• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Вышка умеет прорастать в тех, кто по-настоящему интересуется экономикой»

Из выпускников — в преподаватели: экономисты

© iStock

«Вышка для своих» продолжает проект о карьерном развитии в НИУ ВШЭ. Герои нового выпуска — экономисты, которые рассказывают, что их держит и вдохновляет в университете.

Ольга Кузнецова, доцент департамента теоретической экономики

© Высшая школа экономики

— Наше с Вышкой знакомство получилось практически случайным. В школе у нас была чудесная учительница по экономике, Регина Ивановна Подрыванова, которая интересно рассказывала об экономических премудростях. В итоге сложилась дивная компания, которая ездила на все профильные экономические олимпиады, начиная с соревнований городского уровня и заканчивая Всеросом. Вот со Всероса я и привезла диплом, который давал право без экзаменов поступить в ведущие вузы на экономические специальности. Правда, куда именно поступать, я не знала. Хорошо, что там же, на олимпиаде, выступали представители разных вузов. Вышкинцы мне понравились больше всех, и так я оказалась на факультете экономических наук ВШЭ.

Что 20 лет назад, что сейчас Вышка для меня — прежде всего люди. Единомышленники, которые думают, увлекаются, поддерживают друг друга и двигают вперед науку. Во времена моего студенчества существовала кафедра макроэкономики, которую возглавлял Лев Львович Любимов. На этой кафедре как раз трудилась такая команда единомышленников, которых объединяла невероятная работоспособность, прорывные взгляды на макроэкономику и на ее преподавание. И эта команда, как космическая система, притягивала на свою орбиту заинтересованных студентов. Кафедра располагалась на верхнем этаже здания на Мясницкой, куда даже лифт не ходил. Так что найти это место было целым квестом, и я его прошла. С тех пор менялись названия, адреса и вся структура макроэкономической группы, но моя любовь к этим людям и к макроэкономике неизменна.

Преподавать и вести научную деятельность я начала еще будучи студенткой. А теперь я радуюсь, когда уже мои студенты выбирают экономику и начинают погружаться в этот удивительный академический мир. Точно так же, как когда-то меня притянула кафедра макроэкономики, юных исследователей и преподавателей притягивает нынешний коллектив старших исследователей и преподавателей факультета экономических наук. И мне приятно чувствовать, что я к этому тоже причастна. Продолжение лучших традиций уже в новом, постоянно обновляющемся университете — это то, что дает опору и вдохновляет. Символично, что даже кабинет у меня сейчас на десятом, самом высоком, этаже, и далеко не все знают, что в корпусе такой этаж есть. Лифт, правда, сюда ходит.

Вообще, Вышка умеет удивительным образом прорастать в тех, кто по-настоящему интересуется экономикой. Начинала я с учебы, а потом добавилась научная деятельность, преподавание, административные вопросы. Скучать не приходится. В настоящий момент я доцент департамента теоретической экономики, старший научный сотрудник Международной лаборатории макроэкономического анализа, а еще и академический руководитель магистерской программы «Экономика и экономическая политика». Нагрузка большая, но мне очень помогает разнообразие этой работы. Сегодня я занимаюсь наукой. Завтра решаю административные вопросы. Послезавтра общаюсь с коллегами и студентами.

Естественно, я, как всякий человек, периодически задумываюсь над тем, где я и куда я иду. В том числе в плане карьеры. Но то ли Вышка так устроена, то ли у меня с ней такие отношения, но как раз в такие моменты раздумий коллеги предлагают мне что-то новое. И каждый раз оказывается, что внутри Вышки есть куда двигаться и развиваться, есть новые задачи и дела, новые проекты и направления. Да и уже существующие программы — это не какая-то статическая величина. Они как цветок, который нужно поливать, пересаживать, подстригать. Так что растем вместе с Вышкой, и в любой момент времени я могу сказать, что я на своем месте.

Петр Паршаков, доцент НИУ ВШЭ в Перми, заведующий Международной лабораторией экономики нематериальных активов

© Высшая школа экономики

— Последние два года в школе я учился в базовом классе Вышки, и в целом мне нравилась мысль о поступлении в ВШЭ, но мне всегда хотелось быть программистом. Поэтому я сдавал экзамены и в Вышку, и в Пермский политех. Даже сдал туда документы, но потом забрал и отнес в Вышку. Я сомневался в своем выборе профессии вплоть до старших курсов, когда начались дисциплины, связанные с данными, и я увидел, что мой интерес к программированию и экономику можно совместить.

