• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Развитие и поддержка талантов

Исходная проблема

В ряде областей российская система развития, поиска и поддержки талантов эффективна и является одной из лучших в мире. В то же время она ограничена и в спектре направлений, и в охвате. В нее входит лишь три области — академические науки (в основном школьного цикла), различные традиционные виды искусства и спорт. Суммарно она охватывает лишь 7% детей и соответствует профессиям, составляющим не более 4% рынка труда. Вне массового развития талантов находятся такие области, как технологии, современные креативные индустрии, наука (внешкольные дисциплины), социальная деятельность, предпринимательство и лидерство, име-ющие особое значение для ускорения социально-экономического роста. Переход к профильному обучению в старших классах не завершен.

Это снижает качество профессионального образования — как среднего, так и высшего. За редким исключением (медицина, экономика, юриспруденция, военное дело), направления науки и практики, не представленные в школе на предметном уровне, на первом курсе обучения в вузе не получают ядра мотивированных и «продвинутых» студентов. Страдают инженерные, технологические, аграрные, транспортные, сервисные направления подготовки, формирующие более 80% рынка труда.

Ситуация усугубляется тем, что не создано механизмов сопровождения развития способных детей и молодежи при переходе с одного уровня образования — на другой. Не создана и система удержания талантов в стране после школы или бакалавриата. Вместе с тем «потеря» талантов на этом этапе — наиболее болезненна: вложения общества в формирование человека к 20–22 годам очень существенны, однако они не только практически никак не окупаются для государства, но в ряде случаев даже работают «в минус»: человек уезжает реализовывать свой потенциал в страну-конкурента. 

Проект включает

  • обеспечение учащихся каждой школы возможностями освоения любой из дисциплин на углубленном уровне (в том числе совместно с вузами и в онлайн-формате);
  • создание 40 межрегиональных центров по модели «Сириус», обеспечивающих 3-недельное обучение 4,8 тыс. школьников в год;
  • расширение содержательного спектра и возрастных границ предметных олим-пиад и конкурсов (технологическое, социальное, креативное, предпринимательcкое направления);
  • привлечение к работе с учащимися на всех уровнях образования специально подготовленных наставников из университетов, предприятий, научных центров, креативной индустрии;
  • выделение грантов исследовательским и проектным сообществам, вовлекающим молодежь в инновационные практики развития талантов;
  • развитие системы профессионального самоопределения, профильного и профессионального обучения в старших классах каждой школы в трех формах: в школе (во взаимодействии с организациями дополнительного образования, предприятиями, университетами), в лицеях в составе вузов, в лицеях в составе колледжей прикладного бакалавриата; формирование профильных лицейских классов (10–11-е классы) в составе всех ведущих университетов;
  • создание системы грантового сопровождения развития талантливых и мотиви-рованных выпускников учебных заведений, включая стипендии и путевки во всероссийские и региональные образовательные центры, поддержку этапов перехода на новые уровни образования, выхода на рынок труда, возможных предпринимательские инициативы, социального предпринимательства, а также первых лет самостоятельной экономической жизни (включая профессиональное консультирование, наставничество, коучинг, сообщества поддержки);
  • увеличение «веса» профильных и предпрофессиональных достижений в кон-курсном отборе на программы высшего профессионального образования;
  • льготные образовательные кредиты с 50%-процентным субсидированием стоимости обучения для студентов ведущих исследовательских университетов, оплачивающих свое обучение или проживающих отдельно от семьи (при условии сдачи ЕГЭ в среднем на 80 баллов и выше или победе в профильной олимпиаде);
  • стартовые гранты для молодых профессионалов в размере, компенсирующем разницу между первоначальной и средней оплатой труда в отрасли с учетом региональных особенностей, при условии занятости по профилю полученного образования и, при необходимости, с закреплением в конкретных регионах и территориях. Грант предоставляется на конкурсной основе на 3 года и предполагает поддержку от 2 до 10% выпускников аспирантуры, ординатуры, магистра-туры и специалитета в зависимости от направления подготовки и ситуации на рынке труда (первый раз гранты получают около 7 тыс. человек в год);
  • субсидирование 100% ставки по ипотеке для той же группы лучших молодых профессионалов (по итогам первых двух лет работы по профессии).

