динамика внешкольных занятий — отрицательная. И, по уму, управленческие шаги должны быть совсем другими. Такой пример приводят Сергей Заир-Бек и Татьяна Мерцалова из Центра общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского, когда разбирают типичные проблемы работы управленцев с большими данными.
Пандемия продвинула смелых: в ситуации шока не растерялись те, кто умел действовать самостоятельно
Вот уж три года прошло с первой и самой пугающей волны пандемии, но исследователи продолжают обращаться к ее опыту — в том числе как к примеру того, как ведет себя система образования в экстренной ситуации. В период шока, — уточняют Сергей Заир-Бек и Татьяна Мерцалова из Центра общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского. Они выпустили исследование, в котором изучили взаимосвязь степени самостоятельности действий, предпринимаемых школами в те весенние месяцы 2020 года, и их эффективностью.
«Мне хорошо в школе, но что-то здесь не так»: почему многие учителя хотят уйти вопреки любви к профессии
Самочувствие учителей исследуют в Инобре давно, а в обществе эта тема обсуждается еще дольше. Высокая нагрузка, низкий доход, возрастной перекос профессии, в которой часто не находится места молодым — обо всем этом говорят уж лет 30, несмотря на все меры по поддержке педагогов. Ничего не меняется? Или перемены есть, но их недостаточно и надо что-то другое? Тему обсуждали на вторничном семинаре Инобра. С докладом о самочувствии учителей и их готовности (или не готовности) к инновациям, умении адаптироваться выступили Татьяна Мерцалова и Сергей Заир-Бек, научные сотрудники Центра общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского.
Школа в пандемию: переход в онлайн усилил неравенство
Ни одна из стран на момент начала пандемии не могла обеспечить качественное комбинированное онлайн- и офлайн-образование. При этом у бедных семей стало меньше возможностей обеспечивать обучение детей. Об этом шла речь на открытом семинаре Института образования ВШЭ «На опыте разных стран: что важно усвоить школе после стресса пандемии?».
How Schools Have Been Navigating COVID-19: Evidence from Across Nations
‘Primary and Secondary Education during COVID-19,’ an international volume recently published in open access by Springer, shares accounts by research teams from over a dozen countries of how systems of general education in these respective nations have been steering through a challenging environment of the COVID pandemic.
Школа после пандемии: «В образовании произошли необратимые изменения»
Переход на дистанционное обучение во время карантина показал необходимость создания системы индивидуальной поддержки учеников, а также более четких механизмов контроля их работы. Эксперты считают, что ни российская, ни мировая системы образования оказались не готовы к жестким вызовам. О том, какие уроки следует извлечь из новой ситуации, говорили участники сессии в рамках XXII Апрельской международной научной конференции, организованной ВШЭ и Сбером.
«Умная аналитика» для современной школы
Год назад на Coursera открылся курс «Умная аналитика в управлении образованием». За это время его уже прошли почти две тысячи человек. Интересно, что среди слушателей оказалось много управленцев из других сфер – медицины, культуры, госуправления. В чем секрет успеха и чем умная аналитика отличается от обычной? Разбираемся вместе с авторами курса – ведущими научными сотрудниками Центра общего и дополнительного образования Инобра Сергеем Заир-Беком и Татьяной Мерцаловой.
Сельской школе составили портрет
«В последние годы в обществе сложился устойчивый стереотип сельской школы как школы маленькой и бедной». Так сказано в новом экспресс-бюллетене Мониторинга экономики образования. Стереотип и правдивый, и нет: слишком разные условия в регионах. В одних построили комплексы, похожие на городские – с несколькими корпусами и сотнями учеников. В других это всё те же деревянные избы с удобствами на улице. Тем не менее, общие черты увидеть можно. «Портрет российской сельской школы»: так называется доклад экспертов Центра общего и дополнительного образования Инобра Сергея Заир-Бека, Татьяны Мерцаловой и Константина Анчикова.
Денег нет, но вы учитесь
Чаще всего качество школьного образования сравнивают по таким исследованиям, как PISA или TIMSS. А по итогам политики делают выводы – как дальше развивать национальные системы. Но так в поле зрения оказываются образовательные результаты. Многие факторы, также влияющие на качество обучения в школе, остаются в тени. Ведущие эксперты Центра общего и дополнительного образования имени А. Пинского Сергей Заир-Бек и Татьяна Мерцалова сравнили именно «неочевидные» показатели: не только финансовые, но и длину каникул, почасовую нагрузку на детей и многое другое. Их исследование опубликовано в серии бюллетеней мониторинга экономики образования, который ведет Вышка.
Как оценивать знания в эпоху covid?
В этом году у школы и вузов было много поводов для головной боли: со всеми понемногу разобрались, а одну из главных проблем решить так и не смогли. Экзамены. Как их проводить в чрезвычайной ситуации? Сейчас уже и забылось, что весной всерьез обсуждалась отмена ЕГЭ или его перенос в онлайн-формат. Обстановка позволила сдать ЕГЭ почти «как обычно», но принципиальных решений так и не нашли. Их поиск станет одной из главных тем конференции Евразийской ассоциации оценки качества образования, которая пройдет онлайн 13-14 ноября.
