• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2022/2023

Управление, экономика и политика в социальной сфере

Направление: 38.03.04. Государственное и муниципальное управление
Когда читается: 3-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 54

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Управление, экономика и политика в социальной сфере» предлагается студентам второго курса бакалавриата. Изучение этой дисциплины даст системное представление о специфике управления, экономики и политики социальной сферы и позволит существенно расширить знания бакалавров второго года обучения по основным направлениям управления, экономики и политики здравоохранения, образования и социальной защиты населения, основных подходах к анализу проблем функционирования этих отраслей и перспектив их развития. Главная форма оценивания работы студентов - письменный экзамен по итогам курса.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Управление, экономика и политика в социальной сфере» являются формирование у студентов систематизированных представлений о главных особенностях управления, экономики и государственной политики в отраслях социальной сферы и о подходах к анализу проблем функционирования этих отраслей и перспектив их развития.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент владеет навыками поиска информации о состоянии отраслей социальной сферы
  • Студент владеет навыками анализа проблем функционирования сферы социальной поддержки с, разработки вариантов их решения, формирования критериев их оценки
  • Студент владеет навыками анализа проблем функционирования сферы образования, разработки вариантов их решения, формирования критериев их оценки
  • Студент знает актуальные направления государственной политики в сфере образования
  • Студент знает актуальные направления государственной политики в сфере образования. Студент знает главные особенности организации государственного управления в сфере образования
  • Студент знает актуальные направления государственной политики в сфере социальной поддержки. Студент владеет навыками анализа проблем функционирования сферы социальной поддержки, разработки вариантов их решения, формирования критериев их оценки
  • Студент знает главные особенности экономических отношений в здравоохранении
  • Студент знает главные особенности экономических отношений в образовании
  • Студент знает теоретические основы управления и экономики основных отраслей соци-альной сферы
  • Студент знает цели и главные результаты преобразований, проведенных в здравоохранении в последние два десятилетия в России
  • Студент способ применять аналитический подход при изучении проблем управления и эко-номики отраслей социальной сферы
  • Студент умеет оценивать варианты решения проблем управления и финансирования здравоохранения
  • Студент умеет оценивать варианты решения проблем управления и финансирования сферы здравоохранения
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Объект и предмет дисциплины «Управление, экономика и политика в социальной сфере»
  • Формы организаций в социальной сфере
  • Особенности экономических отношений в здравоохранении.
  • Системы финансирования здравоохранения. Особенности организации управления в здравоохранении
  • Опыт и уроки реформирования российского здравоохранения
  • Вызовы и перспективы развития российского здравоохранения
  • Основные определения и измерения уровня и качества жизни населения
  • Особенности экономических отношений в сфере социальной поддержки населения.
  • Как государство управляет образованием
  • Проблемы финансирования образования
  • Образование и человеческий капитал
  • Система оценки качества образования. Единый государственный экзамен в России
  • Итоговый проект: «Образование»
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Оценка за подготовку и презентацию докладов
    В каждой группе на семинарских занятиях обсуждаются 10 докладов. Каждый студент должен принять участие в подготовке и презентации двух докладов. Число соавторов одного доклада – не более 6. Оценка за подготовку и презентацию докладов определяется как среднее арифметическое оценок за подготовку и презентацию двух докладов. Участие каждого студента в подготовке и презентации каждого доклада оценивается руководителем семинара по 10 бальной шкале на основе следующих равнозначимых критериев: • полнота используемых данных, • логичная структура доклада, • обоснованные выводы. Руководитель семинара за каждый доклад выставляет коллективную оценку – одинаковую для всех участников его подготовки и презентации. Руководитель семинара может снизить на 1 балл оценку за доклад тем участникам, которые в ходе презентации доклада продемонстрировали слабое знание обсуждаемых вопросов. Если студент – в числе авторов подготовленного доклада, но не участвовал в его презентации, то его оценка за такой доклад – 4 балла. Если студент подготовил и участвовал в презентации одного доклада, то он получает оценку только за этот доклад, а за второй доклад – 0.
  • неблокирующий Оценка за участие в обсуждении докладов и вопросов по теме семинаров
    Оценка за участие в обсуждении докладов и вопросов по теме семинаров формируется следующим образом: Оценка за обсуждение докладов и вопросов на семинарах 1 и 2 х 0,4 Оценка за обсуждение докладов и вопросов на семинарах 3,4 и 5 х 0,6 Оценка за обсуждение докладов и вопросов на семинарах выставляется в трехбалльной шкале: • 0 баллов – студент не участвовал в обсуждении докладов, выступления студента не соответствовали теме обсуждаемых докладов, не содержали дополнительной информации и оценок докладов; • 1 балл – студент выступал с обоснованной критикой или предложениями по содержанию обсуждаемых докладов; • 2-3 балла – студент проявил дополнительные знания по обсуждаемым вопросам и выступал с интересными предложениями-рекомендациями по существу обсуждаемых проблем.
  • неблокирующий Контрольная работа
