Шматко Наталья Анатольевна
- Главный научный сотрудник, Заведующий отделом: Институт статистических исследований и экономики знаний / Отдел исследований человеческого капитала
- Начала работать в НИУ ВШЭ в 2009 году.
- Научно-педагогический стаж: 42 года.
Oбразование и учёные степени
Достижения и поощрения
- Благодарственное письмо проректора НИУ ВШЭ (февраль 2024)
- Почетная грамота Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (декабрь 2022)
- Медаль 10 лет (декабрь 2021)
- Благодарность Высшей школы экономики (декабрь 2013)
Надбавка за публикацию в международном рецензируемом научном издании (2022–2023, 2021–2022, 2020–2022, 2018–2020)
Надбавка за статью в зарубежном рецензируемом журнале (2015–2017)
Автор и соавтор более 100 работ, в том числе:
- Национальные концепты российского социологического дискурса // Социологический журнал. №1, 2009
- Отечественная экономическая наука в 1990 году глазами социолога // НЛО. № 83. 2007.
- Социальное пространство Пьера Бурдье. Послесловие к книге П. Бурдье «Социальное пространство: поля и практики». М.: Ин-т эксперим. социологии; СПб.: Алетейя, 2005.
- «Топосы» российской экономической реформы: от ортодоксального марксизма к радикальному либерализму // Социология под вопросом. М.: Праксис; Ин-т эксперим. социологии, 2005.
- «Научная революция» 1990-х годов как «событие» поля экономики // Журнал социологии и социальной антропологии». №5. 2004.
- Анализ культурного производства в генетическом структурализме Пьера Бурдье. //Социологические исследования. №10, 2003.
- «Научная революция» в российской экономике как зеркало радикальной экономической реформы // Неприкосновенный запас. №5 (31), 2003
- Блеск и нищета масс-медиа // Предисловие к книге П. Бурдье «О телевидении и журналистике». М.: Институт эксперим. социологии; Фонд «Прагматика культуры», 2002.
- Феномен публичной политики // Социологические исследования. 2001. №7
- На пути к практической теории практики // Послесловие к книге П. Бурдье «Практический смысл». М.: Институт эксперим. социологии; СПб.: Алетейя, 2000.
- L’impact de la pensée de Pierre Bourdieu sur la pensée sociologique russe // Rencontres avec Pierre Bourdieu / Dir. G. Mauger. Paris: Crocant, 2005.
- Les croyances économiques au tournant des années 1980-1990 : URSS-Russie // Politix. Mars 2003.
- Les économistes russes entre orthodoxie marxiste et radicalisme libéral // Genèses. №47, 2002.
- Les usages des sciences économiques en Russie: de 1960 jusqu’à nos jours // Histoire. Economie. Société. №4, 2002.
- Les nouveaux edireurs russes // Actes de la recherche en sciences sociales, №126/127, 1999 (в соавторствес A.-M. Thiesse).
- Le marche du livre en Russie. 1990-1995 // Le courrier des pays de l'Est, 1997, N°425
- Les anciens bureaucrates dans l’economie de marche en Russie // Genèses, 1997, N°27 (в соавторстве с M. de Saint Martin).
Исследовательские проекты
Принимала участие в организации и реализации десятков исследовательских проектов в рамках программ НИУ ВШЭ, РАН, РФФИ, других российских, зарубежных и международных фондов и организаций, в том числе:
– Измерение и моделирование паттернов инновационной деятельности. Программа Фундаментальных исследований НИУ ВШЭ. Проект международных лабораторий. ЛЭИ. 2018
– Исследование активности субъектов инновационного процесса: развитие теоретической рамки и методических подходов. Программа Фундаментальных исследований НИУ ВШЭ. 2018
– Мониторинг поведения субъектов инновационного процесса: технологические стратегии предприятий и вовлеченность населения в науку и технологии. Программа Фундаментальных исследований НИУ ВШЭ. 2018
– Форсайт спроса на социально-гуманитарные профессии с учетом перспектив развития рынков и передовых технологий. НИУ ВШЭ.2018. (В рамках Плана мероприятий по реализации программы повышения конкурентоспособности НИУ ВШЭ на 2013-2020 годы.)
