• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Вергилий для отстающего

В ВШЭ стартует проект «Тьюторы — студентам», организованный проектно-учебной лабораторией «Развитие университетов». Тьюторы будут помогать отстающим студентам организовать свою жизнь так, чтобы вовремя решать проблемы с успеваемостью. О проекте рассказывают магистрант программы «Исследование, консультирование и психотерапия личности» Борис Борисов и магистрант программы «Управление в высшем образовании» Артем Козин.

— Расскажите, пожалуйста, в чем смысл проекта, что послужило толчком к его появлению? Кто такой тьютор, какие задачи он должен решать?

Артем Козин
Артем Козин
Артем Козин: Серьезная проблема для Вышки — большой отсев студентов. Мы считаем, что тьюторская поддержка поможет устранить причины, которые негативно влияют на результаты в учебе и могут привести к отчислению студентов.

Главная формальная причина отсева — академическая неуспеваемость. Однако исследование, проводимое проектно-учебной лабораторией НИУ ВШЭ «Развитие университетов», показывает, что не все так просто и за неуспеваемостью стоят многообразные трудности, с которыми сталкиваются студенты. На наш взгляд, во многом эти проблемы носят психологический или мотивационный характер: сложности, связанные с адаптацией в университете, неприятности в личной или семейной жизни, сомнения в выборе факультета, специальности… Это подтверждают исследования студенческого отсева, ведущиеся лабораторией «Развитие университетов». Так, самые высокие показатели отчислений — на первом курсе, что связано в том числе со сложностью адаптации студентов к условиям и правилам вуза. Значительная категория отчисленных — иногородние, что также говорит о неких сложностях, лежащих вне академической сферы, но очень на нее влияющих.

Борис Борисов: Тьюторское сопровождение мы определяем как главным образом поддержку студента в образовательном и социокультурном пространстве университета. Выявить проблемы, мешающие учиться, и способствовать их разрешению, при этом ориентируясь на раскрытие потенциала студента — вот цель и задачи тьютора. Кроме того, хочется подчеркнуть, что тьюторское сопровождение, в нашем понимании, направлено на то, чтобы человек осознал свои действия, исходя из его понимания себя и образа своего будущего. Тьютор как раз и помогает разобраться в себе, спроектировать свои цели и выстраивать к ним траекторию, сопровождая затем на этом пути.

— Но если студент запустил учебу, совмещая ее с работой, что тут может сделать тьютор? Предложить решать, что важнее — работа или учеба?

Борис Борисов: Да, сложность совмещения работы и учебы — один из факторов, который может привести к отчислению. С учетом интересов студента задача тьютора в данном случае — создавать в процессе консультаций такие условия, при которых человек сможет лучше понять себя. Осознание собственных склонностей, возможностей и жизненных задач должно привести в конечном счете к лучшему пониманию человеком его приоритетов, чтобы он смог выстроить собственную образовательную и профессиональную траекторию.

Артем Козин: Мы полагаем, проблема совмещения работы с учебой часто бывает связана с тем, что люди просто не представляют себе тех возможностей, какие открывает перед ними Вышка. Многие студенты могли бы в стенах университета найти себе работу, которая больше отвечала бы их интересам во всех отношениях. Работая в научно-учебных лабораториях или создавая собственные проектно-учебные группы, можно получить хороший опыт, не отрываясь от учебы. Сегодня наш университет — огромная и сложная структура, далеко не всякий первокурсник способен в ней разобраться самостоятельно. Тьютор ему в этом поможет. Хочет человек, допустим, заниматься бизнесом — пожалуйста, в Вышке есть Бизнес-инкубатор, где можно участвовать в стартапах. Можно не в чужой стартап идти, а создать свой и самому регулировать свое время, а не отпрашиваться у кого-то. Первоочередная задача тьютора — показать весь спектр возможностей.

— Как деятельность тьюторов будет соотноситься с работой кураторов курсов?

Борис Борисов
Борис Борисов
Борис Борисов: Куратор — представитель факультета, преподаватель, он подчиняется декану. Отношения куратора со студентом поэтому — «по вертикали». Тьютор же работает «в горизонтали», на основе позиционного равенства.

Мы убеждены: тьюторская служба в перспективе должна быть общеуниверситетской. В нашем представлении тьютор — это отдельная профессия, предполагающая определенные навыки у человека, занимающего соответствующую тьюторскую должность. Чтобы работать с ресурсами человека и его личными проблемами, мешающими обучению, необходим в первую очередь психологический бэкграунд. У наших кураторов бэкграунд совершенно различный, но они все — преподаватели. Если говорить о направлениях сопровождения и поддержки студентов, то кураторы, на мой взгляд, в перспективе должны занять исключительно учебно-педагогическую позицию.