    Контрольная работа проводится в тестовой форме 10 вопросов с несколькими вариантами ответа, из которых один правильный. За правильный ответ ставится 1 балл. За неправильный - 0 баллов. Оценка за контрольную работу рассчитывается как сумма набранных баллов.
  • неблокирующий Оценка за тест
    Тест включает в себя закрытые и открытые вопросы (задачи). Оценка выставляется в 10 балльной шкале.
  • неблокирующий Оценка за работу на семинарах по темам 7-8
    Оценка за работу на семинарах выставляется по итогам следующих видов работы: 1) Посещение семинарских занятий Если вы не работали на семинарских занятиях, посещение всех семинарских занятий может дать Вам минимальную оценку в 5 баллов. Проверка посещения проводится в начале семинара – посещение менее половины занятия (если Вы пришли за несколько минут до конца) не учитывается 2) Домашнее задание за расчет реальных доходов (преподаватель - Д.Е. Карева). Критерий оценивания - правильность расчетов. Выставляется групповая оценка. 3) Домашнее задание по микромоделированию (преподаватель – С.А. Тер-Акопов). Критерий оценивания - правильность расчетов. Выставляется групповая оценка. 4) Групповая работа по региональной социальной поддержке (работа с НПА и доклад по результатам на семинаре) (преподаватель – Е.А. Горина). Критерии оценивания: правильность и полнота заполнения таблицы по региону (групповая часть оценки), лаконичность и аргументированность доклада отдельного участника на семинаре (индивидуальная часть оценки), участие в общей дискуссии по итогам доклада (индивидуальная часть оценки). 5) Дискуссия по актуальной проблеме социальной политики (преподаватель – Е.В. Селезнева). Критерии оценивания: число выступлений с места на дискуссии, качество аргументации. Выставляется индивидуальная оценка. 6) Групповой доклад по актуальной проблеме социальной политики преподаватель – Е.В. Селезнева). Критерии оценивания: степень раскрытия проблемы, качество использованных источников, способность дать оценку материалу, сформулировать на основе материала собственные рекомендации. Выставляется групповая оценка. Все оценки выставляются в 10 балльной шкале. Оценка за виды работы 2 и 3 снижается на 1 балл при задержке с предоставлением задания на неделю, на 2 балла – если задание предоставлено позже более, чем на 1 неделю. Итоговая оценка за семинары по социальной поддержке равна среднему арифметическому оценок по видам работы 2-6. Если эта оценка равна 0, но Вы посетили все семинары, Вы получаете 4 балла за семинары по социальной поддержке.
  • неблокирующий Оценка за работу на семинарских занятиях по темам 9-12
    Оценка выставляется в 10-балльной шкале
  • неблокирующий Оценка итогового проекта «Образование»
    Критерии оценки итогового проекта «Образование»*: Решение задач сопоставления (полнота, опора на данные, выводы) – до 3 баллов Использование различных источников (нормативно-правовые, стратегические концепции, научная литература) – до 3 баллов Качество предъявления (доказательность, соблюдение тайминга, оригинальность, четкость) – до 3 баллов Качество самой презентации (инфографика, математический аппарат) – до 1 балла Итого: до 10 баллов * Если проект выполняется в паре или в группе, в презентации необходимо четко отразить, кто и что готовил, вклад должен быть равноценный. Желательно выступление всех участников в рамках своего содержательного вклада
  • неблокирующий Письменный экзамен
    Критерии оценки итогового письменного экзамена: Соблюдение формальных требований к объему, цитированию, списку литературы, оформлению – 1 балл Опора на фактические данные статистики в статике/динамике, в том числе, международной) – 1 балл Использование для обоснования ответа социологических исследований – 1 балл Опора на теоретические концепции с обоснованием выбора, использование результатов международных/российских исследований – 1 балл Использование авторской инфографики в работе – 1 балл Доказательность, обоснованность предъявляемой позиции – до 2 баллов Четкость, структурированность текста – до 2 баллов Дополнительный балл – превосходство с опорой на кейсы, приемы прогнозирования, историческую ретроспективу – 1 балл
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 1 модуль
    Оценка складывается из двух составляющих 1. Оценка за контрольную работу х 0,5 2. Оценка за работу на семинарах х 0,5 Все оценки выставляются в 10 балльной шкале. Оценка за работу на семинарах складывается из двух составляющих: 1) Оценка за подготовку и презентацию докладов 2) Оценка за участие в обсуждении докладов и вопросов по теме семинаров
  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.25 * Оценка за работу на семинарах по темам 7-8 + 0.25 * Письменный экзамен + 0.125 * Оценка итогового проекта «Образование» + 0.125 * Оценка за работу на семинарских занятиях по темам 9-12 + 0.25 * Оценка за тест
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Кузьминов Я. И., Реморенко И. М., Рудник Б. Л., Фрумин И. Д., Якобсон Л. И., & Волков А. Е. (2008). Российское Образование — 2020: Модель Образования Для Инновационной Экономики. Материал Для Обсуждения. Вопросы Образования // Educational Studies, (1), 32. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.scn.voprob.2008i1p32.64
  • Кузьминов, Я. И., Рудник, Б. Л., Фрумин, И. Д., Якобсон, Л. И., Волков, А. Е., & Реморенко, И. М. (2010). Russian Education in 2020: a Model of Education for Innovative Economy. Material for Discussion ; Российское образование — 2020: модель образования для инновационной экономики. Материал для обсуждения. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.BDA6B590
  • Общественное здоровье и здравоохранение : учебник / Н.М. Агарков, С.Н. Гонтарев, Н.Н. Зубарева, В.Ф. Куликовский, Д.И. Кича. — Москва : ИНФРА-М, 2020. — 560 с. — (Высшее образование: Специалитет). — DOI 10.12737/textbook_5ce7fa7a9a02b5.37927752. - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1062142
  • Экономика социальной сферы : учеб. пособие для вузов, Шишкин, С. В., 2003

