• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Развитие фундаментальной науки

Исходная проблема

Россия представлена сегодня собственными разработками всего в 5% глобальных научных и технологических фронтиров (областей передовых исследований). Это в 3–4 раза меньше, чем в сравнимых по ВВП странах. В таких условиях, чтобы не допустить односторонней технологической зависимости России, необходимо расширить фронт исследований, обеспечить актуальность этих исследований, соответствие их мировому уровню. С другой стороны, требуется обеспечивать своевременное освоение инноваций по всему спектру передовых исследований. Встроенные в глобальную повестку исследо-вательские университеты выполняют несколько важных задач: сами ведут исследования, «пропускают» через исследовательские проекты большие группы студентов, которые (даже если не остаются в науке) впоследствии формируют слой инноваторов в экономике и социальной жизни. Представленность национальных университетов в топе (100, 150) предметных рейтингов означает, что они известны профессионалам в своей области, включены в глобальные сети обмена знаниями, их ученые попадают на международные конференции и семинары, их студенты приглашаются в аспи-рантуры и магистратуры университетов — мировых лидеров. Другими словами, что они могут обеспечивать трансфер знаний и технологий в национальную экономику.

Отсутствие российских университетов в таких секторах глобальных рейтингов, как урбанистика, транспорт, сельское хозяйство, медицина, биомедицина и др., демонстрирует реальную угрозу стратегического отставания России в этих областях.

Благодаря Национальному проекту «Образование», программам развития МГУ вСПбГУ и программе «5-100», в России, наряду с федеральными научными центрами и РАН возник значимый сегмент глобально успешных исследовательских вузов. Но пока он обеспечивает присутствие России в лидирующих группах уни-верситетов всего по 25% предметных направлений. Для обеспечения прорывного технологического развития по всем критически важным для страны направлениям необходимо углубление программы «5-100» и существенное расширение этого сегмента. Сегодня этому мешает слабая включенность наших ученых в мировые сети знаний и технологий по целому ряду направлений, отсутствие долгосрочных вмеждународных программ фундаментальных исследований, слабость механизмов привлечения лучших научных кадров с глобального рынка и закрепления в науке способной молодежи, аспирантов.

Устойчивость исследовательской программы и кадров исследователей во всем мире обеспечивают долгосрочные проекты. Горизонт финансирования проекта должен соответствовать его реальной продолжительности, а оцениваться проект должен исключительно по научным результатам. Ведущие научные учреждения иведущие университеты, завоевавшие высокую репутацию, должны иметь возможность самостоятельно определять направления и конкретные проекты своих исследований.

Россия должна сформировать передовую экспериментальную базу для всех на-правлений исследований — от установок Мегасайенс до лонгитюдных панелей социологических наблюдений, сбора и классификации больших данных. Необхо-дима государственная программа подписки на все значимые международные базы электронных библиотечных и статистических ресурсов и обеспечения доступа к ним для всех ученых, преподавателей и студентов России.

Кадровый потенциал Российской академии наук сегодня не полностью задейство-ван как в перспективных исследованиях, так и в подготовке инновационных кадров. Необходимо вернуть Академии ее роль в подготовке кадров высшей квалификации, и втом числе для университетов и для отраслей экономики, создавая совместные академические магистратуры и вводя позиции постдоков.

«Наше технологическое развитие должно опираться на мощную базу фундаментальной науки... Опираясь на заделы прошлых лет, в том числе в исследовательской инфраструктуре, нам нужно выходить на принципиально новый уровень. В Гатчине и Дубне уже реализуются проекты современных исследовательских установок класса Мегасайенс...

В результате российская исследовательская инфраструктура будет одной из самых мощных и эффективных в мире... И конечно, такая инфраструктура, амбициозные научные проекты будут притягивать наших соотечественников и ученых из других стран.

В этой связи нужно оперативно сформировать правовую основу для работы в России международных исследовательских коллективов».


Из Послания Президента РФ 1 марта 2018 года

Проект включает

  • расширение программы повышения международной конкурентоспособности до 40 вузов, включая вузы с потенциально сильными исследовательскими центра-ми в каждой стратегически приоритетной для страны области;
  • формирование и поддержку уже существующих международных исследователь-ских центров и центров превосходства на базе университетов, вошедших в топ-100 или топ-200 (в зависимости от отрасли) соответствующих глобальных предмет-ных рейтингов. Создание в России в кооперации с ведущими исследовательскими центрами передовой экспериментальной базы для крупных международных про-ектов в наиболее значимых направлениях исследований, от установок Мегасайенс до лонгитюдных панелей социологических наблюдений, сбора и классификации больших данных. Формирование инфраструктуры «открытого доступа» для меж-дународных ученых — «центров превосходства», обеспечивающих в том числе привлечение в страну молодых перспективных исследователей;
  • финансирование долгосрочных (от 5 до 10 лет) программ фундаментальных поисковых исследований ведущих исследовательских университетов и научных центров;
  • расширение международного рекрутинга ведущих и перспективных ученых, имеющих значимые научные результаты, с софинансированием государством 50% заработной платы таких ученых (модель успешно применяет-ся в Китае);
  • создание академических университетов на основе партнерств исследователь-ских университетов и институтов РАН с целью реализации совместных про-грамм аспирантуры и магистратуры;
  • реализацию национальной программы информационных ресурсов, предпо-лагающей централизованное приобретение всех значимых издательских баз данных, и бесплатное предоставление доступа к ним для всех российских исследователей.