– Разработка системы научно-технологического прогнозирования перспективных рынков, технологий и компетенций кадров в интересах устойчивого инновационного развития ПАО Сбербанк на средне- и долгосрочную перспективу. 2018.
- Международный проект «Careers of Doctorate Holders» (CDH), реализуемый под руководством ОЭСР, Евростата и Института статистики ЮНЕСКО (начиная с 2010 г. по настоящее время);
- Разработка теоретических и методических подходов к исследованию активности субъектов инновационного процесса. Программа фундаментальных исследований НИУ ВШЭ (2017 г.);
- Мониторинг поведения субъектов инновационного процесса: научные организации и научные кадры высшей квалификации. Программа фундаментальных исследований НИУ ВШЭ (2017 г.);
- Разработка методологии интегрированной системы оценки потребности в научных кадрах высшей квалификации. По заказу Минобрнауки России (2016-2017 г.г.)
- Мониторинг научных кадров высшей квалификации. Программа фундаментальных исследований НИУ ВШЭ (2010 г. - 2016 г.г.);
- Изучение и разработка новых подходов к анализу и моделированию поведения субъектов инновационной деятельности и инновационных рынков. Программа Фундаментальных исследований НИУ ВШЭ. (с 2012 - 2016 г.г. );
- Формирование программы (тематических блоков) исследований в области социально-гуманитарных наук и экономики, направленных на повышение эффективности управления научно-технологической сферой, формирование и применение методологии получения оценок социальных эффектов инновационной деятельности. По заказу Минобрнауки России (2014г.);
- Проведение исследований по определению перспективных направлений развития НИТУ «МИСиС» на основе научно-образовательного форсайта. По заказу НИТУ "МИСиС" (2014 г.)
- Определение системы долгосрочных приоритетов научно-технологической деятельности гражданского назначения Национального исследовательского Томского государственного университета на основе форсайта. По заказу ТГУ (2014 г.)
- Разработка «дорожной карты» перехода России к новой модели подготовки и аттестации кадров высшей квалификации для науки и иных сфер деятельности. По заказу Минобрнауки России (2012-2013г.)
- Факторы эффективности деятельности научно-исследовательских коллективов. Программа Фундаментальных исследований ГУ-ВШЭ (2009 г.);
- Социальные структуры экономической науки. Французско-российский проект (2006-2008);
- Социологические словари в условиях становления единой Европы: формирование, трансформация, мондиализация. Многосторонний международный проект (2002-2003);
- Экспертиза и эксперты в области публичной политики. Французско-российский проект (2000-2002);
- Конструирование категории «предприниматели» в современной России (1999-2000);
- Факторы, определяющие циркуляцию идей и произведений. Международный проект: Франция-Германия-Россия (1997-1998);
- Деконструкция и реконструкция элит и власти. Старые и новые элиты в посткоммунистической России. Российско-французский проект (1996-1999);
- Трансформация издательств и книжного рынка стран Восточной Европы. Международный проект: Россия-Болгария-Венгрия-Франция (1995-1996);
- Стратегии идентичности новых социальных актеров в России: интеллигенция, предприниматели, политики (1993-1994);
- Формирование российского предпринимательства (1992-1995).
Конференции
- 2020
XXI Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества (Москва). Доклад: Цифровые навыки кандидатов и докторов наук в России: уровень владения и заинтересованность в улучшении
- 2019
14th annual conference of the Society for Higher Education Research (Магдебург). Доклад: The Value of PhD in the Changing World of Work: traditional and alternative research career
- 2018
XIX Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества (Москва). Доклад: Востребованные и перспективные компетенции в области робототехники в эпоху цифровой экономики
- 2015
Professions, Bonds and Boundaries Visioning a globalising, managed and inclusive professionalism Milano, 19th - 21st March 2015 (Milan). Доклад: Researcher's competencies for future knowledge-intensive labour market
- 2014
Инженеры будущего - 2014 (Уфа). Доклад: Какие компетенции нужны современным инженерам
- 2013
Четвертая Всероссийская научно-практическая конференция «Принципы и механизмы формирования национальной инновационной системы в Российской Федерации» (Дубна). Доклад: Форсайт профессиональных компетенций: что должен знать и уметь современный инженер
- 2012
Второй международный молодежный промышленный форум «Инженеры будущего 2012». Доклад: Знать и уметь: какие компетенции нужны инженеру?
