• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«О войне сам предпочитаю не вспоминать, я долго отходил от нее»

Владимир Коргутов / @Высшая школа экономики

9 декабря — День Героев Отечества. В честь этой даты публикуем интервью с полковником Владимиром Коргутовым, начальником Военного учебного центра ВШЭ, Героем России.

— Владимир Александрович, как и почему вы выбрали карьеру военного?

— Дети обычно говорят первое слово «мама» или «папа», моим же первым словом, по рассказам родителей, было «солдатики». Возможно, это определило мою судьбу (улыбается). После окончания школы мои одноклассники, определяясь с профессией военного, чаще выбирали летные или ракетные военные училища. По совету военкома и по внутреннему предпочтению я выбрал Алма-Атинское командное училище. Моему примеру последовали три или четыре моих земляка, они также в будущем честно выполняли свой воинский долг, судьба у каждого из них сложилась по-разному.

— Была ли в вашем училище специализация, горная подготовка?

— Училище, где мне посчастливилось пройти курсантскую школу, а также Ташкентское общевойсковое училище традиционно готовило офицерские кадры для службы в Афганистане. Горная подготовка проводилась только в одной роте курса, в которую я, к сожалению, не попал.

— То есть вы готовились служить в Афганистане?

— В нашем училище каждый курсант в те годы писал рапорт: «прошу направить для службы в ДРА», это была условная традиция, написал и я.

Сначала меня направили служить в Группу советских войск в Германии, но поскольку не было вакансий командиров мотострелковых взводов из-за переизбытка выпускников, я был откомандирован в Центральную группу войск в Чехословакии на переподготовку командиром танкового взвода, поэтому мне довелось послужить и командиром мотострелкового и танкового взводов, а затем — разведывательного взвода.

— Кого и как берут в разведку?

— Чтобы стать командиром разведывательного взвода, надо быть образцом выполнения воинского долга, лучшим специалистом своего подразделения, заниматься спортом, быть психологически устойчивым и готовым к длительным физическим нагрузкам. Так как кандидатов было очень много, то конкурс был очень большой. Все оценивались по результатам собеседования, сдачи нормативов боевой подготовки и морально-психологического тестирования, лучшие назначались командирами разведывательных взводов, рот полков.

— Вы служили первые годы в Чехословакии, потом в Сибирском и Приволжском округах. Насколько большой была разница в обустройстве войск за границей и во внутренних округах?

— В 1990 году начался вывод войск из Чехословакии в Россию, нашу дивизию передислоцировали в город Чебаркуль Челябинской области, я в это время был командиром разведывательной роты.

Большой разницы материально-технического обеспечения между воинскими частями центральной России и передислоцированными из стран Варшавского договора я не увидел, единственное, что мне бросилось в глаза то, что паек у нас был побогаче (улыбается).

— Чувствовали ли вы какое-то напряжение во время службы в Чехословакии в разгар «бархатной революции»?

— Контакта с населением у нас не было, так как мы стояли отдельными гарнизонами, выход за пределы КПП был запрещен. Подразделения нашего полка ни в каких политических акциях не участвовали.

Военный учебный центр НИУ ВШЭ

— Когда вы отправились на службу в Чечню, где шла война?

— С началом боевых действий в каждом округе для убытия в район конфликта формировались соединения и воинские части, в их рядах были 276-й и 324-й полки. По замыслу замена должна была проводиться каждые полгода, места раненых и погибших восполнялись за счет пополнения, прибывающего из других частей округа.

В Чеченской республике в должности начальника разведки 276-го мотострелкового полка я выполнял обязанности 6 месяцев с апреля 1995 года.

— Как вам удалось сократить до минимума потери разведывательной роты, ведь войсковая разведка – дело достаточно рискованное?

— За полгода в разведроте погиб прапорщик, техник роты и был ранен один солдат. Я всегда повторяю и требую от офицеров, сержантов и солдат, что боевая учеба и подготовка должна вестись постоянно. Если не требовать от подчиненных твердой воинской дисциплины, не совершенствовать их боевую выучку, то потерь не избежать.

