Зибер Инна Арнольдовна
- Заведующий лабораторией:Факультет гуманитарных наук / Научно-учебная лаборатория социогуманитарных исследований Севера и Арктики
- Доцент:Факультет гуманитарных наук / Школа лингвистики
- Начала работать в НИУ ВШЭ в 2017 году.
- Научно-педагогический стаж: 6 лет.
Образование, учёные степени
- 2020Кандидат филологических наук
- 2018
Аспирантура: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, специальность «Языкознание и литературоведение», квалификация «Исследователь, преподаватель-исследователь»
- 2015
Специалитет: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, специальность «филология», квалификация «Филолог. Преподаватель русского языка и литературы»

Группа высокого профессионального потенциала (кадровый резерв НИУ ВШЭ)
Категория "Новые преподаватели до 30 лет" (2019-2020)
Учебные курсы (2023/2024 уч. год)
- Древние языки (латинский и старославянский) (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 1-3 модуль)Рус
- Мифология, фольклор и искусство народов России и сопредельных стран (Майнор; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1, 2 модуль)Рус
- Национальное в литературе и кино (Майнор; где читается: Факультет гуманитарных наук; 3, 4 модуль)Рус
- Современный русский язык с точки зрения методики его преподавания иностранцам (фонетика, морфология, синтаксис, семантика) (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 2-4 модуль)Рус
- Теория языка (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 3, 4 модуль)Рус
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2022/2023 уч. год)
- Древние языки (латинский и старославянский) (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 1-3 модуль)Рус
- Мифология, фольклор и традиционное искусство народов России и сопредельных территорий (Майнор; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1, 2 модуль)Рус
- Национальное в литературе и кино (Майнор; где читается: Факультет гуманитарных наук; 3, 4 модуль)Рус
- Север и Арктика с точки зрения социальных и гуманитарных наук (Общеуниверситетский факультатив; 1, 2 модуль)Рус
- Современный русский язык с точки зрения методики его преподавания иностранцам (фонетика, морфология, синтаксис, семантика) (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 2-4 модуль)Рус
- Теория и практика русского литературного языка (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 1-й курс, 3 модуль)Рус
- Теория языка (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 3, 4 модуль)Рус
- Теория языка в школе (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 1, 2 модуль)Рус
Учебные курсы (2021/2022 уч. год)
- Древние языки (латинский и старославянский) (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 1-3 модуль)Рус
- Мифология, фольклор и традиционное искусство народов России и сопредельных территорий (Майнор; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1, 2 модуль)Рус
- Национальное в литературе и кино (Майнор; где читается: Факультет гуманитарных наук; 3, 4 модуль)Рус
- Север и Арктика с точки зрения социальных и гуманитарных наук (Общеуниверситетский факультатив; 1, 2 модуль)Рус
- Современный русский язык с точки зрения методики его преподавания иностранцам (фонетика, морфология, синтаксис, семантика) (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Theoretical Models and Methods in Language Description (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 3, 4 модуль)Анг
- Теория и практика русского литературного языка (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 1-й курс, 3 модуль)Рус
- Теория языка (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 3, 4 модуль)Рус
- Теория языка (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук (Нижний Новгород); 1-й курс, 3, 4 модуль)Рус
- Теория языка в школе (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 1-3 модуль)Рус
Учебные курсы (2020/2021 уч. год)
- Древние языки (латинский и старославянский) (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 1-3 модуль)Рус
- Мифология, фольклор и народное искусство народов России и ближнего зарубежья (Майнор; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1, 2 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар "Экспериментально-фонетические методы в полевых исследованиях" (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 3, 4 модуль)Рус
- Национальное в литературе и кино (Майнор; где читается: Факультет гуманитарных наук; 3, 4 модуль)Рус
