• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Программа конференции

17 апреля (ауд А-204)

9:30-10:00        Открытие конференции

Ажимов Феликс Евгеньевич, декан Факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ

Рахилина Екатерина Владимировна, руководитель Школы лингвистики Факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ

10:00-12:00     Русский язык в динамике: вариативность и пути развития

1

Летучий Александр Борисович  
(НИУ ВШЭ, Москва)

Свободу всем подчинённым! Русские конструкции с подчинённым элементом, нарушающим требования вершины

2

Пиперски Александр Чедович  
(Стокгольмский университет, Стокгольм, Швеция)

-ою и -ой в творительном падеже: статистические модели индивидуальной вариативности

3

Казкенова Аимгуль Каирбековна   (Университет Нархоз, Алматы, Казахстан), 

Рахилина Екатерина Владимировна (НИУ ВШЭ, Москва)

ЧЕРЕЗ в текстах казахско-русских билингвов: концептуализация инструмента

4

Леонтьева Анна Леонидовна
(НИУ ВШЭ, Москва)

Недолго засиделись в языке эти глаголы: глагол на за-...-ся + обстоятельство длительности в языке XIX - XXI в.

5

Чжоу Хайянь
(Пекинский университет, Пекин, КНР)

Явления прономинализации русских прилагательных (на примерах «известный»  и «определенный»)

12:00-12:20     Кофе-брейк

12:20-14:00     Усвоение русского языка в моноязычной и многоязычной среде (1)

1

Елисеева Марина Борисовна
(РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург)

Языковая интуиция или школьное правило: соотношение правописания и усвоения орфограммы одноязычными и двуязычными учащимися 1 и 2 классов

2

Арская Юлия Александровна
(ИГУ, Иркутск)

Трудности в употреблении русских аналитических форм с инфинитивом 

и конструкций с зависимым инфинитивом у носителей китайского языка

3

Канэко Юрико  (Университет иностранных языков г. Кобэ, Япония)

О Гипотезе о глагольных классификаторах в русском языке с точки зрения японского языка с системой именных классификаторов

4

Галактионова Лейла Нуралиевна  
(РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург)

Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова одноязычными  и двуязычными детьми (на материале эксперимента с учащимися 3 и классов)

5

Еливанова Мария Анатольевна  
(РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург)

К вопросу об освоении русскоязычной лексики англо-русскими детьми-билингвами

14:00-15:00     Обед

15:00-16:40     Современные подходы к преподаванию РКИ

1

Юань Мяосюй  
(Чжэцзянский университет, Ханчжоу, КНР)

Опосредованный литературный перевод как продукт межкультурного посредничества

2

Рыжаченков Иван Игоревич
(НИУ ВШЭ, Москва),

Салимгараева Камилла Ленаровна
(НИУ ВШЭ, Москва), 

Менухова Анна Евгеньевна  (Венецианский университет ЮАВ, Венеция, Италия)

Разработка учебных текстов для иностранных студентов А2-B1 на примере пособия "Как кошка с собакой"

3

Галимуллина Алина Ринатовна
(НИУ ВШЭ, Москва)

Новые формы обучения РКИ: текстовый квест-приключение

4

Олицкая Дарья Александровна 
(ТГУ, Томск), 

Тубалова Инна Витальевна 
(ТГУ, Томск), 

Нестеренко Валерия Витальевна 
(ТГУ, Томск), 

Шаманцова Ярослава Сергеевна 
(ТГУ, Томск)

Особенности когнитивной обработки субтеста «Чтение» ТРКИ-1 успешными  и неуспешными тестируемыми: экспериментальное исследование

5

Обухова Татьяна Михайловна
(МГУ, Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина,  Москва), 

Лапошина Антонина Николаевна  
(Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина, Москва)

Родной язык помогает? Связь родного языка студента с показателями качества письменных работ по русскому языку (начальный этап)

16:40-17:00     Кофе-брейк

17:00-18:30     Современные подходы к преподаванию РКИ

1

Сегизбаева Назгуль Капаровна 

(Кыргызский государственный университет  им. И. Арабаева, Бишкек, Кыргызстан)