Профессиональные интересы
- Социология науки
- Социология социальной структуры и экономической элиты
- Экономическая социология переходного периода
- Социология культурного производства
- Разработка концептуальных проблем, статистические и социологические исследования корпораций и корпоративной культуры
- Методология исследования компетенций
- Исследования в области публичной политики
- Социология культурного производства
- Развитие международного сотрудничества в сфере науки и культуры
Чему (не) учат в аспирантуре?
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ изучил на основе результатов опроса выпускников аспирантуры ее вклад в формирование профессиональных и гибких компетенций, в частности, связанных с научной работой, коммуникацией и самоорганизацией.
Нецитируемые статьи оказались «Робин Гудами» научной коммуникации
Своими ссылками они помогают удержаться большому числу других публикаций в числе цитируемых
Что ценят в своей работе высокопродуктивные ученые?
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ проанализировал факторы, влияющие на мотивацию высокопродуктивных ученых в России и уровень их удовлетворенности текущей работой.
Кем будут работать поколения зумеров и альфа?
Какие компетенции становятся наиболее востребованными на рынке труда? Какие профессии будут ценить зумеры (поколения 1995—2010 годы) и «альфа» (родившиеся с 2010 года по настоящее время)? Какие направления карьерного развития задает складывающаяся сейчас ситуация на рынке труда? Эти и другие вопросы прокомментировала зав.отделом исследований человеческого капитала Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Наталья Шматко в программе «Большая перемена», эфир которой был организован редакцией РБК на платформе «Одноклассники».
Технологические и гуманитарные тренды в образовании
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ применил инструменты анализа больших данных для выявления глобальных трендов, отражающих актуальную повестку цифровизации и внедрения инноваций в системе образования в России и в мире.
Кадры для цифровой трансформации высшего образования: сотрудники ИКТ-подразделений
ИСИЭЗ НИУ ВШЭ впервые представляет оценки кадрового потенциала подразделений, ответственных за цифровизацию образования и формирование цифровой среды российских вузов. Исследование включает анализ текущего состояния кадрового обеспечения, а также ожиданий руководителей ИКТ-блоков относительно их будущего кадрового развития.
Эмпирической базой исследования послужили результаты опроса сотрудников, отвечающих за внедрение ИКТ-сервисов в вузах (руководителей ИКТ-блоков). Опрос проводился в рамках Мониторинга экономики образования.
В Россию приезжает в 2,5 раза больше ученых, чем выезжает из страны
Такие данные получили сотрудники Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ по результатам исследования 566 организаций, подведомственных Минобрнауки России. Его результаты представлены на официальном сайте Министерства.
Организация цифровой коммуникации в вузах
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ впервые представляет сведения о цифровой коммуникации между подразделениями, преподавателями и студентами в гражданских вузах.
Какие навыки нужны педагогическим кадрам?
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ применил систему интеллектуального анализа больших данных iFORA для выявления наиболее востребованных навыков педагогических кадров на основе анализа вакансий.
Наиболее востребованные STEM-профессии и компетенции
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ применил инструменты анализа больших данных для выявления профессий и компетенций из группы STEM (естественные науки, технологии, инженерия, математика), которые становятся все более значимыми для экономического развития в России и в мире.
Как россияне обживают новый цифровой мир
Еще лет десять назад цифровые технологии радовали редких новаторов, а сейчас для многих стали важным элементом повседневной реальности и сильнейшим фактором ее преобразований. Как в эпоху технологических трансформаций меняются человек и общество, рассмотрели участники круглого стола, прошедшего 13 апреля в рамках XXII Апрельской международной научной конференции, организованной Вышкой и Сбером.
