• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

109028, Москва,
Б. Трехсвятительский пер, 3, 

офис 436

email: mkatkova@hse.ru

Телефон: 7 (495) 772-95-90

(доб. 23017)

 

Сетевые ресурсы Кафедры ЮНЕСКО НИУ ВШЭ

Журнал  "Труды по Интеллектуальной Собственности"

Youtube канал

 

 

Статья
Введение в концепт Общей теории авторства

Федотов М. А.

Труды по интеллектуальной собственности. 2023. Т. 46. № 3. С. 38-75.

Глава в книге
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ Д.С. ЛИХАЧЕВА И ПРАВОВЫЕ ПОЗИЦИИ Э.П. ГАВРИЛОВА КАК ИСТОЧНИКИ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ АВТОРСТВА

Федотов М. А.

В кн.: Сборник научных статей учеников и коллег к 90-летию профессора Э.П. Гаврилова. Томск: Томский государственный университет, 2023. С. 211-224.

Выступление Кафедры ЮНЕСКО НИУ ВШЭ на Межправительственном комитете ЮНЕСКО по поддержке и продвижению разнообразия форм культурного самовыражения

1 февраля 2021 года заместитель директора Кафедры ЮНЕСКО по авторским правам, смежным, культурным и информационным правам Руслан Будник выступил на 14-ой сессии Межправительственного комитета по охране и поощрению разнообразия форм культурного самовыражения с предложением в повестку работы комитета.
Видеозапись выступления

Здравствуйте коллегии!
Меня зовут Руслан Будник. Господин председатель, благодарю Вас за предоставленную возможность выступить перед уважаемой ассамблеей.
Я являюсь заместителем директора Кафедры ЮНЕСКО по авторским правам, смежным, культурным и информационным правам, которая была создана совместно Университетом Высшая Школа экономики и ЮНЕСКО в октябре 2020 года.
Мы на нашей Кафедре считаем, что охрана и продвижение форм культурного самовыражения в значительной степени зависит от качества охраны и защиты авторских прав авторов создателей и исполнителей в различных регионах мира.
Защита прав авторов и исполнителей формирует экономические стимулы для создания и продвижения традиционных и инновационных образцов культурного выражения.
Кафедры ЮНЕСКО по всему миру могут продвигать знания о тех средствах и инструментах в области защиты прав авторов и исполнителей, которые работают в конкретных странах и на международном уровне.
Так, в частности, наша Кафедра в Высшей Школе Экономики создает специальную общедоступную базу знаний по авторским правам, смежным, культурным и информационным правам.
Это очень полезный ресурс, однако в данном случае мы говорим о достигнутом уровне защиты и охраны традиционных произведений.
В настоящей момент мы стоим пред совершенной новой проблемой.
Мы должны работать над правовой квалификацией тех произведений и объектов культурного самовыражения, которые созданы с помощью компьютерной техники, программных средств, систем искусственного интеллекта. 
Я имею ввиду охрану прав авторов, которые привносят человеческое измерение в эти работы.
Сегодня в правом сообществе продолжается дискуссия о том, кому должны принадлежать авторские права на произведения, созданные при помощи программных средств и систем искусственного интеллекта.
Существуют разные точки зрения о том, что авторскими правим на такие произведения должны наделяться производителям программных средств, разработчики систем искусственного интеллекта или даже само искусственный интеллект в случае присвоения ему правоспособности.
В данной ситуации мы сталкиваемся с опасностью того, что сами носители оригинальных форм культурного самовыражения останутся за бортом правовой охраны на произведения, созданные с помощью компьютерных средств, и как следствие они будут лишены экономических стимулов создавать и исполнять свои произведения, что в конечном итоге может негативно сказаться на культурном разнообразии человечества.
Проблема авторства на произведения, созданные искусственным интеллектом или с его помощью становится все более заметной.
Можно ожидать, что эта проблема будет отражена в специальной международной конвенции по авторским правам или правам интеллектуальной собственности, либо посредством внесения специальных норм в один из действующих актов международного права.
В данной ситуации организация ЮНЕСКО может выходить с инициативами по внесению специальных положений в эти нормативные акты для охраны авторских прав человека при создании произведений науки, литературы и разных видов искусства, созданных с помощью компьютерной техники, программных средств, систем искусственного интеллекта.
Защита прав автора-человека в эпоху технологического творчества – основная идея этого выступления.
Благодарю за внимание!

Hello, dear colleges!
Thank you, mister Chairman, for giving me the floor.
My name is Ruslan Budnik. I am the Deputy Director of the UNESCO Chair for Copyright, Related, Cultural, and Information Rights, which had been jointly established by the University Higher School of Economics and UNESCO in October 2020.
We believe that the Protection and Promotion of the Diversity of Cultural Expressions are highly dependent on the quality of copyright protection for authors, creators, and performers in various regions of the world.
The protection of the rights of authors and performers builds up economic incentives for the creation and promotion of traditional and innovative examples of cultural expression.
All UNESCO Chairs can promote knowledge about the available legal means and tools for the protection of the rights of authors and performers in specific countries of the world and at the international level.
In particular, our Chair at the Higher School of Economics creates the public knowledge database on copyright, related, cultural and information rights.
It is a useful resource, but in this case, we are talking about the achieved level of legal protection for traditional works.
Nowadays we are faced with a completely new problem.
The issue concerns the legal qualification of those works and objects of cultural expression that are created with the help of computer technology, software tools, and artificial intelligence systems.
I mean protecting the rights of authors who bring a human dimension to these works.
Today, in the legal community, we discuss who should be given the right of authorship to works created using software tools and artificial intelligence systems.
There are different opinions that the copyright for such works should belong to software manufacturers, developers of artificial intelligence systems, or even artificial intelligence itself if it will be endowed with legal personhood.
In this situation, we are faced with the danger that the human carriers of original forms of cultural expression themselves will be left out of the legal protection for works created with the help of computer means, and as a result, they will be deprived of economic incentives to create and perform their works. These circumstances can negatively affect the Diversity of Cultural Expressions in the world.
The problem of authorship for works created by or with the help of artificial intelligence is becoming more and more noticeable.
It can be expected that this problem will be reflected in a special international convention on copyright and intellectual property rights, or through the introduction of special provisions in one of the existing acts of international law.
In this situation, the UNESCO organization may come up with initiatives to introduce special proposals or legal norms in these normative acts to protect precisely rights of human creators for the works of science, literature, and various types of art which created with the help of computer technology, software tools, and artificial intelligence systems.
The protection of human-author rights in the era of technological creativity is the main idea of this speech.
Thank you for your attention!