• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2024/2025

Методологические основы психологии

Статус: Маго-лего
Когда читается: 1, 2 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 6

Программа дисциплины

Аннотация

Методология звучит скучной и неинтересной? Кажется, что это методология осталась только на страницах учебников? Нет, в ходе нашего курса мы разрушим эти стереотипы и откроем эту область с новой стороны. Методология — это не просто свод правил и научных догм, а глубокая и рефлексивная практика анализа научных теорий, исследовательских подходов и даже собственного мышления, которая особенно актуальна в современной ситуации плюрализма и неопределенности в науке. Этот курс — возможность для развития собственной научной рефлексии и критического мышления, переоткрытия идей классиков и выработке собственной исследовательской стратегии. В ходе обучения применяется проектный подход: не просто изучение фундаментальных концепций, но и их применение к реальным исследовательским или практическим задачам. Курс адаптирован как для психологов, так и для тех, кто пришёл из других дисциплин — мы начнём с основ, но быстро перейдём к глубокой рефлексии и критическому анализу. Что вас ждёт? Наука и её методы – как устроено научное знание, что такое научная рефлексия и как подходить к анализу научных теорий и подходов. Методология и психология – специфика психологического знания и метод методологического анализа в психологии. Принципы психологии – детерминизм, развитие, активность, системность и другие ключевые идеи. Категории психологии – как работают понятия «психика», «сознание», «деятельность» и «личность» в разных школах. Актуальные проблемы современной психологии – как их выявлять, анализировать и предлагать решения.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Освоение основ философии науки: понятие науки, представления о развитии науки, анализ парадигм и подходов в науке.
  • Изучение основных понятий и методов, теории и методологии современной психологии, позволяющих ориентироваться в литературе, выбирать и изучать информацию (специальную литературу, сетевые ресурсы и др.), необходимую для решения конкретных научных и прикладных профессиональных проблем.
  • Применение методологического анализа к законам, теориям и методам современной психологии, позволяющего психологу критически относиться к теории психологии, модифицировать и развивать подходы, в том числе с проведением необходимых процедур стандартизации.
  • Формирование умения рефлексивно относиться к используемым в своей и чужой профессионально-прикладной и научной работе понятиям, принципам, законам, теориям и методам на фундаментальном уровне методологии.
  • Формирование умения творчески относиться к своей прикладной и научной работе и раскрыть собственную методологическую рефлексию в письменном виде.
  • Формирование навыков академической коммуникации в решении методологичсеких проблем.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знание дескриптивных и нормативных функций методологии.
  • Знание о рефлексии деятельно-сти, проектировании деятельности.
  • Знание о рефлексии деятельности, проектировании деятельности.
  • Знание о структуре познава-тельной ситуации, проблеме и методологических подходах к ее решению.
  • Знание основных принципов и категорий науки, основных принципов и категорий психо-логии.
  • Знание основных принципов и категорий науки, основных принципов и категорий психологии.
  • Умеет определять основные понятия
  • Умение аргументировано изла-гать и отстаивать свою точку зрения, умение вести дискус-сию, знание о требованиях к научным теориям, моделям, о критериях научности.
  • Умение аргументировано излагать и отстаивать свою точку зрения, умение вести дискуссию, знание о требованиях к научным теориям, моделям, о критериях научности.
  • Умение ретроспективно и проспективно описывать основные этапы своей деятельности, критически оценивать выполнение деятельности, выносить суждения о возможной оптимизации.
  • Умение самостоятельно находить и анализировать информацию по избранной теме, критически оценивать информацию на основе критериев научности.
  • Умение самостоятельно проводить теоретический поиск, выделять главное, рефлексивно относиться к освоению новых методов.
  • Умеет определять основные понятия. Ориентируется в ключевой терминологии
  • Различает основные принципы психологической науки. Определяет их содержание.
  • Формулирует, в чем заключаются разные стадии развития науки.
  • Описывает структуру методологического знания (уровни методологии науки), приводит примеры.
  • Воспроизводит основные научные проблемы психологии. Рассуждает по теме научных проблем и иллюстрирует их современное состояние
  • Определяет понятие "научные революции". Различает классический, неклассический и постнеклассический типы научной рациональности.
  • Определяет объект и предмет психологии. Аргументирует отличие объекта и предмета исследования.
  • Обосновывает, в чем заключается проблема предмета в психологии.
  • Рефлексирует и описывает ограничения основных методов психологии.
  • Аргументирует, в чем заключался кризис психологии на этапе научных школ.
  • Аргументирует преимущества и ограничения существующей системы категорий (понятий).
  • Дает определения основным категориям психологии.
  • Называть и объяснять концепции развития науки, концепции и подходы в психологии в ходе дискуссии.
