• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Диссертации, представленные на защиту и подготовленные в НИУ ВШЭ


Введите первые несколько букв фамилии

Введите первые несколько букв фамилии

Показаны работы: 1 — 4 из 4

Сортировка:   по дате защиты   по имени соискателя   по имени научного руководителя   

Роль экспрессивных и импрессивных вокализаций в самовыражении и самоисследовании Кандидатская диссертация Ученая степень НИУ ВШЭ

Соискатель:Зирко Алена Владиславовна
Руководитель:Орлов Александр Борисович
Дата защиты:17.02.2020

Исследование посвящено изучению роли экспрессивных и импрессивных вокализаций (неречевых голосовых проявлений) в самовыражении и самоисследовании человека. В работе предлагается авторская модель типов вокализаций в самовыражении и самоисследовании человека. По результатам эмпирического исследования в условиях безоценочного принятия (группа экспрессии) вокализации оказались более аутентичными по сравнению с вокализациями участников, оказавшихся в условиях оценки (группа импрессии) (p = 0.001). В группе экспрессии удовлетворенность участников была выше, чем в группе импрессии (p = 0.001). При условии принятия большая часть вокализаций попала в эмпирические кластеры «Аутентичность» и «Экспрессивность» (64.3% и 74% соответственно)В группе импрессии оказалась значительная часть вокализаций из кластера «Импрессивность» (63.3). Вокализации из кластера «Неаутентичность» распределились между группами в соотношении 42% и 58%. В начале исследования участники обеих групп чувствовали себя скованно. Ближе к концу цикла встреч участники, находившиеся в условиях оценки, почувствовали большую уверенность ив определенной степени развили у себя навыки эмоционального самопредъявления. Участники, находившиеся в условиях безоценочного принятия, говорили об ощущении своей внутренней силы и свободы, соприкосновении с собственной внутренней сущностью.

Дисс. совет:Совет по психологии
Ключевые слова:аутентичность, вокализации, вокалотерапия, импрессивность, неаутентичность, самовыражение, самоисследование, экспрессивность
Диссертация [*.pdf, 1.69 Mb] (дата размещения 9.12.2019)
Резюме [*.pdf, 289.57 Kb] (дата размещения 9.12.2019)
Summary [*.pdf, 167.48 Kb] (дата размещения 9.12.2019)

Интент-анализ психотерапевтической речи Кандидатская диссертация

Соискатель:Кириллова Елена Игоревна
Руководитель:Орлов Александр Борисович
Оппоненты:Ушакова Татьяна Николаевна, Снегирева Татьяна Васильевна
Дата защиты:30.03.2010

Психологическое консультирование и психотерапия прочно входят в практику работы отечественных психологов. Растет спрос на профессиональную психологическую помощь. В настоящее время психологи обладают разнообразными профессиональными компетенциями. В их арсенал входят психологические знания, коммуникативные навыки работы с людьми, психодиагностические методики и тесты, консультационные и психотерапевтические методы работы. В работе практических психологов речь играет первостепенную роль. Она образует ту основу, на которой складываются умения построить взаимоотношения и вести диалог с человеком, обратившимся за помощью. Вопросам изучения речевого психотерапевтического взаимодействия  было уделено немало внимания в современных исследованиях. Вместе с тем, интенциональному составу речи психотерапевта должного внимания не уделялось. Актуальность диссертации заключается в осмыслении речевой психотерапевтической деятельности с позиций общей психологии, в учете общепсихологических закономерностей функционирования речи в психотерапевтической практике, что представляется необходимым и важным в свете интенсивно развивающейся отечественной психотерапии. Целью исследования является изучение психотерапевтической речи методом интент-анализа.Объект исследования: профессиональная речь психотерапевта. Предметом исследования является интенциональный состав психотерапевтической речи и его изменение в процессе профессионального становления психотерапевта (на материале стенограмм психотерапевтических сессий К. Роджерса).

Специальность:19.00.01 Общая психология, психология личности, история психологии
Дисс. совет:Д 212.048.03 - Совет по психологическим наукам
Ключевые слова:интент-анализ
Автореферат [*.pdf, 387.97 Kb]

Психологические механизмы генезиса и коррекции страхов (на материале старшего дошкольного возраста) Кандидатская диссертация

Соискатель:Орлова Любовь Владимировна
Руководитель:Орлов Александр Борисович
Оппоненты:Овчинникова Юлия Германовна, Вачков Игорь Викторович
Дата защиты:15.12.2009

Исследования, посвященные психологическим методам и средствам работы с внушенными страхами, достаточно малочисленны и в своей основной массе имеют не столько исследовательскую, сколько практическую направленность. Существует дефицит теоретико-практических исследований, направленных на изучение психологических механизмов генезиса и коррекции внушенных страхов, а также на сопоставление различных психотерапевтических средств работы с внушенными страхами. Рассмотрение суггестии и контрсуггестии как психологических механизмов генезиса и коррекции внушенных страхов, является актуальным и перспективным исследованием в контексте современной практической психологии. Недостаточная разработанность данной области исследования на теоретическом и методическом уровнях обусловила проблему данной работы: на основе анализа психологических механизмов генезиса и коррекции страхов определить наиболее адекватный метод психокоррекционной работы с внушенными страхами детей старшего дошкольного возраста (игровые или арт-терапевтические упражнения). Целью исследования является сопоставление контрсуггестивного влияния игровых и арт-терапевтических упражнений на страхи детей старшего дошкольного возраста. Объект исследования – внушенные страхи. Предметом исследования является контрсуггестивное влияние игровых и арт-терапевтических упражнений на внушенные страхи и тревожность у детей дошкольного возраста.

Специальность:19.00.01 Общая психология, психология личности, история психологии
Дисс. совет:Д 212.048.03 - Совет по психологическим наукам
Ключевые слова:страх
Автореферат [*.pdf, 396.58 Kb]

Онтологическое и персоналистическое направления в экзистенциальной психологии: сравнительный анализ Кандидатская диссертация

Соискатель:Шумский Владимир Борисович
Руководитель:Орлов Александр Борисович
Оппоненты:Порус Владимир Натанович, Братусь Борис Сергеевич
Дата защиты:22.04.2008

В начале XXI столетия экзистенциальная психология получает все более и более широкое распространение в России. Ситуация перехода от советской системы к западному пути развития вызвала у большинства людей огромные социальные и идеологические потрясения, связанные с лишением чувства принадлежности к могучему государству, потерей консолидирующей и возвышающей общественной идеи, девальвацией нравственных ценностей и т.д. Круг внимания экзистенциальной психологии как раз и составляет проблематика человека, поставленного перед необходимостью самостоятельно, в смятении и сомнениях, определять свою идентичность и ценности, ради которых он живет. Объектом исследования выступают труды представителей различных направлений западноевропейской и североамериканской экзистенциальной психологии. Цель исследования - выявление существенных дифференциаций и конкретизаций, которые происходят в предметной области экзистенциальной психологии и объяснение их влияния на развитие психологических теорий и психотерапевтической практики. Предмет исследования – представленные в авторских текстах теоретические концепции экзистенциальной психологии и методология практики экзистенциальной психотерапии.

Специальность:19.00.01 Общая психология, психология личности, история психологии
Дисс. совет:Д 212.048.03 - Совет по психологическим наукам
Ключевые слова:экзистенциальная психология
Автореферат [*.pdf, 313.17 Kb]