• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Рутинную работу должен взять на себя робот»

© Высшая школа экономики

Сможет ли Вышка создавать свои коммерческие программные продукты, чем занимается созданный недавно Центр программных разработок и цифровых сервисов и зачем проводится хакатон по технологиям роботизации бизнеса — обо всем этом в интервью «Вышке для своих» рассказал старший директор по финансовым технологиям Леонид Новиков.

— Леонид Владимирович, год назад, когда вы только пришли в НИУ ВШЭ, мы точно так же приходили к вам брать интервью. Расскажите, пожалуйста, что произошло за этот год, что изменилось?

— Когда я год назад пришел в финансовую службу, у нас было огромное желание повысить эффективность и качество работы подразделения, но требовалось более четко сформулировать задачи и решить проблему с ресурсами. Несмотря на то что Вышка готовит для IT-рынка большое количество ценных специалистов на базе факультета компьютерных наук и Московского института электроники и математики, за которыми буквально выстраивается очередь, мы проигрываем конкуренцию за кадры крупным технологическим компаниям. Возникла идея привлечь к нашей работе студентов и выпускников МИЭМ, которые и так в той или иной мере занимаются заказной разработкой. В программе развития МИЭМ было заявлено создание Центра программных разработок и цифровых сервисов. Мы присоединились к этой инициативе, и данное решение было поддержано ректором, после чего команда центра подключилась к реализации наших цифровых проектов. На первом этапе мы делаем проекты для внутреннего пользования Вышки, а в дальнейшем хотели бы предлагать их и другим вузам. 

Также были сформулированы стратегические цели финансовой службы, для достижения которых должны реализоваться проекты развития:

  • обеспечение необходимого уровня безопасности финансовых операций;

  • повышение финансовой устойчивости университета;

  • обеспечение качественной оперативной, глубинной финансово-экономической аналитической информацией для принятия управленческих решений;

  • повышение собственной операционной эффективности;

  • развитие клиентоориентированного взаимодействия с потребителями финансовых сервисов.

— Как вы считаете, другим вузам будут интересны такие решения?

— Большинство топовых вузов записывают себе в программу развития, что они смогут продавать собственные продукты другим вузам. Уже есть несколько отдельных попыток претворить это в жизнь, но это все единичные истории. ВШЭ принимает участие в различных конференциях, где мы в том числе рассказываем о своих проектах. К нам часто подходят после доклада и спрашивают про возможность заказать наши продукты. Например, нашими разработками интересовались коллеги из Сколтеха и Ассоциации ведущих университетов.

Если подводить промежуточные итоги, то мы считаем старт работы центра успешным. Он оперативно подключился к реализации ряда наших центральных проектов и уже продемонстрировал первые результаты. В перспективе мы видим его развитие в предложении услуг для других подразделений вуза и выходе на внешний рынок.

При этом если говорить о потенциальной возможности продавать свои продукты, то мы выбрали свою собственную нишу — доработку решений с открытым исходным кодом. Когда многие иностранные бренды ушли из России, освободившуюся нишу стали занимать российские и опенсорсные решения. Но любые такие продукты требуют доработки, и мы в ВШЭ этим успешно занимаемся.

Леонид Новиков, старший директор по финансовым технологиям НИУ ВШЭ
Леонид Новиков, старший директор по финансовым технологиям НИУ ВШЭ
© Высшая школа экономики

В ближайшее время мы хотим проверить теорию практикой, убедиться, что доработанные собственными силами приложения в принципе можно продавать на рынке образования, что они будут востребованы.

Мы четко осознаем, что не создадим такой продукт, который позволит рядом с Вышкой выстроить технологический гигант. Мы создаем продукт, который закрывает наши потребности и может закрыть также и чужие. Если таким образом удастся вернуть хотя бы часть затрат на разработку, то, значит, для Вышки создание продуктов будет дешевле.

— Чем сейчас занимается Центр программных разработок и цифровых сервисов?

