• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2022/2023

Север и Арктика с точки зрения социальных и гуманитарных наук

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Общеуниверситетский факультатив
Когда читается: 1, 2 модуль
Охват аудитории: для всех
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 144

Программа дисциплины

Аннотация

Основная цель предлагаемого курса — сформировать у студентов всестороннее представление об обширном регионе, который условно называется «Север и Арктика», и познакомить их с основными тенденциями изучения этого региона в современных социальных и гуманитарных науках. На семинарских занятиях обучающиеся обсуждают тексты современных исследований, посвященных этому региону. Подробно рассматриваются темы индустриализации Арктики и Севера и социальные проблемы коренных малочисленных народов Севера. В результате освоения дисциплины слушатель должен: иметь представление о границах и географии изучаемого региона, об истории заселения и о составе населения Арктики и Сибири, а также об основных демографических и этнокультурных процессах в регионе; уметь критически анализировать концепцию «освоения» региона и характер отношений между различными категориями населения региона, а также современные этнокультурные и этноязыковые процессы в регионе; иметь навыки анализа актуальных экономических процессов и основных экологических проблем в регионе, а также современной политико-экономической ситуации в регионе и роли Арктики и Севера в глобальных политических и экономических процессах; обладать знаниями о трансграничных и транснациональных процессах в регионе, повседневной жизни и социальном взаимодействии на Севере, о различных типах расселения и об особенностях мобильности и коммуникаций на Севере, а также об особенностях социальной жизни на Севере.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • сформировать у студентов всестороннее представление о Севере и Арктике
  • познакомить студентов с основными тенденциями изучения Севера и Арктики в современных социальных и гуманитарных науках
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • анализирует характер отношений между различными категориями населения региона
  • имеет представление о границах изучаемого региона
  • имеет представление о повседневной жизни и социального взаимодействия на Севере
  • имеет представление о различных типах расселения в регионе (городские, сельские поселения, в том числе моногорода, и кочевой образ жизни)
  • имеет представление о роли Арктики и Севера в глобальных политических и экономических процессах
  • имеет представление о современной политико-экономической ситуации в регионе
  • имеет представление о составе населения изучаемого региона
  • имеет представление о трансграничных и транснациональных процессах в регионе
  • имеет представление о физической географии изучаемого региона
  • имеет представление о языковой ситуации на территории изучаемого региона
  • имеет представление об актуальных экономических процессах в изучаемом регионе
  • имеет представление об истории заселения Арктики и Сибири
  • имеет представление об основных демографических и этнокультурных процессах в изучаемом регионе
  • имеет представление об основных экологических проблемах в изучаемом регионе
  • имеет представление об особенностях мобильности и коммуникаций на Севере
  • имеет представление об особенностях социальной жизни на Севере (сети обмена и взаимопомощи, subsistence economy и др.)
  • имеет представление об этнической карте изучаемого региона
  • критически анализирует концепцию «освоения» региона
  • критически анализирует современные этнокультурные и этноязыковые процессы в регионе
  • критически осмысляет общественно-политический дискурс в отношении изучаемого региона
  • представляет себе историю промышленного освоения Сибири и Арктики
  • различает и уверенно использует термины, называющие отдельные части региона (Арктика, Север, Сибирь и так далее)
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в североведение
  • История заселения и современное население Севера и Сибири
  • Арктика, Север и Сибирь: история освоения
  • Языки и народы Арктики и Сибири
  • Экономика и экология Арктики, Сибири и Севера
  • Арктика в глобальном контексте
  • Жизнь на Севере
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Эссе
    Эссе по соответствующим темам (Население Арктики; Экономика и экология Арктики; Повседневность Арктики) объёмом 1-1,5 тыс. слов
  • неблокирующий Итоговое эссе для высших оценок
    Обобщающее эссе по всей программе курса (тема выбирается свободно) для получения оценок 9 и 10.
  • неблокирующий Активность на занятиях
    Активность на семинарских занятиях
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.15 * Активность на занятиях + 0.25 * Эссе + 0.2 * Итоговое эссе для высших оценок
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Арефьев, А. Л.  Социология языка. Языки коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока : монография / А. Л. Арефьев ; под редакцией Г. В. Осипова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 355 с. — (Актуальные монографии). — ISBN 978-5-534-10786-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/431519 (дата обращения: 28.08.2023).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Народы Севера России: обычаи, традиции, культура : справочное издание / А. П. Садохина, Ю. П. Шабаева, — Москва : КноРус, 2017. — 750 с. — ISBN 978-5-406-06471-9. — URL: https://book.ru/book/928865 (дата обращения: 25.08.2023). — Текст : электронный.