Офицер в бою тот, кто своим примером поднимает дух солдата, если офицер спрячется за спины, испугается, не будет отдавать указания и вести огонь, то это подразделение обречено. Командирское мастерство в управлении — это не только четкие команды, но и понимание вас с полуслова и полувзгляда, это залог успеха в выполнении боевой задачи. Устойчивые твердые знания военного дела, совершенствованные практические умения и навыки — это залог победы.

В то время мы только начали переходить на контрактную систему комплектования, в нашу роту просились сержанты и солдаты из всего полка. Разведка всегда была и остается на острие атаки, от нее зависит успех в боевых действиях.

— Какие у вас самые яркие и самые тяжелые воспоминания о войне в Чечне?

— Я очень тепло вспоминаю сослуживцев, со многими переписываюсь, мне пишут и солдаты, и офицеры. Очень много хороших ребят, которые стали солидными бизнесменами, другие —прекрасными специалистами, не важно, кто они, я всех ценю и уважаю.

О войне сам предпочитаю не вспоминать, я долго психологически отходил от нее, это тяжелое социальное и политическое явление, для нормального человека это эмоциональный стресс. У человека, побывавшего на войне, идет процесс переоценки жизненных ценностей, но моральный надлом происходит позже, когда возвращаешься в мирную жизнь, ты начинаешь осознавать, как мало все-таки для счастья надо.

Я думаю, с этим сталкивались и ветераны Великой Отечественной войны, также болезненно возвращались с войны и участники боевых действий в Афганистане. Мы вернулись из Чечни втроем, сошли с поезда, а после еще долгое время смотрели себе под ноги, нет ли там мин-ловушек, ночью во сне искали автомат, а от тишины за окном болели уши.

Возвращение к мирной жизни у всех протекает по-разному: для кого-то это проходит менее болезненно, и через какое-то время человек просто не хочет об этом вспоминать, кто-то срывается, начинает пить, расслабляя, как он думает, нервную систему, и не всегда это заканчивается хорошо. Я для себя выбрал первый вариант.

— Как вы относитесь к лозунгу «Можем повторить», который вроде как в память о подвигах прошлого любят наклеивать на машины?

— Главная задача политиков — это не допустить войны, которая чревата трагедиями. Для военного человека защита своего Отечества — это профессия, а кто, какие наклейки клеит — это не от великого ума.

Военный учебный центр НИУ ВШЭ

— Когда вы узнали, что вас представили к званию Героя России?

— Когда уезжал из Чечни, командир полка сказал, что меня представили. А точно узнал позднее в Чебаркуле, где я был начальником разведки танкового полка и готовился со своими подчиненными к командно-штабному учению. Позвонили и сказали срочно прибыть в полк и затем выехать в Москву для вручения звания Героя России.

— Как и где вас награждали?

— Выезд в Москву затем отменили, сообщили, что президенту нездоровится. Меня это нисколько не огорчило, а наоборот, я даже порадовался, что ритуал вручения будет на плацу 15-й гвардейской танковой дивизии в Чебаркуле, ведь это высшая честь для офицера, когда ему вручают награду перед боевыми товарищами.

— После награждения отношение боевых друзей и командиров к вам как-то изменилось?

— Каждый переживает определенные уровни своего развития. Если вы нормальный человек, то останетесь прежним, бывает, что человек заболевает звездной болезнью, но у меня такого не было, поэтому мои отношения с сослуживцами и друзьями никак не поменялись.

— Звезда Героя помогла при поступлении в Академию?

— Я не был единственным удостоенным звания Героя России среди поступающих. Было очень много кандидатов, награжденных орденами и медалями. Я наравне со всеми сдавал экзамены для поступления в Академию, мое звание, поверьте, никак не повлияло на мое зачисление.

— После окончания вы хотели вернуться на командную должность или преподавать?

— У офицера есть приказ.

— Но, наверное, у вас есть предпочтения?

— Мне очень нравится преподавательская деятельность, возможно, поэтому в 2000 году мое желание осуществилось и мне предложили преподавательскую должность в Высшем общевойсковом командном училище. Я постоянно учусь и напитываю себя знаниями, окончил училище, курсы «Выстрел» по войсковой разведке, Общевойсковую академию, Академию Генерального штаба, Российский государственный социальный университет, на днях буду в Вышке защищать еще одну работу по повышению квалификации.