  • Представлять развитие психологии через концепции философии науки в виде схемы.
  • Анализировать научные концепции и теории фундаментальной психологии с точки зрения методологической рефлексии, опубликованные в научных статьях и трудах.
  • Уметь оценивать проекты научных исследований в виде краткой рецензии и устной дискуссии.
  • Уметь писать академические тексты с изложением методологической рефлексии собственного проекта исследования.
  • Уметь выстраивать конструктивную академическую коммуникацию.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Наука, методология науки, научные методы
  • Тема 2. Методология и психология
  • Тема 3. Принципы психологии
  • Тема 4. Категории психологии
  • Тема 5. Актуальные методологические и теоретические проблемы психологии
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Методологическое эссе
  • неблокирующий Активность на паре (посещение семинаров и лекций, доклад хотя бы 1 раз)
  • неблокирующий Разработка заданий по курсу
    Для образовательной программы Консультативная психология. 1. Разработка упражнений. Составить 5 (пять) зачтенных преподавателем после проверки упражнений по предмету «Методологические основы психологии», аналогичных предложеным в учебнике. Описание каждого упражнения должно включать с себя следующие четыре составляющие: 1) текст задания – не более 800 знаков с пробелами; 2) правильный ответ (варианты правильного ответа); 3) инструкция (задание) студентам; 4) объяснение получаемого в результате упражнения учебного результата. Учебными результатами могут быть следующие: навыки рефлексивной работы; навыки выделения оснований; навыки выделения принципа; объединения данных в систему (не просто перечисление); получение знаний по предмету как результат выполнения учебных действий; получение знаний по предмету для выполнения учебных действий; получение знаний по предмету как результат решения предложенной проблемы; навыки переформатирования текста с сохранением смысла и информации; навыки обобщения, нахождения закономерности, аналогии; опровержения и пр. Просто запоминание знаний по предмету в результате выполнения упражнения не считается достаточным учебным эффектом упражнения. При наличии одинакового упражнения у двух или большего количества разных студенов данное упражнение не зачитывается никому. 2. Разработка тестовых заданий. Составить 10 (десять) зачтенных преподавателем после проверки тестовых заданий по предмету «Методологические основы психологии», аналогичных предложеным в учебнике. Тестовые задания должны содержать условие (вопрос) и, например, 4 варианта ответа (примеры см. в основном учебнике). Варианты должны быть максимально однозначными, правильный ответ должен быть доступен студенту в основной литературе курса. Вопросы должны быть интересными и достаточно сложными (т.е. не примитивными). Для образовательной программы Позитивная психология. Разработка семинара. Составить план и методические приложения к семинару по теме «Современная теоретическая психология». План семинара должен включать в себя следующие разделы: 1) аннотация занятия – тезисы основных подтем семинара, не более 2000 знаков с пробелами; 2) объяснение получаемого в результате семинара планируемого результата (не более 1500 знаков с пробелами); 3) план семинарской активности (в форме таблицы – таймлайн, форма активности (доклад/групповое обсуждение/другое (обозначить), краткое описание активности, критерии оценки активности для студентов); 4) список литературы из не менее 30 источников в формате APA (разделить на основную и дополнительную) с приведением аннотаций (для иностранных источников – переведенных на русский язык, в т.ч. если домашняя работа выполняется на английском языке); 5) вопросы для контроля знаний по семинару (не менее 5 в формате теста, с приложенными правильными ответами); 6) домашнее задание по теме семинара с приложенными критериями оценки для студентов (один тестовый вопрос и два вопроса с развернутым ответом по предложенной для ознакомления в рамках домашнего задания статьи).
  • блокирующий Экзамен (устный ответ на открытый вопрос + тест)
    0-1-2-3 оценка, полученная на экзамене блокирует возможность получения оценки по дисциплине. При неудовлетворительной итоговой оценке она равна результирующей.
  • неблокирующий Текущие домашние задания письменные (сданные в срок)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    Активность на паре (посещение семинаров и лекций, доклад хотя бы 1 раз)*0,3+Разработка заданий по курсу*0,2+Текущие домашние задания письменные (сданные в срок)*0,1
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Введение в общую психологию : учеб. пособие для вузов, Гиппенрейтер, Ю. Б., 2016
  • Корнилова, Т. В.  Методологические основы психологии : учебник для вузов / Т. В. Корнилова, С. Д. Смирнов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 490 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14531-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/477836 (дата обращения: 04.07.2025).
  • Методологические основы психологии : Учеб. пособие для вузов, Веракса Н.Е., 2008
  • Методологические основы психологии : учебник для бакалавров, Корнилова, Т. В., 2012
  • Психология деятельности человека, Шадриков, В. Д., 2013
  • Психология личности : принципы общепсихологического анализа: учебник для вузов, Асмолов, А. Г., 2001
  • Современная психология. Теория и методология. Т. 1: ., Серкин, В. П., 2018
  • Человек над ситуацией, Петровский, В. А., 2010

