• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

О проекте «Школа для жизни»

Более двадцати лет Высшая школа экономики сотрудничает с общеобразовательными школами. Университет рассматривает эту работу как свою социальную миссию. В 2015 году начался новый виток сотрудничества: Вышка предлагает школам, которые хотят улучшить свои образовательные результаты, работать по программам распределенного лицея ВШЭ, стать нашей базовой школой или получить статус школы-партнера.

«Школа для жизни» — это проект, в котором мы рассказываем о лучших школах России — тех, которые стабильно занимают лидирующие позиции в региональных и федеральных рейтингах, и тех, которые демонстрируют рост образовательных результатов.

Вы узнаете о традициях этих школ, об особенностях их повседневной работы, об их учениках, о методиках, которые используют их учителя, о принципах управления, которыми руководствуются их директора. И, конечно, услышите отзывы выпускников, ставших студентами университета.

Одна из школ-партнеров ВШЭ в Московской области — Гимназия города Раменское, сотрудничающая с университетом с середины 1990-х годов. Она присутствует в федеральном рейтинге «топ-500» и занимает в региональных рейтингах стабильно высокие позиции. Только за последние четыре года на разные образовательные программы Вышки поступили 26 ее выпускников.

Просто гимназия

Гимназия была создана в 1993 году на базе школы № 7. Сейчас у нее нет номера, хотя это не единственная гимназия в городе. Полтора года назад она переехала в новое четырехэтажное здание, напоминающее секции гармошки или, как говорили строители, «пять зубов», в строящемся микрорайоне, в пятнадцати минутах ходьбы от железнодорожной платформы «Фабричная». Вокруг — каркасы новостроек и недавно сданные дома. Поднявшись на крыльцо с колоннами и пройдя через турникеты, попадаешь в огромный залитый солнечным светом атриум высотой в два этажа, любимое место для флэш-мобов, занятий ритмикой и просто тусовок. Здесь же висят стенды с перечнем достижений: «Наши медалисты» (почти за сорок лет работы медалистов чуть больше ста, в окрестных сельских школах их куда больше) и «Гимназия гордится Вами!» с портретами ныне преуспевающих учеников.

Профили

Первый профильный класс — физико-математический — в школе № 7 был открыт в 1987 году, наладить преподавание профильных предметов помогала базовая кафедра МГТУ имени Н. Э. Баумана на одном из местных предприятий. Затем стали развивать и другие профили. В последние двадцать лет стабильно сохраняются четыре: физико-математический, медико-биологический, социально-экономический и гуманитарный. Ключевыми вузами-партнерами, помимо Бауманки, остаются МФТИ, «Первый мед» и ВШЭ — те, где, по мнению директора гимназии Ольги Германовны Макаровой, налажена системная работа со школьниками. Сама директор — по образованию химик, выпускница Нижегородского государственного университета, в Московскую область приехала по распределению в конструкторское бюро. Работать учителем химии начала, когда в школу пошла дочь.

Дети из биолого-медицинского класса проходят ознакомительную практику в местной больнице, из физико-математического — на авиационном предприятии

Искать свой профессиональный путь гимназисты начинают в 5-м классе, когда в программе появляются курсы по выбору сверх обязательной программы. Можно полгода позаниматься, например, биологией, а потом перейти на географию. Выбор профиля происходит в 8-м классе — на два года раньше, чем положено по стандартам, хотя возможность изменить траекторию сохраняется. «В 9-м классе я перешла из медико-биологического класса в социально-экономический, — рассказывает 11-классница Юля Смагина. — Оказалось, что очень боюсь крови, поэтому врачом стать не смогу. Пришлось много заниматься математикой и английским, чтобы наверстать программу».

Математика, спорт и практика

Когда школа официально получила статус гимназии, встал вопрос о существовании начальной ступени — ведь в гимназию обычно принимают по конкурсу с 5-го класса. Однако ее решили сохранить. «Многое, что нам представляется ценным в развитии ребенка, — добросовестное и ответственное отношение к своему делу, умение систематически трудиться — формируется в начальной школе, — считает Ольга Германовна. — Точно так же с начальной школы мы вовлекаем родителей в образовательный процесс, делаем их своими союзниками в развитии детей».

В программе гимназии есть несколько обязательных элементов.

Во-первых, математика повышенной сложности, приводящая, как известно, ум в порядок вне зависимости от выбранного профиля.

Во-вторых, занятия спортом, для которых используются еще и ресурсы муниципалитета — огромный спортивный дворец через дорогу. По спортивным достижениям гимназия традиционно занимает лидирующие позиции в районе.

В-третьих, взаимодействие с внешней средой. Имеются в виду не только московские вузы, откуда в гимназию время от времени ездят преподаватели. Дети из биолого-медицинского класса проходят ознакомительную практику в местной больнице, из физико-математического — на авиационном предприятии. Экономистам сложнее — финансовые учреждения к школьникам относятся скептически, но здесь вопросы решаются с помощью работающих там родителей.

Чтобы дети не замыкались в границах маленького города, учителя ездят с ними в другие регионы и, если позволяют родительские возможности, в другие страны. Радиус выездов и разнообразие программ с каждым годом увеличивается — от Абхазии до дальнего зарубежья, от языковых курсов до летних профильных школ и лагерей.

Кабинет английского

К белой доске примагничен ирландский талисман-сувенир — рыжебородый лепрекон с мешком золота, приносящий удачу, под потолком — карандашный портрет принцессы Дианы. Это подарки учеников хозяйке кабинета — учителю английского языка Людмиле Владимировне Гусевой, их привозят из путешествий или делают сами. Людмила Владимировна отодвигает дверцу шкафа и показывает спрятанную там другую картину: «Статуя свободы с моим лицом. Дружеский шарж. Дети нарисовали».