— Если брать крупные направления, то одно из наиболее интересных — это создание аналитической системы дашбордов (информационные панели, которые отображают данные в понятном виде. — Ред.). При взаимодействии с руководителями факультетов и крупных подразделений, а также их заместителями, отвечающими за финансы, выяснилось, что у них есть запрос на контроль текущих лимитов и прогнозы по их использованию до конца года. Планирование проводилось в программе Excel, а данные из финансово-аналитической системы были достаточно сложными в интерпретации. Хватает ли денег на текущие расходы, будут ли выполнены конкретные KPI, успевают ли подразделения сделать нужные закупки — все планирование осуществлялось с высокой степенью допущения. Поэтому мы предложили собрать эти данные в единые дашборды. Первую версию дашборда проверили на данных МИЭМ, сейчас запущена апробация на ФКН и ФКИ.

Также в рамках стратегической цели «Обеспечение качественной оперативной, глубинной финансово-экономической аналитической информации для принятия управленческих решений» мы занимаемся разработкой дашборда управления университетом. У руководящего состава ВШЭ также есть свои КПЭ и требования к выполненной работе. У Вышки запрашивают порядка 360 показателей в составе различных отчетов, и через них также оценивается работа университета и ректора. 130 из них мы выделили как ключевые, по которым сейчас осуществляется разработка. Визуализация текущего состояния процессов позволит существенно повысить их управляемость и эффективность работы.

— Какие еще есть проекты у центра?

— Еще одно важное направление работы центра — это создание системы управления задачами и поручениями. Не все задачи, которые решаются нашими сотрудниками, есть в системе электронного документооборота (СЭД). Помимо официальной переписки, есть бумажные протоколы, задачи, которые ставятся в электронной почте, есть устные поручения, поручения, которые получаются в мессенджерах, и т.д. На данный момент тяжело контролировать сроки и качество их исполнения, так же как и в целом определить общую нагрузку на сотрудника. Какие-то задачи работника находят отражение в СЭД, но когда начинаешь разбираться, можно ли ему поручить еще что-то, то оказывается, что он занят выполнением большого количества других задач, но только они не отображаются в системе. Наша задача была понять, что делает каждый сотрудник.

Леонид Новиков, старший директор по финансовым технологиям НИУ ВШЭ
Леонид Новиков, старший директор по финансовым технологиям НИУ ВШЭ
© Высшая школа экономики

Приведу конкретный пример. Когда человек просто отвечает на вопрос, то это можно не вносить в систему. Если же он тратит время, например готовит письмо, то мы хотим, чтобы это отражалось в системе. Это позволит контролировать сроки исполнения поручений. Для данной задачи мы выбрали российский сервис для управления бизнесом «Битрикс24» и сейчас занимаемся настройкой этой системы под наши нужды. Мы хотим в ней собрать все задачи финансовой службы, в том числе и те, что не отображаются в СЭД, и получать отчеты об их исполнении.

Еще одно направление нашей работы — это RPA (Robotic process automation), или автоматизация процессов с использованием роботов. Это программы, которые имитируют деятельность людей, позволяя решать целый ряд типовых задач. Например, если человек регулярно куда-то заходит, открывает одну таблицу и копирует, а в другую вставляет данные или распечатывает из почты документ, то все эти типовые операции можно оцифровать. Это средство малой цифровизации. Робот может заходить как сотрудник в СЭД и доставать нужные данные, попутно решая другие задачи. Например, это распознавание рукописного и печатного текста с использованием искусственного интеллекта.

У нас в бухгалтерии большое количество первичных финансовых документов: акты, счета, счета-фактуры и так далее. Все документы требуют тщательной проверки, например чтобы договор и акт были идентичны. Сейчас бухгалтеры все это делают вручную. И в данном случае есть два варианта решения проблемы. Первый — ввести полноценный электронный документооборот с контрагентами. Но фактически договориться со всеми поставщиками, чтобы, помимо бумажного документа, они присылали файлы в нужном формате, пока не получается. Но можно сделать так, чтобы всю эту рутинную работу взял на себя робот и переносил данные в нашу систему.

