• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2022/2023

Современный русский язык с точки зрения методики его преподавания иностранцам (фонетика, морфология, синтаксис, семантика)

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 45.04.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Когда читается: 1-й курс, 2-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Прогр. обучения: Русский как иностранный во взаимодействии языков и культур
Язык: русский
Кредиты: 9
Контактные часы: 96

Программа дисциплины

Аннотация

Данный курс продолжает курс с тем же названием, читающийся на первом году обучения, и посвящен особенностям русского языка у стандартных говорящих и у людей, унаследовавших его от родителей, но живущих вне языковой среды - эритажных носителей.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • В курсе изучается грамматика и стилистика стандартного русского языка и эритажного языка, а также особенности обучения эритажных носителей в смешанной группе.
  • Данный курс представляет собой первую часть читающейся на первом и втором году обучения дисциплины, посвященной современному русскому языку с точки зрения методики его преподавания иностранцам. На первом году обучения рассматриваются фонетика, семантика, морфология и основные морфосинтаксические явления русского языка.
  • Курс не является вводным и требует знания основных лингвистических терминов, понятий и теорий, рассматривавшихся в курсах "Введение в лингвистику", "Формальное представление естественного языка", "Функциональные модели естественного языка".
  • Пререквизитом курса является одноименный курс, читавшийся на первом году обучения.
  • В курсе рассматриваются основные вопросы русской фонетики, семантики и грамматики, вызывающие трудности у начинающих преподавателей РКИ. Курс подготовит слушателей к продуктивной работе в иностранной аудитории.
  • Прослушав данный курс, студенты научатся успешно обучать русскому языку иностранцев, а также его эритажных носителей: двуязычных детей и взрослых - как в смешанной, так и в несмешанной группе.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Используют основные принципы активного интегрального описания языка в преподавании конкретных грамматических тем иностранцам.
  • Могут воспроизвести основные идеи московской семантической школы.
  • Могут воспроизвести основные принципы интегрального описания языка, активного описания языка.
  • Могут дать определение основных грамматических терминов.
  • Могут дать толкование лексической единицы L, используя принципы Московской семантической школы.
  • Могут использовать основные идеи Московской семантической школы при объяснении иностранному студенту значения произвольной единицы русского языка.
  • Могут объяснить причину фонетической трудности Х для носителя языка Y.
  • Могут проинтерпретировать возможные причины грамматических ошибок иностранных студентов.
  • Могут прочитать и написать транскрипцию русского текста
  • Могут сформулировать правила употребления грамматических единиц в формате "если Р, то Q".
  • Воспроизводит не менее 2 стратегий обучения эритажных носителей в смешанной группе (HL + FL)
  • Воспроизводит не менее 3 особенностей уровней владения эритажным языком: HL1 + HL2
  • Воспроизводит определения ключевых понятий теории эритажного языка, может привести не менее 3 факторов, влияющих на формирование языковой компетенции у носителя эритажного языка.
  • Зная необходимое и достаточное количество социолингвистических параметров, относит говорящего к определенному типу носителей эритажного языка или к носителю L2.
  • Из существующей лингводидактической литературы студент выбирает материал, точно и полно отражающий грамматические явления, связанные с темой. Объясняет, почему такой-то и такой-то материал хорош, а такой-то и такой-то плох для урока.
  • Могут воспроизвести не менее 3 элементов каждого стиля речи, вызывающего трудности у носителей эритажного языка, могут дать студенту рекомендации, разрешающие эти трудности.
  • Находит грамматические ошибки в речи эритажных носителей, классифицирует их, определяет причины этих ошибок.
  • Определив тип носителя эритажного языка, может разработать программу его обучения по конкретному запросу.
  • Прочитав теоретическую литературу по теме, студент перифразирует основные положения прочитанного так, чтобы они были понятны и полезны иностранным учащимся.
  • Самостоятельно создает лингводидактические материалы по теме.
  • Студент воспроизводит определения основных понятий, связанных с темой.
  • Студент находит в тексте и интерпретирует явления, иллюстрирующие правила, связанные с темой, и ошибки на эти правила.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Эритажный язык и эритажные носители языка
  • Грамматика эритажного русского языка
  • Стилистика эритажного языка
  • Эритажные студенты в смешанной аудитории
  • Грамматика стандартного русского языка с точки зрения методики преподавания его иностранцам.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание
    После занятий студенты подучают письменное домашнее задание - эссе, которое выполняется онлайн и выкладывается на Google Drive в специальную папку курса. Каждый студент получает от преподавателя комментарии к эссе.
  • неблокирующий Тесты
    По окончании каждого раздела студенты пишут двадцатиминутный тест по его материалам.
  • неблокирующий Проект
    Студенты разрабатывают и защищают проект урока РКИ
  • неблокирующий Устный опрос
    Устный экзамен. За неделю до экзамена студенты получают письменное задание, которое должны сдать преподавателю за 2 дня до экзамена. На экзамене обсуждается выполненное задание. Студент отвечает на два вопроса по теме курса, которые ему не удалось достойно осветить в письменной части.
  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Викторина
    Тесты по материалам разделов
  • неблокирующий Письменная работа
    Каждый студент выбирает одну из грамматических тем, рассмотренных на занятиях, и описывает все этапы работы с этой темой на уроках РКИ.
  • неблокирующий Домашнее задание
    Письменные домашние задания по теме курса
  • неблокирующий Проект
    Студенты разрабатывают и защищают проект обучающего курса РКИ
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 3 модуль
    0.21 * Домашнее задание + 0.21 * Проект + 0.29 * Тесты
  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    0.6 * Устный опрос + 0.4 * Проект
  • 2023/2024 учебный год 2 модуль
    0.1 * Письменная работа + 0.2 * Викторина + 0.5 * Домашнее задание + 0.2 * Домашнее задание
  • 2023/2024 учебный год 3 модуль
    1 * Домашнее задание
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Современный русский язык, Розенталь, Д. Э., 2002

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Лисенкова, И. М., Современный русский язык. Лексическая семантика. Синтагматика лексических единиц : учебное пособие / И. М. Лисенкова. — Москва : Русайнс, 2018. — 133 с. — ISBN 978-5-4365-0500-8. — URL: https://book.ru/book/925949 (дата обращения: 25.08.2023). — Текст : электронный.
  • Милославский, И. Г.  Современный русский язык. Культура речи и грамматика : учебное пособие для академического бакалавриата / И. Г. Милославский. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 163 с. — (Бакалавр. Академический курс. Модуль). — ISBN 978-5-534-07851-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/434557 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Современный русский язык : учебное пособие для вузов / А. В. Глазков, Е. А. Глазкова, Т. В. Лапутина, Н. Ю. Муравьева ; под редакцией Н. Ю. Муравьевой. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 230 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-06912-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/437826 (дата обращения: 28.08.2023).