Реализация задач данного проекта обеспечивается также инструментами проекта «Школа цифрового века», направленными на повышение возможностей «опережающей» группы учащихся развить свои способности как в углубленном изучении предметов, так и в расширении спектра своих интересов, а также инструментами проекта «Глобальные университеты и фундаментальные и поисковые исследования в высшей школе» в части аспирантуры и постдоков.

В  результате

  • рост с 7% до 15% доли школьников, получающих целевую поддержку в развитии таланта (в том числе стипендии и гранты, путевки во всероссийские и региональные детские центры);
  • рост доли выпускников 11-го класса, охваченных программами профильного (в том числе предпрофессионального) образования с 55% до 90%.
  • в профильных лицейских классах в составе ведущих университетов обучается 10% учащихся 10–11-х классов;
  • в предметных и профильных олимпиадах участвует 40% школьников основной школы, 65% школьников старшей школы, 35% студентов СПО, 50% студентов вузов;
  • рост в два раза доли 15-летних учащихся, демонстрирующих наивысший уровень функциональной грамотности (по метрике PISA [ОЭСР]);
  • повышение в два раза доли выпускников программ развития талантов, которые вступают на рынок труда (или открывают свое дело) по тому профилю, по которому получили поддержку от государства в развитии таланта;
  • и    снижение потерь российской экономики от текущей «утечки мозгов» в 2 раза, включая сокращение в два раза доли выпускников бакалавриата и магистратуры, уезжающих за границу после получения в России поддержки в развитии таланта от государства.

Необходимые ресурсы

Для реализации проекта потребуется 880 млрд руб., из них 99 млрд руб. — разовые расходы.

 
Год201920202021202220232024Итого за весь период
Млрд руб.17,2883,23139,12197,64210,43231,32879,01


На создание с 2020 по 2024 годах 40 образовательных центров по модели «Сириус» потребуется 99 млрд руб. при средней стоимости строительства и оснащения одного центра 2 млрд руб.

Финансирование обучения и пребывания талантливых детей в образовательных центрах по модели «Сириус», исходя из 400 детей в 1 смену (12 смен в год) в 1 центре (всего 192 тыс. детей для всех 40 центров) потребует 3 млрд руб. в 2020 году (5 центров), 8 млрд руб. в 2021 году (12 центров), 15 млрд руб. в 2022 году (21 центр), 22 млрд руб. в 2023 году (30 центров), 30 млрд руб. в 2024 году (40 центров).

На организацию 200 многоуровневых олимпиад и конкурсов (включая технологическое, социальное, креативное, предпринимательское направления) средним числом участников — 20 тыс. человек по общим предметам, 10 тыс. человек по профильным предметам в школе и 5 тыс. человек по студенческим олимпиадам иобязательным проведением обучающих школ и мастер-классов для победителей конкурсного отбора, необходимо с 2019 по 2024 годы 2 млрд руб. в год.

На вовлечение молодежи в инновационные практики развития талантов и сопровождение перехода между уровнями образования и выхода на рынок труда — выделение грантов в размере 3 млн руб. ежегодно 50 организациям, исследовательским ипроектным сообществам необходимо по 150 млн ежегодно (цена 2019 года) с учетом последующей индексации.

На софинансирование 50% стоимости реализации образовательных программ профильных классов лицеев в составе вузов (10% всего контингента старшекласс-ников, т. е. около 142 тыс. человек) в регионах с низким уровнем нормативом финансирования общего образования понадобится 4 млрд руб. в 2019 году, по 5 млрд руб. в 2020–2023 годах и 6 млрд руб. в 2024 году.

