• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Диссертации, представленные на защиту и подготовленные в НИУ ВШЭ

Сортировка:по дате защитыпо имени научного руководителяпо имени соискателя

Показаны работы: 1 - 8 из 8

Население муниципального образования в системе муниципальной публичной власти: организационно-правовые аспектыКандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ

Соискатель:
Панов Дмитрий Сергеевич
Дисс. совет:
Совет по праву
Дата защиты:
12/20/2023
Диссертационное исследование посвящено проблеме правового регулирования муниципальной власти в Российской Федерации и статуса населения муниципального образования. Автор на комплексной основе анализирует современные тенденции по регламентации институтов публичной власти с точки зрения реализации демократического потенциала местного самоуправления. Рассматриваются теоретико-правовые аспекты муниципальной власти как уровня власти публичной и как института местного самоуправления. Создаются теоретические основы для формирования системы принципов осуществления населением муниципальной власти. На основе недостатков, выявленных в существующих механизмах осуществления населением своей власти, сформированы концептуальные предложения по информатизации данной сферы общественных отношений.
Диссертация [*.pdf, 1.56 Мб] (дата размещения 10/20/2023)
Резюме [*.pdf, 574.27 Кб] (дата размещения 10/20/2023)
Summary [*.pdf, 480.99 Кб] (дата размещения 10/20/2023)

Институт консультативной демократии в механизме местного самоуправления (на примере городских территорий)Кандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ

Соискатель:
Фурсов Андрей Андреевич
Дисс. совет:
Совет по праву
Дата защиты:
6/21/2022
Диссертация посвящена исследованию правовых основ функционирования института консультативной демократии на городских территориях. В рамках исследования проанализированы теоретические основы развития муниципальной демократии, включая её делиберативную и партисипативную модели. Показано, что механизм местного самоуправления включает в себя различные институты муниципальной демократии наравне с профессиональной управленческой деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления. Одним из ключевых в механизме местного самоуправления становится институт консультативной демократии. В диссертации выявлены формы муниципальной консультативной демократии, показаны предпосылки их возникновения, в том числе с опорой на авторскую классификацию прав граждан в сфере местного самоуправления.На современном этапе развития Российской Федерации городские территории стали ключевыми центрами социально-экономической активности населения, которые обладают собственной спецификой. В работе рассмотрены особенности городских территорий, отличающие их от других видов муниципальных образований и обуславливающие реализацию муниципальной консультативной демократии. Разработаны модели функционирования муниципальной демократии в зависимости от масштаба городской территории. Отмечается, что в действующем законодательстве не дифференцируются формы муниципальной демократии в зависимости от типа муниципального образования; в самих муниципальных образованиях не существует единого подхода к правовому регулированию форм консультативной демократии. Показана тенденция развития форм электронной демократии в муниципальных образованиях.На основе анализа федерального и регионального законодательства, правовых актов муниципальных образований выявлено, что из числа традиционных форм муниципальной консультативной демократии наиболее часто реализуются публичные слушания. Появление новых форм соучастия граждан в решении вопросов развития городской среды вызвано переосмыслением роли городских территорий в развитии страны; эффект от такого соучастия выходит за рамки проблем благоустройства и способствует реализации целого ряда прав граждан и развитию городских территорий.
Диссертация [*.pdf, 1.59 Мб] (дата размещения 4/20/2022)
Резюме [*.pdf, 256.21 Кб] (дата размещения 4/20/2022)
Summary [*.pdf, 248.76 Кб] (дата размещения 4/20/2022)

Пропорциональная избирательная система в механизме муниципальных выборовКандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ

Соискатель:
Дементьев Владислав Александрович
Дисс. совет:
Совет по праву
Дата защиты:
4/28/2021
Диссертация посвящена исследованию теоретических и практических проблем применения пропорциональной избирательной системы на муниципальных выборах. В рамках исследования проанализированы понятие и сущность пропорциональной избирательной системы, вопросы ее становления и развития в качестве способа формирования органов публичной власти, конституционно-правовые основы и организационно-правовой механизм ее применения на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований. В результате изучения научных подходов к классификации избирательных систем выявлены основные черты и предложена классификация принципов пропорциональной избирательной системы. Исследована сложившаяся в Российской Федерации практика использования пропорциональной избирательной системы, предложена периодизация этапов применения указанной избирательной системы на муниципальных выборах. Отмечается, что применение пропорциональной избирательной системы на муниципальных выборах способствует устранению наиболее ярких политических диспропорций, связанных с потерей голосов избирателей при использовании мажоритарной системы относительного большинства.На основе анализа доктринальных источников и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации обосновывается, что двойственность природы местного самоуправления не препятствует использованию на муниципальных выборах пропорциональной избирательной системы, как в качестве самостоятельного вида избирательной системы, так и в качестве элемента смешанной избирательной системы.Отдельно рассмотрены вопросы участия в муниципальных выборах некоторых категорий избирательных объединений и, главным образом, местных отделений политических партий, не зарегистрированных в качестве юридического лица, а также обеспечения корректного представительства интересов различных групп населения и адаптации пропорциональной избирательной системы для применения на муниципальном уровне.Проведен практический анализ влияния методики распределения мандатов на результаты выборов, на основе которого сделан вывод о том, что в условиях распределения небольшого числа депутатских мандатов выбор методики может оказать существенное влияние на характер их распределения, предоставив необоснованные реальным результатом голосования преимущества тем или иным участникам выборов.Также исследованы отдельные способы повышения степени легитимности муниципальных выборов, проводимых по пропорциональной избирательной системе.
Диссертация [*.pdf, 1.00 Мб] (дата размещения 2/26/2021)
Резюме [*.pdf, 232.31 Кб] (дата размещения 2/26/2021)
Summary [*.pdf, 61.14 Кб] (дата размещения 2/26/2021)

Влияние глав субъектов Российской Федерации на эволюцию институтов региональной и местной властиКандидатская диссертация

Соискатель:
Кононенко Павел Борисович
Оппоненты:
Авдонин Владимир Сергеевич, Панов Петр Вячеславович
Дисс. совет:
Д 212.048.08 - Совет по политическим наукам
Дата защиты:
1/29/2018
В рамках диссертации предлагается новый подход к изучению процесса трансформации наиболее важных формальных институтов субнациональной политики России – рассмотрение процессов трансформации формальных институтов регионального и муниципального уровней как разных аспектов одного политического процесса – последовательной борьбы губернаторов за максимизацию собственной власти в контексте консолидации политического режима РФ. Разработана модель субнационального политического процесса, позволяющая описывать эволюцию формальных институтов как регионального, так и муниципального уровня в рамках единой аналитической схемы. Анализируется, как региональная исполнительная власть влияла на процесс конституционного строительства в субъектах Российской Федерации в 1990-е годы, на дальнейший процесс конституционного развития и использовала общефедеральную реформу местного самоуправления для консолидации региональных политических режимов в 2000-е и 2010-е годы. Впервые вводятся в научный оборот тексты всех региональных конституций субъектов РФ в пяти редакциях. Эмпирически, с помощью методики Шугарта и Кэри, определено направление эволюции конституционного дизайна в российских регионах в 2000-е и 2010-е годы; при помощи т-тестов выявлена степень универсальности выявленных тенденций эволюции регионального конституционного дизайна в 2000-е и 2010-е годы. Впервые введена в научный оборот база данных по избираемым и назначаемым мэрам региональных столиц 79 субъектов РФ за период 2003-2015 гг. Проанализирован ход реформы системы местного самоуправления в РФ и особенности ее реализации в столицах субъектов РФ в 2003-2015 гг. Эмпирически, с помощью логистической регрессии, выявлены и проанализированы стимулы глав субъектов РФ в выборе определенной модели местного самоуправления в региональных столицах; с помощью пропорциональной регрессии Кокса, а также регрессии Вейбулла, выявлены и проанализированы факторы, влиявшие на время осуществления реформы местного самоуправления в региональных столицах. Проанализировано развитие стратегии максимизации власти глав российских регионов в контексте эволюции политического режима РФ, а также определены и проанализированы роль и влияние региональной исполнительной власти на процесс трансформации системы формальных политических институтов на региональном и местном уровнях.

Объявление о защите (дата размещения 28.11.2017):
защита диссертации состоится 29 января 2018 г. в 15:00 по адресу: г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20, ауд. 309.
Диссертация [*.pdf, 2.64 Мб] (дата размещения 11/21/2017)
Автореферат [*.pdf, 458.29 Кб] (дата размещения 11/28/2017)

Оспаривание решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и  муниципальных служащих в гражданском процессе   Кандидатская диссертация