— В сентябре Финансовая дирекция анонсировала запуск чат-бота. Не могли бы вы рассказать, что это за проект?

— Действительно, у нас есть направление создания чат-ботов. На сайте финансовой службы этот сервис предназначен для студентов и сотрудников НИУ ВШЭ. Он позволяет получать мгновенные ответы на вопросы финансового характера. Чат-бот подскажет, в частности, где посмотреть сформированный расчетный листок и методику расчета НДФЛ, есть ли свободные ставки в подразделении, как получить справки о стипендиях и зарплатах. Пока что он может ответить на ограниченное количество вопросов, но со временем его база знаний будет расширяться. Очень важно, что наш чат-бот обучаемый, каждый подобранный им ответ на запрос облегчит процесс поиска в дальнейшем. То есть наша система учится на запросах и каждый следующий раз подбирает ответы точнее.

На создание чат-бота уже есть запрос от Управления делами, также данным направлением интересуются ряд других подразделений.

— Это все основные текущие проекты?

— Нет, проектов достаточно много. Так, центр занимается оценкой различных гипотез и их тестированием. Приведу пример. У финансовой службы в связи с появлением ФЗ-61 существует потребность в переходе на электронный документооборот по командировкам. На рынке есть несколько компаний, которые предлагают такие решения. Центр тестировал их и готовил рекомендации по тому решению, которое рациональнее закупить.

Еще один наш проект — это создание системы для проведения конференций. В ходе пандемии МИЭМ разработал для себя сервис видеосвязи, который мы в итоге успешно тиражировали. Теперь для проведения видеоконференций в удаленном режиме можно использовать собственный сервис по адресу meet.miem.hse.ru.

Еще одно направление работы центра — это разработка совместно с МИЭМ образовательных курсов ДПО. С одной стороны, у нас есть реальная потребность повышать квалификацию сотрудников по цифровым направлениям, с другой — мы также хотели бы в перспективе продавать разработанные образовательные курсы для финансистов, где бы, в частности, затрагивались вопросы бюджетного учета, работы с госзаданием и бюджетными заявками.

— Команды, которые задействованы в реализации проектов, состоят исключительно из студентов? Как они себя проявили?

— В каждой команде, кроме студентов и выпускников Вышки, есть преподаватель или научный сотрудник.

Что касается в целом сотрудников центра, то могу сказать одно: они все креативные и мотивированные. Им всем интересно отвечать на вызовы и решать сверхзадачи. Могу сказать, что двух студентов, которые работали с нами по одному из проектов, мы взяли на позиции стажеров в финансовую службу в наш блок развития. Это позволяет решать наши задачи в условиях ограниченных ресурсов и сильного перегрева на ИТ-рынке.

— Недавно в Вышке завершился хакатон среди студентов по RPA. Расскажите, пожалуйста, зачем вы решили его провести?

— В МИЭМ студенты учатся информационной безопасности, сетям, шифрованию, связи и так далее. Собственного направления работы с роботами нет, и, более того, большинство студентов не знают, что это такое. Для популяризации этого направления мы провели хакатон по технологии RPA. В рамках него мы решали задачи, которые позволяют студентам понять, что это за технология, а тех, кто заинтересуется, мы обучим и привлечем к нашей работе.

Кстати, в ходе подготовки хакатона мы заметили очень интересную вещь: те хакатоны, которые до этого проводились в МИЭМ, были довольно индивидуальными. То есть каждый студент проявлял себя в чем-то сам, и интерес к ним был огромным. Что касается нашего хакатона, где подразумевалась командная работа, то первоначально к нему не было большого интереса. Мы начали разбираться, с чем это связано. Как объяснили сами студенты, после пандемии людям стало сложнее объединяться в стихийные команды. Если студенты учатся по одной специальности на одной кафедре, допустим, по информационной безопасности, то, когда нужно принять участие в мероприятии по этому направлению, они еще могут объединиться и договориться. Когда же это совершенно новая область, то им тяжелее собраться командой.