Применение информационно-коммуникационных технологий в обучении методике русского языка студентов неязыковых факультетов

2

Волошина Светлана Владимировна
(ТГУ, Томск)

Томский фольклорный корпус: от идеи до реализации

3

Вардиц Владислава  
(Кельнский университет, Кельн, Германия), 

Макарова Вероника Анатольевна  
(Саскачеванский университет, Саскатун, Канада)

Grammar restructuring in heritage Russian across diasporic contexts 

4

Маркасова Елена Валерьевна  
(Пекинский университет, Пекин, КНР)

В каком порядке изучать глаголы в курсе «РКИ с нуля»?

5

Макарова Полина Сергеевна
(НИУ ВШЭ, Москва), 

Леонтьева Анна Леонидовна
(НИУ ВШЭ, Москва), 

Шнитке Екатерина Леонидовна
(НИУ ВШЭ, Москва), 

Ли Юньцин (НИУ ВШЭ, Москва), 

Дуань Яци (НИУ ВШЭ, Москва)

Грамматика РКИ в аутентичных играх

6

Веселовская Татьяна Сергеевна (Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина, Москва)

Отбор культурно-маркированных единиц при обучении РКИ: проблемы и перспективы

18 апреля (ауд А-204)

10:00-11:40    Русский язык через призму экспериментальных и корпусных данных

1

Апресян Валентина Юрьевна  
(Назарбаев Университет, Астана, Казахстан)

Предлоги о и про: семантика и сочетаемость 

2

Иванкова Ксения Сергеевна
(ТГУ, Томск)

Влияние типа валентности вербального стимула и его референтной соотнесенности на его обработку

3

Грабовская Мария Андреевна
(НИУ ВШЭ, Москва), 

Слюсарь Наталия Анатольевна
(НИУ ВШЭ, Москва), 

Выренкова Анастасия Сергеевна
(НИУ ВШЭ, Москва)

Становление глагольной морфологии в русском как иностранном: корпусное исследование

4

Кашлева Ксения Константиновна
(НИУ ВШЭ, Москва), 

Слюсарь Наталия Анатольевна
(НИУ ВШЭ, Москва)

Освоение местоимений в L2 русском: конструкции с дательным падежом

5

Родионова Ксения Евгеньевна  
(Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина, Москва)

Какие факторы влияют на удовлетворенность студентов синхронным онлайн-обучением? Результаты статистического исследования на материале обучения русскому языку как иностранному

11:40-12:00     Кофе-брейк

12:00-13:20     Усвоение русского языка в моноязычной и многоязычной среде (2)

1

Ахапкина Яна Эмильевна
(НИУ ВШЭ, Москва)

Русские неканонические написания у детей-билингвов, детей-монолингвов  и у наивных авторов на фоне текстов прошлого

2

Тьосса Ксения Антоновна  
(РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург)

Возможности Макартуровских опросников для анализа речи ребенка-билингва

3

Введенская Наталия Михайловна  
(ИЛИ РАН, СПбГУ, Санкт-Петербург)

Не только аграмматизмы: особенности устных рассказов детей-инофонов

4

Трифонова Татьяна Александровна  
(РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург)

К вопросу о метаязыковой деятельности многоязычных детей

 

Cюэ Жаньжань  
(Чжэцзянский университет, Ханчжоу, КНР)

Типы и закономерности лексических ошибок китайских изучающих русский язык на начальном этапе обучения

13:20-14:00    Кофе-брейк

14:00-17:00    Круглый стол "Цифровые среды и технологии искусственного интеллекта для русского языка и языков России"

  • Тубалова Инна Витальевна (декан филологического факультета Томского государственного университета)
  • Лебедева Мария Юрьевна (руководитель образовательного направления портала Грамота.ру)
  • Лушников Павел Юрьевич  (заместитель директора по цифровизации ФГБУ РГБ)
  • Мороз Георгий Алексеевич (руководитель Международной лаборатории языковой конвергенции НИУ ВШЭ)
  • Слюсарь Наталия Анатольевна (профессор школы лингвистики НИУ ВШЭ, ведущий научный сотрудник Центра языка и мозга НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге)