• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Отчет Василины Чернышевой о стажировке в Музее Холокоста, Вашингтон

Летом 2018 года Василина Чернышева приняла участие в 6-недельной стажировке в качестве ассистента-исследователя в Центре высших исследований Холокоста при Мемориальном музее Холокоста (Вашингтон, США)

Отчет Василины Чернышевой о стажировке в Музее Холокоста, Вашингтон

Уже на финальном этапе написания дипломной работы по истории России 18 века, я осознала, что мне бы хотелось заняться сюжетами, связанными с социальной историей Советского Союза. На мое желание сменить исследовательскую траекторию повлияли курсы Сета Бернстейна, Олега Витальевича Будницкого и Людмилы Геннадьевны Новиковой. Этот интерес в итоге был поощрен, и по окончании бакалавриата после поступления на магистерскую программу “Историческое знание” моим научным руководителем стал Олег Витальевич Будницкий, профессор Школы исторических наук. Одновременно я начала работать в качестве стажера-исследователя в Международном Центре истории и социологии Второй мировой войны и ее последствий.

Когда было объявлено о конкурсе на 6-недельную стажировку в Музее Холокоста в Вашингтоне, я без лишних раздумий решила подать заявку. Мне пришла в голову мысль о том, что лучше получить отрицательный отзыв на заявку и думать, как ее можно исправить для подачи в следующем году, чем потом сожалеть об упущенной возможности. Тем более, что процедуру подачи заявки нельзя назвать чересчур сложной, и пакет документов я собрала за короткое время. Я была приятно удивлена, получив сообщение об успешном прохождении конкурса. Я позвонила маме: “Мама, я еду в Америку”. Единственное, что смутило мою маму - продолжительность стажировки в полтора месяца; меня смущало обратное - я знала, что захочу остаться там дольше: так и оказалось.

Необходимо было привыкнуть к смене часовых поясов, и я приехала за пять дней до начала стажировки. Я успела погулять по Пятой Авеню и Таймс Сквер в Нью-Йорке, пару дней (!) провела в Музее Метрополитен (если бы не отъезд, я бы продолжила свою прогулку по залам). Как типичный турист, первый раз оказавшийся в “Большом яблоке”, я постояла около двух часов в очереди на Empire State Building, но вид и правда того стоил! Я довольно быстро устала от Нью-Йорка, неприятно удивило ужасное метро (запахи, жара, слишком сильные кондиционеры в вагонах, все время стоящие в туннелях составы), поэтому я с большим энтузиазмом отправилась на автобусе до Union Station в Вашингтоне.

Я старалась разобрать вещи как можно скорее, чтобы начать изучать город. С метро в Вашингтоне нам не слишком повезло: ближайшая ветка метро была перекрыта всю нашу стажировку, но это не стало проблемой: хотелось пройтись пешком, сворачивая на незнакомые улицы в поисках интересных уголков. К тому же, автобусное сообщение налажено в городе отлично (задачей было привыкнуть к ритуалу дергать за специальный трос, чтобы водитель открыл дверь на нужной остановке). В первые выходные мы с Машей отправились в Смитсоновский музей американского искусства (SAAM). Вашингтон - находка для самой разной публики: вход во все музеи Смитсоновского комплекса бесплатный, а каждый музей - лабиринт, где можно провести не один день. Единственная проблема - режим работы музеев аккуратно совпадал с нашим рабочим днем, поэтому удалось охватить меньше, чем хотелось бы. В целом, посещение музеев в Вашингтоне - отличная возможность проанализировать культуру памяти в Соединенных Штатах, сравнить с традициями в России и Европе. За время стажировки я поняла, что в истории этой страны также есть сюжеты, о которых принято упоминать при любой возможности, их принято трактовать совершенно однозначно (например, фигура Джорджа Вашингтона, которого изобразили канонизированным на одном из куполов Капитолия).


                                                            В музее американской истории

Вашингтон с первого взгляда мне приглянулся. Шумный и суетливый Нью-Йорк успел мне порядком надоесть за несколько дней, этакая копия Москвы по другую сторону Атлантики. Вашингтон - это то, чего я ожидала от Америки, воплощение “американской мечты” с его пасторальными картинками пряничных домиков, идеальными лужайками с маленькими почтовыми ящиками (и как же удобно получать посылки просто под дверь и не стоять в очередях на “Почте России”!)


                                                            По дороге домой

В Музее Холокоста я работала с материалами фонда Чрезвычайной Государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков (ЧГК) - одним из главных источников по истории Великой Отечественной войны и Второй мировой войны. Сначала я предполагала, что работа будет довольно механической: моей задачей было составление аннотаций к делам, которые представляли собой отчеты о деятельности ЧГК. Я обращала внимание на специфику отдельных советских территорий, например, особенности оккупационных режимов в Прибалтийских республиках, вспышки насилия по отношению к еврейскому населению в Западной Украине, случаи уничтожение цыган, душевнобольных на территории РСФСР. В некоторых делах встречались источники личного происхождения, например, отрывки из партизанского дневника, песни, написанные выжившими детьми из приюта на похороны умерщвленных. 

Помимо этого, мы приняли участие и в локальном проекте, курируемым сотрудниками библиотеки Музея. К нам обратились с просьбой в переводе с русского на английский язык свидетельств о браке и рождении 1880-1900 гг.,из польских метрических книг, способных пролить свет на происхождение польской еврейки, потерявшей свою семью много лет назад и пережившей Холокост. В тот момент я почувствовала, насколько это интересно - стать частью одного глобального проекта, восстановить хотя бы пару звеньев этой сложной генеалогической цепочки. 

