Заир-Бек Сергей Измаилович
- Ведущий эксперт:Институт образования / Центр общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского
- Начал работать в НИУ ВШЭ в 2011 году.
- Научно-педагогический стаж: 15 лет.
Образование, учёные степени
- 1997
Кандидат педагогических наук: Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена (Санкт-Петербург), специальность 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания», тема диссертации: Формирование системы понятий эколого-экономического содержания в процессе изучения школьного курса "География России"
- 1997
Магистратура: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, специальность «Педагогика», квалификация «Магистр образования»
- 1993
Специалитет: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, специальность «География и биология», квалификация «учитель географии и биологии»
Достижения и поощрения
- Благодарность научного руководителя Института образования НИУ ВШЭ (декабрь 2020)
- Благодарственное письмо ректора НИУ ВШЭ (сентябрь 2020)
- Лучший преподаватель – 2016
Проекты
Исследования оплаты труда по результату и эффективного контракта в системе образования
Организационно-техническое и научно-методическое сопровождение мониторинга системы образования (МСО) (2016 год)
Мониторинг и информационно-аналитическое сопровождение деятельности региональных ресурсных центров высшего образования для инвалидов (2016 год)
Мероприятие №3 Разработка и апробация системы оценки стратегий развития образования мегаполисов Российской Федерации на основе объективных данных (2016 год)
Модели национальных систем образования: сходства и различия структур и результатов трансформаций (2016 год)
Разработка индекса образовательной инфраструктуры регионов Российской Федерации (2016 год)
Выпускные квалификационные работы студентов
- Бакалавриат
Милорадов В. А. «Влияние государственной политики на результаты системы образования в посткоммунистических странах Восточной Европы». Факультет социальных наук, 2020
Дудин С. Е. «Институциональные изменения в системе российского школьного образования в результате постсоветских реформ: (вос)производство социального неравенства». Факультет социальных наук, 2016
- Магистратура
Сазонова В. П. «Модель организации смешанного обучения учеников выпускных классов, сочетающая очную и заочную формы обучения (на примере учащихся, ориентированных на спорт». Институт образования, 2018
Пиминов А. В. «Модель социального партнёрства на примере ФГБОУ "МДЦ "Артек"». Институт образования, 2018
Коротовских А. Е. «Выявление факторов эффективности программно-целевого подхода в реализации государственнных задач, направленных на модернизацию и развитие образования в 2005-2020 годах». Институт образования, 2017
Кузьмина Е. Н. «Согласованность потребностных запросов участников образовательного процесса как основание реализации вариативной части образовательной программы в начальном общем образовании». Институт образования, 2016
Саргина О. В. «Разработка программы управленческих действий по повышению жизненных шансов обучающихся образовательных организаций, показывающих низкие образовательные результаты (на примере Тавдинского городского округа)». Институт образования, 2016
Учебные курсы (2020/2021 уч. год)
- Мониторинг и оценка программ и проектов развития образования (Магистратура; где читается: Институт образования; 2-й курс, 1-3 модуль)Рус
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2019/2020 уч. год)
- Научно-исследовательский семинар (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
Теория и механизмы современного государственного управления (Магистратура; где читается: Институт образования; направление "38.04.04. Государственное и муниципальное управление", направление "38.04.04. Государственное и муниципальное управление"; 1-й курс, 1, 2 модуль)Рус
Учебные курсы (2018/2019 уч. год)
- Мониторинг и оценка программ и проектов развития образования (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 2, 3 модуль)Рус
- Проектно-исследовательский семинар (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
Теория и механизмы государственного управления (Магистратура; где читается: Институт образования; направление "38.04.04. Государственное и муниципальное управление", направление "38.04.04. Государственное и муниципальное управление"; 1-й курс, 1, 2 модуль)Рус
Учебные курсы (2017/2018 уч. год)
Учебные курсы (2015/2016 уч. год)
Конференции
- 2020IX международная онлайн-конференция Евразийской ассоциации оценки качества образования (Онлайн). Доклад: Меняется ли оценка качества образования в ходе его цифровой трансформации?