В результате

  • увеличен объем НИОКР и средств, получаемых университетами от управления объектами интеллектуальной собственности, в расчете на одного студента не менее чем в 2 раза;
  • расширено присутствие российских университетов на глобальных рынках зна-ний и технологий, в том числе устойчивое присутствие в первых сотнях глобаль-ных предметных рейтингов (не менее 20 вузов к 2024 году, 40 вузов — к 2035 году);
  • наличие в первой сотне участников в 50% глобальных (международных) пред-метных рейтингов хотя бы одного российского вуза; наличие российских вузов в топ-300 каждого такого рейтинга;
  • создано не менее 50 центров превосходства (международных исследовательских центров) в разных отраслях науки, привлечено в Россию не менее 10 тысяч зару-бежных исследователей.

Необходимые ресурсы

На реализацию проекта потребуется 782 млрд руб.:

 

Год

2019

2020

2021

2022

2023

2024

Итого за весь

период

 

 

 

 

 

 

 

Млрд руб.

16,13

97,51

115,12

156,88

181,80

214,23

781,66

Грантовая поддержка расширения программы повышения конкурентоспособно-сти глобальных вузов (программа не включает финансирование исследований) при росте средней стоимости гранта до 1 млрд руб. в 2024 году. Количество ву-зов — участников программы — 30 в 2020 году и 40 — в 2024 году. Расходы составят 2020 году 30 млрд руб., в 2021 году — 31 млрд руб., 43 млрд руб. в 2022 году, 45 млрд руб. 2023 году, 46 млрд руб. в 2024 году.

Финансирование долгосрочных программ фундаментальных поисковых иссле-дований в размере 35% от госзадания ведущих вузов, что позволит обеспечить финансирование 1000 долгосрочных программ фундаментальных поисковых исследований, исходя из 52 млн руб. на одну программу в 2019 году с учетом после-дующей индексации. Расходы составят в 2020 году 6 млрд руб., в 2021 году 15 млрд руб., в 2022 году 26 млрд руб., в 2023 году 39 млрд руб., в 2024 году 57 млрд руб.

Софинансирование государством в размере 50% от потребности увеличения зара-ботной платы для лучших зарубежных и отечественных специалистов из расчета 1/3 научно-педагогических работников (средний размер конкурентной на мировом уровне заработной платы — 6 млн руб. в год). Для этого понадобится 15 млрд руб. 2019 году, 18 млрд руб. в 2020 году, в 2021 году 22 млрд руб., 25 млрд руб. в 2022 году, 2023 году 31 млрд руб., в 2024 году 38 млрд руб.

Создание академических университетов РАН, исходя из ежегодного бюджетного приема 2,5 тыс. магистрантов и 2,5 тыс. аспирантов при нормативе подушевого финансирования 105 тыс. руб. в 2019 году и 514 тыс. руб. в 2024 году, потребует 1 млрд руб. в 2019 году, 2 млрд руб. в 2020 году, 3 млрд руб. в 2021 году, 4 млрд руб. в 2022 году, 5 млрд руб. в 2023 году и 6 млрд руб. в 2024 году.

Финансирование кооперации с передовыми исследовательскими центрами современной экспериментальной базы для крупных международных проектов в наиболее значимых направлениях исследований из расчета 9 проектов в 2020– 2024 годах по 1,6 млрд. рубл. на проект с учетом последующей индексации. Всего на проекты Мегасайенс понадобится 52 млрд руб., из которых 6 млрд руб. в 2020 году, 8 млрд руб. в 2021 году, 10 млрд руб. в 2022 году, 12 млрд руб. в 2023 году, 15 млрд руб. в 2024 году.

На централизованное приобретение всех значимых издательских баз и баз данных ибесплатное предоставление доступа к ним для всех российских исследователей для 500 вузов потребуется по 5 млрд ежегодно (анализ стоимости на основании исследования рынка).

Риски отказа от проекта

Важнейшим риском отказа от реализации этого проекта является дальнейшее отставание России от требований мировых рынков инноваций и технологиче-ских разработок. Если не поддержать глобально конкурентоспособные центры исследований, то в ближайшие 3–5 лет будет пройдена «точка невозврата», когда внациональном масштабе ведущие российские кадры и организации в большом числе областей окажутся не в состоянии «понимать» передовую международную науку и практику развития инноваций. Это станет прямой угрозой безопасности и технологического суверенитета. Более того, не удастся расширить производство наукоемкой продукции и обновление технологий и, как следствие, не произойдет повышение добавленной стоимости товаров и услуг (в т. ч. экспортных). Также не произойдет увеличение внебюджетных доходов ведущих вузов, что заставит их перекладывать соответствующую финансовую нагрузку на семьи и приведет к ро-сту неравенства в доступе к качественному высшему образованию.