Руководитель:
Поляков Игорь Николаевич
Оппоненты:
Остроумов Андрей Александрович, Скитович Виктор Викторович
Дата защиты:
12/26/2011
На протяжении длительного времени в нашей стране господствовала  командно-административная система, что  привело не только к росту государственного аппа­рата, но и к формированию в сознании большинства граждан мнения о бесполезности противодействия чиновничьему произ­волу, в том числе посредством обращения в суд. С момента распада СССР и образования Российской Федерации начался новый этап в развитии законодательства о защите прав и законных интересов граждан, организаций от органов власти.  Ст. 1 Конституции РФ объявляет РФ демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. В условиях построения правового государства в РФ особую важность приобретает проблема защиты нарушенных или оспоренных прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций, прежде всего, от возможных нарушений со стороны органов власти и их должностных лиц. На сегодня их защита от посягательств со стороны представителей различных властных структур в форме превышения полномочий, злоупотреблений служебным положением и т.п. стали сферой судебных гарантий.За последние десятилетия правовое регулирование в области обеспечения судебных механизмов защиты прав и свобод человека от неправомерных решений,  действий (бездействия) органов власти и их должностных лиц претерпело ряд существенных изменений. В частности, речь идет о выделении в ч. 2 ст. 118 Конституции РФ административного судопроизводства в качестве самостоятельного наряду с конституционным, гражданским и уголовным видами судопроизводств; законодательной работе по подготовке проектов Федерального конституционного закона «О федеральных административных судах в Российской Федерации», Кодекса административного судопроизводства; расширении в ГПК РФ компетенции суда в части возможности разрешения дел, связанных с защитой прав и законных интересов граждан и иных субъектов в случае их нарушения действиями и решениями различных органов, обладающих властными полномочиями; устойчивой тенденции роста количества рассматриваемых судами дел, возникающих из публичных правоотношений, и, как следствие, перегруженности судей, затягиванию процессов и т.д.В настоящее время в юридической доктрине не определены содержание и пределы административного судопроизводства, которое сегодня реализуется мировыми судьями, иными судами общей юрисдикции и арбитражными судами; отсутствует единый концептуальный подход решения проблемы административной юстиции и общетеоретическая модель спора, возникающего между гражданами, организациями и органами власти. Перед правовой наукой стоят актуальные задачи разработки концепции административного судопроизводства и определения предмета его правового регулирования, совершенствования законодательного регулирования дел, возникающих из публичных правоотношений, в том числе дел об обжаловании решений квалификационных коллегий судей, необходимости принятия отдельного процессуального акта – Кодекса административного судопроизводства, целесообразности проведения специализации судов и повышения квалификации судей по делам, возникающим из публичных правоотношений. Целью исследования является определение перспектив развития процессуального законодательства в области оспаривания решений, действий (бездействия) органов власти, а также разработка предложений по совершенствованию норм, регулирующих судебный порядок разрешения судами общей юрисдикции данной категории дел.
Автореферат [*.pdf, 234.80 Кб]

Обеспечение конституционного права граждан на жилище органами местного самоуправленияКандидатская диссертация

Соискатель:
Бадулина Екатерина Владимировна
Оппоненты:
Тимофеев Николай Семенович, Карабасов Сергей Юрьевич
Дисс. совет:
Д 212.048.04 - Совет по юридическим наукам
Дата защиты:
4/12/2011
Научная новизна  исследования состоит в раскрытии природы и  содержания муниципально-правового механизма обеспечения права на жилище. Муниципальные образования, призванные решать вопросы местного значения, связанные  с обеспечением жизнедеятельности населения, должны особое внимание уделять созданию необходимых условий для реализации социально-экономических прав, включая и право граждан на жилище. Диссертантом разработано понятие муниципально-правового механизма обеспечения права на жилище, под которым понимается совокупность взаимосвязанных организационно-правовых, финансово-экономических, информационных и контрольных институтов и форм муниципальной деятельности, с помощью которых органы муниципальных образований решают свои задачи в жилищной сфере.  Анализируя общую систему гарантий права человека и гражданина  на жилище, диссертант выявил особенности и показал роль муниципальных гарантий в общей системе гарантий обеспечения права на жилище. Диссертантом был исследован ряд проблем, возникающих в процессе обеспечения органами местного самоуправления жилищных прав граждан. Диссертант рассмотрел, в частности, проблему наличия у муниципальных образований иных указанных в законе жилищных фондов, помимо жилищного фонда социального использования;  проблему обеспечения органами местного самоуправления жилыми помещениями молодых семей, ученых, молодых специалистов, работников бюджетной сферы и др.; проблему регулирования органами местного самоуправления тарифов на услуги организаций коммунального комплекса и др. В работе сделан вывод о необходимости комплексного планирования в жилищной сфере с охватом всех основных направлений реформирования и развития жилищного и коммунального хозяйства. Автор  обосновывает также целесообразность внедрения в практику муниципального правотворчества муниципальных административных регламентов  строго и точно определяющих действия органов и должностных лиц местного самоуправления (с установлением нормативов времени) в сфере жилищных отношений. Автором обоснован вывод, что участие органов местного самоуправления в обеспечении жилищных прав граждан, являясь предметом муниципальной деятельности,  должно быть более полно отражено в предметах ведения и полномочиях органов местного самоуправления, установленных Федеральным законом от 6 октября 2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Целью работы является комплексное правовое исследование муниципально-правового механизма обеспечения права на жилище, выявление и обобщение позитивного муниципального опыта работы в сфере обеспечения права на жилище, а также недостатков правового регулирования муниципальных отношений в данной сфере и выработка на основе проведенного анализа предложений по совершенствованию правового регулирования вопросов ведения и полномочий местного самоуправления в жилищной сфере.
Автореферат [*.pdf, 224.07 Кб]

