• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Диссертации, представленные на защиту и подготовленные в НИУ ВШЭ

Сортировка:по дате защитыпо имени научного руководителяпо имени соискателя

Показаны работы: 1 - 6 из 6

Компетенция субъектов Российской Федерации: тенденции конституционно-правового регулированияКандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ

Соискатель:
Меркуленко Александр Александрович
Дисс. совет:
Совет по праву
Диссертация посвящена исследованию современной модели и тенденций конституционно-правового регулирования компетенции субъектов Российской Федерации. Автор анализирует действующий с 2003 года механизм разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами, представляя свое видение содержания, особенностей и проблем данного правового института. При этом выявлены основные направления изменения федеральным законодателем объема компетенции субъектов Российской Федерации в различных сферах за последние 20 лет. Установлены особенности развития компетенции отдельных субъектов Российской Федерации, составлен перечень и проведен анализ институтов федерального воздействия на осуществление субъектами Российской Федерации своих полномочий, а также на основе авторской классификации регионального законодательства представлена практика реализации компетенции субъектов РФ и определена степень самостоятельности субъектов Российской Федерации в различных областях общественной жизни. С применением сравнительно-правового метода исследованы особенности осуществления органами власти субъектов Российской Федерации чрезвычайных полномочий в условиях распространения новой коронавирусной инфекции.
Диссертация [*.pdf, 2.05 Мб] (дата размещения 7/31/2024)
Резюме [*.pdf, 614.98 Кб] (дата размещения 7/31/2024)
Summary [*.pdf, 591.62 Кб] (дата размещения 7/31/2024)

Современные модели взаимодействия бизнес-структур и органов государственной властиКандидатская диссертация

Дисс. совет:
Д 212.048.08 - Совет по политическим наукам
Дата защиты:
6/25/2013
Работа направлена на изучение и выявление современных моделей взаимодействия бизнес-структур и органов государственной власти. Актуальность работы определяется тем, что на сегодняшний день, в условиях вступления России в новый этап своего развития и курса на модернизацию, вопрос изучения взаимодействия бизнес-структур и органов государственной власти встает на первое место. Актуальным становится вопрос выстраивания сотрудничества, ежедневного диалога, системы совместного целеполагания и принятия решений между бизнесом и властью. В диссертации проанализированы существующие подходы к изучению взаимодействия бизнес-структур и органов государственной власти и проведена типологизация моделей взаимодействия бизнес-структур и органов государственной власти с учетом имеющихся подходов, исследованы и охарактеризованы институциональные практики в ведущих зарубежных государствах. Эмпирическая база исследования представляет собой серию углубленных интервью с представителями деловых кругов, руководителями и сотрудниками бизнес-структур, бизнес-объединений и органов государственной власти, которые были проведены по единому вопроснику. Среди респондентов можно выделить представителей крупных компаний (ОАО «Аэрофлот», ОАО «Российские железные дороги», ОАО «Энел ОГК-5», ОАО «Банк Уралсиб»), консалтинговых компаний (ЗАО «Делойт и Туш СНГ», ООО «Психология и бизнес консалтинг групп»), крупных бизнес-объединений (Российский союз промышленников и предпринимателей, Ассоциация европейского бизнеса), органов государственной власти (Правительство Московской области) и экспертного сообщества (Институт экономики РАН, Институт современного развития). Цель диссертационного исследования состоит в выявлении особенностей и характерных черт функционирования модели взаимодействия бизнес-структур и органов государственной власти через бизнес-объединения. Объект исследования –  взаимодействие бизнес-структур и органов государственной власти. Предмет исследования – модели взаимодействия бизнес-структур и органов государственной власти
Диссертация [*.pdf, 21.60 Мб]
Автореферат [*.pdf, 440.85 Кб]

Оспаривание решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и  муниципальных служащих в гражданском процессе   Кандидатская диссертация

