• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Поддержка раннего развития

Исходная проблема

Развитие в дошкольном возрасте (особенно от 0 до 3 лет) в существенной степени определяет достижения в школьном обучении, что, в свою оче-редь, имеет решающее значение для жизненного успеха. Ресурсы,вложенные в раннее развитие, дают в три раза больший (хоть и отложенный) эффект для успешной карьеры и для социальной мобильности, чем ре-сурсы, потраченные на профессиональное образование. Определяющую роль в раннем развитии играет семья. В последние десятилетия во многих странах выстраиваются мощные системы поддержки раннего развития иродительского просвещения, чтобы ответить на два глобальных вызова (затрагивающих и Россию): изменение структуры семьи (сокращение доли многодетных и многопоколенных семей) и рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья. В России есть лишь слабые ростки такой системы (в основном это медицинский патронат в первый месяц и ясли). Неразвитость данной системы не позволяет, в частности, вовремя выявлять и снижать риски развития у малышей .Речь идет о двух категориях:во-первых, о детях с психологическими и физическими ограничениями в развитии, которые не получают своевременную коррекционную по-мощь; во-вторых, о детях с особенностями поведения и восприятия и слабой социальной адаптацией, сложившимися в результате неправильного воспитания неопытными родителями в раннем возрасте. Это приводит к росту доли детей с нарушениями психического, физического и социаль-ного развития в школе. По оценкам психологов, школьная неуспешность более чем на 50% закладывается в раннем развитии детей.

В  свою очередь, школьная неуспешность в очень большой степени предопределяет социальную дезадаптацию и жизненную, особенно экономическую, неуспешность. Возникает синдром «выученной беспомощности», компенсирующийся избеганием социальной активности или деструктивным по-ведением. Компенсация проблем развития на раннем этапе, как показывает опыт зарубежных стран, может значительно сократить масштабы этого негативного явления.

Проект включает

  • создание службы сопровождения физического, психического и социального развития (патроната) для всех детей от 0 до 3 лет (и для детей с ограниченными возможностями здоровья от 0 до 6 лет), предполагающей регулярное консуль-тирование семей специалистами по детскому развитию, мониторинг динамики развития детей при помощи индивидуальных электронных карт.

В результате

  • Повысятся образовательные результаты  в школе и шансы на жизненный успех - в особенности, для детей из малообеспеченных семей и проживающих в сложных условиях.
  • Повысится уровень физического и психического здоровья детей, эффективная социализация

Необходимые ресурсы

Расходы на реализацию проекта за весь период составят 296 млрд руб.:

 
Год201920202021202220232023Итого за весь период
Млрд руб.29,1335,8743,1851,4661,9374,12295,68

Система патроната предполагает ежемесячное часовое наблюдение специалистом службы патроната каждого ребенка из расчета 6 визитов в день на одного специалиста. Охват детей от 0 до 3 лет услугами психолого-педагогического патроната в 2019 году составит 3,8 млн человек, в связи с прогнозируемым уменьшением численности детей в указанном возрасте охват детей в 2024 году составит 3,4 млн человек.

На дополнительное введение ставок специалистов (с базовым образованием в области психологии, педагогики, социальной работы) для 12 тыс. специалистов в 2019 году при средней заработной плате в месяц в размере 42 тыс. руб. (с учетом последующей индексации) и 28 тыс. специалистов в 2024 году, исходя из размера их средней заработной платы в 65 тыс. руб. в месяц, потребуется 9 млрд руб. в 2019 году, 12 млрд руб. в 2020 году, 15 млрд руб. в 2021 году, 21 млрд руб. в 2022 году, 24 млрд руб. в 2023 году и 28 млрд руб. в 2024 году.

Системой патроната для детей с особенностями развития в возрасте от 3 до 6 лет будет охвачено 100% детей данной категории, или 2,6 млн человек в 2019 году и 2,5 млн человек в 2024 году с учетом прогнозируемого снижения численности детей в возрастной когорте.

На дополнительное введение ставок специалистов, работающих с детьми от 3 до 6 лет, для 9 тыс. специалистов в 2019 году при средней заработной плате в месяц 42 тыс. руб. (с учетом последующей индексации) и 21 тыс. специалистов в 2024 году, исходя из размера их средней заработной платы в месяц 65 тыс. руб., потребуется: 6 млрд руб. в 2019 году, 8 млрд руб. в 2020 году, 11 млрд руб. в 2021 году, 15 млрд руб. в 2022 году, 18 млрд руб. в 2023 году и 21 млрд руб. в 2024 году.

Проект предполагает финансирование административных, хозяйственных и других сопутствующих расходов при оказании услуг патроната из расчета 30% от средств на фонд оплаты труда вводимых ставок педагогов, что составит 5 млрд руб. в2019 году и 15 млрд руб. в 2024 году с учетом роста численности ставок педагогов служб патроната.

На финансовое обеспечение разработки и введения в эксплуатацию электронной системы учета психолого-педагогического патроната потребуются ресурсы в размере 5 млрд руб. в 2022 году, 7 млрд руб. в 2023 году и 10 млрд руб. в 2024 году с учетом затрат на ежегодное поддержание работы (ежегодно будет составлять 10% от стоимости разработки).

Проект потребует переподготовить в период с 2019 по 2022 год 52 тыс. специалистов из расчета 165 тыс. руб. на прохождение программы переподготовки каждым педа-гогом в 2019 году. Всего на переподготовку специалистов потребуется около 10 млрд руб. ежегодно в течение 3 лет.

Риски отказа от проекта

Отказ от проекта приведет к продолжению ежегодных потерь человеческого капитала страны по причине проблем, заложенных в дошкольном возрасте, в размере от 5 до 10%, что эквивалентно потере 3–7% ВВП в год. При этом основные положительные эффекты для системы образования (снижение школьной неуспешности) будут действовать с 2030 года, эффекты для экономики — с 2045 года