- XVII международная научно-практическая конференция «Тенденции развития образования» (Москва). Доклад: Усиление и затухание управленческих инициатив на федерально-региональном уровне как эффект образовательной политики
- 20198 международная конференция Евразийской Ассоциации оценки качества образования (Минск). Доклад: Оценка качества образования в фокусе показателей образовательной инфраструктуры
- EDCRUNCH (Москва). Доклад: Мониторинг образовательной инфраструктуры регионов России
- 2016XVII Апрельская международная научная конференция "Модернизация экономики и общества" (Москва). Доклад: Исследование равенства как принципа советской школы на этапе ее постсоветской трансформации: методологический подход
XVII Апрельская международная научная конференция "Модернизация экономики и общества" (Москва). Доклад: Специфика исследования инноваций в сфере образования в Российской Федерации на основе теории сложности (complexity theory)
- XIII ежегодная конференция "Тенденции развития образования. Кто и чему учит учителя" (Москва). Доклад: Основные тренды, определяющие потребности школ РФ в педагогических кадрах на среднесрочную перспективу
- 2015XVI Апрельская международная научная конференция "Модернизация экономики и общества" (Москва). Доклад: Повышение оплаты труда педагогических работников и обеспечение доступности дошкольного образования в региональных стратегиях модернизации
- 2014Международная конференция "Региональная дифференциация образовательных систем" (Москва). Доклад: Реализация мероприятий по повышению доступности дошкольного образования: различия между субъектами Российской Федерации
- Книга Абдрахманова Г. И., Алешин Д. А., Артамонов Р. Е., Блинкин М. Я., Борисов А. А., Брызгалова С. М., Вишневский К. О., Глазатова М. К., Горина Е. А., Данильцев А. В., Евдокименко А. С., Жулин А. Б., Заир-Бек С. И., Зинина Т. С., Иванова Н. В., Караськова А. В., Карлов И. А., Кваша Е. А., Кнутов А. В., Ковалева Г. Г., Козлов А. В., Кондрашов Н. В., Корчагина И. И., Косарецкий С. Г., Красильникова М. Д., Кузык М. Г., Кулаков А. В., Кулакова Т. В., Лаврентьев Н. В., Лешуков О. В., Мерсиянова И. В., Михновец Д. А., Моисеева М. А., Павлов А. В., Пишняк А. И., Плаксин С. М., Полякова В. В., Приворотская С. Г., Рудник П. Б., Савельев О. В., Салтыкова А. А., Симачев Ю. В., Синявская О. В., Синятуллина Л. Х., Степанов И. М., Стрижова Е. А., Стырин Е. М., Суслов А. Б., Терехова Е. С., Фаризова С. А., Федюнина А. А., Фрумин И. Д., Фурсов К. С., Харькова Т. Л., Чаплинский А. В., Шулика Ю. Е., Щиголев Б. А. "Черный лебедь" в белой маске. Аналитический доклад НИУ ВШЭ к годовщине пандемии COVID-19 / Под общ. ред.: С. М. Плаксин, А. Б. Жулин, С. А. Фаризова. Издательский дом НИУ ВШЭ, 2021. doi
- Книга Заир-Бек С. И., Мерцалова Т. А., Анчиков К. М. Готовность российских школ и семей к обучению в условиях карантина: оценка базовых показателей — (Факты образования № 2 (27)) / Отв. ред.: С. И. Заир-Бек; под общ. ред.: В. А. Болотов. М. : НИУ ВШЭ, 2020.
- Книга Заир-Бек С. И., Мерцалова Т. А., Анчиков К. М. Кадры школьного образования: возможности и дефициты Вып. 18. Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2020. (в печати)
- Глава книги Заир-Бек С. И., Мерцалова Т. А. Мониторинг в образовании как элемент системы управления // В кн.: Большие данные в образовании: анализ данных как основание принятия управленческих решений. Сборник научных статей I Международной конференции. 15 октября 2020 г., Москва. / Под общ. ред.: О. А. Фиофанова. М. : Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2020. Гл. 1.3. С. 33-52.
