• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Система непрерывного образования

Исходная проблема

Россия имеет сегодня один из самых низких показателей участия взрослых в образовании — 17% против 40% в среднем по ЕС и больше 60% в Швеции и других странах-лидерах. Советская отраслевая система институтов повышения квалификации и идеологическая система просвещения взрослых разрушились, а новые рыночные институты непрерывного образования не возникли. Причина — низкие доходы населения и отсутствие достоверных «сигналов качества работника» на рынке труда. В таких условиях у населения нет стимулов для инвестиций своих средств и усилий в повышение квалификации, слабы стимулы и у работодателей вкладываться в повышение квалификации персонала.

Государство и профессиональные ассоциации не играют серьезной роли в оценке качества профессиональных компетенций работников и программ непрерывного образования.

В условиях быстрого ускорения изменений на рынках технологий и профессий такое отставание грозит серьезным замедлением развития экономики России относительно других стран, снижением и без того невысокой инвестиционной при-влекательности регионов и городов. Поэтому необходим проект по развитию рынка непрерывного образования — через стимулирование как спроса, так и предложения при обеспечении гарантий качества и адресной поддержке слабозащищенных групп.

Стоит отметить, что Россия является абсолютным мировым лидером по числу и одним из лидеров по доле студентов-заочников. Это создает условия для использования инфраструктуры и модулей заочных программ для развития дополнительного образования как элемента непрерывного образования. При этом качество как заочного высшего, так и дополнительного образования будет резко повышено на основе использования МООС ведущих университетов, а также создания и продвижения практико-ориентированных открытых онлайн-курсов разными участниками рынка. Сфера непрерывного образования обладает особым потенциалом с точки зрения привлечения внебюджетного финансирования. Как показывает российский имировой опыт (например, Франции), за 1 рублем, инвестированным государством в повышение квалификации работника, следует 5 рублей инвестиций со стороны других работников, а также их работодателей.

Проект включает

  • предоставление каждому гражданину трудоспособного возраста возможности пройти переподготовку или повышение квалификации (в соответствии с передовыми требованиями к профессии) с последующей объективной оценкой компетенций и помощью в трудоустройстве — через «сертификаты развития карьеры» на условиях софинансирования (для работающих граждан) или полного финансирования со стороны государства (для неработающих граждан). Услуги по переподготовке, повышению квалификации, а также по объективной оценке, компетенций предоставляются специально уполномоченными (лицензированными) центрами на базе передовых предприятий и ведущих научно-образовательных учреждений начиная с 2019 года. Государство предоставляет гранты и выдает кредиты на разработку и запуск современных программ по переподготовке, повышению квалификации, а также объективной оценке компетенций. Размер стоимости услуг, а также размер требуемого софинансирования со стороны гражданина или работодателя определяются в зависимости от профессиональной области и характера осваиваемых компетенций. В 2019–2021 годах услуги предоставляются в первую очередь, в сфере стратегически важных профессий, в том числе в области цифровой экономики. К 2025 году — выход на полную самоокупаемость созданного рынка программ непрерывного образования;
  • формирование 200 современных методически и технологически оснащенных Центров образования взрослых на базе многопрофильных колледжей, вузов, корпоративных университетов, а также НКО и необразовательных организаций;
  • создание и поддержку Единой национальной электронной платформы — навига-тора образовательных программ и сервисов трудоустройства, включая режимы удаленной и частичной занятости для неработающих граждан, мигрантов, пенсионеров (университеты «серебряного возраста»), которая в том числе будет осуществлять функции самообразования, взаимного обучения;
  • cтимулирование образовательного волонтерства, просветительских и культур-ных инициатив на уровне регионов и местных сообществ;
  • конвертацию программ заочного образования в современные сетевые формы с использованием цифровых технологий, «распаковку» этих программ в отдель-ные модули для расширения предложения курсов непрерывного образования;
  • развитие  конкурентной и независимой  инфраструктуры подтверждения признания квалификаций (в том числе микростепеней) через конкурсную поддержку не менее 200 новых отраслевых и корпоративных центров оценки (сертификации) компетенций и квалификаций, включая национальную систему сертификации цифровых навыков, финансовой и правовой грамотности;
  • поддержку советов по профессиональным квалификациям в части созданияобновления методической и организационной базы приема профессиональных экзаменов с обязательным привлечением предприятий-лидеров и ведущих центров бизнес-образования; поддержку организации и субсидирование курсов по подготовке к профессиональным экзаменам.

В результате

  • ежегодный охват программами формального и дополнительного профессио-нального образования взрослого населения повысится к 2024 году с 17% до 40%;
  • доля компаний, систематически обучающих своих сотрудников, вырастет до 80%;
  • gовышение уровня занятости населения в возрасте от 60 до 72 лет до 30%;

и не менее 2 млн человек в 2024 году проходят процедуру независимой оценки компетенций.

