Нефедова Алёна Игоревна
- Старший научный сотрудник:Институт статистических исследований и экономики знаний / Лаборатория экономики инноваций
- Доцент:Институт статистических исследований и экономики знаний / Департамент образовательных программ
- Доцент:Факультет коммуникаций, медиа и дизайна / Департамент медиа
- Начала работать в НИУ ВШЭ в 2010 году.
- Научно-педагогический стаж: 10 лет.
Образование, учёные степени
- 2017
Кандидат социологических наук: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», специальность экономическая социология и демография, тема диссертации: Экспорт российского высшего образования: особенности формирования и структурирования спроса
- 2014
Магистратура: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», факультет: социологии, специальность «Социология», квалификация «Магистр»
- 2012
Бакалавриат: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», факультет: социологии, специальность «Экономическая социология»
- Аспирантура: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», факультет: социальных наук
Достижения и поощрения
Благодарность проректора за большой личный вклад в реализацию программы "Международные лаборатории" (2021)
Получатель Гранта Президента РФ для молодых кандидатов наук (2020-2021)
Номинант премии "Золотая Вышка": https://www.hse.ru/gold/cm/alumni/2019/nefedova (2019)
Преподаватель лучшего по выбору студентов общеуниверситетского факультатива (2018/2019)
Благодарность ученого совета факультета социальных наук за помощь в проведении первой общефакультетской студенческой конференции по социальным наукам (2016)
Автор лучшей статьи журнала "Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены» за 2015 год (2015)
Сертификат SALT Research "За самый оригинальный взгляд", за умение целостно и аргументированно анализировать поставленную проблему и критически подходить к анализу (2015)
Благодарность проректора за организацию международной социологической конференции; за инициативность, отзывчивость и ответственность (2012)
Благодарность проректора за успешное проведение Зимней экономической школы "ЭКШН" для школьников; неравнодушное и творческое отношение к делу (2012)
Ведомственная медаль Федеральной службы государственной статистики «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года» (2010)
- Благодарность проректора НИУ ВШЭ (август 2021)
Надбавка за публикацию в международном рецензируемом научном издании (2020-2021, 2018-2019)

Группа высокого профессионального потенциала (кадровый резерв НИУ ВШЭ)
Категория "Новые исследователи" (2016-2017)
Категория "Будущие преподаватели" (2015)
Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки
Стажировки
2017 University College London, Institute of Education, Visiting Lecturer. UK, London.
2013 George Mason University, Department of Sociology and Anthropology, Semester abroad. USA, Washington DC.
Дополнительное образование
2021 Early Careers Research Skills Programme. University of York (online).
2020 Курс повышения квалификации: "Python для исследователей (начальный уровень)" (НИУ ВШЭ, Москва)
2019 "Особенности организации учебного процесса в НИУ ВШЭ: правила и принципы, нормативные и методические вопросы, применение информационно-коммуникационных технологий"
2017 Курс повышения квалификации: "Регрессионный анализ в SPSS" (НИУ ВШЭ, Москва)
2010-2012 Обучение по курсу «Развитие университетов» в проектно-учебной лаборатории «Развитие университетов», Москва, НИУ ВШЭ.