Жизнь в эпоху перемен: откуда берется цифровое отчуждение
В мире обостряется конкуренция за перспективных молодых ученых, растут расходы на подготовку кадров. Это происходит на фоне цифровизации, порождающей новое цифровое неравенство. Например, в России четверть взрослого населения не имеет навыков работы с цифровыми технологиями и не пользуется интернетом. Эти и другие темы обсудили участники круглого стола, прошедшего в ходе XXII Апрельской международной научной конференции, организованной Вышкой и Сбером.
Когда работа в науке — изучать в ней работающих
12 апреля отмечает юбилей Наталья Шматко, заведующая отделом исследований человеческого капитала ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, международно признанный эксперт в области социологии науки и исследований карьер ученых.
Разнообразие физических журналов объяснили с помощью «машины различий»
Все выдающиеся журналы по физике оригинальны по-своему, все рядовые — одинаково заурядны. К такому выводу пришли исследователи ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Юрий Качанов и Наталья Шматко в соавторстве с Юлией Марковой (AAAS, США). Проанализировав данные о 230 физических журналах, проиндексированных в Scopus в 2010–2015 гг., они установили, что процессами цитирования в современной физике управляют относительно небольшое количество журналов.
К знаниям с любой дистанции
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представляет сведения о стартовых условиях, в которых школы и вузы страны массово переходят на дистанционные форматы обучения, а также об уровне подготовленности преподавателей и обучающихся к образовательным онлайн-практикам.
Остепененный успех
Как сравнить достижения академических ученых с их коллегами из индустрии
Главные тренды уходящего десятилетия в спецпроекте с ТАСС
«Сжатые десятые» — самый краткий и ёмкий путеводитель по уходящей эпохе — редакция спецпроектов ТАСС подготовила совместно с Институтом статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ. Наиболее характерные явления уходящего десятилетия в нем представлены в формате каталога интернет-магазина, из которого читатель может выбирать те феномены, что считает особенно важными и готов метафорически «взять в 2020».
Базовые и продвинутые цифровые навыки российских исследователей
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ провел в 2019 году опрос кандидатов и докторов наук, чтобы узнать, как российские исследователи оценивают свой уровень владения цифровыми технологиями и как их осваивают.
«Атлас профессий будущего»: навигатор больших и малых дел в мире XXI века
Результаты многолетней работы ведущих специалистов Форсайт-центра и отдела исследований человеческого капитала ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, опирающиеся на Долгосрочный прогноз научно-технологического развития России, интеллектуальный анализ больших данных с использованием системы iFORA, изучение глобальных вызовов и трендов, представлены в «Атласе профессий будущего», который этой осенью вышел из печати в издательстве «Олимп-Бизнес».
Журнал «Форсайт»: №2, 2019
Главная тема нового выпуска журнала «Форсайт» — влияние технологического прогресса на перспективы занятости и развитие компетенций. Эта проблема рассматривается с позиций работников, компаний и регионов.
О цифровизации и будущем рынка труда — в новом номере журнала «Форсайт»
Главной темой очередного выпуска журнала «Форсайт» (Т.13, №2) стало влияние технологического прогресса на перспективы занятости и развитие компетенций. Эта проблема рассматривается с позиций работников, компаний и регионов.
Что такое цифровая экономика? Тренды, компетенции, измерение
Доклад «Что такое цифровая экономика? Тренды, компетенции, измерение» представлен 10 апреля 2019 года на пленарном заседании «Цифровизация экономики и государственного управления: тренды, эффекты, риски, ресурсы» в рамках XX Апрельской Международной научной конференции НИУ ВШЭ по проблемам развития экономики и общества.
Предрождественская дискуссия о новых ролях в эпоху цифровизации
На наших глазах перекраивается карта профессий и кардинально меняются подходы к подготовке кадров. Какие факторы влияют на развитие рынка труда в XXI веке, обсудили российские и немецкие эксперты в необычном формате подиумной дискуссии, сочетавшейся с предрождественским приёмом. Мероприятие организовали 4 декабря 2018 года научный отдел Посольства Германии в Москве, Германский дом науки и инноваций (DWIH) и Высшая школа экономики.