На стипендии и гранты, путевки во всероссийские региональные детские центры для 5% детей в возрасте 10–17 лет (293 567 детей) в 2019 году и 343 285 человек к 2024 году при 33 тыс. руб. в 2024 году необходимо по 8 млрд руб. в 2019 и 2020 годах, по 9 млрд руб. в 2021 и 2022 годах и по 10 млрд руб. в 2023 и 2024 годах.

Увеличение числа финансируемых государством именных стипендий для 19 тыс. обучающихся в бакалавриате и специалитете до 50% от средней заработной платы по стране (размер стипендии до 22 тыс. руб. в месяц в 2019 году с учетом последующей индексации); в магистратуре — 12 тыс. cтипендий по 100% от средней по стране (размер стипендии до 44 тыс. руб. в 2019 году с учетом последующей индексации). На увеличение размера стипендиального фонда понадобится по 1 млрд руб. ежегодно.

Увеличение размера и числа получающих стипендии Президента РФ и Правитель-ства РФ для 5% студентов магистратуры очной формы обучения до 100% средней заработной платы по экономике (размер стипендии до 44 тыс. руб. в 2019 году с уче-том последующей индексации), для 1% студентов очных программ специалитета вбакалавриата — до 50% средней заработной платы по экономике (размер сти-пендии до 22 тыс. руб. в месяц в 2019 году с учетом последующей индексации). На увеличение размера стипендиального фонда понадобится по 1 млрд руб. ежегодно.

Формирование и поддержание национальной базы талантов на основе результатов профильных и предпрофессиональных, а также профессиональных конкурсов и олимпиад — 1 млрд руб.

Льготные образовательные кредиты с субсидированием 50% стоимости образова-тельной программы для студентов бакалавриата и магистратуры исследовательских университетов, оплачивающих свое обучение или проживающих отдельно от семьи (при условии сдачи ЕГЭ в среднем на 80 баллов и выше или победе в профиль-ной олимпиаде). Средняя численность таких студентов ежегодно — 50 тыс. человек, стоимость образовательных программ (размер субсидии со стороны государства) — 200 тыс. руб. в 2019 году с учетом последующей индексации. При этом процент государственного софинансирования может быть изменен при соответствующем изменении численности получателей. Всего понадобится 11 млрд руб. в 2019 году, 22 млрд руб. в 2020 году, 36 млрд рублей в 2021 году, 42 млрд руб. в 2022 году, 51 млрд руб. в 2023 году, 64 млрд руб. в 2024 году.

Cтартовые гранты для молодых профессионалов в размере, компенсирующем разницу между первоначальной и средней оплатой труда в отрасли. Ежегодная численность получателей таких грантов — 80 тыс. человек. Всего понадобится по 1–1,5 млрд ежегодно.

Льготная ипотека для 5% талантливых выпускников магистратуры, специалитета иаспирантуры: субсидирование в размере 100% процентной ставки (ставка ок. 8%) при средней стоимости квартиры 10 млн рублей на 3 года. Численность получающих выплаты от государства — в среднем 50 тыс. человек ежегодно, средняя стоимость ежегодного платежа со стороны государства в первые 3 года ипотеки — 681 тыс руб. Всего понадобится 39 млрд руб. в 2020 году, 73 млрд руб. в 2021 году, 104 млрд руб в 2022 году, 102 млрд руб. в 2023 году и 101 млрд руб. в 2024 году.

Риски отказа от проекта

В  случае отказа от проекта: а) не удастся повысить производительность труда за счет более высокого уровня квалификации специалистов в основных отраслях российской экономики; б) с учетом глобализации образования и рынка труда ущерб от «утечки умов» существенно вырастет. Будет затруднено усиление глобального влияния страны за счет формирования глобально конкурентоспособной научной, технологической, культурной, спортивной элиты страны. Суммарная оценка недополученного ВВП составляет 3% в годовом исчислении к 2035 году.