— Как ваша концепция соотносится с зарубежным опытом?

Борис Борисов: В Оксфорде и Кембридже тьюторы известны по крайней мере с XIV века. Тьютор отвечал за подготовку студентов к экзаменам и выполнял функции наставника не только в учебе, но и в студенческой жизни своего подопечного вообще. То есть тьюторство в британских университетах зародилось и продолжает развиваться как преимущественно учебно-педагогическая деятельность, наставничество.

В нашей концепции тьюторского подхода мы делаем акцент на самоопределение студента, на его собственную ответственность за свою успешность в вузе и в жизни. Тьютор же создает условия для становления этих качеств у студента, дает ему необходимые «инструменты».

— Когда возникает проблема успеваемости, ситуация может осложняться конфликтом студента с преподавателем. Что тьютор может сделать в этом случае?

Артем Козин: Помочь взглянуть на ситуацию со стороны, понять, что послужило причиной конфликта, помочь увидеть все возможности, какие есть на факультете (в том числе ресурсы куратора), предусмотреть возможные варианты развития событий и понять, как уладить конфликт с наилучшим для студента исходом и избежать возникновения таких проблем в будущем…

— Предположительно как в целом будет строиться тьюторская работа?

Артем Козин: Проект еще только начинается, и масштабы потока обращений нам пока не ясны. Мы разместили объявления в большинстве корпусов Вышки. Уже сейчас к нам могут обратиться все желающие — записаться на консультацию, заполнив форму на сайте проекта. Работать с каждым студентом мы будем индивидуально — и столько времени, сколько понадобится для решения его проблем.

Пока у нас есть «ядро» из нескольких основных участников проекта. А дальше посмотрим, сколько сотрудников будет нужно. Мы уверены, что магистрантов-психологов проект заинтересует. Он рассчитан на обучение в процессе работы, так что присоединиться можно в любой момент.

— Кого бы вы «в идеале» хотели видеть в числе сотрудников?

Борис Борисов: Прежде всего, людей с психологическим образованием: работа тьютора предполагает обладание компетенциями психолога-консультанта. Для нашего проекта также важно, чтобы его участники хорошо представляли себе специфику учебы в Вышке, особенности работы в университете и его социокультурную среду, поэтому наш «идеальный» кандидат — выпускник или студент магистратуры факультета психологии НИУ ВШЭ. Особенно мы рассчитываем на магистерскую программу «Исследование, консультирование и психотерапия личности». Подход, какому обучают на этой программе, думаю, наилучшим образом подходит для тьюторов, то есть тех, кому предстоит работать с ресурсами человека.

— Где будет базироваться служба тьюторов? И как будет организована их работа?

Артем Козин: Институт развития образования ВШЭ готов предоставить нам помещения в здании на Славянской площади (станция метро «Китай-город»). График консультаций будет размещен на сайте. Очень надеюсь, что мы сможем помочь нашим студентам.

 

Комментарий научного руководителя проектно-учебной лаборатории «Развитие университетов» Исака Фрумина:

— Результаты наших исследований, действительно, показывают, что источники многих проблем студента на университетской «дистанции» кроются за пределами учебного процесса. В этом плане университет может и должен работать сразу с несколькими аспектами «проживания» студентами университетского этапа жизни, в том числе помогать держать психологический тонус, эффективно социализироваться, а по большому счету — научить управлять собственной образовательной и жизненной траекторией.

Этот проект, как мы надеемся, даст основание для появления новой для Вышки деятельности — регулярной и планомерной работы по содействию студентам в обучении и университетской жизни. Кроме того, эта инициатива имеет отношение и к разрабатываемой в нашей лаборатории тематике студенческой вовлеченности в учебный процесс, ведь здесь идет речь о практической работе с этой вовлеченностью и причинах ее отсутствия.

В западных университетах, в частности, американских, такого типа работа носит системный характер, это вообще важнейшая часть политики университета. Практически это реализуется в самых различных форматах как «сверху», так и «снизу»: тьюторство, коучинг, консультирование, специальные студенческие инициативы и прочее. Нам важно также сделать шаг в этом направлении.

 

Комментарий директора Института развития образования ВШЭ Ирины Абанкиной:

— Проблема адаптации первокурсников к вузу — нередкая. Если к студентам предъявляются высокие требования, то на первом и втором курсах у многих возникают сложности с успеваемостью. Причина, как правило, не в лени или нежелании учиться, а в различиях школьного и вузовского подходов к обучению: школы остаются патерналистскими, там заставляют учиться, контролируют каждый шаг, а вузы, напротив, предоставляют студентов самим себе. «Воздух свободы» на многих действует опьяняюще — ребята болезненно переживают смену обстановки, переезд в другой город.