Знание иностранных языков российскими учеными
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ провёл опрос более 2 тысяч российских кандидатов и докторов наук, чтобы оценить, как обстоит ситуация с владением иностранными языками среди научных кадров высшей квалификации.
Научные обоснования будущего
Технологии насквозь пронизывают современный мир и являются одним из главных факторов перемен. Обывателям впору следить за прогнозами развития исследований и передовых разработок, как сейчас они сверяются с метеопрогнозами перед выходом на улицу. Ученые Высшей школы экономики более пяти лет ведут мониторинг глобальных технологических трендов, отслеживают возникающие технологии на ранних стадиях. Результаты этой работы представлены в серьезных академических публикациях и в весьма наглядном «Атласе технологий будущего», вошедшем в лонглист премии «Просветитель»-2018. Главный редактор «Атласа» — первый проректор, директор ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Леонид Гохберг отобрал художественные книги и тексты в категории нон-фикшн, знаковые с точки зрения осмысления будущего и погружения в историю его исследований.
25 Professions for the Future for which HSE is Training Students
The labour market is changing rapidly and radically. The changes are already apparent and are certain to become even more pronounced in the coming years. Accordingly, the question 'which professions are going to be in demand in 5-10 years’ time' becomes increasingly important: what qualifications should be acquired now to have labour market-relevant knowledge and skills upon graduation? The HSE Institute for Statistical Studies and Economics of Knowledge (ISSEK) experts addressed these issues in the scope of the targeted project to identify professions for the future.
Цифровой кругозор российских ученых
Насколько современные цифровые технологии проникли в деятельность российских кандидатов и докторов наук, выяснили специалисты Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ.
Как система среднего профессионального образования взаимодействует с рынком труда?
На ежегодной конференции Минобрнауки России, посвященной среднему профессиональному образованию («Global Education – Образование без границ», 21—22 ноября 2017 г.), сотрудники ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Николай Шугаль, Наталья Шматко и Наталья Бондаренко редставили результаты комплексного проекта по изучению массовых и высокотехнологичных секторов, проведенного в 2016—2017 гг. в рамках мониторинга экономики образования.
Деньги не решают
Что мотивирует российских ученых
Востребованные и перспективные компетенции в области биотехнологий
Эксперты ИСИЭЗ НИУ ВШЭ в ноябре 2016 года провели специализированное обследование, в ходе которого сотрудники 80 крупных российских организаций-работодателей (вузы, НИИ, НПО) и 27 экспертов оценили существующий и будущий спрос на компетенции высококвалифицированных кадров в области биотехнологий. Результаты представлены в новом выпуске бюллетеня серии «Наука, технологии, инновации».
Журнал «Форсайт»: №2, 2017
В специальном выпуске журнала рассматриваются различные аспекты интеграции образовательной, научной и инновационной деятельности университетов по модели «треугольника знаний». Наработками в этом направлении делятся эксперты из России, Великобритании, Австрии, Швеции, Ирана, Индонезии и ОЭСР.
Университеты как драйверы инноваций
Новый номер Форсайта (Т. 11, № 2), имеющий формат специального выпуска, рассматривает различные аспекты интеграции образовательной, научной и инновационной деятельности университетов по модели «треугольника знаний». Наработками в этом направлении делятся эксперты из России, Великобритании, Австрии, Швеции, Ирана, Индонезии и ОЭСР.
Биотехнологии: потребность организаций в научных кадрах и компетенциях
В новом выпуске информационного бюллетеня серии «Наука, технологии, инновации» представлены данные о кадровых потребностях организаций, выполняющих исследования и разработки в области биотехнологий. Специализированное обследование 80 крупных организаций-работодателей (вузы, НИИ, НПО) и интервью 27 экспертов в области биотехнологий ИСИЭЗ НИУ ВШЭ провел в 2016 году.