Полномочия органов самоуправления в сфере имущественных отношенийКандидатская диссертация

Соискатель:
Олефиренко Наталья Петровна
Оппоненты:
Постовой Н.В., Наумов Владимир Иванович
Дисс. совет:
Д 212.048.04 - Совет по юридическим наукам
Дата защиты:
9/29/2009
Основной целью деятельности орга-нов местного самоуправления является непосредственное обеспечение жизне-деятельности населения муниципального образования (т.е. решение вопросов местного значения). В распоряжение муниципальных образований передаются финансовые и материальные ресурсы, за счет которых местные органы власти организуют на территории муниципальных образований предоставление насе-лению коммунальных, социальных, образовательных, медицинских и иных услуг. Объектом диссертационного исследования являются общественные от-ношения, складывающиеся в процессе осуществления органами местного само-управления полномочий в сфере имущественных отношений. Предмет исследования составляют правовые нормы конституционного, муниципального и смежных отраслей права, регулирующие деятельность органов местного самоуправления по управлению муниципальной собственностью в целях решения вопросов местного значения. Целью диссертационного исследования является осуществление комплексного анализа теоретических и практических проблем правового регулирования полномочий органов местного самоуправления в сфере имущественных отношений и разработка рекомендаций для совершенствования законодательства по вопросам управления муниципальным имуществом и практики его применения.
Автореферат [*.pdf, 297.21 Кб]

Обращения граждан в органы государственной власти и местного самоуправления как форма гражданского участияКандидатская диссертация

Соискатель:
Подъячев Кирилл Викторович
Руководитель:
Халий Ирина Альбертовна
Оппоненты:
Водолазов Григорий Григорьевич, Михайленок Олег Михайлович
Дата защиты:
10/31/2007
Обращения граждан в органы государственной власти издревле служили важнейшим механизмом «обратной связи», необходимой государству; и в этом качестве они будут необходимы, доколе государство существует. Однако роль их, как средства влияния гражданского общества на саму публичную власть, не вполне ещё осмыслена. И, как представляется, осмысление этой роли и пересмотр подхода к институту обращений граждан может быть значимой составляющей изучения процесса взаимодействия и взаимовлияния государства и общества, политической системы и объединённых в неполитическом сообществе индивидов. В России наблюдает-ся дефицит доверия населения к власти. Причины этого состоят прежде всего в неэф-фективности и чрезмерной закрытости властной системы, т.е. в том, что граждане час-то не могут получить от государства своевременную и качественную защиту, и при этом никак не могут воздействовать на проводимую государством политику.  Одновременно государство сталкивается с отсутствием эффективного механизма «обратной связи», что мешает своевременно корректировать политическую тактику. Сделать более эффективной систему диалога власти и граждан можно, только сделав коммуникации более открытыми и прозрачными. Институт обращений граждан, являющийся древнейшим элементом коммуникации власти и народа, нуждается в модернизации. Однако, для того, чтобы выявить пути такой модернизации, необходимо осмыслить место и роль института обращений граждан в современной политической системе. Именно этому и будет посвящено данное исследование. Объектом исследования в данной работе является участие граждан в принятии социально значимых решений как политический феномен. Предметом исследования является использование института обращений граждан в органы государственной власти и местного самоуправления в качестве одной из форм участия граждан в процессе принятия политических решений. Цель исследования заключается в том, чтобы на основе обнаружения тенденций взаимодействия российского государства и гражданского общества, анализа правовых норм, регулирующих работу с обращениями граждан, исторического и современного опыта выявить возможности использования института обращений граждан в современной России и как канала «обратной связи», и как формы влияния граждан на политические решения властных органов, а также указать возможные пути модернизации института.
Автореферат [*.pdf, 405.48 Кб]