- Книга Гармонова А. В., Щеглова Д. В. Образовательные стратегии и профессиональные ориентиры современных российских магистрантов / Отв. ред.: С. И. Заир-Бек; под общ. ред.: В. А. Болотов, И. Д. Фрумин; науч. ред.: В. А. Болотов. Вып. 3(28). М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2020.
- Книга Авксентьев Н. А., Агранович М. Л., Акиндинова Н. В., Асмолов А. Г., Баринова В. А., Блинов В. И., Борзых К. А., Брызгалова С. М., Буклемишев О. В., Бысик Н. В., Ворон О. В., Гохберг Л. М., Гришин В., Громов В. В., Грязнова Ю. Б., Дерюгин А., Дмитриева Н. Е., Дранев Ю. Я., Дудырев Ф. Ф., Жулин А. Б., Заир-Бек С. И., Земцов С. П., Зинина Т. С., Зубов С. А., Карлов И. А., Кашанин А. В., Клягин А. В., Клячко Т. Л., Кнутов А. В., Комарницкая А. Н., Кондрашов Н. В., Константинова Л. В., Корженевский Н. И., Косарецкий С. Г., Крайчинская С. Б., Красавина Е. В., Лаврентьев Н. В., Лешуков О. В., Ляшок В. Ю., Малева Т. М., Матовников М. Ю., Мерцалова Т. А., Милоголов Н. С., Минашкин В. Г., Мисихина С. Г., Назаров В. С., Нестик Т. А., Овчарова Л. Н., Пишняк А. И., Плаксин С. М., Рогозин Д. М., Романова О. А., Рудник П. Б., Салихов М. Р., Симачев Ю. В., Синявская О. В., Синятуллин Р. Х., Солдатова Г. У., Сорокина С. С., Стырин Е. М., Тарасова Н. В., Тищенко Т. В., Устюжанина Е. В., Фрумин И. Д., Чаплинский А. В., Шабалин А. И., Штыхно Д. А., Юдаева К. В., Якушев Е. Л. Общество и пандемия: опыт и уроки борьбы с COVID-19 в России / Отв. ред.: В. А. Мау, Я. И. Кузьминов, А. Д. Радыгин, В. А. Садовничий, С. Г. Синельников-Мурылев. М. : Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации, 2020.
- Книга Заир-Бек С. И., Мерцалова Т. А., Анчиков К. М. Портрет российской сельской школы Вып. 35. Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2020. (в печати)
- Книга Мерцалова Т. А., Заир-Бек С. И., Анчиков К. М. Региональные системы общего образования в условиях массового перехода на дистанционное обучение Вып. 5. Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2020.
- Книга Заир-Бек С. И., Мерцалова Т. А. Российское школьное образование в контексте международных сопоставлений Вып. 29. М. : Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2020.
- Книга Абанкина И. В., Вавилова А. А., Зиньковский К. В., Семенова К. А., Суркова Н. Е. Современная аналитика образования № 14 (44). Цыплят по осени считают: уроки COVID-19 для школ / Отв. ред.: С. И. Заир-Бек; под общ. ред.: Я. И. Кузьминов. Вып. 14 (44). НИУ ВШЭ, 2020.
- Книга Заир-Бек С. И., Мерцалова Т. А., Анчиков К. М. Экономические условия и механизмы профессионального роста школьных кадров Вып. 19. Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2020. (в печати)
- Книга Заир-Бек С. И., Лозовский М. Б., Мерцалова Т. А., Беликов А. А., Матюненко Ю. А., Зинюхина Е. В. Индекс образовательной инфраструктуры российских регионов 2018-2019. Российский учебник, 2019.
