Лебедева Анна Александровна
- Начала работать в НИУ ВШЭ в 2011 году.
- Научно-педагогический стаж: 17 лет.
Образование, учёные степени
- 2013Кандидат психологических наук: МГУ им. М.В. Ломоносова, специальность 19.00.01 «Общая психология, психология личности, история психологии», тема диссертации: Субъективное благополучие лиц с ограниченными возможностями здоровья
- 2011
Аспирантура: Московский городской психолого-педагогический университет, факультет: Психологического консультирования, специальность «19.00.01. Общая психология, психология личности, история психологии»
- 2006
Специалитет: Северный международный университет, факультет: Социально-гуманитарный, специальность «Психология», квалификация «Психолог.Преподаватель психологии»
Опыт работы
2020–наст. время - доцент, департамент психологии, факультет социальных наук, НИУ ВШЭ, Москва, Россия
2018–наст. время - научный сотрудник, Лаборатория сравнительных исследований качества жизни, Томский государственный университет, Томск, Россия
Октябрь 2014 г.–наст. время - старший научный сотрудник (до февраля 2017 г. – научный сотрудник), Международная лаборатория позитивной психологии личности и мотивации, НИУ ВШЭ, Москва, Россия
2015 - научный сотрудник, Государственный центр содействия семейному воспитанию “Вера. Надежда. Любовь”, Москва, Россия
2014–2016 - доцент, факультет психологии, Московский психолого-социальный университет, Москва, Россия
2014–2015 - старший научный сотрудник, Институт проблем интегративного (инклюзивного) образования, Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва, Россия
2011–2014 - научный сотрудник, Лаборатория позитивной психологии и качества жизни НИУ ВШЭ, Москва, Россия
2009–2013 - научный сотрудник, Лаборатория развития личности лиц с ограниченными возможностями здоровья, Институт проблем интегративного (инклюзивного) образования, Московский городской психолого-педагогический университет, Москва, Россия
2009 г. - научный сотрудник, Исследовательская группа на базе Лаборатории социально-психологических проблем образования, Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва, Россия
Информация*
- Общий стаж: 17 лет
- Научно-педагогический стаж: 17 лет
- Преподавательский стаж: 5 лет
Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки
2018 - Способствовать росту. Процессы изменения, сопровождающие психотерапию и консультирование: 26-30 Апреля. Общество логотерапии и экзистенциального анализа. GLE-International, Дрезден, Германия.
2016 - Осенняя школа по математическому анализу данных: 24-30 октября. НИУ ВШЭ, Москва, Россия.
2014 - Осенняя школа по математическому анализу данных: 20-28 октября. Учебный Центр "Вороново", НИУ ВШЭ, Москва, Россия.
2010 - Первая летняя школа ISCAR для аспирантов "Методология культурно-исторического исследования: переосмысление прошлого ради будущего": 20-24 июня. Московский городской психолого-педагогический университет (МГППУ) и Международное общество культурно-исторических и деятельностных исследований (ISCAR), Москва, Россия
Учебные курсы (2022/2023 уч. год)
- Методологические основы психологии (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 1 модуль)Рус
- Методология российской психологии личности (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 3, 4 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар "Позитивная психология" (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 1-3 модуль)Рус
- Психология здоровья (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 4-й курс, 3 модуль)Рус
- Семинар наставника (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2021/2022 уч. год)
- Методология российской психологии личности (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 3, 4 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар "Позитивная психология" (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 1-3 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар "Позитивная психология" (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Проектный семинар "Прикладная позитивная психология" (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 1-3 модуль)Рус
- Проектный семинар "Прикладная позитивная психология" (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Профессиональное развитие психолога (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 1 модуль)Рус
- Психология здоровья (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 4-й курс, 3 модуль)Рус
- Теория и методология современной психологии (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 1, 2 модуль)Рус
Учебные курсы (2020/2021 уч. год)
- Методология российской психологии личности (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 3, 4 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар "Позитивная психология" (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Проектный семинар "Прикладная позитивная психология" (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Психология здоровья (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 4-й курс, 3 модуль)Рус
- Теория и методология современной психологии (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 1, 2 модуль)Рус
Учебные курсы (2019/2020 уч. год)
- Психология здоровья (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 4-й курс, 3 модуль)Рус
- Психология эмоций и мотивации (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 3, 4 модуль)Рус
Учебные курсы (2018/2019 уч. год)
Учебные курсы (2017/2018 уч. год)
Достижения и поощрения
- Персональная надбавка ректора (2020-2021)
- Персональная надбавка ректора (2019-2020)
Гранты
Проект № 18-18-00480 «Субъективные индикаторы и психологические предикторы качества жизни», выполняемый при поддержке Российского научного фонда (2018-2020; 2021-2022); исполнитель.