Необходимые ресурсы

Для реализации проекта потребуется 601 млрд руб.:

 

Год201920202021202220232024Итого за весь период
Млрд руб.18,7175,85105,69129,27154,52117,26601,31

Расходы на проект имеют чисто инвестиционный характер, они предназначены для «запуска» рынка дополнительного образования, который с 2027–2028 годов будет развиваться исключительно на основе ресурсов семей и предприятий.

Выделение сертификатов для стимулирования прохождения курсов дополнительного профессионального образования работающего и неработающего населения. Для работающего населения предполагается оплата сертификатом не более 50% стоимости курса, оставшуюся сумму оплачивает работодатель или обучающийся. Для неработающего населения сертификатом оплачивается 100% стоимости курса. Количество сертификатов в 2019 году — 500 тыс., в 2023 — 1,6 млн, в 2024 году — 1 млн сертификатов только для неработающего населения. Стоимость 1 сертификата 44 тыс. руб. в 2020 году с учетом последующей индексации. Всего на проект (в 2020 году 22 млрд руб., в 2021 году 36 млрд руб., в 2022 году 56 млрд руб., в 2023 году 78 млрд руб., в 2024 году 50 млрд руб. Мера подразумевает запуск рынка и последую-щее стимулирование самостоятельной оплаты прохождения курсов переподготовки и повышения квалификации.

Гранты на создание 200 методически и технологически оснащенных центров из расчета 26 млн на 1 центр в 2020 году и 30 млн руб. в 2024 году всего по 1 млрд руб. 2020–2022 годах, по 2 млрд руб. в 2023 и 2024 годах.

Создание и наполнение единой национальной электронной платформы-навигатора, включающей сведения о программах дополнительного профессионального образо-вания, а также стимулирующей самообразование и взаимное обучение, потребует по 200 млн руб. ежегодно в течение 4 лет (1 млрд руб. суммарно).

Организация конкурсной грантовой поддержки 160 провайдеров программ допол-нительного образования при стоимости 50 млн руб. 1 грант в 2021 году и 53 млн руб. в 2023 году. Всего на данный проект понадобится по 8 млрд руб. в 2021–2022 годах и по 9 млрд руб. в 2023 годуС 2024 года провайдеры выходят на самостоятельно финансирование.

Выделение грантов на конкурсной основе в размере 5 млн руб. 1 грант 20 некоммерческим образовательным организациям (НКО) для проведения просветительских и культурных инициатив на уровне регионов и местных сообществ. Количество НКО определяется исходя из расчета — по одной организации в каждом муниципальном образовании в каждом из 85 субъектов РФ. Ежегодный охват — 2,8 млн человек — всего потребуется 47 млрд руб., из которых в 2019 году — 7 млрд руб. и 8 млрд руб. в 2023 году.

Повышение бюджетного норматива финансирования на образовательные программы заочной формы обучения в вузах с целью конвертации этих программ ксовременные сетевые формы, в том числе с использованием онлайн-технологий. Средний годовой контингент в 2020 году 146 тыс. человек, в 2024 году — 800 тыс. человек. За счет увеличения корректирующего коэффициента до 0,4 понадобится 31 млрд руб. в 2020 году, 36 млрд руб. в 2021 году, 40 млрд руб. в 2022 году, 46 млрд руб. к 2023 году, 53 млрд руб. в 2024 году.

На создание 100 центров оценки компетенций (в среднем 2–3 центра оценки в ка-ждом регионе) из расчета 30 млн руб. на каждый центр необходимо по 3 млрд руб. ежегодно с 2019 по 2024 годы.

Гранты СПК по обеспечению системы профессиональных экзаменов и подготовки к ним — 100 грантов по 25 млн руб. ежегодно: по 3 млрд руб. с 2019 года на 3 года.

Стимулирование создания коротких практико-ориентированных МООС для до-полнительного образования — 200 грантов от 500 тыс. до 1,5 млн руб. ежегодно, 80 млн руб. всего в 2020–2024 годах.

Риски отказа от проекта

Отказ от проекта приведет к снижению роста производительности труда, поскольку работодатели будут ограничены в возможностях использования высоких технологий. Также будет затруднено развитие технологического предпринимательства.

Пострадает не только качество, но и количество человеческого капитала: без государственной поддержки программ обучения взрослого населения экономика недополучит 10% рабочей силы, что станет существенным барьером в условиях острого демографического кризиса. Не будут созданы новые высокопроизводительные рабочие места (потеря — не менее 20 тыс. рабочих мест в год). Вырастут также расходы на социальные выплаты и работу пеницитарной системы, поскольку вырастет количество взрослого населения, неадаптированного к условиям современного мира.