- Книга Косарецкий С. Г., Баранников К. Ю., Беликов А. А., Бысик Н. В., Гетман А. В., Горбовский Р. В., Добрякова М. С., Заир-Бек С. И., Зинюхина Е. В., Капуза А. В., Керша Ю. Д., Княгинина Н. В., Ларина Г. С., Лебедева Н. В., Мерцалова Т. А., Пинская М. А., Реморенко И. М., Сергеева Т. В., Хавенсон Т. Е., Чиркина Т. А., Янкевич С. В., Новикова Е. Г. Российская школа: Начало ХХI века / Под общ. ред.: С. Г. Косарецкий; науч. ред.: Я. И. Кузьминов, И. Д. Фрумин. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2019. doi
- Книга Духанина Л. Н., Мерцалова Т. А., Беликов А. А., Горбовский Р. В., Заир-Бек С. И., Матюненко Ю. А. Частные школы России: состояние, тенденции и перспективы развития / Под общ. ред.: Т. А. Мерцалова, Л. Н. Духанина. Вып. 3 (24). М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2019.
- Книга Горбовский Р. В., Мерцалова Т. А., Петлин А. В. Навигаторы дополнительного образования детей: этапы развития, разнообразие и функциональность / Отв. ред.: С. И. Заир-Бек; под общ. ред.: В. А. Болотов, И. Д. Фрумин. Вып. 7(22). Издательский дом НИУ ВШЭ, 2018.
- Статья Заир-Бек С. И., Горбовский Р. В. Подходы к проектированию, оценке и отбору успешных практик в сфере образования // Письма в Эмиссия.Оффлайн: электронный научный журнал. 2018. № 3
- Книга Горбовский Р. В., Мерцалова Т. А. Факты образования Выпуск №2 (17) 2018 "Мониторинг системы образования: контингент и кадры начального, основного и среднего общего образования / Отв. ред.: С. И. Заир-Бек; под общ. ред.: В. А. Болотов, И. Д. Фрумин. Вып. 17. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2018.
- Статья Заир-Бек С. И., Беликов А. А., Сергеев Ю. Н. Доступность и качество высшего образования для инвалидов: миф или реалии? // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 10 (93). С. 105-108.
- Книга Заир-Бек С. И., Беликов А. А., Мерцалова Т. А. Индекс образовательной инфраструктуры субъектов Российской Федерации в 2014 г.: Факты образования. Спецвыпуск №1 (август 2016 г.) / Под общ. ред.: В. А. Болотов. Вып. №1: Спецвыпуск. М. : [б.и.], 2016.
- Статья Заир-Бек С. И., Беликов А. А., Сергеев Ю. Н. Региональные ресурсные центры как решение проблемы интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья в систему высшего образовани // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 10 (93). С. 108-111.
- Книга Баринов С. Л., Беликов А. А., Болотов В. А., Заир-Бек С. И., Заиченко Н. А., Захаров А. Б., Карной М., Козина Н. С., Лоялка П. К., Мерцалова Т. А., Никитин И. В., Пинская М. А., Пономарева Алена Александровна, Хавенсон Т. Е., Агранович М. Л., Адамович К. А., Адамчук Д. В., Ермачкова Ю. Ф., Зайцева О. В. Российские учителя в свете исследовательских данных / Отв. ред.: И. Д. Фрумин, В. А. Болотов, С. Г. Косарецкий, М. Карной. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2016.
- Книга Заир-Бек С. И., Беликов А. А., Плеханов А. А. Российские школы: информационная революция продолжается: - информационный бюллетень «Факты образования» / Под общ. ред.: В. А. Болотов; науч. ред.: С. И. Заир-Бек. Вып. 4. М. : [б.и.], 2016.
- Глава книги Заир-Бек С. И., Мерцалова Т. А. Состояние системы дополнительного образования детей в 2015 году // В кн.: Федеральный справочник. Образование в России Т. 11. М. : АНО "Центр стратегических программ", 2016. С. 73-78.
- Статья Заир-Бек С. И., Беликов А. А., Сергеев Ю. Н. Так ли доступна «доступная среда» или проблемы занятости и трудоустройства инвалидов // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 10 (93). С. 103-105.