Проект №22-1-008882 «Реабилитация бездомных людей: поиск оптимальной методики и оценка ее эффективности на примере работы приюта "Теплый прием"», выполняемый совместно с социально-реабилитационным центром «Теплый прием» при поддержке Фонда грантов Президента РФ на развитие гражданского общества (2021-2022); проведение научных работ (руководитель научной группы).
Проект №20-113-50680 Экспансия «Практики работы с бездомными: перспектива возвращения «невидимой» личности», выполняемый при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (2020-2021); руководитель.
Проект №20-2-010035 «Обучающее социально-психологическое исследование качества жизни больных с несовершенным остеогенезом и другой костной патологией "Образ жизни"», выполняемый совместно с Благотворительным фондом «Хрупкие люди» при поддержке Фонда грантов Президента РФ на развитие гражданского общества (2020-2021); проведение научных работ (исполнитель).
Проект № 17-06-01009 «Личностное развитие в период перехода от детства к взрослости: психологические механизмы, индикаторы и траектории», выполняемый при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (2017-2019); исполнитель.
Проект №16-06-00991 «Исследование индивидуально-психологических
особенностей родительства в биологической и замещающей семье с особым ребенком», выполняемый при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (2016); руководитель.
Инициативный образовательный проект «Инклюзивная высшая школа: создание комфортной образовательной среды для студентов с ограниченными возможностями здоровья», выполняемый при поддержке Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (конкурс программы Кадрового резерва) (2016); исполнитель.
Проект №13-36-01049 «Исследование развития личности учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях профессионального образования», выполняемый при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (2013 - 2015); исполнитель.
Исследовательский проект «Смысловые и регуляторные ресурсы психологического благополучия», научно-учебная группа позитивной психологии и качества жизни, Центр фундаментальных исследований НИУ ВШЭ (2013); исполнитель.
Исследовательский проект «Позитивная психология как подход к исследованию и экспертизе качества жизни», научно-учебная группа позитивной психологии и качества жизки, Центр фундаментальных исследований НИУ ВШЭ (2012); исполнитель.
Исследовательский проект «Субъективное благополучие и качество жизни: подходы, критерии и индикаторы», научно-учебная группа позитивной психологии и качества жизки, Центр фундаментальных исследований НИУ ВШЭ (2011); исполнитель.
Книги2
- Книга Леонтьев Д. А., Лебедева А. А., Александрова Л. А. Развитие личности и психологическая поддержка учащихся с ОВЗ в условиях инклюзивного профессионального образования. М. : Смысл, 2017.
- Книга Волконская М. А., Лебедева А. А. Рекомендации для преподавателей Высшей школы экономики по работе со студентами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. М. : [б.и.], 2016.
Статьи и главы в книгах37
- Глава книги Leontiev D., Osin E. N., Lebedeva A. Positive Psychology in Russia, in: The International Handbook of Positive Psychology. Cham : Springer, 2022. doi Ch. 10. P. 277-305. doi
- Статья Витко Ю. С., Золотарева А. А., Лебедева А. А., Линч М. Ф. Адаптация русскоязычной версии Шкалы духовного смысла Н. Маскаро // Вопросы психологии. 2022. Т. 68. № 4. С. 1-14. (в печати)
- Статья Золотарева А. А., Марчук Л. А., Лебедева А. А., Фам А. Х., Яркин А. В. Психометрические свойства русскоязычной версии шкалы страсти к делу Р. Валлеранда // Организационная психология. 2022. Т. 12. № 1. С. 51-69. doi
- Глава книги Лебедева А. А., Витко Ю. С. Роль и место религиозного опыта в переживании духовного кризиса // В кн.: Психическое здоровье и религиозность: Материалы международной конференции «Попечение Церкви о душевнобольных. Церковь и психиатрия: грани сотрудничества» (Москва, 26–27 ноября 2021 г.). СПб. : Скифия-принт, 2022. С. 115-124.
