В этом году 4500 бакалавров 40 образовательных программ всех кампусов университета впервые сдавали независимые экзамены по цифровым компетенциям.
Проект Data Culture реализуется в Вышке с 2017 года. Цель проекта — дать выпускнику самые современные цифровые навыки вне зависимости от специальности.
Сейчас в рамках модуля Data Culture выделены три обязательных блока: цифровая грамотность, алгоритмическое мышление и программирование, анализ данных и методы искусственного интеллекта. С 2022 года каждый бакалавр за время обучения должен сдать экзамены по этим компетенциям.
Для каждой образовательной программы зафиксирован минимальный уровень цифровых компетенций, который должны освоить студенты программы. В структуре образовательной программы есть разные модули: профессиональный (Major), практический, дополнительный модуль (Minor), модуль Data Culture и другие. Студенты развивают компетенции по Data Culture не только с помощью модуля Data Culture, но и когда изучают дисциплины или выполняют проекты модулей Major, Minor, «Практика».
Таким образом, студент выходит на запланированный результат, проходя через разные элементы и модули своей программы. Это позволяет осваивать инструменты и способы работы с данными на примере задач не только из области IT, но и из профессиональной сферы того или иного направления подготовки — от филологии до дизайна, от математики до географии. Поэтому в Вышке относятся к компетенциям, составляющим Data Culture, как к сквозным, пронизывающим всю программу бакалавриата.
На сайте проекта вы можете найти информацию об основных блоках, реализуемых на образовательных программах.
В этом году впервые прошел массовый независимый экзамен по цифровой грамотности, который сдавали студенты первого курса.
С 20 февраля по 25 марта мы провели первые независимые экзамены по цифровой грамотности на русском и английском языках. По цифровой грамотности средний балл составил 5,91, при этом лучший средний балл показали студенты санкт-петербургского кампуса (6,09), 84% студентов от числа сдававших получили положительные оценки, у 23% оценка «отлично». И в общей картине оценок, и по каждой отдельной образовательной программе мы наблюдаем нормальное распределение оценок, что нас очень радует. Это означает, что инструмент, который разработала команда проекта и верифицировали коллеги из Института образования НИУ ВШЭ, на больших данных работает корректно. Часть студентов сдавали экзамен на английском языке (если обучаются на английском), были предусмотрены варианты для студентов с ограниченными возможностями здоровья.
Проект задумывался в Вышке как нацеленный на развитие навыков работы с данными — отсюда и название Data Culture. Постепенно концепция трансформировалась, и за годы реализации мы вышли на три компетенции, которые на одном из уровней — начальный, базовый, продвинутый — осваивают все студенты. Во-первых, это цифровая грамотность для жизни. Она включает в себя такие блоки, как информационная, коммуникационная и техническая грамотность, цифровая безопасность, — то, что необходимо именно для жизни, а не для определенной профессиональной деятельности. Во-вторых, алгоритмическое мышление и программирование. В Вышке в качестве инструмента программирования выбрали язык Python, поскольку он достаточно простой для освоения и самый популярный из универсальных языков. И в-третьих, это анализ данных и методы искусственного интеллекта. Студенты учатся анализировать данные, строить и проверять гипотезы и принимать решения, основанные на данных.
Начинали мы в 2017 году с пилотного запуска на нескольких образовательных программах отдельных дисциплин, на которых прошли обучение всего около 5 тысяч студентов. Постепенно концепция охватила все образовательные программы, включая кампусы, и сейчас уже более 30 тысяч студентов в год изучают курсы по Data Culture.
Для создания экзамена по цифровой грамотности мы обратились к передовому опыту как исследования предметной области, так и управления проектами. Наш экзамен построен на основе Европейской модели цифровых компетенций DigComp и моделей сертификации цифровых навыков ICDL. Мы изучали опыт отечественного образования, в частности универсальные кодификаторы ФИПИ и примерные образовательные программы высшего образования. Разумеется, мы соединяли внешний опыт с более ранними исследованиями Института образования НИУ ВШЭ и Концепцией развития цифровых компетенций наших студентов. Можно утверждать, что наш экзамен находится на стыке передовых исследований и практики измерений цифровых компетенций.