Руководитель:
Поляков Игорь Николаевич
Оппоненты:
Остроумов Андрей Александрович, Скитович Виктор Викторович
Дата защиты:
12/26/2011
На протяжении длительного времени в нашей стране господствовала  командно-административная система, что  привело не только к росту государственного аппа­рата, но и к формированию в сознании большинства граждан мнения о бесполезности противодействия чиновничьему произ­волу, в том числе посредством обращения в суд. С момента распада СССР и образования Российской Федерации начался новый этап в развитии законодательства о защите прав и законных интересов граждан, организаций от органов власти.  Ст. 1 Конституции РФ объявляет РФ демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. В условиях построения правового государства в РФ особую важность приобретает проблема защиты нарушенных или оспоренных прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций, прежде всего, от возможных нарушений со стороны органов власти и их должностных лиц. На сегодня их защита от посягательств со стороны представителей различных властных структур в форме превышения полномочий, злоупотреблений служебным положением и т.п. стали сферой судебных гарантий.За последние десятилетия правовое регулирование в области обеспечения судебных механизмов защиты прав и свобод человека от неправомерных решений,  действий (бездействия) органов власти и их должностных лиц претерпело ряд существенных изменений. В частности, речь идет о выделении в ч. 2 ст. 118 Конституции РФ административного судопроизводства в качестве самостоятельного наряду с конституционным, гражданским и уголовным видами судопроизводств; законодательной работе по подготовке проектов Федерального конституционного закона «О федеральных административных судах в Российской Федерации», Кодекса административного судопроизводства; расширении в ГПК РФ компетенции суда в части возможности разрешения дел, связанных с защитой прав и законных интересов граждан и иных субъектов в случае их нарушения действиями и решениями различных органов, обладающих властными полномочиями; устойчивой тенденции роста количества рассматриваемых судами дел, возникающих из публичных правоотношений, и, как следствие, перегруженности судей, затягиванию процессов и т.д.В настоящее время в юридической доктрине не определены содержание и пределы административного судопроизводства, которое сегодня реализуется мировыми судьями, иными судами общей юрисдикции и арбитражными судами; отсутствует единый концептуальный подход решения проблемы административной юстиции и общетеоретическая модель спора, возникающего между гражданами, организациями и органами власти. Перед правовой наукой стоят актуальные задачи разработки концепции административного судопроизводства и определения предмета его правового регулирования, совершенствования законодательного регулирования дел, возникающих из публичных правоотношений, в том числе дел об обжаловании решений квалификационных коллегий судей, необходимости принятия отдельного процессуального акта – Кодекса административного судопроизводства, целесообразности проведения специализации судов и повышения квалификации судей по делам, возникающим из публичных правоотношений. Целью исследования является определение перспектив развития процессуального законодательства в области оспаривания решений, действий (бездействия) органов власти, а также разработка предложений по совершенствованию норм, регулирующих судебный порядок разрешения судами общей юрисдикции данной категории дел.
Автореферат [*.pdf, 234.80 Кб]

Проблемы развития политических коммуникаций в федеральных органах исполнительной власти в современной РоссииКандидатская диссертация

Соискатель:
Попов Олег Анатольевич
Руководитель:
Огарь Ирина Викторовна
Оппоненты:
Никонорова Екатерина Васильевна, Литвинова Татьяна Николаевна
Дата защиты:
1/26/2011
Актуальность темы исследования. В современных демократических государствах взаимодействие органов власти с различными участниками политического процесса обеспечивается использованием инструментов политической коммуникации и выстраиванием механизмов обратной связи. Роль коммуникации в системе государственного управления постоянно возрастает, а коммуникационная составляющая политической действительности усложняется, что связано, прежде всего, с развитием современных информационных технологий. Эффективность государства напрямую зависит от характера коммуникации и степени вовлечения общества в процессы принятия политических решений. В системе государственного управления изменяются роль и функции основных участников политическойкоммуникации, взаимодействие между которыми осуществляются уже не только по вертикали: от управляющих к управляемым, но и по горизонтали.
Следовательно, в современном политическом процессе России возрастает роль горизонтального уровня политической коммуникации, предпринимаются попытки перехода от прямого воздействия власти на аудиторию к диалоговой коммуникации, предполагающей более тесное взаимодействие. В настоящее время в Российской Федерации законодательно закреплены легитимные механизмы взаимодействия органов власти и общества, а современные процессы по модернизации курса политического и социально-экономического развития предполагают трансформацию политико-коммуникационной деятельности федеральных органов исполнительной власти. В системе государственного управления, в свою очередь, вырабатываются новые формы и принципы функционирования,соответствующие текущим изменениям. Объектом исследования диссертации являются процессы формирования и реализации системы политических коммуникаций в федеральных органах власти РФ, а предметом исследования - формы, методы, механизмы и модели политических коммуникаций в системе федеральных органов власти в современной России. Цель диссертационного исследования состоит в научном анализе политических процессов, особенностей и направлений развития политических коммуникаций на уровне федеральных органов исполнительной власти страны.
Автореферат [*.pdf, 294.35 Кб]