- Глава книги Воеводина Е. Ю., Лебедева А. А. "Жизненная цель": смысл жизни как главный смыслообразующий мотив в теории деятельности А.Н. Леонтьева // В кн.: Психологические проблемы смысла жизни и акме: Электронный сборник материалов XXVI Международного симпозиума. М. : ДГУ-ПИ РАО, 2021. С. 57-60. doi
- Статья Витко Ю. С., Лебедева А. А. Практики работы с бездомными: перспектива возвращения «невидимой» личности // Социальная психология и общество. 2021. Т. 12. № 4. С. 146-169. doi
- Глава книги Каштанова Т. А., Лебедева А. А. Ценность жизни у детей с несовершенным остеогенезом (на примере проекта благотворительного фонда помощи больным несовершенным остеогенезом и другой костной патологией "Хрупкие люди") // В кн.: Психологическое здоровье личности: теория и практика: Сборник статей Международной научно-практической конференции. Издательство СКФУ, 2021. С. 35-38.
- Глава книги Витко Ю. С., Лебедева А. А. Духовность как предмет психологического исследования бездомного // В кн.: II Международная конференция по консультативной психологии и психотерапии, посвященная памяти Федора Ефимовича Василюка: сборник материалов Вып. 1. М. : ФБГНУ «Психологический институт РАО», 2020. С. 44-48. doi
- Глава книги Каштанова Т. А., Лебедева А. А. Культурно-историческая психология современного искусства: функции и специфика // В кн.: Актуальные проблемы культурно-исторической психологии: материалы Первого международного симпозиума по культурно-исторической психологии (Новосибирск, 17–19 ноября 2020 г.). Издательство НГПУ им. К. Минина, 2020. С. 433-439.
- Статья Рассказова Е. И., Леонтьев Д. А., Лебедева А. А. Пандемия как вызов субъективному благополучию: тревога и совладание // Консультативная психология и психотерапия. 2020. Т. 28. № 2. С. 90-108. doi
- Статья Кропочева Н. В., Лебедева А. А. Перспективы феноменологического подхода в психиатрии: проблема понимания пациента // Неврологический вестник. Журнал им. В.М. Бехтерева. 2020. Т. 52. № 1. С. 68-71.
- Статья Рассказова Е. И., Лебедева А. А. Скрининговая шкала позитивных и негативных переживаний Э. Динера: апробация русскоязычной версии // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2020. Т. 17. № 2. С. 250-263. doi
- Статья Kalgin A., Kalgina O., Lebedeva A. Publication Metrics as a Tool for Measuring Research Productivity and Their Relation to Motivation / Пер. с рус. // Educational studies. 2019. No. 1. P. 44-86. doi
- Статья Витко Ю. С., Лебедева А. А. Духовность как индикатор качества жизни, связанного с психическим здоровьем // Неврологический вестник. Журнал им. В.М. Бехтерева. 2019. Т. 51. № 4. С. 88-91.
- Глава книги Лебедева А. А., Витко Ю. С. Духовные ресурсы психологического благополучия личности [Spiritual resources of psychological well-being] // В кн.: Здоровье как ресурс: 2.0. Н. Новгород : Издательство НИСОЦ, 2019. С. 377-381.
- Статья Калгин А. С., Калгина О. В., Лебедева А. А. Оценка публикационной активности как способ измерения результативности труда ученых и ее связь с мотивацией // Вопросы образования. 2019. № 1. С. 44-86. doi
- Статья Лебедева А. А., Костенко В. Ю. Субъективное здоровье в поле проблем психологии и психиатрии // Неврологический вестник. Журнал им. В.М. Бехтерева. 2019. Т. 51. № 4. С. 98-101.
- Глава книги Лебедева А. А. Инвалидность как вызов личностному развитию: парадоксальная диалектика ограниченности и благополучия [Disability as a challenge to personal development: a paradoxical dialectic of limitation and well-being] // В кн.: Обратная сторона Луны, или что мы НЕ знаем об инвалидности: антропологический взгляд. М. : ООО "Издательство МБА", 2018. С. 75-92.
- Глава книги Алехина С. В., Лебедева А. А., Смольникова М. Н. "Инклюзивная повестка" высшего образования в России: актуальные проблемы и текущие решения // В кн.: Доступная образовательная среда: опыт создания, проблемы и перспективы: материалы Всероссийской научно-практической интернет-конференции, г. Кемеровово, 01 февраля-31 марта 2017 года / Под общ. ред.: Е. Пахомова, А. Чепкасов, Л. Чванова, О. Красношлыкова, Т. Игонина, Л. А. Александрова. Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, 2017. С. 5-12.