- Книга Заир-Бек С. И., Мерцалова Т. А., Беликов А. А., Горбовский Р. В. Факты образования ВЫПУСК № 2 Тематической серии "Мониторинг системы образования": Начальное, основное и среднее общее образование / Отв. ред.: С. И. Заир-Бек; под общ. ред.: В. А. Болотов. Вып. №2: Спецвыпуск №2. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2016.
- Глава книги Заир-Бек С. И. Дорожное картирование как метод стратегического управления в сфере образования в России и за рубежом // В кн.: Притяжение образования. Пятые Сабуровские чтения: тезисы докладов. М. : Логос, 2015. С. 106-128.
- Статья Заир-Бек С. И., Родина Н. В. Оценка готовности дошкольных организаций к введению эффективного контракта // Справочник руководителя дошкольного учреждения. 2015. № 4. С. 31-37.
- Глава книги Заир-Бек С. И. Подходы к совершенствованию управления изменениями в сфере образования с участием органов государственно-общественного управления // В кн.: Кризис как шанс для развития. Шестые Сабуровские чтения. М. : Логос, 2015. С. 81-98.
- Книга Баринов С. Л., Беликов А. А., Заир-Бек С. И., Куприянов Б. В. Факты образования Вып. 1: Дополнительное образование в субъектах РФ: типы региональных ситуаций. М. : Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2015.
- Статья Заир-Бек С. И., Заир-Бек Е. МОДЕЛИ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ В СТРАНАХ ЕВРОПЫ // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2013. № 3. С. 15-23.
- Глава книги Заир-Бек С. И. Социальный заказ и новые модели государственно-общественного управления (на материале анализа международного опыта) // В кн.: Управление изменениями. Третьи Сабуровские чтения: тезисы докладов. М. : Логос, 2013. С. 120-135.
- Глава книги С.И.Заир-Бек Результаты функционального обзора системы повышения квалификации учителей и директоров школ Республики Таджикистан // В кн.: Оптика инноваций. От новой образовательной политики к новой экономической политики. Вторые Сабуровские чтения. М. : Логос, 2012. С. 85-104.
- Книга Заир-Бек Сергей Измаилович, Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М. : Просвещение, 2011.
- Книга Тарасова Н., Заир-Бек С. И., Родина Н. В., Митрофанов К., Пермяков О., Пуздров А., Деркачев П. В. Аналитический отчет по результатам проведения экспертизы отчетов субъектов Российской Федерации о реализации Приоритетного национального проекта «Образование». М. : ФИРО, 2008.
- Книга Заир-Бек С. И., Митрофанов К. Г., Лейбович А., Татур А., Новиков А., Голуб Г., Ломакина Т., Пермяков О., Менькова С. Концепция общероссийской системы оценки качества образования. ФИРО, 2008.
- Статья Сергей Заир-Бек, Кирилл Митрофанов, Блинов В. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ - ГЛАВНОЕ ЗВЕНО В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ // Народное образование. 2008. № 9. С. 91-95.
- Книга Родина Н. В., Заир-Бек С. И., Тарасова Н., Митрофанов К., Еремин С., Клишина М., Сабуров Е., Деркачев П. В. Рекомендации для субъектов Российской Федерации по учету результатов экспертизы и анализа отчетов субъектов Российской Федерации для принятия управленческих решений по планированию и реализации комплекса мероприятий в рамках Приоритетного национального проекта «Образование» и региональных программ развития образования. М. : ФИРО, 2008.
- Глава книги Заир-Бек С. И., Митрофанов К.Г., Блинов В. Интеграция учебно-воспитательного процесса в условиях муниципальной сети образовательных учреждений и организаций // В кн.: Всероссийское совещание руководителей муниципальных органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере образования. Деятельность муниципальных органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере образования, по обеспечению реализации основных направлений государственной образовательной политики / Сост.: Е. Ф. Сабуров, С. И. Заир-Бек, Н. Тарасова. М. : ФИРО, 2007. С. 41-48.