Рекомендуемая дополнительная литература

  • "Я" в персонологической перспективе, Петровский, В. А., 2013
  • Балин, В. Д.  Теоретическая психология : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / В. Д. Балин. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 210 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-09546-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/438310 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Балин, В. Д.  Теоретическая психология : учебное пособие для вузов / В. Д. Балин. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 210 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09546-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/472361 (дата обращения: 04.07.2025).
  • Введение в методологические основы психологии : учеб. пособие, Лубовский, Д. В., 2005
  • Введение в психологию : учеб. пособие для вузов, Гальперин, П. Я., 2007
  • Выготский, Л. С.  Лекции по психологии. Мышление и речь / Л. С. Выготский. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 432 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-07471-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/471790 (дата обращения: 04.07.2025).
  • Дружинин, В. Н.  Экспериментальная психология : учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры / В. Н. Дружинин. — 2-е изд., доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 386 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-09236-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/427494 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Дружинин, В. Н.  Экспериментальная психология : учебное пособие для вузов / В. Н. Дружинин. — 2-е изд., доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 386 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09236-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/474657 (дата обращения: 04.07.2025).
  • История и философия науки, учебное пособие, 432 с., Бучило, Н. Ф., Исаев, И. А., 2012
  • История психологии : учебник для вузов, Марцинковская, Т. Д., 2011
  • История психологии, Ярошевский, М. Г., 1976
  • Константинов, В.В. История психологии : учебник для вузов (Стандарт третьего поколения) / В.В. Константинов. — Санкт-Петербург : Питер, 2019. — 432 с. — (Учебник для вузов). - ISBN 978-5-4461-0793-3. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1055263 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1055263
  • Методология качественных исследований в психологии : учеб. пособие / Н.П. Бусыгина. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 304 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/944401
  • Основы теоретической психологии : учеб. пособие для вузов, Петровский, А. В., 1999
  • Панферов, В. Н.  Методологические основы и проблемы психологии : учебник и практикум для вузов / В. Н. Панферов, С. А. Безгодова. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 265 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00362-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/469600 (дата обращения: 04.07.2025).
  • Психология личности : принципы общепсихологического анализа: учебник для вузов, Асмолов, А. Г., 2002
  • Серкин, В. П.  Психосемантика : учебник и практикум для вузов / В. П. Серкин. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 318 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01229-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/469096 (дата обращения: 04.07.2025).
  • Системность в психологии : избр. психол. тр., Ломов, Б. Ф., 2011
  • Философия науки: история и теория : учеб. пособие, Никифоров, А. Л., 2006

Авторы

  • Серкин Владимир Павлович
  • Будинайте Гражина Леонардовна
  • Витко Юлия Станиславовна
  • Коршунов Дмитрий Сергеевич
  • Лебедева Анна Александровна