Учебные курсы (2021/2022 уч. год)
- Научно-исследовательский семинар «Опросные методы в медиаисследованиях» (Бакалавриат; где читается: Факультет коммуникаций, медиа и дизайна; 2-й курс, 3 модуль)Рус
- Seminar of the Mentor “Scientific Research Methods for STI” (Магистратура; где читается: Институт статистических исследований и экономики знаний; 1-й курс, 1-3 модуль)Анг
- Экономическая и социальная статистика (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 3-й курс, 1 модуль)Рус
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2020/2021 уч. год)
- Исследовательский проектный семинар (НИС) (Дисциплина общефакультетского пула; где читается: Факультет экономических наук; 1-3 модуль)Рус
- Research Seminar (Магистратура; где читается: Институт статистических исследований и экономики знаний; 1-й курс, 3 модуль)Анг
- Экономическая и социальная статистика (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 3-й курс, 1 модуль)Рус
- Экономическая социология (Бакалавриат; где читается: Факультет экономических наук; 4-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Экономическая социология (Бакалавриат; где читается: Факультет экономических наук; 3-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Экономическая социология (Бакалавриат; где читается: Факультет экономических наук; 2-й курс, 1, 2 модуль)Рус
Учебные курсы (2019/2020 уч. год)
- Research Seminar (Магистратура; где читается: Институт статистических исследований и экономики знаний; 1-й курс, 3 модуль)Анг
- Research Seminar (Магистратура; где читается: Институт статистических исследований и экономики знаний; 2-й курс, 1-3 модуль)Анг
- Социология (Бакалавриат; где читается: Факультет экономических наук; 1-й курс, 3, 4 модуль)Рус
- Социология (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 2 модуль)Рус
- Социология рынков (Общеуниверситетский факультатив; 1, 2 модуль)Рус
Учебные курсы (2018/2019 уч. год)
- Социология (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 1, 2 модуль)Рус
Социология (Бакалавриат; где читается: Факультет экономических наук; направление "38.03.01. Экономика", направление "38.03.01. Экономика"; 1-й курс, 3, 4 модуль)Рус
Учебные курсы (2017/2018 уч. год)
- Социология (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 1, 2 модуль)Рус
Социология (Бакалавриат; где читается: Факультет экономических наук; направление "38.03.01. Экономика", направление "38.03.01. Экономика"; 1-й курс, 3, 4 модуль)Рус
20222
- Статья Thurner T., Fursov K., Nefedova A. Early adopters of new transportation technologies: Attitudes of Russia's population towards car sharing, the electric car and autonomous driving // Transportation Research Part A: Policy and Practice. 2022. Vol. 155. P. 403-417. doi
- Книга Гершман М. А., Гохберг Л. М., Демьянова А. В., Нефедова А. И., Пермякова В. А., Стрельцова Е. А., Шматко Н. А. Международная мобильность ученых: угроза или благо? / Науч. ред.: Л. М. Гохберг, Е. А. Стрельцова. М. : Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2022.
20216
- Глава книги Kotsemir M. N., Dyachenko E., Nefedova A. Publish more or publish differently? New aspects of relationship between scientific mobility and performance of young researchers, in: 18th INTERNATIONAL CONFERENCE ON SCIENTOMETRICS & INFORMETRICS Proceedings. , 2021. P. 585-596.
- Статья Nefedova A. Why international students choose to study at Russia’s leading universities // Journal of Studies in International Education. 2021. Vol. 25. No. 5. P. 582-597. doi
- Книга Гохберг Л. М., Дитковский К. А., Евневич Е. И., Коцемир М. Н., Кузнецова И. А., Мартынова С. В., Нефедова А. И., Полякова В. В., Ратай Т. В., Росовецкая Л. А., Сагиева Г. С., Стрельцова Е. А., Суслов А. Б., Тарасенко И. И., Фридлянова С. Ю., Фурсов К. С. Индикаторы науки: 2021 : статистический сборник / Рук.: Л. М. Гохберг; под общ. ред.: Л. М. Гохберг, Я. И. Кузьминов. М. : НИУ ВШЭ, 2021.
- Глава книги Нефедова А. И., Чернышева М. В. Инновации на рабочем месте: результаты всероссийского обследования // В кн.: Предпринимательская культура - залог успеха корпоративных инноваций: сборник докладов VIII Международной практической конференции INNO-WAVE 2019 / Науч. ред.: Е. А. Савелёнок. Государственная публичная научно-техническая библиотека России, 2021. С. 79-87.
