• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Вузы как центры инноваций

Исходная проблема

Мировой опыт показывает, что устойчивый экономический рост требует опоры на университеты в технологическом, социально-экономическом, культурном развитии регионов (США, Европа, Китай, Корея и др.). Однако в 29 российских регионах отсутствуют вузы со средним баллом ЕГЭ зачисленных студентов, соответствующим оценке «отлично», — они не только не в состоянии инициировать новые технологические решения, но не соответствуют уровню лучших выпускников школ своих же регионов. Результаты олимпиады «Я — профессионал» показали очень значительный разрыв качества профессионального образования между ведущими университетами и основной группой вузов.

Ключевая проблема региональных университетов — отсутствие или слабость собственных исследований и разработок, оторванность от современного уровня науки и технологий, слабые связи с бизнесом. Многие учебные курсы (в том числе магистратуре и на старших курсах) ведут преподаватели, которые не проводят собственных исследований и не участвуют в практической деятельности. Распространены случаи, когда преподаватель одновременно читает 4–5 курсов совершенно разного содержания.

Частично эту проблему можно решить за счет сетевых отношений, широкого использования массовых открытых онлайн-курсов ведущих университетов, в том числе по смешанной модели преподавания (семинары и экзамены проводятся на местах). Однако для устойчивого восстановления качества образования в региональных университетах необходимо обеспечить укрепление их научной и проектной компоненты.

В   большинстве вузов нет систем поддержки и развития предпринимательских установок и компетенций. При этом в условиях низкой инновационной активности бизнеса созданная и формирующаяся в регионах инновационная инфраструктура (включая как материальные, так и финансовые элементы) мало используется по назначению. Существует возможность расширить ее использование в целях поддерж-ки проектов студентов и выпускников региональных вузов, закрепляя в регионах наиболее амбициозную и квалифицированную часть молодежи и обеспечивая выход этой молодежи на рынок труда, включение в экономику региона с успешным опытом реализации собственных проектов в соответствии с приоритетами регио-нального развития.

«Именно наращивание экономического потенциала страны, каждого региона — главный источник дополнительных ресурсов».

Из Послания Президента РФ 1 марта 2018 года

Проект включает

  • передачу в состав университетов сложившейся в регионах инфраструктуры поддержки инноваций (бизнес-инкубаторы, бизнес-акселераторы, инновацион-ные парки, технопарки и пр.) и поддержку эффективного использования этой инфраструктуры;
  • онлайн-курсы ведущих университетов и смешанные курсы на их основе (семи-нары и экзамены проводятся очно) будут составлять не менее трети образова-тельных программ высшего образования в вузах. Они преимущественно заме-щают курсы, для обеспечения которых в вузах-реципиентах нет преподавателей, ведущих соответствующие исследования. Преподаватели, поддерживающие онлайн-курсы, включаются в «виртуальные кафедры» ведущих российских уни-верситетов. Высвобожденные средства региональные университеты направляют на финансирование научных исследований;
  • грантовую поддержку кооперации региональных вузов, науки и бизнеса по моде-ли, апробированной в ходе реализации 218 Постановления Правительства РФ12, которое предполагает выделение субсидий сроком от 1 до 3 лет для финансиро-вания комплексных проектов, направленных на развитие отраслей и регионов, выполняемых совместно образовательными, научными и бизнес-организациями;
  • конкурс грантов по модели «1+3», предполагающий 7-летнее финансирование исследований и разработок консорциума в составе одного ведущего научного центра или исследовательского университета и трех региональных университе-тов. В каждом из региональных университетов-партнеров создается лаборато-рия, кадровое и научное руководство которой осуществляет головной партнер. При этом финансирование делится на паритетной основе между головным и региональными участниками консорциума, а ведущий участник фактически отвечает за «выращивание» в трех региональных вузах перспективной научной группы с глобально конкурентоспособными результатами;
  • конкурсный отбор 100 университетов для поддержки программ развития экономики регионов и 25 университетов — для поддержки программ развития отраслей (транспорт, медицина, сельское хозяйство, промышленность и др.). Программы развития этих университетов получают финансовую поддержку, включая стимулирование студенческих инициатив в сфере технологического и социального предпринимательства с учетом региональных особенностей, обновление образовательного процесса, кадровое обновление, формирование перспективных исследовательских и проектных групп;
  • программу грантовой поддержки выпускников аспирантуры и постдоков ведущих научных центров, переходящих на позиции преподавателей и научных сотрудников региональных университетов. Грант предполагает 5-летнее финансирование исследовательского проекта и академической мобильности (2 месяца в году);
  • повышение размера стипендии аспирантам с целью поддержки развития науч-ных исследований для нужд отраслей и экономики регионов.

В результате

  • от 10% до 15% выпускников вузов будут оставаться в регионе и развивать свои инновационные проекты, пользуясь инфраструктурной поддержкой, включая финансовую;
  • 100% студентов получат возможность разработать собственный бизнес-проектвоспользоваться профессиональной поддержкой в его реализации;
  • во всех университетах, которые являются центрами инноваций в регионах и отраслях, сформировано новое кадровое «ядро перемен», включающее молодых пре-подавателей, в проекты с ведущими вузами страны и обеспечивающих поддержку онлайн-курсов ведущих университетов. Это «ядро» будет также включать в себя исследователей вновь организованных лабораторий и руководителей проектов;
  • рост объема НИОКР в расчете на одного студента в региональных универ-ситетах в два раза и объема НИОКР в интересах региональных заказчиков (предприятий и организаций, распложенных в том же федеральном округе, что вуз) — в три раза;
  • усилится соответствие между высшим образованием и рынком труда: средний заработок 75% выпускников вузов в течение первых трех лет работы будет не ниже средней заработной платы по региону.