— Как вас воспринимали курсанты? Как других преподавателей или более серьезно?

— С курсантами провожу регулярно занятия по разным дисциплинам, передавая мой личный опыт и опыт коллег, который был передан мне в ходе общения в преподавательской среде военного училища, полученный в Чечне, Афганистане, Таджикистане и других горячих точках.

— Кого из полководцев и командиров прошлого вы считаете примерами, на которых следует воспитывать молодых офицеров?

— Я патриот России, таких полководцев, талантливых людей, выигрывавших сражения, очень много. Конечно, маршалы Победы Георгий Жуков, Константин Рокоссовский, Иван Конев и не доживший до Победы генерал армии Николай Ватутин. Из более давних примеров – адмирал Павел Нахимов, погибший, защищая Севастополь.

— Как вы перешли в Высшую школу экономики?

— В недавнем прошлом студенты сдавали выпускной экзамен на базе военной кафедры Московского командного училища, где я был заместителем начальника. Меня заметили руководители ВШЭ, состоялась беседа с ректором и проректорами, и в 2014 году я перешел в университет.

Военный учебный центр НИУ ВШЭ

— Как складываются ваши отношения с руководством университета?

— Все вопросы, касающиеся обучения в Военном учебном центре, всегда находят понимание у руководства, и это объяснимо: ведь Ярослав Иванович Кузьминов, проректоры Сергей Юрьевич Рощин и Евгений Константинович Артемов сами прошли в свое время подготовку офицеров запаса и понимают проблемы деятельности нашего Центра. Пользуясь возможностью, поздравляю от себя лично и коллектива ВУЦ всех сотрудников университета с наступающим Новым годом.

— Как бы вы сформулировали главный принцип деятельности Центра?

— Цель нашей деятельности — это обучение науке побеждать и воспитание патриотов России.

— Какие задачи ставили перед вами и вы поставили сами перед собой?

— Задачи Центра — реализация программ военной подготовки, участие в проведении воспитательной работы среди граждан и работы по военно-профессиональной ориентации молодежи.

Хочу отметить, что мы совершенствуемся, в перспективе открытие нового направления подготовки — Эксплуатация и ремонт радиоэлектронного оборудования самолетов, вертолетов и авиационных ракет. В будущем учебном году мы набираем 48 человек по данному направлению. В перспективе открытие еще одного направления — Робототехника.

— Удалось ли их выполнить?

— Мы планово идем к выполнению задач, хотелось бы открыть новые направления подготовки, новые кафедры, увеличить набор в филиалах — Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и Перми.

Востребованность новых компьютерных технологий на одно из ведущих мест ставит важность обучения студентов компьютерной безопасности, внедрение ее основ в содержание обучения.

Также было бы полезно возобновить подготовку заместителей командиров по воспитательной работе, военных представителей в промышленности, но это зависит от нашего заказчика — Главного управления кадров Министерства обороны.

— По каким специальностям вы учите?

— У нас сейчас шесть направлений подготовки офицеров, два — солдат и сержантов.

Офицеров мы готовим для сухопутных войск, ракетных войск стратегического назначения и войск военно-космической обороны, солдат и сержантов — для сухопутных войск.

— Как новые технологии и коммуникации влияют на службу и отдельные воинские специальности?

— Они активно применяются, мы проводим занятия с активным использованием компьютерных технологий, особенно по специальностям математического, программного обеспечения и защите информационных технологий. Однако, солдата, сержанта или офицера нельзя подготовить полностью дистанционно: изучение и применение оружия и техники невозможно без участия студента в практических занятиях.

Выпускник оценивается по результатам практического выполнения требований программы боевой подготовки, сборника нормативов, без практики теория мертва.

Военный учебный центр НИУ ВШЭ

— Как на планы подготовки в ВУЦ повлиял коронавирус?

— Пандемия внесла коррективы в расписание занятий, многие занятия, которые должны проходить в присутствии студентов, перевели в онлайн, но практические занятия мы стараемся проводить в нашем Центре, в частности, выполнение нормативов по сборке и разборке оружия, стрельба в тире и вождение на тренажерах.