- Статья Нефедова А. И., Волкова Г. Л., Дьяченко Е. Л., Коцемир М. Н., Спирина М. О. Международная мобильность и публикационная активность молодых ученых: что говорят статистика, библиометрия и сами сотрудники // Журнал Новой экономической ассоциации. 2021. Т. 52. № 4. С. 98-121. doi
- Книга Гохберг Л. М., Дитковский К. А., Евневич Е. И., Коцемир М. Н., Кузнецова И. А., Мартынова С. В., Нефедова А. И., Полякова В. В., Ратай Т. В., Росовецкая Л. А., Рудь В. А., Сагиева Г. С., Стрельцова Е. А., Суслов А. Б., Тарасенко И. И., Фридлянова С. Ю., Фурсов К. С. Наука. Технологии. Инновации: 2021 : краткий статистический сборник / Рук.: Л. М. Гохберг; под общ. ред.: Л. М. Гохберг, Я. И. Кузьминов. М. : Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2021.
20202
- Статья Spirina M., Nefedova A., Dyachenko E. When reforms are not enough: how to improve Russian PhD training? Viewpoints of young internationally mobile scientists // Higher Education in Russia and Beyond. 2020. Vol. 4. No. 25. P. 24-25.
- Книга Гохберг Л. М., Дитковский К. А., Евневич Е. И., Коцемир М. Н., Кузнецова И. А., Мартынова С. В., Нефедова А. И., Полякова В. В., Ратай Т. В., Росовецкая Л. А., Сагиева Г. С., Стрельцова Е. А., Суслов А. Б., Тарасенко И. И., Фридлянова С. Ю., Фурсов К. С. Индикаторы науки: 2020: статистический сборник / Под общ. ред.: Л. М. Гохберг, Я. И. Кузьминов. М. : Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2020. doi
20196
- Книга Ditkovsky K. A., Fridlyanova S., Fursov K., Gokhberg L., Kuznetsova I. A., Kotsemir M. N., Lukinova E. I., Martynova S. V., Nefedova A., Ratay T. V., Rosovetskaya L. A., Sagieva G. S., Streltsova E., Suslov A. B., Tarasenko I. I. Science. Technology. Innovation: Pocket Data Book / Ed. by L. Gokhberg, Y. I. Kuzminov, A. Medvedev, M. Sabelnikova. M. : National Research University Higher School of Economics, 2019.
- Книга Гохберг Л. М., Дитковский К. А., Дьяченко Е. Л., Коцемир М. Н., Кузнецова И. А., Лукинова Е. И., Мартынова С. В., Нефедова А. И., Ратай Т. В., Росовецкая Л. А., Сагиева Г. С., Стрельцова Е. А., Суслов А. Б., Тарасенко И. И., Фридлянова С. Ю., Фурсов К. С. Индикаторы науки: 2019: статистический сборник / Под общ. ред.: Л. М. Гохберг, Я. И. Кузьминов, А. М. Медведев, М. А. Сабельникова. М. : Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2019.
- Книга Гохберг Л. М., Городникова Н. В., Дитковский К. А., Дьяченко Е. Л., Коцемир М. Н., Кузнецова И. А., Лукинова Е. И., Мартынова С. В., Нефедова А. И., Ратай Т. В., Росовецкая Л. А., Сагиева Г. С., Стрельцова Е. А., Суслов А. Б., Тарасенко И. И., Фридлянова С. Ю., Фурсов К. С. Наука. Технологии. Инновации: 2019 : краткий статистический сборник / Под общ. ред.: Л. М. Гохберг, Я. И. Кузьминов, А. М. Медведев, М. А. Сабельникова. М. : НИУ ВШЭ, 2019.
- Статья Нефедова А. И., Дьяченко Е. Л. Реформа аспирантуры в России в зеркале глобальных трендов // Мир России: Социология, этнология. 2019. Т. 28. № 4. С. 92-111. doi
- Статья Нефедова А. И., Фурсов К. С. Спрос на каршеринг в России: портрет потенциальных пользователей // Журнал социологии и социальной антропологии. 2019. Т. 22. № 6. С. 150-171. doi
- Книга Абалмасова Е. С., Бекова С. К., Габдрахманов Н. К., Егоров А. А., Карлов И. А., Клягин А. В., Княгинина Н. В., Козлов Д., Корешникова Ю. Н., Кузьминов Я. И., Лешуков О. В., Лисюткин М. А., Малиновский С. С., Малошонок Н. Г., Нефедова А. И., Одоевская Е. В., Платонова Д. П., Семенова Т. В., Серова А. В., Смоленцева А. Ю., Сорокин П. С., Терентьев Е. А., Шибанова Е. Ю., Янкевич С. В. Университеты на перепутье: Высшее образование в России / Под общ. ред.: Д. П. Платонова, Я. И. Кузьминов, И. Д. Фрумин; науч. ред.: Я. И. Кузьминов, И. Д. Фрумин. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2019. doi
20181
20176
- Статья Fursov K., Nefedova A., Thurner T. What user-innovators do that others don't: A study of daily practices // Technological Forecasting and Social Change. 2017. Vol. 118. P. 153-160. doi
- Статья Nefedova A. Why International Students Choose the Study at Higher School of Economics // Higher Education in Russia and Beyond. 2017. Vol. 2. No. 12. P. 10-12.