В 1990-е годы, выиграв конкурс, Людмила Владимировна стажировалась в Штатах, в Делаверском университете, а сейчас повышает квалификацию дистанционно — несмотря на 40-летний стаж и звание Заслуженного учителя РФ, «чуть ли не каждый день» участвует в вебинарах, которые проводят для учителей издательства, от «Просвещения» до Oxford University Press. В коллекции методических материалов особое место занимают разработки московских вузов — на стеллажах вдоль стены расставлены пронумерованные папки с надписями «ВШЭ. Тестирование», «ГУУ. Подготовительные тесты».

«Я сама человек соревновательный, и этот дух соревнований стараюсь передать детям, — рассказывает она. — Мы участвуем во всех олимпиадах по английскому, которые только можем найти, — и в российских, и в международных, по Интернету. Пусть вначале будет низкий результат, но если в следующий раз хотя бы на три балла выше, это шаг к успеху».

Концентрация интеллекта

В штатном расписании гимназии есть должность тьютора — так называют сотрудника, ответственного за участие детей в различных олимпиадах, конкурсах и конференциях. Тьютор Татьяна Ивановна Сергеенкова, в прошлом завуч гимназии, а ныне по совместительству еще и районный методист по работе с одаренными детьми, считает Раменский район местом концентрации интеллекта — с советских времен тут работают авиационные предприятия, а у родителей-инженеров и дети, как правило, способные. Межшкольные состязания для детей с 1 по 11 класс в районе Татьяна Ивановна проводит постоянно, и каждая из 60 школ района считает за честь выставить команду юных математиков, физиков, химиков и далее по списку.

Об отличиях гимназии от других школ одна девочка сказала: «У нас ученики более воспитанные. Там на стенах рисуют, а у нас не рисуют!»

Также она отвечает за организацию школьного и районного тура «Всероса» (в 2015 году на федеральном этапе от гимназии было 3 призера и 1 победитель), а вот об участии в вузовских олимпиадах не заботится. Ведь привыкшие с начальной школы к всевозможным состязаниям ученики сами найдут в Интернете нужные олимпиады, дойдут до очного тура, а потом еще и в вуз по его результатам поступят — таких примеров немало. Из нынешних учеников 11-го социально-экономического класса в олимпиаде «Высшая проба» участвовали практически все.

Рядом с учительской вывешены поздравления победителям предметных олимпиад текущего года. В верхней части листа — поздравление ученика с победой, в нижней — благодарность учителю за подготовку победителя. В одном из поздравлений — победителю регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по китайскому языку десятикласснице Марии Дементьевой — про учителя нет ни слова, благодарность объявляется самой Марии «за креативность, стремление к самообразованию, настойчивость в достижении цели». Причина в том, что учителя-китаиста в гимназии нет, и Маша изучает язык самостоятельно, хотя семья с Китаем никак не связана. Девушка собирается поступать на востоковедение в МГУ, МГИМО или ВШЭ.

Спрашиваю ребят из 11-го класса социально-экономического профиля, в какие вузы хотели бы поступить и рассматривают ли Вышку в качестве альтернативы. «Мы все хотели бы поступить в Вышку, — юноша с галстуком-бабочкой выражает общее мнение, — но, сами понимаете, все зависит от результатов ЕГЭ». Те, кто рассчитывает на высокие баллы или победу на олимпиаде, называют также МГУ, Финансовый университет, Юридическую академию, отдельным пунктом — «совбак» (программа совместного бакалавриата ВШЭ и РЭШ).

Вызов

В новом здании гимназии учителя и дети стали обладателями самой современной инфраструктуры — созданы комфортные условия для занятий чем угодно вплоть до робототехники. После долгих лет в изношенном здании со второй сменой наконец-то удалось создать, по выражению директора, «естественную для ребенка образовательную среду». Если попросить детей охарактеризовать гимназию, они помимо «самой лучшей» и «самой любимой», не сговариваясь, называют ее «самой просторной». Об отличиях гимназии от других школ одна девочка сказала: «У нас ученики более воспитанные. Там на стенах рисуют, а у нас не рисуют!»

Переезд повлек за собой и другие изменения. Оказавшись единственной школой в микрорайоне, гимназия стала общедоступной — сюда принимают всех детей, живущих микрорайоне. И хотя, как обычно при большом наборе, первоклассников уже после зачисления распределяют по результатам тестирования между двумя общеобразовательными и двумя гимназическими классами, им предстоит учиться в одной среде. И учебу, и то, что называется воспитательным процессом, учителя теперь должны организовать иначе, чтобы комфортно было всем — и тем, кто одарен и мотивирован, и тем, кто отстает от сверстников и потому требует особого подхода.

Готовых ответов на вопрос об изменениях, необходимость которых станет особенно острой, когда нынешние первоклассники и второклассники придут в основную и тем более старшую школу, в гимназии пока нет. «Мы готовы работать с любыми детьми, делая для их развития максимум возможного, — говорит Ольга Макарова. — Но мы понимаем, что определенные пределы есть у каждого ребенка, что среди наших учеников теперь оказываются и те, кому не под силу даже обычная школьная программа, а у нас нет традиции пошагового сопровождения таких детей. Если их будет не больше половины, мы справимся и сохраним свои позиции, в противном случае велики риски. Для коллектива гимназии за все годы работы это самый сложный вызов».