• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Мы показали, что мир может быть адаптирован для каждого, кто в нем живет»

Организаторы и волонтеры HSE Outreach — о том, как прошел визит в университет их подопечных

ФОТО: ДАНИИЛ ПРОКОФЬЕВ // ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ

С 13 по 15 мая Вышку посетили подопечные студорганизации HSE Outreach — ученики школы-интерната Гаврилов-Яма Ярославской области для слабовидящих и незрячих детей.

Проект удалось реализовать благодаря победе благотворительной организации осенью 2021 года на Конкурсе поддержки студенческих инициатив и административной поддержке Волонтерского центра. Цель проекта — адаптация в большом мегаполисе, поэтому он был разделен на несколько блоков: профессиональный, финансовый, бытовой.

Ребята учились, как устраиваться на работу и увольняться, зарабатывать деньги, как ориентироваться в городе. Прежде всего необходимо было пройти биржу труда, узнать о представленных профессиях, а затем выбрать себе пару специальностей, с которыми подробнее можно было ознакомиться на специальных станциях в сфере новых технологий, ветеринарии, филологии, педагогики и дизайна.

Ульяна Мишина

Волонтер

На проекте мне удалось примерить на себя много разных ролей. Например, когда проходила непосредственно основная часть программы и ребята знакомились с разными профессиями и зарабатывали деньги, я играла роль мошенника, предлагая им сообщить мне свой CVV, взять кредит в липовом банке, купить сомнительный курс в социальных сетях, взять микрозаем и еще много всяких разных схем. Это полезный опыт: в игре ошибку допустить не так критично, как в реальной жизни стать жертвой мошенника.

Подопечные HSE Outreach прошли на Покровке квест-игру в виде симуляции города, где они искали работу на бирже труда среди вакансий в области новых технологий, ветеринарии, филологии, педагогики и дизайна. К игре были привлечены студенты, обучающиеся на профильных предметах: студенты Школы дизайна, «Бизнес-информатики», технических специальностей.

В качестве спикера на станцию филологии была приглашена незрячая выпускница Вышки Оксана Осадчая, которая рассказала о своем пути, об опыте поступления в НИУ ВШЭ и возможностях университета и помогла в адаптации самой программы для слабовидящих и незрячих детей.

Оксана Осадчая

Волонтер

С детьми было отлично, приехали интересные и мотивированные ребята, с одной девочкой мы продолжили общение в соцсетях (она задавала много вопросов про Вышку, общежитие, поступление, работу с брайлевским дисплеем и многое другое). Понравилось делать для них задания и смотреть, как они с ними справляются.

Я печатала для детей буклеты про финансовую грамотность, дети были в восторге, и делала станцию филологии. Очень здорово, что случился такой проект, он позволяет детям узнать о возможности обучения в университетах, в том числе в Вышке, ведь не все дети из региональных интернатов знают об этом, о подготовке к поступлению, о специальных переездах и о возможности переезда в другой город для обучения и возможного трудоустройства.

В свое время я училась на факультете гуманитарных наук. У меня были классные преподаватели, возможность писать курсовые и дипломную работу по крайне важной для меня и других брайлистов, изучающих древнерусские тексты, теме, открытость университета к коммуникации и готовность создавать необходимую для студентов доступную среду. Рада, что теперь могу способствовать этому для возможных будущих студентов Вышки.

На станции ветеринарии дети взаимодействовали с собаками-терапевтами и волонтерами из АНО «Зоркие сердца», получая информацию о важности гуманного отношения к животным, основах дрессировки собак и возможностях незрячих людей при взаимодействии с животными.

Виктория Соболева

АНО «Зоркие сердца», канистерапевт

Мы рассказали детям про профессию кинолога, грумера, хендлера. Благодаря собакам и их доброте ребята раскрепостились, более охотно разговаривали на разные темы, рассказывали о своих планах на будущее. Даже если никто из ребят не будет кинологом, такие встречи помогают думать о важности правильного отношения к животным, на них дают советы тем, кто хочет завести собаку.

Очень приятно было со всеми пообщаться, приняли нас очень хорошо. Все ребята интересные: и те, кто организовывал мероприятие, и те, кто непосредственно в нем участвовал. Задавали очень много вопросов, было хорошее живое общение. Собаки наши были довольны. Они вообще очень любят, когда ездят на мероприятия, где они могут пообщаться, они получают от этого огромное удовольствие, им нравится такая работа.

