• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Отчет Екатерины Малыгиной о стажировке в Музее Холокоста, Вашингтон

В 2017 году Екатерина Малыгина стала победительницей ежегодного конкурса для студентов НИУ ВШЭ, который проводится Международным центром истории и социологии Второй мировой войны и ее последствий. По результатам конкурса она приняла участие в 6-недельной стажировке в качестве ассистента-исследователя в Центре высших исследований Холокоста при Мемориальном музее Холокоста (Вашингтон, США)

Я знала про стажировку в Мемориальном музее Холокоста ещё до того, как узнала, что зачислена на исторический факультет Высшей школы экономики. Тогда это казалось чем-то совершенно невообразимым: у совсем юных студентов есть уникальная возможность пройти шестинедельную оплачиваемую стажировку в Мемориальном музее Холокоста, в Вашингтоне, в США. После учёбы в рамках академической мобильности Erasmus+ в университете в г. Йена (Германия), у меня возник большой интерес к истории двадцатого века и в частности взаимосвязи СССР и Германии в военное и послевоенное время, потому стажировка обрела для меня особую актуальность. Достигнув, наконец, третьего курса, я решила подать заявку. И вот, спустя полгода, я прибываю в Вашингтон, где мне, новоиспечённому ассистенту-исследователю Центра высших исследований Холокоста, вручают бейдж, доказывающий, что в Вышке невозможное можно сделать возможным.

Вашингтон – невероятно комфортный город для жизни, и даже июльская жара не смогла испортить приятного впечатления. Особенно комфортно велосипедистам: наличие просторных велодорожек, готовность водителей автомобилей делить дорогу и относительно равнинная местность сразу определили моё основное средство передвижения. Нам, стажёрам лета 2017, посчастливилось жить совсем рядом с, по моему мнению, самым чарующим районом Вашингтона, Джорджтауном, так что дорога от дома до офиса занимала не более получаса. Не менее радовал и маршрут: сквозь цветущий, с утра ещё пустынный, Джорджтаун, по набережной реки Потомак и по Национальной аллее, собравшей огромный комплекс разнообразных памятников и музеев. Это заметно контрастирует с полуторачасовой поездкой в одну сторону из общежития в г. Одинцове до корпуса Факультета гуманитарных наук на Старой Басманной, например. Одновременно, увидеть людей, практикующих йогу, играющих в баскетбол или занимающихся другими видами спорта прямо в центре города (например, напротив мемориала Линкольна) можно далеко не везде.

Я неслучайно упомянула бейдж ранее. В Вашингтоне он подобен предмету гардероба: стоит выйти во время обеденного перерыва на улицу в центре – едва ли удастся увидеть человека без него, разве что, это будет турист. В этом городе действительно деловая атмосфера, которой с большим удовольствием хочется соответствовать.

Большое впечатление произвело масштабное празднование Дня Независимости США, которое мой коллега и я имели удовольствие наблюдать, поскольку мы приехали чуть раньше начала стажировки. Город ликует в этот день. И даже если ты не американец, ты всё равно вовлечён в это празднование и не чувствуешь себя лишним: радушие Америки чувствуется и здесь.

Особая гордость – Мемориальный музей Холокоста. Он показывает не только артефакты, но, благодаря хорошо продуманной экспозиции, и именно как всё происходило, посетитель словно проходит сквозь этот исторический период, как бы страшно это не звучало. Экспозиции начинается с видео, показывающего, что увидели освободители концентрационных лагерей, лагерей смерти. Затем же начинается история – истоки геноцида в нацистской Германии, принятие «окончательного решения еврейского вопроса», организация лагерей, война. Экспозиция музея заканчивается своеобразным эпилогом – выставкой о геноциде в наше время – в Руанде, Камбодже и др. странах, и действительно начинаешь понимать, что то, что ты делаешь – имеет значение, как и гласит воззвание музея (What you do matters). Не менее впечатляет и архитектура, устройство здания, контрастирующего с правительственными зданиями в Вашингтоне, - оно само создаёт устрашающую аллюзию на Холокост.

К слову, поскольку в Вашингтоне 19 музеев, то, по мере их посещения, формируется определение американских музеев Смитсоновского института вообще – они доступны для посетителя (не говоря о финансовой доступности – почти все они бесплатны), понятны, интерактивны.