- Риторика: практика устной и письменной коммуникации (Бакалавриат; где читается: Факультет городского и регионального развития; 1-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Современный русский язык с точки зрения методики его преподавания иностранцам (фонетика, морфология, синтаксис, семантика) (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Theoretical Models and Methods in Language Description (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 3, 4 модуль)Анг
- Теория и практика русского литературного языка (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 1-й курс, 3 модуль)Рус
- Теория языка (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 3, 4 модуль)Рус
Учебные курсы (2019/2020 уч. год)
- Академическое письмо (русский язык) (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 3, 4 модуль)Рус
- Древние языки (латинский и старославянский) (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 1-3 модуль)Рус
- Риторика: практика устной и письменной коммуникации (Бакалавриат; где читается: Факультет мировой экономики и мировой политики; 1-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Современный русский язык с точки зрения методики его преподавания иностранцам (фонетика, морфология, синтаксис, стилистика) (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Theoretical Models and Methods in Language Description (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 3, 4 модуль)Анг
- Теория и практика русского литературного языка (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 1-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Теория языка (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 3, 4 модуль)Рус
- Языки, мифология и искусство народов России (Маго-лего; 3, 4 модуль)Рус
Учебные курсы (2018/2019 уч. год)
- Академическое письмо (русский язык) (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 3, 4 модуль)Рус
- Instrumental phonetics (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 3 модуль)Анг
- Латинский язык (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 1-3 модуль)Рус
- Современный русский язык с точки зрения методики его преподавания иностранцам (фонетика, морфология, синтаксис, семантика) (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Теория языка (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 3, 4 модуль)Рус
- Элементы русской языковой картины мира (Майнор; где читается: Факультет гуманитарных наук; 3, 4 модуль)Рус
- Языки, мифология и искусство народов России (Маго-лего; 3, 4 модуль)Рус
Учебные курсы (2017/2018 уч. год)
Публикации19
- Статья Kantserova A. O., Oknina L. B., Pitskhelauri D. I., Podlepich V. V., Masherov E. L., Vologdina Y. O., I. A. Sieber. Evoked Potentials Appearing in the Human Midbrain after Sounding of a Simple Tone / Пер. с рус. // Neuroscience and Behavioral Physiology. 2023. Vol. 53. No. 3. P. 358-364. doi
- Статья Oknina L. B., Kantserova A. O., Pitskhelauri D. I., Podlepich V. V., Portnova G. V., I. A. Sieber, Vologdina Y. O., Slezkin A. A., Lange A. M., Masherov E. L., Strelnikova E. V. The Role of the Midbrain in the Perception of Tone Sequences and Speech: An Analysis of Individual Studies / Пер. с рус. // Human Physiology. 2023. Vol. 49. No. 4. P. 347-356. doi
- Статья Окнина Л. Б., Канцерова А. О., Пицхелаури Д. И., Подлепич В. В., Портнова Г. В., Зибер И. А., Вологдина Я. О., Слёзкин А. А., Ланге А. М., Машеров Е. Л., Стрельникова Е. В. Роль среднего мозга в восприятии тональных последовательностей и речи: анализ индивидуальных наблюдений // Физиология человека. 2023. Т. 49. № 4. С. 30-40. doi
- Статья Канцерова А. О., Окнина Л. Б., Пицхелаури Д. И., Подлепич В. В., Машеров Е. Л., Вологдина Я. О., Зибер И. А. Вызванные потенциалы среднего мозга человека, появляющиеся после окончания звучания простого тона // Журнал высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова. 2022. Т. 72. № 5. С. 707-716. doi
- Глава книги Зибер И. А., Окнина Л. Б., Подлепич В. В., Вологдина Я. О., Машеров Е. Л., Забодаев С. В., Стрельникова Е. В., Канцерова А. О., Пицхелаури Д. И. К вопросу о нейрофизиологических механизмах осознания собственного имени: факторный анализ потенциалов, связанных с событиями (ПСС) // В кн.: Обработка и интеграция информации в сенсорных сиcтемах: от внешнего сигнала к сложному образу: тезисы докладов научной конференции, посвященной 90-летию со дня рождения академика И.А. Шевелева (29–30 сентября 2022 г.); Институт высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН. М. : Квант Медиа, 2022. С. 84-89.