- Статья Нефедова А. И. Масштабы, структура и цели экспорта российского высшего образования // Мир России: Социология, этнология. 2017. Т. 26. № 2. С. 154-174.
- Статья Нефедова А. И. Модель экспорта российского высшего образования // ЭКО. 2017. № 12. С. 136-148.
- Статья Дьяченко Е. Л., Нефедова А. И., Стрельцова Е. А. Наём иностранных ученых в российские научные организации и вузы: возможности и барьеры // Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21. № 5. С. 132-143. doi
- Статья Нефедова А. И. Становится ли правительство более доступным для населения? Взаимодействие россиян с органами государственной власти и местного самоуправления через Интернет // Информационное общество. 2017. № 4-5. С. 71-77.
20167
- Статья Нефедова А. И. "Качество университетской жизни": пример адаптации методики в российском университете // Высшее образование в России. 2016. № 4. С. 91-98.
- Глава книги Fursov K., Nefedova A., Thurner T. How user-innovators can be identified? Evidence collected from the analysis of practices, in: 21st international conference on science and technology indicators. , 2016. doi doi
- Препринт Fursov K., Nefedova A., Thurner T. What user-innovators do that others don't: a study of daily practices / NRU HSE. Series SCIENCE, TECHNOLOGY, INNOVATION "SCIENCE, TECHNOLOGY, INNOVATION". 2016. No. 62. doi
- Статья Терентьев Е. А., Нефедова А. И., Груздев И. А. Визуализация опросного инструментария в онлайн-исследованиях: как различные элементы дизайна анкеты влияют на качество данных // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2016. Т. 5. № 135. С. 1-15. doi
- Статья Нефедова А. И. Вся кремлевская рать // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2016. Т. 136. № 6. С. 196-199. doi
- Статья Гудова Е. А., Нефедова А. И. Железнодорожный терминал. "Жизнь - это ожидание", или московский вокзал глазами скучающего пассажира // Laboratorium. Журнал социальных исследований. 2016. Т. 8. № 2. С. 120-138.
- Статья Нефедова А. И. Трансформация университетов в погоне за глобальным превосходством //Рецензия на книгу: Münch R. Academic Capitalism: Universities in the Global Struggle for Excellence. Routledge, 2014 // Вопросы образования. 2016. № 3. С. 238-247. doi
20153
- Препринт Nefedova A. SOCIAL ENTREPRENEURSHIP IN RUSSIA: KEY PLAYERS AND DEVELOPMENT POTENTIALITY / NRU HSE. Series SCIENCE, TECHNOLOGY, INNOVATION "SCIENCE, TECHNOLOGY, INNOVATION". 2015. No. 51.
- Статья Нефедова А.И. О концептах "академический капитализм" и "предпринимательский университет" // Высшее образование в России. 2015. № 6. С. 75-81.
- Статья Нефедова А. И. Стратегии фандрайзинговых фондов по повышению доверия к сбору частных пожертвований // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2015. Т. 4. № 128. С. 166-181. doi
20131
20112
- Глава книги Nefedova A., Gudov A. S., Konobeeva E. A., Murzacheva E. I. Who is financing the start-ups? Sources and structure of financing of early stage entrepreneurship in the Netherlands and Russia, in: Theory of Entrepreneurship: new results and prospects (Research papers) / Ed. by A. Chepurenko. M. : -, 2011. P. 43-61.