В наши главные задачи в Исследовательском центре входило прослушивание, чтение интервью устной истории (oral history) и их структуризация по ключевым словам, датам и содержанию для дальнейшей публикации в сборнике; чтение рукописных показаний свидетелей концентрационного лагеря в г.Лиепая, Латвия и их перевод на английский язык. Помимо этого, для стажёров и ассистентов каждую неделю проходили семинары, на которых сотрудники Центра знакомили нас с различными подходами, необходимыми инструментами (например, International Tracing Service), полезными методами и подходами к изучению Холокоста. Кроме того, мы могли посещать семинары для исследователей, на которых они могут представить промежуточные результаты своего исследования и получить обратную связь относительно проделанной работы от своих коллег. Особую благодарность хочется выразить нашему руководителю, Дэниэлу Ньюману (PhD), который помогал нам со всем разобраться и любезно разрешал все наши вопросы.

Центр поддерживает заинтересованных исследователей в самых разных формах: широкий круг стажировок (Fellowship, Internship), исследовательских семинаров (Research Seminar) и мастерских (Workshop). Например, база ITS (International Tracing Service) доступна без каких-либо ограничений только в Вашингтоне. В целом, Центр обеспечивает возможность быстрого поиска материалов по базам и архиву, а сотрудники архива и библиотеки всегда открыты и готовы помочь. По моему мнению, Центр хорошо поддерживает стимулирующую исследовательскую среду и создаёт все условия для комфортной и продуктивной работы. Это же доказывает и электронная почта. Очень интересно было наблюдать за перепиской коллег, обсуждающих недавно опубликованную книгу или статью, делящихся новостями и просто поздравляющих кого-либо с важным событием. К слову, официальности там немного: американцы пишут чётко и по делу. 

После стажировки мне удалось не только собрать необходимые материалы для написания ВКР, но и немного попутешествовать, познакомиться с Соединёнными Штатами Америки несколько ближе.

Если бы меня попросили охарактеризовать американца одним словом, я бы не задумываясь сказала - «helpful» (англ. Готовый помочь). В один из выходных я имела удовольствие поехать на велосипеде на Great Falls, великие водопады, парк между штатами Мэриленд и Виргиния. Проехав около 3-х миль, я заметила, что пробила заднюю шину велосипеда. Несколько расстроившись, мне пришлось повернуть в сторону дома, везя велосипед с собой. Не прошла я и четверти мили, как проезжавшие около меня двое мужчин предложили мне свою помощь, а конкретно – поставить новую шину (которая была у них с собой). Ведя разговор о разных аспектах Второй мировой войны и о восприятии её в наших странах (именно то, что нужно обсудить ясным субботним утром), они любезно отремонтировали мой велосипед. Оставалась одна незадача – компактный насос отказывался накачивать колесо до подобающего давления. Так, остановился ещё один мужчина, но даже уже вчетвером нам не удавалось побороть шину. Потому, с одним из них мы поехали на ближайшую бесплатную станцию по ремонту велосипедов, где он также любезно помог мне накачать колесо.

Наконец, познакомившись со множеством людей, среди которых были велосипедисты, бегуны и дружелюбные лесники, подсказывающие лучшие тропинки в лесу я благополучно добралась до Great Falls. Исследовав местность и решив ехать домой, моё внимание привлекла огромная туча и начинающаяся гроза. Причём, она действительно привлекла только моё внимание, поскольку по радостным лицам американцев было очень просто понять, что она их мало волнует. В этом же мне удалось убедится на пути домой, когда они, такие же абсолютно радостные, возвращались на велосипедах в Вашингтон, смотря на меня, пытающуюся найти хоть какое-то укрытие от потопа, обрушивающегося с неба. Наконец, найдя его под мостом, я встретила одну пару, которая любезно предложила мне своё покрывало для пикника чтобы хоть немного просохнуть и согреться. И это действительно было очень helpful. Это может показаться обыкновенной удачей, однако если наблюдать такое изо дня в день, действительно убеждаешься в корректности своих выводов.

Впрочем, дружелюбными и открытыми оказываются не только люди. Не говоря про белок, которых в одном Вашингтоне безумное количество, спокойно уживающихся вместе с людьми, можно встретить также оленей, птиц, черепах, змей и прочих животных, которые также не проявляют ни малейших признаков агрессии.

В заключении хотелось бы поблагодарить Международный центр истории и социологии Второй мировой войны и её последствий, благодаря которому наше столь продуктивное путешествие стало возможным.