- Статья Заир-Бек Сергей Измаилович МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ К ОСВОЕНИЮ ГУМАНИТАРНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2007. Т. 9. № 42. С. 53-59.
- Глава книги Сергей Заир-Бек Проект "Развитие критического мышления для высшего образования в России" // В кн.: Развитие критического мышления в высшей школе: технология и подходы / Сост.: Сергей Заир-Бек; под общ. ред.: Сергей Заир-Бек. М. : НП Центр РКМЧП, 2007.
- Статья Заир-Бек С. И., Загашев И., Марико В. Проект "Развитие критического мышления для высшего образования" в России // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2007. № 6. С. 11-21.
- Книга Развитие критического мышления в высшей школе: технология и подходы / Сост.: Сергей Заир-Бек; под общ. ред.: Сергей Заир-Бек. М. : НП Центр РКМЧП, 2007.
- Книга Заир-Бек С. И., Деркачев П. В., Родина Н. В., Иванов Л. К., Андреев В., Макаров Н., Сабанова С., Самарин К., Читаева Ю. Результаты научно-исследовательской деятельности Центра управления, экономики и правового обеспечения в сфере образования / Науч. ред.: С. И. Заир-Бек, П. В. Деркачев. М. : ФИРО, 2007.
Информация*
- Общий стаж: 28 лет
- Научно-педагогический стаж: 15 лет
- Преподавательский стаж: 15 лет
Полномочия / обязанности
Организацию экспертного и методического сопровождения исследовательских работ
Участие в исследовательских проектах, гранты
2005 – 2006 Проект «Разработка учебных программ» (Программа RE:FINE), Facilitating Curricular Reform through Strengthening Curriculum Development and Writing Skills of Teachers, национальный координатор проекта
2006 – 2007 Проект «Исследование моделей адаптации управления образованием к условиям административной реформы» Минобрнауки России, руководитель проекта
2007 – 2008 Проект «Разработка научно обоснованных критериев по оценке эффективности проведения эксперимента по управлению образованием на основе создания федеральных образовательных округов» Минобрнауки России, руководитель проекта
2007 – 2008 Разработка предложений по вариативным экономическим моделям реализации контрольно- надзорной деятельности на региональном уровне и по типовой структуре расходов и обоснованию объемов на осуществление контрольно-надзорных функций на региональном уровне в условиях передачи части федеральных полномочий на региональный уровень, Федеральная целевая программа развития образования, член экспертной группы проекта
Подготовка и апробация предложений по организации работы по экспертизе отчетов, предоставляемых субъектами Российской Федерации в соответствии с Типовой инструкцией о порядке составления отчетности о реализации приоритетных национальных проектов, Приоритетный национальный проект «Образование», старший научный консультант проекта
2008 Разработка организационно-методического обеспечения создания и внедрения перспективных моделей деятельности органов управления образованием на региональном уровне в условиях реализации масштабных образовательных проектов, Федеральная целевая программа развития образования, руководитель проекта
2009 – 2010 Научно-методическое обоснование и разработка подходов к формированию моделей управления образованием по результатам в контексте административной реформы, Минобрнауки России, руководитель проекта
Научно-методическое обоснование и разработка механизмов взаимодействия органов управления образованием, образовательных учреждений и общественности в обеспечении равного доступа учащихся к качественному образованию, Минобрнауки России, руководитель проекта
2010 - 2013 Функциональный обзор системы повышения квалификации учителей и руководящих кадров системы образования и системы их методологической поддержки, Всемирный банк, международный консультант
2012 «Разработка «дорожной карты», мониторинг и оценка эффективности реализации мероприятий по обеспечению доступности и качества образования, в целях обеспечения реализации задач в области образования, поставленных в Указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»
2013 - Анализ, оценка и рекомендации офису Всемирного банка – Узбекистан по проекту «UZBEKISTAN BASIC EDUCATION PROJECT II (BEP II)», Всемирный банк, международный консультант
2015 - по настоящее время - Twenty-five years of transition: dynamics, influences, and results of secondary school transformation in post-Soviet countries
«Умная аналитика» для современной школы
Год назад на Coursera открылся курс «Умная аналитика в управлении образованием». За это время его уже прошли почти две тысячи человек. Интересно, что среди слушателей оказалось много управленцев из других сфер – медицины, культуры, госуправления. В чем секрет успеха и чем умная аналитика отличается от обычной? Разбираемся вместе с авторами курса – ведущими научными сотрудниками Центра общего и дополнительного образования Инобра Сергеем Заир-Беком и Татьяной Мерцаловой.
