• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

109028, Москва,
Б. Трехсвятительский пер, 3, 

офис 436

email: mkatkova@hse.ru

Телефон: 7 (495) 772-95-90

(доб. 23017)

 

Сетевые ресурсы Кафедры ЮНЕСКО НИУ ВШЭ

Журнал  "Труды по Интеллектуальной Собственности"

Youtube канал

 

 

Статья
Введение в концепт Общей теории авторства

Федотов М. А.

Труды по интеллектуальной собственности. 2023. Т. 46. № 3. С. 38-75.

Глава в книге
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ Д.С. ЛИХАЧЕВА И ПРАВОВЫЕ ПОЗИЦИИ Э.П. ГАВРИЛОВА КАК ИСТОЧНИКИ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ АВТОРСТВА

Федотов М. А.

В кн.: Сборник научных статей учеников и коллег к 90-летию профессора Э.П. Гаврилова. Томск: Томский государственный университет, 2023. С. 211-224.

Кафедра ЮНЕСКО НИУ ВШЭ на Международной Конференции «Права человека: вызовы и угрозы XXI века»

21 ноября 2023 в Общественной палате РФ прошла Международная конференция, посвященная 75-летию принятия Всеобщей декларации прав человека.

Организатором Конференции выступил Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека под руководством советника Президента РФ и председателя СПЧ Валерия Фадеева.

Член Кафедры ЮНЕСКО НИУ ВШЭ Руслан Будник выступил на тематической секции «Права человека в условиях вызовов и угроз XXI века» с докладом «Нейротехнологии как триггер переосмысления прав человека», который подытожил следующими выводами и предложениями.

Выводы доклада:

1. Нейротехнологии заставляют переосмыслить содержание прав человека.

2. Традиционные права человека в контексте достижений нейронауки получают расширенную интерпретацию. 

Классическое право на свободу мысли дополняется такими нейротехнологическими коннотациями как когнитивная свобода и психическая свобода. Когнитивная свобода – это право изменять свое сознание с помощью нейроинструментов, а также право избегать этого. Психическая свобода – это право человека на контроль над своим разумом. 

Классическое право на неприкосновенность частной жизни или право на конфиденциальность в нейротехнологическом понимании дополнительно включает в себя запрет на несанкционированное вторжение третьих лиц в работу мозга, сбор, хранение и обработку производимых мозгом данных. Право на неприкосновенность частной жизни также понимается как право на неприкосновенность сознания, то есть право человека сохранять свои мысли защищенными от раскрытия. Право на неприкосновенность частной жизни также трактуется как нейроприватность, а именно право на защиту мозговых волн как источников нейроданных и производимой мозгом информации.

3. Помимо тех нейроправ, что явились технологическим расширением традиционных прав человека, прогресс нейронаук потребовал признания двух совершенно новых, ранее неизвестных прав, которые должны быть включены в категорию прав человека в качестве технологически-обусловленных – «инновационных» прав человека.

Первое инновационное право человека – это право на недискриминационный доступ к нейротехнологиям, повышающим умственные и сенсорные способности.

Второе инновационное право человека – это право на защиту от алгоритмической предвзятости, то есть от ошибки или намеренного внесения искажений в результаты его оцифровки.

Предложения автора доклада:

1. В международном публично-правовом аспекте предлагаем поддержать курс ООН на нейроправовой апгрейд актов международного права (договоров, конвенций, деклараций) для адаптации их понятийного и нормативного аппарата к нейротехнологическим реалиям с целью защиты прав человека от нейротехнологических угроз.

2. В частноправовой сфере предлагается новое интеллектуально-правовое понимание личности человека как его собственного произведения, что человек является автором своей собственной личности, автором самого себя. Иначе – признать копирайт человека на его личность. В этой связи предлагается продекларировать, легитимизировать и защитить исключительное право человека на цифровое воспроизведение/репликацию его личности технологическими (электронными, квантовыми или биокомпьютерными) средствами.

3. Для законодательного обеспечения исключительного права человека на самокопирование предлагается признать совокупность персонифицирующих данных, позволяющую осуществить акт технологической репликации личности, самостоятельным объектом авторских прав.