— Это не последний такого рода хакатон, который проводится в Вышке?

— Это первый наш хакатон, и мы хотели бы, чтобы такие мероприятия по аналогии с Апрельской конференцией ВШЭ проводились регулярно в рамках Technoforge. Задача-минимум — это раз в год, задача-максимум — раз в квартал, либо по мере необходимости показывать студентам новые технологии, с которыми они еще не сталкивались и которые используются у нас. Так, мы хотели бы в рамках технофорума сделать хакатон по чат-ботам или по биосистемам. Следующий хакатон можно провести весной.

Леонид Новиков, старший директор по финансовым технологиям НИУ ВШЭ
Леонид Новиков, старший директор по финансовым технологиям НИУ ВШЭ
© Высшая школа экономики

— Есть ли еще какие-то проекты, в которых могут принять участие студенты?

— У нас есть направление проектной деятельности, когда учащиеся решают проектные задачи в ходе выполнения курсовых или выпускных работ. Сейчас, например, мы вместе со студентами Школы финансов пробуем разработать критерии и методику оценки цифровых проектов.

Также мы активно взаимодействуем со Школой дизайна. Пространство определяет восприятие, и студенты могут сделать такую финансовую приемную, которая позволит упорядочить все процессы.

— Какие у вас планы развития проектов?

— Планы развития, повторюсь, — это поддерживать и углублять то, что мы уже сделали. Дальше — коммерциализация этих проектов. Подчеркну еще раз: на данный момент у нас нет цели сделать все проекты сразу коммерчески эффективными. Самое главное — создать интересный продукт и попробовать компенсировать часть затрат.

Мы считаем очень важным действовать в русле общей повестки происходящих в России изменений. Не так давно нацпроект «Цифровая экономика» трансформировался в нацпроект «Экономика данных», что коррелируется с тезисом «умное управление финансами на основе данных», который еще год назад был выбран стратегической целью финансовой службы. А наши проекты, такие как, например, дашборды, позволяют эти данные собирать и визуализировать.

Также хочу отметить, что один из крупных блоков проекта «Экономика данных» — это квантовые технологии, и МИЭМ активно ими занимается. В частности, успешно реализует совместный проект с РЖД, и я считаю, что есть все предпосылки того, что это направление в Вышке будет динамично развиваться.

— Как планы развития финансовой службы коррелируются с общеуниверситетскими?

— Мы фактически не отделяем одно от другого. Финансы — лишь один из способов взглянуть на процессы, протекающие в университете, в целом. Наша задача — сделать это направление максимально эффективным, прозрачным и удобным, что позволит Вышке продолжить свое успешное развитие. Финансовая служба является составной частью системы административного обеспечения НИУ ВШЭ, которая, в свою очередь, нацелена на обеспечение функционирования основных направлений деятельности университета, приносящих нам доход.

Как эффект от создания центра оценивает руководство МИЭМ

Крук Евгений Аврамович

Евгений Аврамович Крук

директор Московского института электроники и математики им. А.Н. Тихонова

Любой университет в наше время должен думать о дополнительных источниках финансирования. Поиск таких источников — важная и сложная задача. Но повышение эффективности функционирования университета не менее важно, ведь, ускоряя бизнес-процессы, вы, в сущности, тоже увеличиваете объем доступных ресурсов за счет снижения издержек.

Сергеев Антон Валерьевич

Антон Валерьевич Сергеев

директор Центра программных разработок и цифровых сервисов

Для меня очень важно, когда работа имеет осязаемые результаты и несет ценность для университета — его сотрудников, студентов, партнеров. Поэтому я благодарен финансовой службе, оценившей потенциал МИЭМ в части практических разработок, и уверен, что наше сотрудничество будет развиваться на благо Вышки.

Также читайте

Леонид Новиков — о программе модернизации финблока

19 декабря, 2023 г.

«Вышка» в Telegram