Необходимые ресурсы

Для реализации проекта потребуется 392 млрд руб.:

 
Год201920202021202220232024Итого за весь период
Млрд руб.29,2164,1467,7470,5576,2583,92391,80

Грантовая поддержка вузов с целью передачи в состав университетов сложившейся регионах инфраструктуры и поддержки инноваций. Гранты 100 вузам по 25 млн руб. в год, всего — по 2,5 млрд руб. в год.

Поддержка и использование онлайн-курсов из расчета 5 курсов на 1 студента в год. Субсидия вузам-провайдерам и вузам-реципиентам по 1,5 тыс. руб. и 200 руб. за курс/студента. Всего по 5 млрд руб. в год. Охват студентов такими онлайн-курсами 2019 году — 10% студентов, 2020 году — 20%, 2021 году — 35%, 2022 году — 50%, 2023 году — 70%, 2024 году — 100%.

Эффект высвобождения средств вузами-реципиентами (возникает с лагом 2 года) — нарастает к 2024 году. Совокупная экономия — до 30% ФОТ ППС вузов-реципиентов. Таким образом, экономия составит 100–200 млн руб. в расчете на вуз в 2024 г., что обеспечит финансирование 3–5 новых лабораторий и научных проектов.

Поддержка кооперации между вузами, наукой и бизнесом на уровне регионов — федеральные гранты на поддержку 200 проектов кооперации в размере 50 млн руб. в год при условии 50-процентного софинансирования из любых источников. Всего 10 млрд руб. c 2019 по 2021 год, 13 млрд руб. в 2022 году, 15 млрд руб. в 2023 году, 20 млрд руб. в 2024 годуза счет бюджетных средств,что гарантирует привлечениееще 10 млрд руб. c 2019 по 2021 год, 13 млрд руб. в 2022 году, 15 млрд руб. в 2023 году, 20 млрд руб. в 2024 году средств бизнеса.

На проведение совместных научных исследований между ведущими и региональ-ными вузами (реализация модели кооперации «1+3») выделяются гранты в размере до 220 млн руб. в год сроком на 7 лет. При этом головному участнику — не более 100 млн руб., каждому из региональных участников — не более 40 млн руб. Ежегод-но в 2019, 2020 и 2021 годах проводятся конкурсы на получение 20 таких грантов, 2022–2024 годах — на получение 10 таких грантов. Всего понадобится по 5 млрд руб. первые 3 года и по 3 млрд руб. в 2022–2024 годах.

Проведение ежегодного конкурсного отбора 25 отраслевых университетов с выделением грантов в размере 200 млн руб. на 1 вуз. Гранты расходуются на разработку и реализацию программ развития вузов в соответствии с приоритетами отраслевого развития. Общая сумма 33 млрд руб., из которых ежегодно в 2019–2022 годах 5 млрд руб., в 2023–2024 году — 6 млрд руб.

Проведение ежегодного конкурсного отбора 100 университетов по программам развития экономики регионов с выделением грантов из расчета 100 млн руб. на 1 вуз. Гранты расходуются на реализацию программ развития экономики регионов. Общая сумма 66 млрд руб. Из, из которых в 2019 году 10 млрд руб., в 2021–2023 годах — 11 млрд руб ежегодно, в 2024 году 12 млрд руб.

Ежемесячная финансовая поддержка исследований 39 тыс. аспирантов в размере среднего уровня заработной платы по экономике в месяц в размере 48 тыс. руб. 2020 году и 65 тыс. руб. в 2024 году потребует 23 млрд руб. в 2020 году, 25 млрд руб. 2021 году, 27 млрд руб. в 2022 году, 29 млрд руб. в 2023 году, 30 млрд руб. в 2024 году .

На грантовую поддержку 10 тыс. выпускников аспирантуры исследовательских ву-зов и постдоков ведущих научных центров в период с 2020 года по 2024 год на уровне средней заработной платы по экономике в месяц в размере 48 тыс. руб. В 2020 году сучетом последующей индексации необходимо 1 млрд руб. в 2020 году, 1 млрд руб. в 2021 году, 2 млрд руб. в 2022 году, 2 млрд руб. в 2023 году и 3 млрд руб. в 2024 году.

Риски отказа от проекта

Отказ от реализации проекта приведет к снижению темпов роста производительности труда и инновационной активности, отсутствию возможностей создания высоко-производительных рабочих мест на региональном уровне. Заниженные темпы роста инновационной активности вузов и развития бизнес-инкубаторов не смогут простимулировать экономическую активность, что приведет к негативной динамике ВРП. Лучшие выпускники региональных вузов будут уезжать в Москву и Санкт-Петербург, местные предприятия лишатся кадрового ресурса для технологического обновления и роста производительности. Разрыв между регионами в уровне развития экономики и качестве жизни будет нарастать, повышая социальную напряженность.