• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Мы используем результаты, чтобы увидеть точки роста»

Рассказываем, как студенты оценили менеджмент образовательных программ в 2021 году

© Даниил Прокофьев

В июне 2021 года в LMS проводилась ежегодная студенческая оценка качества управления образовательными программами (СОКУОП). Рассказываем о том, какие новинки были связаны с СОКУОП в этом году и как университет работает с полученными данными.

В соответствии с традиционной методологией этого опроса студенты оценивали по 5-балльной шкале общую работу руководства программ по 12 критериям, работу отдельных сотрудников учебных офисов — по 3 критериям, а также писали текстовые комментарии. 

Впервые такая оценка была произведена не только в Москве, но и в кампусах университета в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Перми. Всего анкеты заполнили около 16,5 тыс. студентов (примерно 39–40% от общего числа ). Было оставлено более 3 тыс. текстовых комментариев о работе академических руководителей, менеджеров и рядовых сотрудников учебных офисов. В Санкт-Петербурге оценивались также соруководители и заместители руководителей образовательных программ, их работа тоже была прокомментирована студентами.

Результаты оценки выявили как сравнительно более сильные, так и более слабые стороны в организации работы образовательных программ. Так, административное ядро функционала руководства программ и учебных офисов (работа с документами, учебными планами студентов) получает стабильно высокие оценки из года в год, доступность менеджеров программ для коммуникации по запросам студентов, в том числе личного характера, также достаточно высока. С другой стороны, студенты несколько чаще, чем по другим критериям, ставят низкие оценки работе с обратной связью по содержанию программ, информированию, а также расписанию занятий.

Интересно, что студенты магистерских программ очень позитивно оценивают опыт организации дистанционного обучения на протяжении учебного года, но при этом хотели бы получать больше информации о разных дополнительных возможностях в университете, а также большего вовлечения в его жизнь. А у бакалаврских программ из-за объема наборов и нагрузки классически возникает больше проблем с медиацией конфликтов при взаимодействии студентов с преподавателями со стороны руководства программы.

Разумеется, понимание картины в целом само по себе ценно, но не менее важными оказываются и сведения о конкретных оценках и комментариях, касающихся отдельных программ и работы отдельных сотрудников. Это позволяет университету не только выстраивать и корректировать политику по управлению образовательными программами и учебным процессом в целом, но и совершать в нужных случаях точечные интервенции, а также встраивать эти данные в логику количественных показателей управления.

Хамидуллина Кристина Ришатовна
Начальник Управления образовательных программ НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

Для петербургского кампуса это первый опыт участия в СОКУОП, поэтому важность и ценность полученных результатов и проекта в целом для нас очевидны. Как и при анализе СОП, особое внимание мы уделили оставленным студентами комментариям. Во-первых, это большое количество искренних, пропитанных благодарностью слов в адрес академических руководителей и сотрудников учебных офисов. Во-вторых, это дополнительный источник для понимания системных проблем, а также очень точечных, не требующих долгих решений. 

Кроме того, комментарии могут быть основой для дальнейшего развития СОКУОП. В университете каждый год запускается большое количество новых сервисов, проектов, образовательных возможностей, в построении и реализации которых участвуют как сотрудники, так и студенты. Встраивание таких проектов в оценку позволит получать актуальную обратную связь и осуществлять необходимую корректировку.

Райан Сюзанна Халилевна

Райан Сюзанна Халилевна

Руководитель Центра поддержки и мониторинга образовательных программ Дирекции основных образовательных программ

Мы рады, что СОКУОП стала неотъемлемой частью ежегодной оценки, проводимой Центром внутреннего мониторинга. На протяжении трех лет мы имеем возможность наблюдать за качеством управления программами на самых разных уровнях — данный опрос помогает увидеть как уровень работы в целом, так и индивидуальные особенности каждой образовательной программы. По результатам СОКУОП проводится большая работа с сотрудниками учебных офисов и строятся планы дальнейшего административного развития.

Также мы обращаем особое внимание на самые высокие и низкие результаты оценки, поощряя наиболее успешных и проводя точечную работу с теми программами, чьи результаты оказались ниже среднего значения.

Замечательно, что задача проведения СОКУОП масштабирована, к оценке начинают подключаться кампусы, и в скором времени мы сможем увидеть студенческую оценку по всему университету.

Фоменков Денис Александрович
Заместитель директора НИУ ВШЭ — Нижний Новгород

С одной стороны, мы учим студентов работать с данными и принимать решения на основе данных, с другой — демонстрируем, как университет использует это в своей собственной практике. Это хороший сигнал.  Для нас СОКУОП не является инструментом наказания, мы используем результаты, чтобы увидеть точки роста и зоны напряжения и дальше  проактивно работать с ними. Отдельного внимания заслуживают комментарии студентов, они всегда эмоционально окрашены, там много слов благодарности и желания помочь Вышке стать лучше. Нижегородский кампус первый год в данном проекте, но уже сейчас с помощью комментариев мы обнаружили кейсы, которые нам нужно проанализировать, сделать выводы и принять решения. В целом хочется поблагодарить студентов за обратную связь, она помогает нам стать более клиентоориентированными, повысить лояльность, а это уже важный актив университета.

Загороднова Екатерина Павловна

Загороднова Екатерина Павловна

Заместитель директора НИУ ВШЭ — Пермь

Мы всегда рады получить качественную и количественную обратную связь от студентов. В этом году пермский кампус впервые участвует в оценке качества управления образованием. Эти данные позволят нам принимать более взвешенные управленческие решения и стратегически развивать менеджмент учебного процесса. Кроме того, любой оцифрованный результат — это повод для выстраивания здоровой конкуренции, увеличения внутренней мотивации руководителей программ и сотрудников учебных офисов. При этом нам было важно получить не только системную информацию о болевых точках, но и слова благодарности от студентов. Приятно осознавать, что они понимают, как порой непросто выстраивать учебный процесс и ежедневно учитывать большое количество меняющихся факторов.

Центр внутреннего мониторинга планирует продолжить развитие СОКУОП как важной части комплекса студентоориентированных внутриуниверситетских мониторингов.

Ефимов Дмитрий Борисович
Ведущий аналитик Центра внутреннего мониторинга

Если в этом году развитие СОКУОП получилось скорее экстенсивным (за счет того, что мы расширили фокус проекта с московского кампуса на весь университет), то дальше мы намерены сосредоточиться на развитии интенсивном — с небольшой доработкой критериев, дополнением перечня оцениваемого.

Эксперимент в санкт-петербургском кампусе с персональной оценкой соруководителей образовательных программ отлично показал себя, и мы видим перспективы его расширения (возможно, и на персоналии самих академических руководителей непосредственно). С другой стороны, необходимо двигаться и в сторону работы с академическим содержанием программы: важно понимать не только качество процессов, но и, например, восприятие студентами целостности и связности того, что им дают в рамках программы.

СОКУОП, как и общие комментарии в рамках СОП или, например, Мониторинг выпускных курсов, дает информацию не только об отдельных учебных дисциплинах, но и о программе (как продукте) в целом, и в этом его ценность для университета на всех уровнях его академического управления — и для академического руководителя, и для декана, и для проректора.

Автор текста: Варданян Лена Нелсоновна, 22 сентября, 2021 г.

«Вышка» в Telegram