- Глава книги Канцерова А. О., Окнина Л. Б., Машеров Е. Л., Подлепич В. В., Вологдина Я. О., Ланге А. М., Зибер И. А., Пицхелаури Д. И. Потенциалы среднего мозга человека, вызванные различными звуковыми стимулами: анализ клинических случаев // В кн.: Сборник трудов XXV научной школы-конференции молодых ученых по физиологии высшей нервной деятельности и нейрофизиологии. М. : Общество с ограниченной ответственностью «Квант Медиа», 2021. С. 147-152.
- Глава книги Канцерова А. О., Окнина Л. Б., Машеров Е. Л., Подлепич В. В., Вологдина Я. О., Ланге А. М., Пицхелаури Д. И., Зибер И. А. Средний мозг человека отвечает на конец звукового стимула изменением потенциала // В кн.: Клиническая нейрофизиология и нейрореабилитация / Сборник статей и тезисов Восьмой всероссийской научно-практической конференции с международным участием. СПб. : ООО «Оборудование для нейрофизиологии и функциональной диагностики», 2020. С. 61-62.
- Статья Зибер И. А., Мороз Г. А. Исследование акустической вариативности s методом главных компонент // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2019. № 1. С. 49-64. doi
- Глава книги Sieber I. Sonorants in Amguema Chukchi, in: Первая конференция по уральским, алтайским и палеоазиатским языкам. Памяти А. П. Володина. Тезисы докладов международной научной конференции. Санкт-Петербург 6—8 декабря 2018 г. СПб. : Институт лингвистических исследований РАН, 2018. doi P. 141-142. doi
- Статья Зибер И. А. Вариативность и звуковые изменения: о случаях ассимилятивной лабиализации гласных // Acta Linguistica Petropolitana. Труды института лингвистических исследований. 2018. Т. XIV. № II. С. 243-270. doi
- Глава книги Зибер И. А. О консонантизме амгуэмского говора чукотского языка // В кн.: Малые языки в большой лингвистике. Сборник трудов конференции 2017. М. : Буки Веди, 2018. С. 70-76.
- Глава книги Зибер И. А. Типология ассибилятивных переходов в языках России // В кн.: Пятнадцатая Конференция по типологии и грамматике для молодых исследователей. Тезисы докладов (Санкт-Петербург, 22-24 ноября 2018 г.). СПб. : ИЛИ РАН, 2018. doi С. 54-57. doi
- Статья Зибер И. А. Фонетическая интерференция в русской речи чукчей (консонантизм) // Томский журнал лингвистических и антропологических исследований. 2018. № 1. С. 9-19. doi
- Глава книги Sieber I. Chukchi-Russian phonetic interference: focus on consonants, in: Языковые контакты в циркумполярном регионе. 27–29 октября 2017 г. Институт языкознания РАН, Москва: Тезисы конференции. M. : -, 2017. P. 43-44.
- Глава книги Мороз Г. А., Зибер И. А. К типологии систем сибилянтов: параметры вариативности [s] // В кн.: Четырнадцатая конференция по типологии и грамматике для молодых исследователей. Тезисы докладов. (Санкт-Петербург, 23-26 ноября 2017 г.). СПб. : Издательство Нестор-История, 2017. С. 113-115.
- Статья Зибер И. А. Преодолевшие сонорность: переход /v/>/z/ и другие явления начала слова в бесермянском удмуртском // Вестник Московского университета. Серия 9: Филология. 2017. № 2. С. 140-149.
- Статья Зибер И. А. Свистящие и шипящие в письменной речи школьников: к типологии ошибок // Русская словесность. 2017. № 1. С. 93-99.
- Статья Зибер И. А. Перевод с «молодежного» на русский литературный // Русская словесность. 2016. № 2. С. 73-77.
- Глава книги Зибер И. А. Предударный и ударный слоги как единый комплекс: о случаях ассимилятивной лабиализации гласных // В кн.: Тринадцатая Конференция по типологии и грамматике для молодых исследователей. Тезисы докладов и лекций (Санкт-Петербург, 24–26 ноября 2016 г.). СПб. : Издательство Нестор-История, 2016. С. 60-61.