На станции новых технологий представители HSE Minecraft рассказали в игровом формате о новинках в области технологий и способах взаимодействия с ними. Станция также проводилась через тактильные механики: из наборов «Лего» участники собирали собственное технологическое устройство, а затем презентовали его.

О профессии дизайнера ребятам рассказали студенты Школы дизайна НИУ ВШЭ. Они подготовили много тактильных материалов для ощущения искусства и вместе с детьми делали коллажи про весну. На станции педагогики участники узнали больше о профессии учителя и о том, как они могут реализовать себя в ней. На каждой из станций с профессиями дети могли заработать деньги, и их нужно было грамотно потратить в городе: можно было расплатиться в салоне красоты, за лепку из глины, образовательные мероприятия, мастер-классы и многое другое.

После «рабочего дня» детей ждала психологическая профориентационная игра «Путь СОВЫ», которую провел детский психолог совместно с некоммерческой организацией «Молодежная перспектива». Цель игры — научиться определять свои сильные стороны и лучше понимать, какой профессиональный путь можно выбрать.

Весь проект был инклюзивно адаптирован. Например, все печатные материалы были сделаны с использованием шрифта Брайля, а для заключения трудового договора использовалась специальная программа NVDA на ноутбуке. Она помогает незрячим людям озвучивать документацию и прочие печатные материалы, значительно упрощает жизнь.

Даша Тарасова

Организатор

Мы показали, что мир может быть адаптирован для каждого, кто в нем живет. Например, что у нас в университете есть таблички с шрифтом Брайля, в лифте все цифры на нем. Мне кажется, очень важным был именно момент осознания детьми того, что нет ничего сложного, просто нужно принять, что придется к чему-то привыкнуть. Еще важно, чтобы дети знали, что люди, которые будут встречаться у них на пути, наверняка будут готовы им помочь, всегда будут для них открыты и будут стараться быть корректными и уважительно относиться к ним. Я очень трепетно и с переживанием относилась к тому моменту, как сложится коммуникация: возможно, что-то пойдет не так, возможно, как-то поведу себя не так, возможно, случится момент нарушения этических границ. Но на самом деле все прошло гораздо проще. Буквально за полчаса первой встречи с детьми я расслабилась, и общение складывалось на одном дыхании.

Мария Статирова

Менеджер проектов НКО «Молодежная перспектива», выпускница Вышки

Мы провели для ребят психологическую игру «Путь СОВЫ (сознательного выбора)», которая помогает участникам выстроить внутреннюю согласованность, проработать личные качества и скорректировать свой жизненный путь с учетом настоящих интересов и ценностей.

Наша ассоциация «Молодежная перспектива» занимается профориентационной деятельностью, в том числе и для детей с ОВЗ. Мы проводим комплексное профориентационное сопровождение: профдиагностические тестирования и консультирования, активизирующие занятия и игры, помогающие самоопределению.

Проект люблю еще с тех пор, как сама в Вышке училась. И в приездах ранее участвовала, и в Гаврилов-Ям с ребятами ездила. А тут внезапно пришло оповещение во ВК о новом мероприятии, я и подумала: как здорово, мы ведь в этом же направлении работаем, можно объединить усилия. Мне кажется, это круто, что волонтеры HSE Outreach так вкладываются: привезти детей в Москву и организовать такую насыщенную программу — большой труд. И главное, что было очень чуткое отношение к ощущениям и потребностям детей.

Илья Комаров

Организатор

Я считаю, что этот проект важен в первую очередь потому, что он помогает развивать сферу инклюзивного волонтерства. К нам приезжали ребята, у которых есть особенности развития. Некоторые из них с частичной потерей зрения, есть ребята полностью незрячие. И очень важно адаптировать их к взрослой жизни, рассказать им о найме на работу, финансовой грамотности и многом другом.

Все это про социализацию, потому что у многих ребят появилась возможность приехать в Москву и увидеть город, пообщаться с ребятами-волонтерами, поинтересоваться поступлением в Вышку. Ребята посетили Музей занимательных наук «Экспериментаниум» и Карамельную мануфактуру. Им очень понравилось, там они смогли пообщаться в еще более неформальной обстановке.

Да, мы многое рассказали детям, но и они поделились какими-то своими историями. Они рассказали о том, как у них устроен режим проживания в интернате, о том, что им интересно. Мы узнали то, чем ребята живут, какие у них хобби, какие увлечения. Мы за эти три дня на самом деле стали большим, очень дружным коллективом. И уже скучаем по ребятам.

18 мая

«Вышка» в Telegram