Мой поток был последним, когда можно было выбирать, стать бакалавром или специалистом. Многие мои однокурсники, выбравшие бакалавриат, потом уехали в Москву в магистратуру. А я выбрал специалитет и остался в Перми. С самого начала я преподавал и работал в исследовательской группе Елены Шакиной. Для меня это очень важный человек, которому я во многом обязан своими академическими успехами. И вообще, то, что у нас в Перми появилось такое крутое исследовательское подразделение, — заслуга Елены Шакиной и Марии Молодчик.

В период с 2010 по 2015 год наше подразделение выросло из научно-учебной группы в международную лабораторию. У нас появились коллеги из Испании и США, которые очень повлияли на мой рост и на рост всех членов коллектива. Я защитил кандидатскую диссертацию на кафедре фондовых рынков у Сергея Курочкина. Затем стал академическим руководителем магистерской программы, а потом, поняв, что мне не хватает управленческих навыков, пошел учиться в магистратуру по управлению высшим образованием в Институт образования ВШЭ. Учеба частично проходила на очных модулях в Москве, а частично — в рамках больших домашних заданий. Это было удобно, поскольку я мог продолжать работать в Перми.

Позже, работая в похожем формате, я получил степень PhD. Я выбирал, куда поступать, исходя не из имени университета, а из того, у кого хочу писать докторскую. Поскольку темой я выбрал экономику спорта, я нашел двух крутых супервайзеров — профессора Анхеля Барахаса из Университета Виго и профессора Денниса Коутса из Балтиморского университета. Я считаю, в Вышке мне очень повезло с людьми — и с коллегами, и с руководителями, многие из которых стали моими друзьями.

Когда лаборатория выросла и у нее появилось отделение в Санкт-Петербурге (сейчас, к сожалению, его уже нет), я стал заместителем руководителя, а сейчас я ею руковожу. То есть лаборатория и я — это та история, которая не меняется. Административная карьера никогда не была моей целью, но, когда в 2010 году меня попросили составить план развития карьеры — краткосрочный и долгосрочный, — это оказалось очень полезно. Я тогда впервые подумал, что, возможно, чтобы делать то, что интересно, нужно часть времени инвестировать в управленческие активности. Просто чтобы создать среду, которая позволит тебе реализовать задуманное. Я так и воспринимаю свою административную нагрузку: она нужна для того, чтобы мне было комфортно работать в лаборатории. Но думаю я о себе в первую очередь как об исследователе.

Наша лаборатория сейчас называется «Международная лаборатория экономики нематериальных активов». Нематериальные активы — это нематериальные ресурсы компаний, индивидуальный человеческий капитал, оптимальный состав команды и многое другое. Я бы даже сказал, что мы изучаем связь между нематериальными активами и результатами деятельности компаний, команд, индивидов. Мы занимаемся исследованиями на стыке экономики, менеджмента и анализа данных. То есть пытаемся понять, почему одни компании, команды или индивиды более успешны, чем другие. В этой исследовательской области очень много исследований построено на опросных данных. А мы делаем акцент на анализе общедоступных данных, развивая свои компетенции в области анализа данных, эконометрики и машинного обучения. Это позволяет нам делать довольно нехарактерные для лаборатории, которая занимается экономикой и менеджментом, вещи. Например, в рамках вышкинского Центра искусственного интеллекта мы несколько лет делаем для Сбера проекты, о которых можно сказать, что они скорее про данные — оценки рисков, модели ML в кибербезопасности, — нежели про экономику. Сбер недавно отметил нас как команду, которая берется за проекты, за которые другие не берутся, и делает это хорошо. Это приятно.

Людмила Леонова, доцент факультета экономики НИУ ВШЭ — Нижний Новгород

© Высшая школа экономики

— Во время учебы в магистратуре НИУ ВШЭ — Нижний Новгород мне и еще нескольким ребятам с моего курса предложили поработать ассистентами и взять на себя семинарские занятия по некоторым курсам. Поскольку мой папа преподаватель, я уже была знакома с этой профессией, хотя сама до этого никогда не преподавала. Это был мой первый опыт, и он мне понравился. Понравилось готовиться к занятиям, проводить их, чувствовать обратную связь от студентов. Параллельно нас подключали к проектам научной лаборатории по количественному анализу, и это тоже было интересно. Кроме того, существовала практика сезонных школ по экономике — летних, зимних, осенних. Школы проводились ведущими университетами России и мира, и мы, молодые сотрудники Вышки, активно в них участвовали. Для нас это была возможность, во-первых, пообщаться с профессиональным комьюнити, а во-вторых, понять, где ты можешь развить компетенции, необходимые для эмпирического анализа, и найти смысловое приложение своим техническим навыкам.