- Глава книги Нефедова А. И., Сорокина О. С., Шлыкова О. В. Опыт работы организаций социального предпринимательства в странах мира (11 кейсов) // В кн.: Социальное предпринимательство в России и в мире: практика и исследования / Отв. ред.: А. А. Московская. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2011. doi Гл. 2. С. 27-80.
Гранты
Грант Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых – кандидатов наук и докторов наук и ведущих научных школ Российской Федерации (2020-2021), статус - руководитель
Конференции
2021
XXII Апрельская международная научная конференция «Модернизация экономики и общества», апрель-май 2021, Москва, Россия. Участие в круглом столе «Феномен постдок-программ в российских вузах: практики и перспективы» в качестве приглашенного эксперта.
XII Международная российская конференция исследователей высшего образования (конференция ИВО). Тема доклада: Международная мобильность и публикационная продуктивность молодых ученых: что говорит статистика, библиометрия и сами сотрудники? (Совместно с Волковой Г.Л., Дьяченко Е.Л., Коцемиром М. Н., Спириной М.О.)
XI Международная научная конференция «Форсайт и научно-техническая и инновационная политика». Тема доклада: Международная мобильность и публикационная продуктивность молодых исследователей: О чем говорят статистика, библиометрия и сами исследователи? (Совместно с Волковой Г.Л., Дьяченко Е.Л., Коцемиром М. Н., Спириной М.О.)
II Международная научно-практическая конференция Центра развития компетенций Западно-Сибирского межрегионального научно-образовательного центра мирового уровня "Наука. Лидерство. Общество - 2050", октябрь 2021, онлайн. Тема доклада: "Потенциал привлечения молодых кадров в науку: возможности и угрозы".
2020
2019
VIII Международная практическая конференция "INNOWAVE-2019", 31 октября 2019, Москва, Россия. Тема доклада: Инновации на рабочем месте: результаты всероссийского обследования. Презентация
14 Европейская социологическая конференция, 20—23 августа, 2019, Манчестер, Великобритания. Тема доклада: Ранние пользователи новых транспортных технологий в России Презентация
XX Апрельская международная научная конференция «Модернизация экономики и общества», 09—12 апреля 2019, Москва, Россия. Тема доклада: Оценки последствий реформы российской аспирантуры: взгляд руководителей научных организаций (в зеркале глобальных трендов) Презентация
§Экспресс-информация "Подготовка научных кадров высшей квалификации: показатели деятельности аспирантуры" §Инфографика "Русского репортера" §Обзор на Индикаторе §Обзор ТАСС
2018
Международная научно—практическая конференция ‘Russian User Studies’, 29 ноября—1 декабря 2018, Санкт-Петербург, Россия. Тема доклада: Ранние потенциальные пользователи электромобилей, каршеринга и беспилотных такси в России. Презентация
XIX Апрельская международная научная конференция «Модернизация экономики и общества», 10—13 апреля 2018, Москва, Россия. Тема доклада: Причины выбора российского образования иностранными студентами. Презентация
Научный семинар «Культура имеет значение» Международной научно—учебной лаборатории социокультурных исследований, 8 февраля 2018, Москва, Россия. Тема доклада: Экспорт российского высшего образования: особенности формирования и структурирования спроса. § Обзор семинара.
2017
Круглый стол «Как управляют наукой в России», НИУ ВШЭ, 15 декабря 2017, Москва, Россия. Тема доклада: Управление научной деятельностью в академических организациях: в поисках (не)универсальных лучших решений. Презентация
VIII Международная конференция российской ассоциации исследователей высшего образования «Университеты, меняющие себя и мир», 19—21 октября 2017, Москва, Россия. Тема доклада: Причины выбора российского высшего образования иностранными студентами (на примере ведущих российских вузов). § Краткий обзор результатов.
Индикаторы науки, технологий и инноваций, 6—8 сентября 2017, Париж, Франция. Тема доклада: Наём иностранных ученых в российские научные организации и вузы: возможности и барьеры.