Рекомендуемая дополнительная литература

  • M. Snurnitsyna A., & М. Снурницына А. (2019). Human capital of the region as a factor of growth of its efficiency (on the example of Yaroslavl region) ; Человеческий капитал как фактор роста эффективности региона (на примере Ярославской области). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.1AFFD443
  • Государственное управление экономическими и социальными процессами: Учебное пособие / Райзберг Б. А. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 384 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат) (Переплёт) ISBN 978-5-16-006792-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/536436
  • Кузьминов, Я. И. (2011). Образование в России. Что мы можем сделать? Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.48D36BF7
  • Кузьминов, Я., Семенов, Д., & Фрумин, И. (2013). Структура Вузовской Сети: От Советского К Российскому «Мастер-Плану». Вопросы Образования, (4). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15688490
  • Мерсиянова, И., & Якобсон, Л. (2011). Сотрудничество Государства И Структур Гражданского Общества В Решении Социальных Проблем. Вопросы Государственного и Муниципального Управления, (2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15690957
  • Роик, В. Д.  Социальная защита отдельных категорий граждан. Качество жизни пожилого населения : учебное пособие для среднего профессионального образования / В. Д. Роик. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 400 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-09550-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/442264 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Социальная защита и социальное обслуживание населения: Учебник для бакалавров / Замараева З.П. - М.:Дашков и К, 2017. - 174 с. ISBN 978-5-394-02823-6
  • Социально ориентированные некоммерческие организации: Учебное пособие / Холостова Е.И. - Москва :Дашков и К, 2017. - 181 с. ISBN 978-5-394-02776-5 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/937241
  • Теория и практика рыночных отношений в здравоохранении, Шейман, И. М., 2007
  • Человеческий капитал системы образования : учебник / И.А. Ковалевич, В.Т. Ковалевич, О.В. Шайдурова, Н.А. Гончаревич. - Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2018. - 216 с. - ISBN 978-5-7638-3754-4. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1032105 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1032105