Российская модель разделения властей в решениях Конституционного Суда Российской ФедерацииКандидатская диссертация

Соискатель:
Юрина Екатерина Владимировна
Руководитель:
Шаблинский Илья Георгиевич
Оппоненты:
Кряжкова Ольга Николаевна, Керимов Александр Джангирович
Дисс. совет:
Д 212.048.04 - Совет по юридическим наукам
Дата защиты:
3/31/2009
Российская Конституция закрепляет современные принципы демократической и правовой государственности: идеологическое и политическое многообразие, приоритет прав человека, возможность их судебной защиты, прямое действие Конституции и т.д. При этом главной гарантией реальности этих принципов является построение системы государственных органов на основе разделения властей вместе с присущим ему механизмом сдержек и противовесов. Однако как практика публичной жизни, так и научный анализ показывают, что названные принципы недостаточно предопределяют деятельность органов государственной власти. Цель исследования - анализ изменений и уточнений важнейших элементов модели разделения властей, являющихся результатом интерпретации их Конституционным Судом РФ. Объект исследования - модель разделения властей, установленная Конституцией РФ, процесс ее возникновения, развития и функционирования. Предмет исследования - правовые позиции Конституционного суда РФ по вопросам президентских полномочий, организации деятельности палат Федерального Собрания РФ, унификации форм правления (моделей разделения властей) в субъектах РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ).
Автореферат [*.pdf, 214.72 Кб]

Обращения граждан в органы государственной власти и местного самоуправления как форма гражданского участияКандидатская диссертация

Соискатель:
Подъячев Кирилл Викторович
Руководитель:
Халий Ирина Альбертовна
Оппоненты:
Водолазов Григорий Григорьевич, Михайленок Олег Михайлович
Дата защиты:
10/31/2007
Обращения граждан в органы государственной власти издревле служили важнейшим механизмом «обратной связи», необходимой государству; и в этом качестве они будут необходимы, доколе государство существует. Однако роль их, как средства влияния гражданского общества на саму публичную власть, не вполне ещё осмыслена. И, как представляется, осмысление этой роли и пересмотр подхода к институту обращений граждан может быть значимой составляющей изучения процесса взаимодействия и взаимовлияния государства и общества, политической системы и объединённых в неполитическом сообществе индивидов. В России наблюдает-ся дефицит доверия населения к власти. Причины этого состоят прежде всего в неэф-фективности и чрезмерной закрытости властной системы, т.е. в том, что граждане час-то не могут получить от государства своевременную и качественную защиту, и при этом никак не могут воздействовать на проводимую государством политику.  Одновременно государство сталкивается с отсутствием эффективного механизма «обратной связи», что мешает своевременно корректировать политическую тактику. Сделать более эффективной систему диалога власти и граждан можно, только сделав коммуникации более открытыми и прозрачными. Институт обращений граждан, являющийся древнейшим элементом коммуникации власти и народа, нуждается в модернизации. Однако, для того, чтобы выявить пути такой модернизации, необходимо осмыслить место и роль института обращений граждан в современной политической системе. Именно этому и будет посвящено данное исследование. Объектом исследования в данной работе является участие граждан в принятии социально значимых решений как политический феномен. Предметом исследования является использование института обращений граждан в органы государственной власти и местного самоуправления в качестве одной из форм участия граждан в процессе принятия политических решений. Цель исследования заключается в том, чтобы на основе обнаружения тенденций взаимодействия российского государства и гражданского общества, анализа правовых норм, регулирующих работу с обращениями граждан, исторического и современного опыта выявить возможности использования института обращений граждан в современной России и как канала «обратной связи», и как формы влияния граждан на политические решения властных органов, а также указать возможные пути модернизации института.
Автореферат [*.pdf, 405.48 Кб]