Конференции
- 2019Association for Linguistic Typology 13th Biennial Conference (ALT2019) (Павия). Доклад: Assibilation typology (based on languages of Russia)
- 2018Пятнадцатая Конференция по типологии и грамматике для молодых исследователей (Санкт-Петербург). Доклад: Типология ассибилятивных переходов в языках России
- Первая конференция по уральским, алтайским и палеоазиатским языкам. Памяти А. П. Володина (Санкт-Петербург). Доклад: Sonorants in Amguema Chukchi
- 2017Language contact in the circumpolar world (Москва). Доклад: Chukchi-Russian phonetic interference: focus on consonants
- Четырнадцатая Конференция по типологии и грамматике для молодых исследователей (Санкт-Петербург). Доклад: К типологии систем сибилянтов: параметры вариативности [s]
- 2016Тринадцатая Конференция по типологии и грамматике для молодых исследователей (Санкт-Петербург). Доклад: Предударный и ударный слоги как единый комплекс: о случаях ассимилятивной лабиализации гласных
Опыт работы
Частная школа «Европейская гимназия» (г. Москва), учитель русского языка и литературы — 2015 г.
ГБОУ «Пятьдесят седьмая школа» (г. Москва), учитель лингвистики — 2023 г.
Информация*
- Общий стаж: 2 года
- Научно-педагогический стаж: 6 лет
- Преподавательский стаж: 2 года
Определены победители конкурса постпродакшен
6 проектов по итогам экспедиций 2022-2023 гг получат финансирование на реализацию продуктов по материалам исследовательских экспедиций программы «Открываем Россию заново».
Восьмая чукотская экспедиция: мудрости прошлого и настоящего
С 26 июня по 24 июля 2023 года состоялась восьмая экспедиция по изучению и документации чукотского языка. Как и в прошлые годы, сотрудники Лаборатории социогуманитарных исследований Севера и Арктики и студенты Школы лингвистики ездили в село Амгуэма Иультинского района Чукотского автономного округа.
Седьмая чукотская экспедиция в село Амгуэма: лучше поздно, чем никогда
С 31 июля по 30 августа 2022 г. прошла седьмая экспедиция по изучению и документации чукотского языка в село Амгуэма. Накануне очередной экспедиции, которая должна состояться в июне–июле 2023 г., рассказываем об опыте прошлого года.
Сергей Кудряшов и сонорность на фонетическом кружке Лаборатории
20 апреля состоялось седьмое заседание фонетического кружка при Арктической лаборатории! Сергей Кудряшов рассказал о том, как иерархия сонорности проявляет себя в типологии и перцепции слоговой структуры.
Открытая лекция Инны Зибер в КЦ ЗИЛ
7 февраля на лектории Вышки в здании культурного центра ЗИЛ состоялась открытая лекция Инны Зибер «Невероятная Чукотка: быт, культура, язык».
Инна Зибер рассказала о полевой лингвистике в лектории ВДНХ
27 ноября заведующая лабораторией Инна Зибер выступила с лекцией в музее славянской письменности СЛОВО. Мы знамениты — трансляцию и запись лекции посмотрело больше 20 тысяч человек!
Майнор сотрудников Арктической лаборатории выпустил второй набор студентов
Сотрудники Арктической лаборатории уже несколько лет организуют майнор «Народы России и сопредельных территорий: языки, фольклор, культура». Этим летом уже второй набор майнора завершается курсом «Национальное в литературе и кино», который одни сотрудники Лаборатории ведут, а другие — слушают.
Объявлены лауреаты Конкурса на лучшие работы на русском языке
6 июня 2022 года были объявлены победители Конкурса лучших русскоязычных научных и научно-популярных работ среди работников НИУ ВШЭ. Поздравляем наших коллег с заслуженными наградами!
Результаты Конкурса лучших научных и научно-популярных работ сотрудников НИУ ВШЭ на русском языке
6 июня были подведены итоги Конкурса лучших русскоязычных научных и научно-популярных работ работников НИУ ВШЭ. Среди победителей — сотрудники Школы лингвистики.
Стажёры-исследователи Лаборатории защитили свои третьи курсовые
Ксения Лапшина, Любовь Баркова, Алексей Бакланов и Матвей Мордасов, стажёры-исследователи Арктической лаборатории, 30 и 31 мая защищали свои исследования этого года вместе с другими третьекурсниками ОП ФиКЛ.