XVIII Апрельская международная научная конференция «Модернизация экономики и общества», 11—14 апреля 2017, Москва, Россия. Тема доклада: Спрос населения на новые технологии: результаты всероссийского исследования.
Seminar of Centre for Global Higher Education, 9 марта 2017, Лондон, Великобритания. Тема доклада: The scope, structure, and purpose of the export of Russian higher education. Презентация
2016
Future Foundation Technology Ethics, 1 октября 2016, Москва, Россия. Тема доклада: К каким инновациям готовы россияне? § Обзор конференции. ► Видеозапись выступления.
First Conference on Social Impact of Science, 25—29 июля 2016, Барселона, Испания. Тема доклада: What do we know about user innovation in Russia? Evidence from a large-scale population survey. § Обзор конференции.
Участие в исследовательских проектах, гранты
- Анализ механизмов стратегического управления научными кадрами и подходов к развитию компетенций в сфере науки в зарубежных странах (Администрация Президента РФ, 2021)
- Анализ опыта зарубежных стран в организации работы с кадрами в научно-технической сфере (на примере стран «Большой двадцатки) (Администрация Президента РФ, 2020)
- Международная мобильность российских молодых исследователей: масштабы и эффекты для научной карьеры (Грант Президента РФ для молодых кандидатов наук, 2020-2021)
- Мониторинг экономики образования (Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, 2020)
- Развитие инновационного кластера города Москвы: Создавая креативную экосистему. Рецепты поддержки культурных и креативных индустрий в мегаполисах мира. (Правительство Москвы, 2019)
- Создание системы мониторинга научной, научно-технической и инновационной деятельности для целей оценки реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации (Минобрнауки России, 2017-2019)
- Измерение и моделирование паттернов инновационной деятельности (Лаборатория экономики инноваций, 2017, 2018, 2019, 2020)
- Мониторинг поведения субъектов инновационного процесса (ЦФИ НИУ ВШЭ, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019, 2020)
- Формирование сети знаний по обмену лучшими практиками управления научными исследованиями и научно-техническими результатами на основе межведомственной системы мониторинга результативности научных и образовательных учреждений (Министерство образования и науки Российской Федерации, 2016, 2017).
- Социальное предпринимательство на рынке социальных услуг в России: модели, акторы и способы институционализации (в контексте Международного сравнительного исследования моделей социальных предприятий ICSEM) (ЦФИ НИУ ВШЭ, 2015).
- Индивидуальный исследовательский грант (Международный центр изучения институтов и развития, 2014).
- Исследование международного опыта социального предпринимательства (Фонд региональных социальных программ "Наше будущее", 2011, 2012, 2013)
- Прогноз спроса на рабочую силу и производительности труда по видам деятельности на кратко- и среднесрочную перспективу (Министерство экономического развития РФ, 2012)
В Россию приезжает в 2,5 раза больше ученых, чем выезжает из страны
Такие данные получили сотрудники Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ по результатам исследования 566 организаций, подведомственных Минобрнауки России. Его результаты представлены на официальном сайте Министерства.
Инновации на рабочем месте
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ впервые представляет результаты исследования инноваций на рабочем месте, то есть деятельности по разработке новых товаров или услуг и улучшению производственных или бизнес-процессов, которую работники реализуют в рамках трудовых обязанностей или по собственной инициативе.
Российская аспирантура интернационализируется
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представляет данные об основных показателях деятельности аспирантуры и их динамике за последнее десятилетие.
«Многие постдоки из российских университетов оказываются полезными "возмутителями спокойствия"»
Идея привлечения постдоков – молодых исследователей со степенью PhD / кандидата наук с высокой научной продуктивностью – все активнее проникает в повестку российских вузов. Специфику и перспективы подобных программ, а также востребованность других форм поддержки молодых исследователей, обсудили эксперты круглого стола «Феномен постдок-программ в российских вузах: практики и перспективы», прошедшего в рамках XXII Апрельской международной научной конференции, организованной ВШЭ и Сбером.