Сельской школе составили портрет
«В последние годы в обществе сложился устойчивый стереотип сельской школы как школы маленькой и бедной». Так сказано в новом экспресс-бюллетене Мониторинга экономики образования. Стереотип и правдивый, и нет: слишком разные условия в регионах. В одних построили комплексы, похожие на городские – с несколькими корпусами и сотнями учеников. В других это всё те же деревянные избы с удобствами на улице. Тем не менее, общие черты увидеть можно. «Портрет российской сельской школы»: так называется доклад экспертов Центра общего и дополнительного образования Инобра Сергея Заир-Бека, Татьяны Мерцаловой и Константина Анчикова.
Денег нет, но вы учитесь
Чаще всего качество школьного образования сравнивают по таким исследованиям, как PISA или TIMSS. А по итогам политики делают выводы – как дальше развивать национальные системы. Но так в поле зрения оказываются образовательные результаты. Многие факторы, также влияющие на качество обучения в школе, остаются в тени. Ведущие эксперты Центра общего и дополнительного образования имени А. Пинского Сергей Заир-Бек и Татьяна Мерцалова сравнили именно «неочевидные» показатели: не только финансовые, но и длину каникул, почасовую нагрузку на детей и многое другое. Их исследование опубликовано в серии бюллетеней мониторинга экономики образования, который ведет Вышка.
Как оценивать знания в эпоху covid?
В этом году у школы и вузов было много поводов для головной боли: со всеми понемногу разобрались, а одну из главных проблем решить так и не смогли. Экзамены. Как их проводить в чрезвычайной ситуации? Сейчас уже и забылось, что весной всерьез обсуждалась отмена ЕГЭ или его перенос в онлайн-формат. Обстановка позволила сдать ЕГЭ почти «как обычно», но принципиальных решений так и не нашли. Их поиск станет одной из главных тем конференции Евразийской ассоциации оценки качества образования, которая пройдет онлайн 13-14 ноября.
Будущему спроектировали точку
Главное, чему нужно научить в школе — принимать решения и ответственно распоряжаться своей жизнью. С этого тезиса, как с отправной точки, начинался большой педагогический эксперимент, который продолжался семь лет и закончился только что открытием инновационной школы в Иркутске. Вернее, не закончился: теперь экспертам в сфере образования предстоит наблюдать, как новые методики работают на практике. А школа так и называется — «Точка будущего». Над ее концепцией работала команда из разных организаций — в том числе представители Инобра: Сергей Заир-Бек, Надежда Суркова, Анна Вавилова, Семен Янкевич, Кирилл Зиньковский, Ирина Абанкина.
Бедные дети
Главная причина неудач школьного образования на удаленке – бедность населения. Многие семьи не могут позволить себе компьютер или ноутбук: на несколько месяцев дети оказались «отключены» от школьной программы. «Масштабы этой проблемы очень широки и неодинаковы в разных субъектах Российской Федерации», – констатируют эксперты из Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского ВШЭ. Они проанализировали данные нескольких исследований и статистики в докладе «Региональные системы общего образования в условиях массового перехода на дистанционное обучение», который опубликован в серии бюллетеней Мониторинга экономики образования.