Время нашей стажировки совпало с проведением совместного воркшопа Музея Холокоста и ITS (International Tracing Service). Этот недельный воркшоп был посвящен различным отдельным сюжетам по истории Холокоста, судьбам “восточных рабочих”, лагерям для перемещенных лиц и послевоенной адаптации и Ди-Пи в разных странах. На меня произвел впечатление проект-компаративное исследование, связанное с изучением специфических черт и атрибутики в насилии над женщинами во время армянского геноцида и еврейских женщин в период Холокоста. Воркшоп был направлен на поощрение использования в исследованиях участников данных из ITS. ITS (International Tracing Service) - база данных, содержащая сведения о судьбах людей, прошедших через Ди-Пи лагеря и, в частности о людях переживших Холокост, военнопленных и насильственно угнанных рабочих, эвакуированных детей. Потенциал этой базы для компаративных исследований велик, однако проблема в том, что доступ к большей части данных этой базы открыт в нескольких исследовательских центрах во всем мире, но Музей Холокоста оказался в их числе. В рамках собственного исследования я также поработала с этой базой при помощи одной из сотрудниц Музея Элизабет Энтони, которая терпеливо объясняла, как настраивать те или иные параметры для более эффективного поиска в системе.

Кроме того, в течение стажировки мы ходили на доклады приглашенных исследователей и сотрудников Музея. Доклады касались самых разнообразных сюжетов, например конструирования памяти о поляках, спасавших евреев в Холокост в разное время, роли юденратов в эмиграции евреев в первые месяцы после начала войны. Презентация уже упомянутой Элизабет Энтони была посвящена возвращению евреев в Австрию после войны и послевоенному антисемитизму. Примечательно, что большинство из исследований основаны на материалах интервью, а письменные источники выступают дополнением и иллюстрациями.

Отдельного упоминания заслуживает библиотека Музея Холокоста. Музей обладает уникальной коллекцией не только литературы по истории геноцидов, советской истории военного периода, но и обширной источниковой базой. Как стажеры мы могли брать книги на дом, скачивать из диссертационной базы необходимые материалы. Поразительно прост был доступ к некоторым фондам: их можно было также скачивать на съемные носители. Каждый из библиотекарей охотно давал советы насчет стратегии поиска и оказывал помощь в подборе фондов. Признаться честно, я провела не один час за “чудо-сканером”, стремясь вынести оттуда как можно больше книг.

К своему стыду, только в последние дни я добралась до постоянной экспозиции Музея Холокоста. Надо сказать, что не случайно этот музей является одним из самых посещаемых среди других музеев Вашингтона. Организация музейного пространства позволила сделать выставку очень насыщенной с точки зрения фактического материала. Он преподносится таким образом, что все сюжеты будут доступны любому внимательному, пусть и не подготовленному посетителю. Другая временная выставка важна как способ изложить историю Холокоста детям: она стилизована под иллюстрацию отрывков из дневника еврейского мальчика, который оказался узником Освенцима. “Americans and the Holocaust” - выставка, затрагивающая нетипичные сюжеты о страхах, отношении и ответе рядовых американцев на нацизм, Холокост и Вторую мировую войну. По этой экспозиции нас сопровождал сотрудник Музея, делая акцент в своем рассказе на смене общественных настроений в Соединенных Штатах по отношению к еврейским беженцам в течение войны, на защите принципов американской демократии как главной причины вступления Америки в войну, на изменении отношений к американским японцам после нападения на Перл-Харбор и на культуре памяти об этих событиях. Мне кажется, что посещение временных выставок в любом случае большая удача, каждый сюжет пробуждает интерес и дает пищу для размышлений на темы, которым не уделяется пристального внимания на более масштабных, но выставках более общего характера.


                                В музее истории и культуры афроамериканцев

После Вашингтона я провела еще 10 дней в США, посетив Филадельфию, Бостон и снова вернувшись в Нью-Йорк. Главное и, пожалуй, единственное достижение в Филадельфии - дегустация cheesesteak, который не произвел должного впечатления. Бостон одержал победу над Вашингтоном: в этот город я бы вернулась в первую очередь, если бы представилась возможность. Он не такой шумный, как Нью-Йорк, чистый и зеленый с уютными парками; не такой деловой и политический как Вашингтон. В Бостоне я увидела, как должна выглядеть библиотека мечты - Boston Public Library, место, где, пожалуй, я бы смогла сидеть днями напролет (в отличие от Library of Congress, где я чувствовала себя как в музее и была не в состоянии сосредоточиться на работе). В Бостоне четко выделяются национальные кварталы, ты будто перемещаешься из Америки в Гонконг, а через 15 минут уже гуляешь по Сицилии.


                                                            Филадельфия

Стажировка в Музее Холокоста - во многом уникальный опыт для меня как студентки исторического факультета и как исследователя. Надеюсь, что мое основное задание в Музее принесет пользу другим исследователям, которые смогут использовать материалы Чрезвычайной Государственной Комиссии для своих проектов. Еженедельные отчеты очень дисциплинировали; я осознавала, что мне необходимо сдать определенную норму дел. В свою очередь, на каждый отчет я получала отзыв, чтобы в дальнейшем улучшить содержание аннотаций. Не менее существенной частью полученного опыта послужило взаимодействие с другими сотрудниками Музея, которые делились собственным опытом, рекомендовали литературу и источники, давали советы относительно карьерных траекторий; я очень благодарна нашему супервайзеру Дэниэлу Ньюману, который решал многие организационные вопросы, Наталье Лазар, Элизабет Энтони и сотрудникам библиотеки и архивохранилища. Я выражаю признательность Международному Центру истории и социологии Второй мировой войны, которая одобрила мою заявку и позволила поработать полтора месяца в Музее Холокоста.