• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Теория языка

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 45.03.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Виняр Алексей Игоревич, Даниэль Михаил Александрович, Зибер Инна Арнольдовна, Наследскова Полина Леонидовна, Панова Анастасия Борисовна, Подобряев Александр Владимирович, Рахман Денис Михайлович, Стенин Иван Андреевич
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 112

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая дисциплина знакомит с историей и современным состоянием основных разделов современной теоретической лингвистики — фонетики и фонологии, морфологии, синтаксиса, семантики. Она включает в себя следующие поддисциплины, преподаваемые на протяжении всего обучения в бакалавриате: • Фонетика и фонология • Морфология • Синтаксис • Семантика • Диахроническая лингвистика • Языковые процессы и лингвистические теории
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знание основных проблем и методов теоретической лингвистики
  • Умение применять полученные знания при лингвистическом анализе как в научно-исследовательской деятельности, так и в рамках прикладных задач по лингвистическому обеспечению автоматических систем обработки текстов
  • Овладение основными понятиями лингвистического анализа
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает различие между фонемой, звуком, звукотипом
  • Умеет дать артикуляционную характеристику конкретному звуку
  • Умеет определить слово по динамической спектрограмме
  • Умеет дать определение “акустических ключей” звука
  • Знает и помнит определение слоговых границ конкретного слова
  • Умеет описать типы интонационных контуров конкретного высказывания
  • Умеет дать определение и привести примеры гетероклитности
  • Знать, как охарактеризовать распространенные типы субстантивного словообразования
  • Знает различие между лексемой и словоформой
  • Может дать примеры неполной интеграции клитик
  • Может охарактеризовать особенности понятия слово в полисинтетическом языке
  • Знает морфологические техники
  • Может дать определение “трансфикса”
  • Может дать определение и описать типы редупликации
  • Может описать типы дистрибуции алломорфов
  • Может дать определение и привести примеры гетероклитности
  • Может охарактеризовать распространенные типы субстантивного словообразования
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Звуковые средства языка
    Сегментные и суперсегментные звуковые средства. Фонетические единицы и признаки. Целевая артикуляция, артикуляционный жест, слуховой образ; их соотношение. Звукотип. Фонема. Дискретность звукового облика слова и непрерывность звукового сигнала. Коартикуляция.
  • Артикуляционная фонетика
    Устройство речевого аппарата. Речевой тракт. Основные функциональные компоненты речепроизводства. Фонетические классификации. Контекстные изменения фонетических единиц: фонологические правила и фонетические процессы. Артикуляционная база русского языка. Основные способы исследования артикуляции.
  • Акустическая фонетика
    Речевой звук как колебательное движение. Физические характеристики звука. Виды колебаний: Источник звука, его типы. Явление резонанса. Речь как процесс фильтрации. Зависимость между свойствами источника и речевого тракта для разных звуков. Способы исследования акустических свойств речи. Осциллографический и спектральный анализ.
  • Перцептивная фонетика
    Этапы процесса восприятия. Прием и преобразование акустического сигнала. Устройство слухового аппарата. Полезные признаки звукового сигнала (акустические ключи). Лингвистический этап восприятия. Категориальность и нелинейность восприятия. Фонемная интерпретация сообщения – основные модели восприятия речи. Моторная теория речевосприятия.
  • Слог
    Шкала сонорности. Основные теории слогоделения. Неоднозначность слогоделения в русском литературном языке, ее причины. Универсальные принципы слогоделения и их иерар-хическая упорядоченность в русском языке. Разные типы слоговой организации ("волновая"и "квантовая") в различных языках. Теория оптимальности и алгоритм слогоделения в русском языке. Ресиллабификация.
  • Фразовая и словесная просодия
    Интонация. Функции интонации. Основные подходы к изучению интонации. Фонетические средства (компоненты интонации). Основные способы реализации просодических параметров – акцентная и интегральная, их использование в русском языке. Сфера действия фразового акцента. Пограничные сигналы. Интонационная транскрипция. Слоговые и словесные тоны.
  • Фонология
    Фонема. Соотношение понятий «фонема», «звук», «звукотип». Вопрос о единицах, фор-мирующих словарь знаков в языке. Основные функции фонемы и критерии фонемной иденти-фикации звуков в разных фонологических концепциях. Идеи И.А.Бодуэна де Куртенэ и их раз-витие в концепциях Московской и Ленинградской (Петербургской) фонологических школ. Фонологическая теория Пражского лингвистического кружка. Фонологическая система русского языка. Основные идеи и положения стандартной модели порождающей фонологии; ее эволюция и основные направления критики. Фонологическое описание в рамках теории оптимальности. Место классических фонологических концепций в интегральной модели звукового поведения человека.
