• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Кадры для развития образования

Исходная проблема

Реализация всех предложенных проектов меняет требования к профессиональной роли учителя и преподавателя. На первый план выходят функции организатора учебной, проектной и исследовательской деятельности и образовательных практик, консультанта, исследователя, руководителя проектов, «навигатора» в образовательной, в том числе цифровой, среде. Между тем, несмотря на существенное укрепление кадрового потенциала системы образования, значительная часть педагогов и руководителей не проявляет инициативы, не обновляет компетенции. Это связано с формальностью и недофинансированием программ повышения квалификации, со слабой практической направленностью подготовки молодых педагогов. Результативность любого проекта в сфере образовании зависит от мотивации и компетенций тех, кто обучает или организует образовательную деятельность (в том числе самостоятельную деятельность школьников и студентов). Поэтому в каждом направлении развития системы образования необходимы не только массовая переподготовка кадров для освоения конкретных новых компетенций, но и специальная поддержка сетевого взаимодействия, лидерских проектов, инноваций и инициатив учителей, преподавателей, образовательных организаций. Об этом сказал Президент РФ:

«Нам нужно выстроить открытую, современную систему отбора и подготовки управленческих кадров, директоров школ. От них во многом зависит формирование сильных педагогических коллективов, атмосфера в школе».

Из Послания Президента РФ 1 марта 2018 года

Проект включает

  • переподготовку управленческих команд всех образовательных организаций (на всех уровнях образования), включая разработку программы изменений «в своей» организации и ее публичную защиту как обязательный элемент выпускной работы;
  • разработку и внедрение сертификационных процедур для учителей, осваивающих цифровые технологии и ресурсы, методики преодоления учебной неуспешности, методики развития интереса и мотивации, а также методики формирования универсальных компетенций. Сертификация может проводиться как после прохождения курсов повышения квалификации, так и на основе самоподготовки. По итогам сертификации устанавливается надбавка к зарплате;
  • разработку и реализацию высокотехнологичных программ педагогического образования с усиленной практической составляющей. Создание системы постдипломного методического сопровождения молодых педагогов и программы стажировок молодых педагогов в лучших образовательных организациях и на базе ведущих университетов;
  • грантовую поддержку сообществ профессионального развития педагогов и руководителей (в каждом регионе), направленных на внедрение инноваций, повышение качества образования, на продвижение в рамках национальной системы учительского роста.

Реализация данного проекта обеспечивается также инструментами проекта «Школа цифрового века», предполагающими, что провайдеры ЦУМК и других ЦОР обеспечивают подготовку и регулярное повышение квалификации учителей — пользователей данных ресурсов, а сами учителя вовлекаются в создание новых методических элементов ЦОР и цифровых образовательных продуктов, получая за это вознаграждение и накапливая репутацию.

В результате

  • профессия учителя входит в 5 наиболее привлекательных профессий для детей, по мнению российских граждан;
  • социальное самочувствие и социальный статус учителя возрастают за счет более творческого характера работы, исключения рутинных и монотонных элементов и расширения круга профессионального общения;
  • заработная плата учителей в среднем составляет не менее 125% от средней заработной платы по региону, в том числе с учетом доходов от разработки новых образовательных ресурсов, признаваемых сообществом, работы с детьми, испытывающими трудности в обучении, и детьми, проявившими особые способности;
  • 100% педагогов на всех уровнях образования будут сертифицированы для работы минимум по одному ЦУМК, а также для работы в цифровой образовательной среде;
  • 80% педагогов и руководителей образовательных организаций вовлечены в сообщества профессионального развития;
  • управленческая команда каждой образовательной организации на всех уровнях образования в составе не менее 4 человек пройдет переподготовку с разработкой программы развития образовательной организации.

Необходимые ресурсы

На реализацию проекта предусмотрено 321 млрд руб.:

 

Год

2019

2020

2021

2022

2023

2024

Итого за весь

период

 

 

 

 

 

 

 

Млрд руб.

48,36

50,47

52,53

54,57

56,62

58,67

321,23

Переподготовка управленческих команд, состоящих из 4 человек (директор/ректор и 3 заместителя): в школах — 167 тыс. человек; в многопрофильных колледжах и центрах опережающей подготовки — 3200 человек; в вузах — 1200 человек. Стоимость программы переподготовки — 50 тыс. руб. всего по 9 млрд руб. в 2019–2021 годах и по 10 млрд руб. в 2022–2024 годах.

Разработка и реализация высокотехнологичных программ педагогического образования с усиленной практической составляющей, а также создание системы постдипломного методического сопровождения молодых педагогов и программы стажировок молодых педагогов в лучших образовательных организациях и на базе ведущих университетов будут стоить 10 млрд руб. в 2019 г., 11 млрд руб. в 2020–2021 годах, 12 млрд руб. в 2023 г., 13 млрд руб. в 2024 году.

Предоставление на конкурсной основе грантов педагогическим коллективам на разработку, апробацию, методическое сопровождение общеобразовательных программ, направленных на развитие личностных и метапредметных компетенций педагогов, будет стоить 10 млрд руб. в 2019 и 2020 годах, 11 млрд руб. в 2021 и 2022 годах, 12 млрд рублей в 2023 и 2024 годах.

Повышение размера заработной платы педагогов будет достигнуто за счет реализации всех предложенных выше мер в сфере общего образования, в том числе благодаря экономии образовательными организациями расходов на реализацию образовательных программ за счет цифровизации процесса обучения.

Риски отказа от проекта

Основной риск отказа от реализации проекта в том, что будет невозможна реализация других проектов. Педагоги, не умеющие работать с новыми цифровыми технологиями, не владеющие новым содержанием образования и новыми методиками его преподавания и оценки, будут не в состоянии обеспечить внедрение предлагаемых инноваций. Управленческая команда не сможет встроиться в новую систему отношений и ускорить темп развития образовательной организации. Необходимо иметь в виду, что при попытке трансформации системы образования без опоры на подготовленные и мотивированные кадры вырастет социальная напряженность из-за недовольства и сопротивления работников системы образования.