По окончании магистратуры в 2010 году мне предложили остаться на полную ставку в ВШЭ. Здесь прошла вся моя трудовая жизнь. На начальных этапах я занималась чистым преподаванием: когда у тебя много новых курсов, нужно наработать методическую базу. Позже, когда я уже училась в аспирантуре, начались научные проекты и участие в научных и организационных мероприятиях. В тот момент мы создали Клуб будущих экономистов для школьников.

После защиты кандидатской диссертации мне предложили стать академическим руководителем бакалаврской программы «Экономика». Сейчас в Нижнем Новгороде эта программа заканчивается. Вместо нее будет новая. А я теперь являюсь академическим руководителем магистерской программы «Бизнес-аналитика в экономике и менеджменте». Мы ее запустили несколько лет назад. Это новаторская прикладная программа, ориентированная на рынок труда. До этого в Нижнем Новгороде ничего подобного не было. В процессе ее создания мы активно общались с компаниями, чтобы понять, что такое, по их мнению, бизнес-аналитика и как наши партнеры представляют себе такого специалиста. Таким образом, у нас выстроилась плотная работа с людьми из области бизнес-аналитики, экономики и менеджмента, и сейчас мы имеем достаточно широкий круг партнеров. Что касается науки, у нас на факультете активно развивается ESG-повестка. Вообще, в области устойчивого развития сейчас ведется множество исследований, и как раз факультет экономики, и я в частности, пытается их поддерживать. Например, совместно с правительственными организациями нашего региона нами было запущено несколько проектов, которые должны подготовить регион к ESG-трансформации.

Я знаю, что многие мои коллеги уходят в реальный сектор. Это интересный путь. Но я пока выбрала для себя оставаться в университете. С одной стороны, мне нравится моя работа, и, я думаю, это редкость, когда есть определенная организационная рамка и при этом у тебя каждый год меняются задачи и круг общения. С другой стороны, сейчас все больше возможностей для того, чтобы решать какие-то практико-ориентированные задачи в стенах университета. А с точки зрения реального или финансового сектора я пока не нашла альтернативы, которая позволяла бы делать все то же самое.

Николай Пильник, доцент департамента прикладной экономики, старший научный сотрудник Научно-учебной лаборатории макроструктурного моделирования экономики России

© Высшая школа экономики

— В 2002 году, когда я поступал в институт, ВШЭ была номер один в плане экономического образования. Во всяком случае, в рамках тех представлений, которые были у меня. Я пришел в Вышку и остался здесь насовсем: окончил бакалавриат, магистратуру, аспирантуру и теперь работаю. Даже жену в Вышке встретил. Правда, был момент, когда сразу после окончания магистратуры я попробовал поработать вне университета. Занялся экспертной консалтинговой деятельностью. Но довольно быстро понял, что офисная работа — не совсем мое, и вернулся в Вышку уже на полную ставку. А 2020 год, когда пришлось активно работать на удаленке, приучил к мысли, что Вышка не ограничивается стенами здания. Когда ты выходишь из нее, она не выходит из тебя.

В 2006 году, еще студентом, я начал работать в Лаборатории макроструктурного моделирования экономики России и работаю там до сих пор. В этом плане ничего не поменялось, кроме моего статуса. Сначала был стажером, а теперь — старший научный сотрудник. Преподавать я начал в 2008 году, и долгое время преподавание было моим основным занятием. Да и сейчас моя основная ставка — ППС. А с 2020 года я на факультете возглавляю проектный офис. Долгое время у нас была стандартная схема, когда студент на втором-третьем курсе пишет курсовую, на четвертом — диплом и дальше его защищает. Схема отработана годами, но есть нюанс. Очень часто все это происходит в рамках пары «руководитель — студент» и в некоторой параллели с основным образовательным процессом. И вот у нашего декана возникла идея студентов объединить, чтобы они не просто писали курсовые, а делали общие совместные проекты. Так же, в рамках проектов, можно делать и выпускные работы, а свой учебный план студенты могут формировать в зависимости от того, какие задачи им придется решать в проекте. Эту идею мы продолжаем развивать, немного по-другому расставив акценты и приоритеты. Если раньше мы ориентировались на какие-то предполагаемые специальности, которые в результате должны получить студенты, то теперь образовательную траекторию студента определяет текущая проектная деятельность. Следующий шаг — привязать к проектной деятельности практику, чтобы в перспективе получить новую проектную модель образования.