  • Фонетическая типология
    Типология вокалических систем. Типология консонантных систем. Просодическая типология. Типология фонологических признаков. Основные типологические особенности русского языка. Базовые принципы фонетических классификаций. Транскрипция МФА (InternationalPhoneticAlfabet). Универсальная акустическая классификация Якобсона-Фаната-Халле.
  • Лексема и словоформа
    Отличие словоформы от токена. Отличие леммы от лексемы. Опорные формы.
  • Клитики
    Определение и свойства, с примерами. Примеры клитик из русского и/или английского языка. Неполная интеграция. Типичные функции (значения) клитик, какие из этих функций встречаются в русском языке. Типичные позиции клитик, позиция Вакернагеля (с примерами из русского). Энклиномены.
  • Слово
    Понятие флексии, агглютинации и изоляции. Переходные типы. Основные ареалы распростра-нения каждого из типов языков. Признаки флективных, агглютинативных и изолирующих языков. Словесные и несловесные языки. Слово в письменной и устной речи. Слово как цепочка между двумя пробелами. Фонетическое слово. Другие подходы к определению понятия слова. Многозначность понятия слова. Полисинтетические и изолирующие языки. Инкорпорация. Индекс синтетизма / аналитизма.
  • Позиционная типология морфем. Морфологические техники
    Место и техника выражения грамматических значений: два ключевых морфологических при-знака. Префиксация, суффиксация и их асимметрия. Аффиксация vs. другие способы выражения грамматических значений: апофонии, конверсии, супрасегментные характеристики. Сосуществование и конкуренция способов и техник выражения между собой.
  • Несегментная морфология и алломорфия
    Апофония, чередования согласных, усечение, лениция. Конверсия.
  • Алломорфия
    Алломорфия, понятие глубинной формы, типы чередований. Факторы, регулирующие выбор алломорфа. Связь между морфологическими техниками и алломорфическими явлениями.
  • Словоизменение
    Парадигма и её роль в определении лексемы и словоформы. Особые типы парадигмы: дефектные, избыточные, неполные парадигмы. Гетероклитность.
  • Словообразование
    Различия между словообразованием и словоизменением: регулярность, отсутствие / наличие семантических изменений, отсутствие / наличие изменений части речи и значимых синтаксических характеристик. Процессы, пограничные между словообразованием и словоизменением. Основные функциональные типы словообразовательных значений.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий экзамен
    Экзамен проводится в смешанной устной и письменной форме. Экзамен проводится на платформе Zoom (zoom.us). К экзамену необходимо подключиться за 5 минут до начала. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: возможность демонстрировать экран, микрофон, динамики. Для участия в экзамене студент обязан включить динамики и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: общаться друг с другом, использовать учебники. Во время экзамена студентам разрешено: пользоваться любым текстовым редактором. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается отсутствие студента не более 60 минут, сопровождающееся предупреждением экзаменатора об отсутствии и его причинах по электронной почте. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается отсутствие студента более 60 минут либо отсутствие студента более 30 минут без предупреждения и/или без объяснения, направленных экзаменатору по электронной почте заранее или в первой половине периода отсутствия. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи. Вопросы к экзамену вы-сылаются студентам не позже, чем за 2 недели до экзамена. Итоговая оценка может быть выше 8 только в случае решения дополнительных экзаме-национных задач; допуск к экзаменационным задачам обеспечивается выполнением экзамена-ционного задания
  • неблокирующий Контрольная работа 1
    Вопросы из контрольных, по которым студент дал неудовлетворительные ответы, могут быть включены в экзамен на правах дополнительных вопросов.
  • неблокирующий Контрольная работа 2
    Вопросы из контрольных, по которым студент дал неудовлетворительные ответы, могут быть включены в экзамен на правах дополнительных вопросов.
  • неблокирующий Домашние задания
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.1 * Домашние задания + 0.29 * Контрольная работа 1 + 0.29 * Контрольная работа 2 + 0.32 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Малышева Е.Г., Рогалева О.С. - Фонетика - Издательство "ФЛИНТА" - 2012 - 64с. - ISBN: 978-5-9765-1249-8 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/13021