- Статья Leontiev D., Lebedeva A., Kostenko V. Pathways of Personality Development: Following Lev Vygotsky’s Guidelines // Educational studies. 2017. No. 2. P. 98-112. doi
- Глава книги Костенко В. Ю., Лебедева А. А. Подход Л.С. Выготского как пространство для диалога современных теорий развития личности // В кн.: Материалы съезда Российского психологического общества Т. 1. Каз. : Издательство Казанского университета, 2017. С. 86-87.
- Глава книги Лебедева А. А., Костенко В. Ю. Родительская позиция в отношении особого ребенка как ресурс его развития // В кн.: Доступная образовательная среда: опыт создания, проблемы и перспективы: материалы Всероссийской научно-практической интернет-конференции, г. Кемеровово, 01 февраля-31 марта 2017 года / Под общ. ред.: Е. Пахомова, А. Чепкасов, Л. Чванова, О. Красношлыкова, Т. Игонина, Л. А. Александрова. Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, 2017. С. 171-179.
- Статья Леонтьев Д. А., Лебедева А. А., Костенко В. Ю. Траектории личностного развития: реконструкция взглядов Л.С. Выготского // Вопросы образования. 2017. № 2. С. 98-112. doi
- Глава книги Лебедева А. А., Волконская М. А., Адемукова Н. В., Урсул Н. В., Калгин А. С. Инклюзивному образованию - быть: рефлексия опыта НИУ ВШЭ // В кн.: Современный университет между глобальными вызовами и локальными задачами. VII Международная конференция Российской ассоциации исследователей высшего образования / Под общ. ред.: Д. В. Козлов, Н. Г. Малошонок. М. : Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2016. С. 153-157.
- Глава книги Алехина С. В., Лебедева А. А., Смольникова М. Н. Специфика содержания образовательных потребностей студентов с ограниченными возможностями здоровья, получающих высшее образование // В кн.: Современный университет между глобальными вызовами и локальными задачами. VII Международная конференция Российской ассоциации исследователей высшего образования / Под общ. ред.: Д. В. Козлов, Н. Г. Малошонок. М. : Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2016. С. 59-63.
- Статья Леонтьев Д. А., Лебедева А. А., Силантьева Т. А. Место и функции социальной поддержки в структуре личностных ресурсов лиц с ограниченными возможностями здоровья // Культурно-историческая психология. 2015. Т. 11. № 3. С. 120-134. doi
- Статья Александрова Л. А., Лебедева А. А., Бобожей В. В. Психологические ресурсы личности и социально-психологическая адаптация студентов с ОВЗ в условиях профессионального образования // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 1. С. 50-62.
- Статья Александрова Л. А., Лебедева А. А. Роль личности родителей в преодолении психологической травмы студентами с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Психология. 2014. Т. 8. № 2. С. 97-102.
- Глава книги Александрова Л. А., Леонтьев Д. А., Лебедева А. А. Основные принципы психолого-педагогической работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования // В кн.: Психолого-педагогические основы инклюзивного образования. М. : МГППУ, 2013. С. 219-254.
- Глава книги Леонтьев Д. А., Лебедева А. А., Александрова Л. А. Психологические механизмы и ресурсы развития личности у учащихся с ограниченными возможностями здоровья // В кн.: Психолого-педагогические основы инклюзивного образования. М. : МГППУ, 2013. С. 116-149.
- Глава книги Александрова Л. А., Лебедева А. А., Бобожей В. Психологические ресурсы личности и социально-психологическая адаптация студентов с ОВЗ в условиях профессионального образования // В кн.: Вторая международная научно-практическая конференция "Инклюзивное образование: практика, исследования, методология" (Москва, 26-28 июня 2013 г.). М. : МГППУ, 2013. С. 369-374.
- Статья Лебедева А. А. Качество жизни лиц с ограниченными возможностями здоровья: от средового подхода к личностному // Культурно-историческая психология. 2012. № 1. С. 83-91.
- Статья Лебедева А. А., Леонтьев Д. А. Коротко о книгах: Психологические аспекты качества жизни // Вопросы психологии. 2012. № 1. С. 154-156.