Для обеспечения качества работы над экзаменом совместно с Институтом образования мы создали и применили процедуру экспертизы содержимого экзамена. За полтора года мы провели пять апробаций инструмента, каждый раз полностью отрабатывали всю получаемую от экспертов Института образования обратную связь, улучшали все найденные по нашим внутренним метрикам неточности и на каждую следующую апробацию предоставляли студентам экзамен качественно более высокого уровня.
Для экзамена по цифровой грамотности мы создали собственную технологию проверки практических заданий, с гордостью можно утверждать, что мы — одни из первых в мире, кто создал комплексный экзамен по цифровой грамотности, полностью проверяемый автоматически и без участия человека
Помимо цифровой грамотности, 45 студентов образовательной программы бакалавриата «Клеточная и молекулярная биотехнология» сдавали экзамен по алгоритмическому мышлению и программированию на базовый уровень. Средний балл составил 7,38. Этот результат коррелирует с результатами курса, в рамках которого студенты изучали программирование и готовились к независимому экзамену.
Курс проходил в первом семестре в смешанном формате. «Мы взяли за основу онлайн-курс “Python как иностранный” и дополняли его биологическими примерами на семинарах. В конце добавили знакомство с библиотеками для анализа данных и специализированными биологическими библиотеками, которые могут быть полезны в дальнейшем. Очень хотелось показать студентам, что программирование — это не так страшно и совсем не скучно», — рассказывает преподаватель курса Ксения Дейниченко. «Мы ведем этот курс второй раз, и получается очень даже хорошо. Невероятно приятно даже через год получать от студентов сообщения, что эти знания активно применяются на других дисциплинах, а кто-то планирует свое развитие в биоинформатике. После таких сообщений я понимаю, что все точно не зря. Секрет успеха, думаю, в том, что нашей команде искренне нравится делиться своими знаниями и опытом, и, конечно, в существенной биологической составляющей. Я бы сама хотела, чтобы у меня был такой курс по основам программирования, когда я делала первые шаги».
Курс по Python для меня был одной из главных находок в Вышке. Курс весьма требователен, но после каждой недели понимаешь, что реально получаешь все больше инструментов и усилия не напрасны. Курс качественно сделан, сочетание онлайн-курса с живыми занятиями делает его удобным для прохождения, сам онлайн-курс хочется отдельно похвалить: все очень удобно и подробно. Можно проходить по-разному: мне, например, было комфортно смотреть видео на ускорении, кому-то — смотреть теорию в текстовом формате, кому-то — по мере поступления, уже во время решения контрольных задач и тестов. Хочу отметить высокую отзывчивость и сразу выстроенный контакт преподавателей с нами. Была уверенность, что они работают с душой.
Моим итоговым проектом стала программа, умеющая брать сиквенсы, делать выравнивание и находить различия. При написании мне было интересно сделать ее собственными силами, без использования Biopython и т.д. Я потратил много сил на нее, и у меня получилось реализовать все, что хотел. Я горд своим проектом! Идея возникла из моей работы в лаборатории ИМБ РАН, где эту же задачу я выполнял вручную (глазами). Я вижу большую пользу такого курса. Мое ощущение — это очень качественно данная база, на которую впоследствии должны хорошо ложиться углубленные курсы и профориентация. Пока у меня не было потребности развивать и использовать программирование, но в перспективе, конечно, в науке знание профильного программирования будет очень нужно.
В 4-м модуле еще 46 образовательных программ будут сдавать независимые экзамены по цифровой грамотности, 10 — по программированию, 2 — пилотные экзамены по анализу данных.