Шестая Великая Чукотская экспедиция: лингвистика и логистика
27 августа, проведя около трёх недель на Чукотке, две из которых за работой и не только в селе Амгуэма, одними из последних вернулись из летнего поля участники чукотской экспедиции — сотрудники Лаборатории социогуманитарных исследований Севера и Арктики, а также Лаборатории по формальным моделям в лингвистике и студенты Школы лингвистики. Шестая Великая Чукотская экспедиция, она же «Экспедиция по изучению и документации чукотского языка», подарила старым участникам долгожданную встречу с дорогими друзьями и любимым чукотским языком, а новичков познакомила с океаном, тундрой, настоящей полевой работой и удивительными людьми.
На семинаре Арктической лаборатории выступили участники чукотской экспедиции
6 октября состоялось очередное заседание научного семинара Арктической лаборатории, на котором участники Шестой Великой Чукотской экспедиции отчитались о своей работе.
Общеуниверситетский факультатив «Север и Арктика с точки зрения социальных и гуманитарных наук»
Арктическая лаборатория запустила общедоступный университетский факультатив на платформе «Онлайн-образование в НИУ ВШЭ», чтобы привлечь внимание студентов университета и внешних слушателей к арктическим исследованиям и проектам лаборатории.
В Арктической лаборатории прошёл выездной семинар
С 14 по 16 мая Научно-учебная лаборатория социогуманитарных исследований Севера и Арктики провела первый выездной интенсивный семинар недалеко от города Кубинка, где сотрудники и сотрудницы лаборатории сплотились, поделились своим экспедиционным опытом, обсудили методы и междисциплинарные проекты лаборатории (а также поели шашлыка — жаль, не из оленины).
В Школе лингвистики состоялись защиты курсовых работ на втором курсе
27 мая студенты второго курса бакалаврской программы «Фундаментальная и компьютерная лингвистика» защищали свои курсовые работы. Традиционно на втором курсе студенты готовят постеры о своих исследованиях.
В структуре ФГН появятся новые лаборатории
Подведены итоги конкурса проектов по созданию НУЛ в структуре факультетов. В число победителей вошли проекты факультета гуманитарных наук: Лаборатория социогуманитарных исследований Севера и Арктики и Научно-учебная лаборатория исследований советского искусства 1917–1991 гг. Поздравляем коллег и желаем удачи в исследованиях!
В Вышке открывается Лаборатория социогуманитарных исследований Севера и Арктики
Исследования языков и культур арктического региона, в первую очередь полевые, имеют в Высшей школе экономики богатую историю в рамках Школы лингвистики и других подразделений факультета гуманитарных наук. Новая лаборатория объединит близкие друг другу лингвистические, социолингвистические и социально-антропологические проекты в рамках отдельного подразделения.
Студенты и сотрудники Вышки на конференции ALT–2019
4–6 сентября 2019 года в итальянском городе Павия прошла 13-я конференция Ассоциации лингвистической типологии ALT–2019. Важнейшую роль на этой конференции играли студенты и сотрудники НИУ ВШЭ.
«Камчатка своеобразной этиологии»: эвенская экспедиция НИУ ВШЭ—2019
В июне–июле 2019 года студенты и преподаватели Школы лингвистики съездили в лингвистическую экспедицию на Камчатку. Эта экспедиция — продолжение серии чукотско-камчатских экспедиций Школы, начатых в 2014 году. О том, как прошла экспедиция, рассказывают её участники (хором).
Экспедиции Школы лингвистики по программе «Открываем Россию заново»: начинаем новый сезон!
Бюро Совета Фонда образовательных инноваций НИУ ВШЭ рассмотрело заявки подразделений университета на организацию студенческих экспедиций «Открываем Россию заново». Среди поддержанных заявок — десять экспедиций Школы лингвистики!
Преподаватели и студенты Школы лингвистики на XV Конференции по типологии и грамматике для молодых исследователей
С 22 по 24 ноября в Институте лингвистических исследований РАН прошла XV Конференция по типологии и грамматике для молодых исследователей. Сотрудники и студенты Школы лингвистики приняли в ней активное участие.