• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Экономическая социология

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс по выбору (Экономика)
Направление: 38.03.01. Экономика
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 60

Программа дисциплины

Аннотация

Автор: Барсукова С.Ю., Маркин М.Е., Надеждина Е.В., Нефедова А.И. Число кредитов: 5 Контактная работа (час.): 60 Самостоятельная работа (час.): 130 Курс: 2-4 Формат изучения дисциплины: Без использования онлайн курса
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения учебной дисциплины «Экономическая социология» являются: • получение углубленного систематизированного представления о социологическом подходе к изучению экономики; • изучение ключевых современных экономико-социологических теорий и результатов исследований; • овладение базовыми навыками эмпирического экономико-социологического анализа.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • В результате освоения учебной дисциплины «Экономическая социология» студент получит знания в области ключевых современных экономико-социологических теорий
  • В результате освоения учебной дисциплины «Экономическая социология» студент познакомится с результатами ключевых исследований
  • В результате освоения учебной дисциплины «Экономическая социология» студент будет знать ключевые современные экономико-социологические теории и результаты исследований
  • В результате освоения учебной дисциплины «Экономическая социология» студент будет знать классические экономико-социологические теории и исследования
  • В результате освоения данной дисциплины студент научится применять экономико-социологический подход при изучении экономики
  • В результате освоения дисциплины студент приобретет необходимый опыт эмпирического экономико-социологического анализа
  • В результате освоения дисциплины студент получит знания о социальном предпринимательстве и научится применять экономико-социологический подход при изучении экономики
  • В результате освоения дисциплины студент будет обладать информацией о ключевых современные экономико-социологические исследований в области политических инвестиций
  • В результате освоения дисциплины студент будет иметь навыки эмпирического экономико-социологического анализа
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Основные социологические подходы к анализу экономики
    Социальные основания экономических действий. Роль социальных сетей в принятии экономических решений, понятие социального капитала. Экономические институты как социальные конструкты. Культурные ограничения экономической деятельности, понятие культурного капитала. Конвертация социального и культурного капитала в экономический капитал.
  • Тема 2. Поведение потребителей и маркетинговый анализ
    Предпосылки маркетингового анализа. Физические атрибуты потребительского рынка: размер рынка, география продаж, социально-демографические характеристики потребителей. Поведенческие характеристики потребителей: время совершения покупок, причины покупок, социально-психологический портрет потребителей. Сегментирование потребительского рынка: основные требования, предъявляемые к сегментам. Возможности и ограничения использования исследования «Российский индекс целевых групп» для изучения поведения потребителей и потребительских рынков.
  • Тема 3. Инновационное поведение населения и рынки новых технологий
    Диффузия инноваций, социально-демографические характеристики «ранних пользователей» и «отстающих». Радикальные и инкрементальные инновации. Общественное (не)принятие новых технологий. Социальная укорененность новых технологий: восприятие инноваций и инновационные практики. Социальные эффекты инновационных решений. Роль «ведущих пользователей» в развитии рынка новых технологий. Российский опыт развития сервиса каршеринга как пример анализа рынка новых технологий.
  • Тема 4. Классические и современные формы занятости
    Основные методологические различия экономического и социологического подходов к изучению рынков труда. Текучесть и мобильность рабочей силы. Факторы трудовой мобильности и лояльности рабочей силы. Внешний и внутренний рынки труда. Факторы карьерного продвижения работников. Гибкая занятость: численная гибкость, функциональная гибкость и финансовая гибкость. Особенности рынков удаленной работы. Фрилансеры как самозанятые профессионалы.
  • Тема 5. Внедрение инноваций в хозяйственных организациях
    Классификация инноваций в хозяйственных организациях. Необходимость инноваций в хозяйственных организациях. Индивидуальные и организационные факторы, способствующие возникновению инноваций на рабочем месте; факторы, связанные с культурным контекстом. Уровень инновационной активности российских хозяйственных организаций. Социально-демографический портрет инноваторов и практики инновационного менеджмента.
  • Тема 6. Социальные отношения в рыночном обмене и конкурентном взаимодействии
    Рыночный обмен как социальное взаимодействие. Возникновение, продолжение и разрыв деловых отношений бизнес-партнеров в цепях поставок. Структурный и интеракционный механизмы установления условий обмена. Рыночный торг как комплексное соглашение. Властная асимметрия в рыночном взаимодействии. Структурное и интеракционное измерения властной асимметрии. Конкуренция как социальный процесс. Структурный и поведенческий подходы к анализу конкуренции. Структурный, институциональный и социокультурный элементы конкуренции как социального процесса. Социальное конструирование «совершенного рынка». Государственное регулирование торговой деятельности в современной России как пример недостатка социальной легитимации маркетинговых контрактов и институционального воздействия на сложившуюся социальную структуру деловых отношений.
  • Тема 7. Социальное предпринимательство
    Социальное предпринимательство: на стыке благотворительности и бизнеса. Американский подход к определению социального предпринимательства. Российский подход к определению социального предпринимательства. Процесс институционализации социального предпринимательства в России. Ключевые игроки и особенности формирования организационного поля.
  • Тема 8. Политические инвестиции бизнеса
    Финансирование избирательных кампаний как социальный процесс. Добровольные и вынужденные политические инвестиции бизнеса. Борьба различных финансово-промышленных групп за доступ к ресурсам. Риски политических инвестиций и способы их минимизации.
  • Тема 9. Государственная аграрная политика
    Государственная аграрная политика в контексте общего политического курса. Вехи аграрной политики в современной России: приватизация земель и создание фермерства, приоритетный национальный проект «Развитие АПК», принятие Доктрины продовольственной безопасности, вступление во Всемирную торговую организацию, импортозамещение как ответ на западные санкции. Оценка степени последовательности российской аграрной политики.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарских занятиях
  • неблокирующий Домашнее задание
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    Студенту предлагается «автомат» по учебной дисциплине, если оценки за все эле-менты контроля у него не ниже 6 баллов. В этом случае оценка по учебной дисциплине рассчитывается на основе следующих весов: ОД = 0,42 * ОС + 0,29 * ОДЗ + 0,29 * ОК. Студент вправе отказаться от получения «автомата» и написать экзаменационную работу на общих основаниях.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Cтребков, Д., & Шевчук, А. (2009). Фрилансеры На Электронных Рынках: Роль Социальных Связей. Экономическая Социология, (5). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15693020
  • Андрияшин, Н. (2007). Понятие Рынка В Маркетинге. Экономическая Социология, (1). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15692852
  • Радаев, В. (2010). Рынок Как Цепь Обменов Между Организационными Полями. Экономическая Социология, (3). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15693055

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Фрилансеры в информационной экономике: как россияне осваивают новые формы организации труда и зан..., Стребков, Д. О., 2009