- Статья Лебедева А. А. Позитивная психология как альтернатива традиционному клиническому подходу к изучению качества жизни лиц с ограниченными возможностями здоровья // Современная зарубежная психология. 2012. № 2. С. 17-28.
- Статья Лебедева А. А. Теоретические подходы и методологические проблемы изучения качества жизни в науках о человеке // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9. № 2. С. 3-19.
- Глава книги Александрова Л. А., Лебедева А. А., Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И. Личностные ресурсы преодоления затрудненных условий развития // В кн.: Личностный потенциал: структура и диагностика / Науч. ред.: Д. А. Леонтьев. М. : Смысл, 2011. С. 579-610.
- Статья Александрова Л. А., Леонтьев Д. А., Лебедева А. А. Специфика ресурсов и механизмов психологической устойчивости студентов с ОВЗ в условиях инклюзивного образования // Психологическая наука и образование. 2011. № 3. С. 80-92.
Конференции
- 2019Психологические проблемы: характеристики, принципы классификации и диагностики (Ереван). Доклад: Subjective health: the implicit theory and links to personality resources
- International Meaning Conference (London). Доклад: Psychometric and implicit meaning of personality development: findings from qualitative and quantitative studies
- 2017
Всероссийский психологический форум / Съезд Российского психологического общества (Казань). Доклад: Подход Л.С. Выготского как пространство для диалога современных теорий развития личности
- 2016
8-th European Conference on Positive Psychology (Angers). Доклад: Predictors of satisfaction with life dynamics in physically disabled and non-disabled students
VII Московская международная конференция исследователей высшего образования "Современный университет между глобальными вызовами и локальными задачами" (Москва). Доклад: Инклюзивному образованию – быть: рефлексия опыта НИУ ВШЭ
VII Московская международная конференция исследователей высшего образования "Современный университет между глобальными вызовами и локальными задачами" (Москва). Доклад: Специфика содержания образовательных потребностей студентов с ограниченными возможностями здоровья, получающих высшее образование
- 2015
4-th World Congress on Positive Psychology (Lake Buena Vista, FL). Доклад: Architectonics of personality resources of physically disabled students. 4-th World Congress on Positive Psychology. June 25–28. USA, Lake Buena Vista, FL, 2015.
6-th International Conference on Disabilities. Unity & Diversity in Action (Тель-Авив). Доклад: The role of personality resources in physically disabled students facing the adjustment challenge
- 2014Психология общения и доверия: теория и практика (Москва). Доклад: Взаимоотношения с родителями как фактор развития личности студентов с ограниченными возможностями здоровья
- Клиническая психология и психотерапия: проблемы методологии и практики (Новосибирск). Доклад: Роль личности родителей в преодолении психологической травмы студентами с ограниченными возможностями здоровья
Теория и практика дистанционного обучения учащихся и молодежи с ограниченными возможностями здоровья (Кемерово). Доклад: Роль родителей в обучении и развитии личности учащихся с ограниченными возможностями здоровья
- 20126-th European Conference on Positive Psychology (Москва). Доклад: Subjective vitality as reflection of subjective wellbeing and positive individual resource. 6-th European Conference on Positive Psychology. Russia, Moscow, 2012
- 2011Second World Congress on Positive Psychology (Филадельфия). Доклад: Physical challenge does not decrease the resources of personality
- Инклюзивное образование: методология, практика, технология (Москва). Доклад: Перспективы исследования качества жизни у лиц с ограниченными возможностями здоровья
- 2010
5th European Conference on Positive Psychology (Копенгаген). Доклад: The role of personal potential in overcoming life adversities
- Психология совладающего поведения (Кострома). Доклад: Стратегии совладания: попытка системной характеристики
- Современная психодиагностика в период инноваций (Челябинск). Доклад: Специфика психодиагностической работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья.
- 2009
Умственное развитие и становление психоэтического статуса личности (Кемерово). Доклад: Анализ проблемы инвалидности с позиции психоэтической парадигмы
- II Всероссийская научно-практическая конференция по психологии развития "Другое детство" (Москва). Доклад: К проблеме повышения качества жизни и субъективного благополучия студентов с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования
IV Международная научная конференция "Culture in society, between groups and across generations"
18-20 апреля в Москве состоялась IV Международная научная конференция "Culture in society, between groups and across generations", организованная сотрудниками Международной научно-учебной лаборатории социокультурных исследований Экспертного института НИУ ВШЭ.