Я студентам всегда говорю: никому поблажек при сдаче экзаменов не будет. Учеба продолжается, как и раньше, приходи, осваивай, но экзамен будет, и главный экзамен — это войска.

Отмечу, что мы прошлым летом первые среди московских вузов 26 июня отправили студентов на сборы. И офицеры, и студенты жили в палатках, как и в прошлые годы, но соблюдая строгие противоэпидемические и санитарные меры. Кроме того, не допускалось посещение родителями. И все прошло без происшествий, студенты успешно прошли сборы, а затем нашему примеру последовали другие столичные вузы.

— Что бы вы хотели изменить в ВУЦ?

— Благодаря нашему ректору мы имеем современную базу подготовки специалистов. Тем не менее, хотелось бы ее расширить, ввести новые классы подготовки, чтобы мы поставили то оборудование, на котором мы будем готовить специалистов.

Конечно, хотелось бы большего взаимодействия и понимания наших задач Главным управлением кадров, нашим заказчиком, по расширению подготовки военных специальностей, которые востребованы в настоящий момент в Вооруженных силах, чтобы мы прогнозировали и готовили специалистов заранее.

— Насколько ваша нынешняя служба в университете сложнее или, наоборот, легче, чем в регулярных частях или в училище?

— Преподаватель — это тяжелая работа, но я от преподавания получаю удовольствие, смотреть на выпускника и убеждаться, что он получил полную и качественную подготовку по своей специальности.

Мы получаем много благодарственных писем от родителей, они пишут нам «спасибо» за то, что их сыновья стали более организованными и дисциплинированными, больше помогают по дому.  Я горжусь, что наши выпускники становятся настоящими мужчинами.

— Как вы строите отношения с коллегами и студентами, которые учатся в ВУЦ?

— Когда студенты поступают в ВУЦ, они сталкиваются с армейским порядком, мы не позволяем студентам расслабиться, здесь жизнь идет по уставу.

Со студентами, окончившими курс подготовки, я бы без всякого сомнения пошел в разведку. А разведка — дело тяжелое: ошибка одного означает невыполнение задачи и нередко гибель всей группы.

Военный учебный центр НИУ ВШЭ

— Вы для студентов прежде всего командир или больше воспитатель?

— Воспитание, обучение и командование – неразрывно связанные вещи. Во время учебы все как определено — мы преподаватели, они — студенты, которые осваивают один из курсов учебного цикла. Но, разумеется, наши отношения этим не исчерпываются, мы учим бережно относиться к военному имуществу, уверенно владеть оружием и вооружением боевых машин.

— Что для вас самое сложное в общении со студентами?

— Нет ничего особенно сложного, я не вижу каких-то серьезных проблем.

— Студент все-таки не солдат, он постоянно общается с однокурсниками и сверстниками в университете и вне его стен, а после окончания занятий возвращается домой. Опять же, он привык постоянно пользоваться разными гаджетами.

В Центр студенты поступают добровольно, каждый должен выполнять требования, определенные в обязанностях студента, обучающегося в Военном центре. А что касается гаджетов, согласно приказу министра обороны, на занятиях в ВУЦ запрещено пользоваться смартфонами и другими электронными средствами.

— Сколько выпускников ВУЦ служили офицерами и солдатами в армии?

— Число подготовленных специалистов – конфиденциальная информация. Для беседы с будущими выпускниками приезжают представители различных структур, наши выпускники очень востребованы в силовой среде. Помимо качественного образования, полученного в университете, они имеют твердые знания и по своей воинской специальности, а это очень серьезная мотивация для ведомств силовой направленности.

— Как отзываются о ваших выпускниках командиры частей?

— Мы недавно с проректором Евгением Константиновичем Артемовым говорили с командиром воинской части в Коврове, где наши студенты проходили сборы. Он отметил, что студенты — воспитанные умные парни, разбирающиеся в современных технологиях, готовые принимать решения.

Наших студентов ставили в пример, они хорошо подготовлены тактически и отлично стреляют. Это очень приятно слышать, это значит, что мы готовим достойных защитников Отечества.

Беседу вел Павел Аптекарь

9 декабря, 2020 г.

«Вышка» в Telegram