Будущему спроектировали точку
Главное, чему нужно научить в школе — принимать решения и ответственно распоряжаться своей жизнью. С этого тезиса, как с отправной точки, начинался большой педагогический эксперимент, который продолжался семь лет и закончился только что открытием инновационной школы в Иркутске. Вернее, не закончился: теперь экспертам в сфере образования предстоит наблюдать, как новые методики работают на практике. А школа так и называется — «Точка будущего». Над ее концепцией работала команда из разных организаций — в том числе представители Инобра: Сергей Заир-Бек, Надежда Суркова, Анна Вавилова, Семен Янкевич, Кирилл Зиньковский, Ирина Абанкина.
Бедные дети
Главная причина неудач школьного образования на удаленке – бедность населения. Многие семьи не могут позволить себе компьютер или ноутбук: на несколько месяцев дети оказались «отключены» от школьной программы. «Масштабы этой проблемы очень широки и неодинаковы в разных субъектах Российской Федерации», – констатируют эксперты из Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского ВШЭ. Они проанализировали данные нескольких исследований и статистики в докладе «Региональные системы общего образования в условиях массового перехода на дистанционное обучение», который опубликован в серии бюллетеней Мониторинга экономики образования.
Эксперты НИУ ВШЭ разработали предложения по запуску комплексных проектов развития Тюменской области
Двухдневной стратегической сессией в Тюмени завершилась программа НИУ ВШЭ «Реализация национальных проектов на территории Тюменской области: от федеральных задач к опережающему развитию региона». Эксперты университета оценили ход реализации национальных проектов и разработали предложения по запуску комплексных проектов развития территории.
Мониторинг системы образования: фокус на регионы
В Институте образования НИУ ВШЭ прошла пресс-конференция, посвященная вопросам мониторинга системы образования. Эксперты НИУ ВШЭ рассказали об изменениях, которые произошли в системе образования за прошедший год, обратив внимание на наиболее интересные тенденции развития системы образования страны.
Названы победители конкурса ФОИ
Подведены итоги осеннего конкурса Фонда образовательных инноваций.
В Институте образования продолжается аналитическая работа в рамках Федеральной целевой программы развития дополнительного образования детей
Группа экспертов Института образования подготовила доклад о состоянии системы дополнительного образования детей в Российской Федерации. В докладе представлен анализ деятельности по реализации Концепции развития дополнительного образования детей на федеральном и региональном уровнях; сделаны основные выводы о состоянии системы дополнительного образования детей в Российской Федерации, достигнутом в результате реализации Концепции; обозначены перспективные задачи развития дополнительного образования детей на следующий отчетный период.
В Институте образования прошел очередной семинар серии «Пространство России: контекст для образования»
Темой для обсуждения на этот раз стал российский и зарубежный опыт выстраивания образовательной политики и педагогической практики в отношении детей этнических меньшинств.
О советском наследии в образовательных системах стран Центральной Азии, и не только
В рамках цикла семинаров по советскому и постсоветскому образованию в Институте образования прошло второе заседание серии «Высшее образование в Средней Азии».
Форум "Евразийский образовательный диалог" проходит в Ярославле
Качество образования – основная тема форума, насчитывающего в этом году рекордное число участников. Институт образования НИУ ВШЭ, традиционно являющийся соорганизатором мероприятия, делегировал на форум внушительную группу, в которую входят И.Д. Фрумин, В.А. Болотов, С.Г. Косарецкий, А.Г. Каспржак, Ф.Ф. Дудырев, Т.А. Мерцалова и другие сотрудники.
«С разными интеллектуальными элитами он умел обсуждать их проблемы на их языке»
В Институте образования прошел традиционный семинар "Актуальные исследования и разработки в области образования", посвященный 70-летию со дня рождения Евгения Сабурова – философа, управленца, экономиста, педагога, поэта. В начале 2000-х годов он возглавлял Инобр и, по выражению его нынешнего научного руководителя Исака Фрумина, был одним из людей, заложивших его «генный код».
«С разными интеллектуальными элитами он умел обсуждать их проблемы на их языке»
16 февраля традиционный семинар Института образования ВШЭ был посвящен 70-летию со дня рождения Евгения Сабурова (1946-2009) — философа, управленца, экономиста, педагога, поэта. Он возглавлял институт в начале 2000-х годов, и, по выражению его нынешнего научного руководителя Исака Фрумина, был одним из людей, заложивших его «генный код».
15%
детей старше трех лет в России стоят в очереди в детсады.
Зарплаты воспитателей детсадов растут вместе с нагрузкой
13 мая на традиционном семинаре Института образования ВШЭ снова обсуждалась тема зарплат в образовании — на этот раз в дошкольном. Сотрудники Научно-учебной лаборатории анализа и моделирования институциональной динамики ВШЭ изучили последствия повышения зарплат воспитателей детских садов.
Большинство учителей не считают, что их материальное положение улучшилось
8 апреля на семинаре Института образования ВШЭ в очередной раз обсуждалась тема учительских зарплат. Несмотря на то, что зарплаты действительно выросли, произошло это в значительной степени благодаря увеличению нагрузки учителей, считает директор Центра экономики непрерывного образования Российской академии народного хозяйства и госслужбы Татьяна Клячко.