Choosing to Study in Russia
Why do international students choose Russian universities?
Подготовка научных кадров в аспирантуре
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представляет данные об основных показателях деятельности аспирантуры за последние десять лет.
Few Innovators among State Employees in Russia
Science and culture with up to 8% workplace innovators are the only exceptions.
В России среди «бюджетников» оказалось меньше всего инноваторов
Исключение — наука и культура. Там их до 8%
Как науку делают популярной
О популяризации науки во ВШЭ
IX Международная конференция «Форсайт и научно-техническая и инновационная политика» проходит в ВШЭ
Конференцию проводит Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, в структуре которого действует Международный научно-образовательный Форсайт-центр. В течение трех дней специалисты Вышки делятся результатами новых исследований в сфере научно-технической и инновационной политики, долгосрочного прогнозирования науки, мониторинга глобальных трендов.
Онлайн-практики россиян
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ проанализировал результаты обследования домохозяйств, проведенного в 2018 г. Росстатом по методике ИСИЭЗ с целью изучения динамики изменения онлайн-практик россиян за последние десять лет.
Интервью Алёны Нефёдовой «Всенауке»: Градус научной грамотности
Существует ли «универсальный термометр», которым можно измерить уровень образованности и научной грамотности? Интересуются ли на самом деле россияне последними новостями науки и технологий? Социолог науки Алёна Нефёдова, научный сотрудник Лаборатории экономики инноваций ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, рассказала проекту «Всенаука» об интересе россиян к сфере исследований, измерениях научной грамотности и отношении людей к ученым.
Игра на выживание
Руководители научных организаций
о реформе аспирантуры
Подготовка научных кадров высшей квалификации: показатели деятельности аспирантуры
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представляет данные о подготовке аспирантов за 2000–2018 гг. Напомним, согласно Федеральному закону от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», аспирантура стала третьей ступенью высшего образования.
Почему иностранные студенты приезжают учиться в Россию
Зарубежный портал OZY со ссылкой на результаты исследований Алёны Нефёдовой из Лаборатории экономики инноваций ИСИЭЗ НИУ ВШЭ пишет о российском образовании как «мягкой силе» государства. Приводим текст публикации на языке оригинала.
Наука. Технологии. Инновации: 2019
Краткий статистический сборник содержит основные показатели, характеризующие научный и инновационный потенциал Российской Федерации. Приводятся сведения об интеллектуальной собственности, результативности исследований и разработок, данные международных сопоставлений.
Создавая пользователей и изучая не-пользователей технологий
В изучении технологий всё большую роль начинают играть общественно-гуманитарные науки: становится очевидным, что в научно-технологическом развитии необходимо изучать и длинные социальные эффекты, которое оно порождает. Подобные исследования набирают обороты и в России. ИСИЭЗ НИУ ВШЭ уже более 10 лет измеряет показатели восприятия населением науки, технологий и инноваций в рамках «Мониторинга инновационного поведения населения». Его последние результаты представила Алена Нефедова на международной научно-практической конференции «Russian User Studies» (29 ноября — 1 декабря 2018, Санкт-Петербург).
7 фактов об иностранных студентах
Высшая школа экономики вошла в топ-5 наиболее популярных у иностранцев российских вузов, по данным Россотрудничества (по количеству заявок на обучение по квотам, поданных в 2018/19 учебном году). Собрали факты о международной студенческой мобильности в мире, стране, НИУ ВШЭ и магистерской программе ИСИЭЗ «Управление в сфере науки, технологий и инноваций».
The Attractiveness of Academic Career in Russia
The new issue of the HSE ISSEK newsletter 'Science, Technology and Innovation' presents statistics on the growth of the number of researchers in Russia, the share of graduates hired by R&D organisations, and the growth of R&D personnel’s average monthly salaries during the previous 15 years.
Экспорт российского высшего образования: особенности формирования и структурирования спроса
8 февраля в рамках научного семинара «Культура имеет значение», выступила Нефёдова А. И. (MA, младший научный сотрудник, Лаборатория экономики инноваций, Институт статистических исследований и экономики знаний, НИУ ВШЭ), с докладом на тему: "Экспорт российского высшего образования: особенности формирования и структурирования спроса".