Робототехника: потребность организаций в научных кадрах и компетенциях
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ выпустил очередной информационный бюллетень серии «Наука, технологии, инновации». В новом выпуске идет речь о кадровых потребностях крупных российских организаций-работодателей в области робототехники (вузы, НИИ, НПО). В конце 2016 года ИСИЭЗ НИУ ВШЭ провел опрос 90 робототехнических организаций, а также 29 интервью с их руководителями.
Что побуждает женщин идти в науку?
Главные мотивы выбора научной карьеры у женщин примерно те же, что и у мужчин — исследовательский интерес и потребность в творческой работе. Однако женщины в науке по сравнению с коллегами-мужчинами более нуждаются в стабильности и защите, а зарабатывают при этом на четверть меньше. Эти результаты выявил опрос, проведенный в 2016 году Институтом статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ в рамках Мониторинга научных кадров высшей квалификации.
PhDs Within and Outside of the National Labour Market
PhD holders’ careers analysis shows that getting an academic degree is no longer enough for a career in research. The chances of getting a permanent job, of getting a good position at a university or research centre depend not only on one’s academic degree but also on one’s experience, competencies and portfolio.
Российские ученые работают в нескольких странах чаще зарубежных коллег
Каждый десятый активно публикующийся российский ученый одновременно трудится за границей. Чаще всего их профессиональные интересы связаны с работой в США, Германии, Франции и Великобритании, выяснили исследователи НИУ ВШЭ.
Что общего между ученым и квантовым объектом?
Академическая мобильность уже давно стала важным элементом мирового научного рынка труда. Помимо России наших ученых чаще всего можно встретить в США, Германии, Франции и Великобритании. К такому наблюдению пришли авторы исследования синхронной международной научной мобильности, проведенного в рамках проекта «Мониторинг рынка труда научных кадров высшей квалификации» НИУ ВШЭ.
Под редакцией экспертов ИСИЭЗ вышла вторая книга в издательстве Springer
В издательстве Springer в серии “Science, Technology and Innovation Studies” вышла очередная коллективная монография под редакцией Дирка Майснера, Леонида Гохберга и Александра Соколова — “Deploying Foresight for Policy and Strategy Makers: Creating Opportunities Through Public Policies and Corporate Strategies in Science, Technology and Innovation”.
Для среднего профессионального образования открывается «окно возможностей»
На рынке труда обостряется дефицит квалифицированных рабочих кадров. Наиболее критичная ситуация сложилась в промышленности, на транспорте и в строительстве. Как «подружить» спрос и предложение, обсудили участники круглого стола «Мониторинг качества подготовки кадров в системе среднего профессионального образования». Дискуссия прошла с участием специалистов ИСИЭЗ НИУ ВШЭ в рамках IX Международного конгресса-выставки «Global Education — Образование без границ — 2015» (24–25 ноября 2015, Москва, Президент-отель).
«Вы сможете решить глобальную проблему, если позволите и другим странам наращивать потенциал»
В рамках секции «Наука и инновации» XVI Апрельской конференции Высшей школы экономики прошел семинар по инструментам международного сотрудничества в сфере науки, технологий и инноваций с участием вузов в рамках проекта ОЭСР «Треугольник знаний»: кооперация в сфере науки, образования и инноваций». Его участники обсудили роль образования, научных исследований и инноваций в обеспечении глобальной конкурентоспособности стран Европы.
Семинар по проекту ОЭСР «Треугольник знаний»
Международные исследовательские коллаборации в первую очередь нацелены на поиск общих решений глобальных вызовов. В этом поиске крайне важным становится эффективное взаимодействие университетов, бизнеса и органов власти — трех сторон «треугольника знаний» (Knowledge triangle). Участники семинара обсудили возможности преломления этой модели в российской научно-технической и инновационной политике.
Долгосрочное предвидение
7–8 октября в Москве прошел Международный форум по нанотехнологиям, в работе которого приняли участие эксперты Высшей школы экономики. Первый проректор ГУ-ВШЭ Леонид Гохберг и директор Форсайт-центра ГУ-ВШЭ Александр Соколов рассказывают о состоянии и перспективах Форсайт-исследований в России.