Эксперты НИУ ВШЭ разработали предложения по запуску комплексных проектов развития Тюменской области
Двухдневной стратегической сессией в Тюмени завершилась программа НИУ ВШЭ «Реализация национальных проектов на территории Тюменской области: от федеральных задач к опережающему развитию региона». Эксперты университета оценили ход реализации национальных проектов и разработали предложения по запуску комплексных проектов развития территории.
Мониторинг системы образования: фокус на регионы
В Институте образования НИУ ВШЭ прошла пресс-конференция, посвященная вопросам мониторинга системы образования. Эксперты НИУ ВШЭ рассказали об изменениях, которые произошли в системе образования за прошедший год, обратив внимание на наиболее интересные тенденции развития системы образования страны.
Названы победители конкурса ФОИ
Подведены итоги осеннего конкурса Фонда образовательных инноваций.
В Институте образования продолжается аналитическая работа в рамках Федеральной целевой программы развития дополнительного образования детей
Группа экспертов Института образования подготовила доклад о состоянии системы дополнительного образования детей в Российской Федерации. В докладе представлен анализ деятельности по реализации Концепции развития дополнительного образования детей на федеральном и региональном уровнях; сделаны основные выводы о состоянии системы дополнительного образования детей в Российской Федерации, достигнутом в результате реализации Концепции; обозначены перспективные задачи развития дополнительного образования детей на следующий отчетный период.
В Институте образования прошел очередной семинар серии «Пространство России: контекст для образования»
Темой для обсуждения на этот раз стал российский и зарубежный опыт выстраивания образовательной политики и педагогической практики в отношении детей этнических меньшинств.
О советском наследии в образовательных системах стран Центральной Азии, и не только
В рамках цикла семинаров по советскому и постсоветскому образованию в Институте образования прошло второе заседание серии «Высшее образование в Средней Азии».
Форум "Евразийский образовательный диалог" проходит в Ярославле
Качество образования – основная тема форума, насчитывающего в этом году рекордное число участников. Институт образования НИУ ВШЭ, традиционно являющийся соорганизатором мероприятия, делегировал на форум внушительную группу, в которую входят И.Д. Фрумин, В.А. Болотов, С.Г. Косарецкий, А.Г. Каспржак, Ф.Ф. Дудырев, Т.А. Мерцалова и другие сотрудники.
«С разными интеллектуальными элитами он умел обсуждать их проблемы на их языке»
В Институте образования прошел традиционный семинар "Актуальные исследования и разработки в области образования", посвященный 70-летию со дня рождения Евгения Сабурова – философа, управленца, экономиста, педагога, поэта. В начале 2000-х годов он возглавлял Инобр и, по выражению его нынешнего научного руководителя Исака Фрумина, был одним из людей, заложивших его «генный код».
«С разными интеллектуальными элитами он умел обсуждать их проблемы на их языке»
16 февраля традиционный семинар Института образования ВШЭ был посвящен 70-летию со дня рождения Евгения Сабурова (1946-2009) — философа, управленца, экономиста, педагога, поэта. Он возглавлял институт в начале 2000-х годов, и, по выражению его нынешнего научного руководителя Исака Фрумина, был одним из людей, заложивших его «генный код».
15%
детей старше трех лет в России стоят в очереди в детсады.
Зарплаты воспитателей детсадов растут вместе с нагрузкой
13 мая на традиционном семинаре Института образования ВШЭ снова обсуждалась тема зарплат в образовании — на этот раз в дошкольном. Сотрудники Научно-учебной лаборатории анализа и моделирования институциональной динамики ВШЭ изучили последствия повышения зарплат воспитателей детских садов.
Большинство учителей не считают, что их материальное положение улучшилось
8 апреля на семинаре Института образования ВШЭ в очередной раз обсуждалась тема учительских зарплат. Несмотря на то, что зарплаты действительно выросли, произошло это в значительной степени благодаря увеличению нагрузки учителей, считает директор Центра экономики непрерывного образования Российской академии народного хозяйства и госслужбы Татьяна Клячко.