Российская наука в цифрах
В День российской науки ИСИЭЗ НИУ ВШЭ выпустил инфографический доклад, в котором в наглядной форме представлены ключевые индикаторы, характеризующие состояние и тенденции развития сферы науки и технологий в России. В докладе рассмотрены позиции страны в Глобальном инновационном индексе, данные о структуре и динамике ресурсного потенциала отечественной науки, ее специализации, результатах и социальных эффектах научно-технологической деятельности в сопоставлении с зарубежными странами.
Поздравляем Нефедову Алену с успешной защитой кандидатской диссертации
26 декабря 2017 в диссертационном совете Д 212.048.01 состоялась защита диссертации
Как управляют наукой в России
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ провел исследование лучших практик управления научной и научно-технической деятельностью. Результаты исследования, а также проект онлайн-ресурса, отслеживающего такие практики, обсуждались на круглом столе в Вышке.
Дорожные карты аспирантов ИСИЭЗ
В конце октября — начале ноября произошел ряд событий, значимых для тех сотрудников ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, которые параллельно с работой учились, учатся или совсем недавно стали учиться в аспирантуре.
Поздравляем выпускников 2017 года образовательной программы аспирантуры
31 октября состоялось вручение дипломов выпускникам аспирантуры Вышки.
Почему иностранные студенты выбирают учебу в ВШЭ?
Младший научный сотрудник Лаборатории экономики инноваций ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Алёна Нефёдова провела исследование о причинах выбора Высшей школы экономики иностранными студентами. Результаты были опубликованы в журнале Higher Education in Russia and Beyond (HERB).
Алёна Нефёдова представила в UCL Institute of Education доклад о «мягкой силе» российского образования
Алёна Нефёдова, младший научный сотрудник Лаборатории экономики инноваций ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, поделилась результатами исследования экспортного потенциала российского образования на исследовательском семинаре Глобального центра изучения образования в UCL Institute of Education, где она в марте проходила стажировку.
Алёна Нефёдова представила в UCL Institute of Education доклад о «мягкой силе» российского образования
Алёна Нефёдова, младший научный сотрудник Лаборатории экономики инноваций ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, поделилась результатами исследования экспортного потенциала российского образования на исследовательском семинаре Глобального центра изучения образования в UCL Institute of Education, где она в марте проходила стажировку.
Стажировка в Институте образования №1
Аспирант 3 года обучения программы Академическая аспирантура департамента социологии (Аспирантская школа по социологическим наукам) Алёна Нефёдова прошла стажировку в Институте образования Университетского колледжа Лондона (University College London), который является мировым лидером в области исследований образования согласно рейтингу QS, а именно – в глобальном центре изучения высшего образования.
Вопросы биоэтики и технологический конфликт интересов
На состоявшейся 1 октября конференции Future Foundation Technology Ethics Conference ученые и предприниматели обсудили влияние новых технологий на повседневную жизнь и связанные с этим этические вопросы. Об измерении интереса россиян к перспективным разработкам рассказали сотрудники ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Юрий Войнилов и Алёна Нефёдова.
Ученые идут на контакт с обществом
Как исследователи могут представлять широкой публике свои разработки? Должны ли отвечать за их результаты и последствия? Как обучать научному мышлению школьников и повышать уровень научной грамотности сограждан? Подобные вопросы стали поводом для встречи в Университете Барселоны трех Нобелевских лауреатов, более 500 ученых со всего мира, научных журналистов и редакторов академических журналов, представителей научных фондов и издательств. Впечатления о Первой конференции «Социальное влияние науки» описывает сотрудница Лаборатории экономики инноваций ИСИЭЗ Алена Нефедова.
Опубликован альманах лучших работ 2015 года Мониторинга общественного мнения «Экономические и социальные перемены»
В Альманах-2015 Мониторинга общественного мнения «Экономические и социальные перемены», в котором опубликованы лучшие статьи за 2015 год, вошли труды нескольких представителей департамента социологии.