Концепция тьюторского сопровождения, предложенная лабораторией «Развитие университетов», представляется мне очень интересной и полезной. В такой помощи особенно нуждаются студенты, только что поступившие в Вышку. А тьютор из числа тех, кто сам не так давно был студентом или продолжает учиться в магистратуре, может оказаться тем Вергилием, который проведет вчерашнего школьника от начала учебы в вузе к получению им диплома. И чем раньше проблему начнут решать, чем больше информации о студенте будет у тьютора — тем больше шансов на успех.

 

Комментарий Вениамина Колпачникова, доцента кафедры психологии личности, преподавателя магистерской программы «Исследование, консультирование и психотерапия личности»:

— Насыщенная образовательная программа, нередко напряженная ситуация в семье, необходимость совмещать учебу с работой, непростые внутренние переживания — все это достаточно типичные реалии бытия студента Вышки. Помочь ему разобраться в собственной жизненной ситуации, расставить приоритеты и конструктивно организовать свою жизнь и учебу призваны многие службы ВШЭ: Центр психологического консультирования, служба кураторов и другие.

Конечно, эти службы важны, но тьюторы-студенты или выпускники магистратуры факультета психологии обладают рядом важных преимуществ перед кураторами и профессиональными консультантами. Близость к студентам по возрасту и хорошая осведомленность об их жизненной ситуации — основа для доверия и понимания. Если прибавить сюда солидную подготовку в области психологического консультирования, какую получают магистранты программы «Исследование, консультирование и психотерапия личности», то такой тьютор может оказаться бесценным помощником для студента. На мой взгляд, инициатива по созданию института (службы) тьюторов — обоснованная и полезная, важно ее поддержать.

 

Комментарий начальника методического управления НИУ ВШЭ Александры Серовой:

— Истоки эксперимента, о котором идет речь, можно увидеть в принципах обучения в Вышке, которое с самого начала строилось на отборе лучших из лучших. Как следствие — достаточно высокий отсев студентов. Однако демографическая ситуация в стране и возрастающая конкуренция между вузами заставляют дополнить подход, построенный на отборе и выживании сильнейших, другим: ведь есть студенты, которые хотят и могут учиться, но испытывают сложности, прежде всего, адаптационного характера. Жалобы студентов на перегрузки и стресс, который они испытывают, подтверждаются мнением специалистов Центра психологического консультирования НИУ ВШЭ о растущем числе обращений. В таких условиях ребятам необходимо оказать поддержку. Тьюторское сопровождение — один из способов сделать это.

В опыте Вышке уже представлены две модели работы тьюторов. На факультете экономики ВШЭ тьюторы — это студенты-волонтеры, которые помогают первокурсникам адаптироваться к жизни университета, делятся с ними опытом, рассказывают о курсах, преподавателях, помогают советами по учебным и неучебным ситуациям. Первокурсники получают «своего» тьютора на первом же собрании; им может стать любой студент факультета, но чаще всего это студенты второго курса. Хорошо помня, насколько это было важно им самим год назад, они помогают тем, кто только пришел в университет.

Другую концепцию реализует факультет бизнес-информатики ВШЭ. Здесь тьюторами по итогам конкурсного отбора становятся лучшие студенты. Их задача — помогать студентам прежде всего в учебе (в том числе и с помощью различных интернет-технологий). Такие тьюторы получают статус учебных ассистентов, их работа оплачивается. Каждый тьютор может оказывать помощь по ограниченному числу курсов, читающихся на факультете бизнес-информатики.

Судя по отзывам студентов, тьюторское сопровождение, предложенное факультетами экономики и бизнес-информатики, чрезвычайно востребовано.

Лаборатория «Развитие университетов» предлагает третью концепцию тьторской помощи. В основе ее лежит представление о преимущественно психологическом характере затруднений, которые испытывают студенты.

На мой взгляд, итоги эксперимента лаборатории должны помочь руководству университета решить: какая форма тьюторского сопровождения является наиболее эффективной и нужной и, соответственно, должна получить централизованную поддержку. Ведь есть и еще один взгляд на тьюторство, который, например, реализуется в магистерской программе Московского педагогического государственного университета (МПГУ) «Тьюторство в сфере образования»; под тьютором здесь понимается специалист, который помогает выстроить и сопровождает индивидуальную образовательную программу учащегося. Сейчас инициативная группа, куда входят эксперты Федерального института развития образования и МПГУ, разрабатывает проект профессионального стандарта по тьюторскому сопровождению.

 

Екатерина Рылько, специально для Новостной службы портала ВШЭ

Авторы текста: Абанкина Ирина Всеволодовна, Колпачников Вениамин Валентинович, Серова Александра Владимировна, Рылько Екатерина Дмитриевна, 11 апреля, 2012 г.

«Вышка» в Telegram