То, чем я больше занимаюсь — преподаванием, наукой или административной работой, — зависит от времени года. Например, в апреле — мае студенты выбирают проекты. В это время 90% времени я решаю административные вопросы, а все остальное отходит на второй план. И когда в конце мая я смотрю табличку и вижу, что 98% студентов выбрало проекты, в этот момент я, конечно, выдыхаю. Большая часть преподавательской нагрузки приходится на конец года. У меня так устроено расписание, что основные курсы, которые я веду, заканчиваются в конце первого семестра, а если и нет, это время подготовки к экзаменам. Естественно, зимой все силы уходят на это. А летом есть возможность заниматься наукой и писать статьи. И о докторской диссертации уже пора бы подумать — коллеги намекают.

Вот такой, я бы сказал, вахтовый метод.

Николай Телятников, заместитель декана по набору абитуриентов НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, преподаватель, аспирант

Фото из личного архива

— Я окончил школу в Свердловской области и, задумавшись о поступлении в вуз, с девятого класса начал готовиться к олимпиаде по экономике. На заключительном этапе Всероссийской олимпиады я, к сожалению, проиграл, но стал призером «Высшей пробы». Это обеспечило мне поступление в НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге.

Когда я только поступил, мое олимпиадное прошлое сыграло со мной злую шутку: мне было скучно учиться. В московской Вышке и в МГУ есть специальные программы для олимпиадников, а в Петербурге на тот момент не было. Мне хотелось большего, и начиная со второго курса я стал продвигать идею о том, что олимпиадников нужно учить по-другому. Так появился мой проект «Группа повышенной академической нагрузки». То есть, по сути, я сам в себе разбудил интерес к учебе, стараясь усовершенствовать образовательный процесс. На третьем курсе мы поставили эксперимент в своей учебной группе и вышли к руководству с предложением: пусть у тех, кто хочет учиться серьезнее, будет больше занятий. К моменту, когда я поступил в магистратуру и сам начал преподавать, проект повышенной нагрузки приобрел официальный статус. На него обратили внимание в кампусе. Появились новые вводные. Например, более сильных ребят под проект стали отбирать уже на входе, число олимпиадников кратно выросло, и история заиграла новыми красками. Сейчас в российском высшем экономическом образовании есть четыре похожих проекта: совместный бакалавриат ВШЭ и РЭШ, исследовательский поток ВШЭ, «первая группа» МГУ и наш проект повышенной нагрузки.

Я не новатор. Похожие проекты были много раньше запущены в Москве. Я считал несправедливым, что такой практики нет в Питере, и, если ты не побеждаешь во Всероссийской олимпиаде, а становишься призером, твои возможности сильно сокращаются. Вообще, я из тех людей, кто скучает, если их рабочий день меньше десяти часов. Поэтому мне удается совмещать полноценную работу в индустрии с университетом. Недавно я стал старшим преподавателем, а в сентябре прошлого года на меня возложили обязанности заместителя декана по набору абитуриентов. Моя задача — сделать так, чтобы к нам пришли лучшие абитуриенты России и мира. И мы над этим работаем. Первое, с чего начала наша новая команда факультета, — это образовательные программы. В этом году мы существенно обновили портфель образовательных программ бакалавриата: мы запускаем две новые программы — «Управление бизнесом» и «Бизнес-информатика». А также возобновляем с существенными изменениями набор на программу по аналитике в экономике. Теперь мы можем в большей степени удовлетворить запрос абитуриентов и работодателей на разные компетенции студентов, исходя из их сильных сторон.

Я знаю, что я один из самых молодых заместителей декана в России. Даже по меркам Вышки это стремительно. А по меркам классических университетов — очень стремительно. Мне есть чем заняться. В краткосрочных планах — получить кандидата наук по экономике. В долгосрочных — степень МВА и строить карьеру дальше. В ближайшие пять-семь лет я вижу себя здесь. Мне нравится работать в образовании, потому что наши идеи обращены на тысячи студентов. И если все организовать правильно, мы сможем оказать большое влияние на общество в будущем.

20 февраля

«Вышка» в Telegram