• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Сотрудники Международного Центра истории и социологии Второй мировой войны и ее последствий прошли курс повышения квалификации «Новые историографические подходы к изучению истории XX в.»

Курс прошел с 11 по 12 декабря и был подготовлен сотрудниками Центра исследований России, Кавказа и Центральной Европы (CERCEC) при Высшей школе социальных наук (EHESS, Франция)

Курс повышения квалификации был краткосрочным – всего два дня. Тем не менее это непродолжительное время было насыщено лекциями, на которых сотрудники Центра изучения России, Кавказа и Центральной Европы (CERCEC) представили своим московским коллегам разнообразные историографические подходы в изучении истории ХХ века.

Первый день начался с приветственного слова руководительницы CERCEC Франсуаз Досэ (Francoise Dauce) и директора Международного центра истории и социологии Второй мировой войны и ее последствий Олега Будницкого. С докладами в этот день выступили Марк Эли, Валери Познер, Марен Кудро и Лоран Кумель.

Марк Эли (Marc Elie): «Аграрная история: достижения, лакуны, перспективы»

Марк Эли поднял вопрос об исследовательских проблемах, сопряженных с изучением аграрной истории СССР. Ключевой тезис докладчика –  положение о многолетнем «забвении» аграрной истории, вызванном общим сокращением сельского населения в постсоветских странах. Но как отметит Марк Эли, развитие новых направлений (в первую очередь, не связанных с аграрной политикой) и усиленное изучение социальных аспектов аграрной истории в данный момент являются актуальными направлениями современной историографии.

Валери Познер (Valérie Pozner): «Визуальная история фронта второй мировой»

Валери Познер в своей лекции обратилась к вопросам изучения визуальной истории фронта Второй мировой войны, а именно к проблеме изучения фронтовых документальных кинопленок. Были рассмотрены как чисто технические аспекты подобных материалов (формат кадра, оборудование, монтаж), так и вопросы анализа пленок (инсценировка, восприятие, политические аспекты).

Марен Кудро (Marin Coudreau): «Экологическая история, война и массовые репрессии»; Лоран Кумель (Laurent Coumel): «Is there a Soviet environmentalism? From elitist conservationism to attempts of green technocracy»

Лекции Марена Кудро и Лорана Кумеля были посвящены экологической истории (environmental history) – стремительно развивающемуся направлению исторической науки – применительно к СССР. Первый исследователь, опираясь на теоретико-методологические подходы Б. Латура, Дж. Р. Макнила, Э. Рассела и работая на стыке экологической, военной и транснациональной истории, показал перспективы изучения сталинского периода как времени социально-экологического кризиса и трансформации, в частности на примере развития советской химической промышленности. Был сделан вывод о тесной взаимосвязи экологической и социальной инженерии, осуществлявшейся сталинским режимом, большой роли учёных и военно-промышленного комплекса в этих процессах. Лоран Кумель на основании теоретико-методологических подходов П. Джозефсона и Д. Вайнера проанализировал развитие экологического движения в СССР во второй половине XX века. Исследователь пришёл к выводу об элитистско-технократическом характере этого движения, его ориентации на встраивание в существующие властные структуры и тесное взаимодействие с ними, а также о триумфе «зеленой технократии» в 1987-1988 гг.

Во второй день лектория выступили Артюр Клеш, Марк Эли, Жульет Кадио и Катрин Гусев.

Артюр Клеш (Arthur Clech): «Введение в историю сексуальностей: вопросы методологии и историографии»

Артюр Клеш представил актуальные подходы к изучению истории сексуальностей в СССР. В частности, лектор опроверг расхожее мнение о невозможности изучения истории сексуальностей в Советском Союзе ввиду отсутствия достаточной терминологической базы в СССР. В своем выступлении Артюр Клеш убедительно показал, – привлекая все более широкий круг источников (в первую очередь, интервью), выявление и изучение данной проблематики в истории СССР сегодня является не только возможным, но и весьма перспективным направлением.

Марк Эли (Marc Elie): «Холодная война в науке, 1940-1980-е гг.: какое место для Советского союза?»

В своей лекции  Марк Эли осветил актуальные подходы к изучению Холодной войны через призму влияния этого глобального противостояния на другие сферы общественно-политической жизни. В частности, большое внимание было уделено вопросу о степени влияния Холодной войны на взаимодействие внутри мирового научного сообщества.

Жульет Кадио (Juliette Cadiot): «A Society» of Thieves? Stalin, Socialist Property» and the Soviet People»

Жульет Кадио прочла лекцию о специфике карательной политики сталинской юстиции в отношении преступлений против государственной (социалистической) собственности. Основываясь на материалах конкретных судебных дел и судебной статистике и опираясь на работы М. Фуко, исследовательница показала, что подобная проблематизация истории репрессий открывает новые перспективы в изучении советского (сталинского) режима, субъективности, языка.

Катрин Гусев (Catherine Gousseff): «Regards Sur la guerre»

Курс повышения квалификации завершила лекция Катрин Гусев о возможностях изучения истории Второй мировой войны на основе визуальных источников, а именно рисунков польских детей первых послевоенных лет. Проведя систематизацию этих источников и применив в их анализе методы исторической психологии, исследовательница продемонстрировала значительный потенциал изучения любительского изобразительного искусства для выявления характера влияния войны на индивида и общество в целом

  

Помимо насыщенного лекционного курса, у сотрудников центра была возможность посетить не только многие достопримечательности Парижа, но и поработать в местных архивах и библиотеках.

От имени всех сотрудников Центра истории и социологии Второй мировой войны хотелось бы выразить благодарность коллегам из Центра изучения России, Кавказа и Центральной Европы, за организацию и проведение столь масштабного и важного мероприятия, несмотря на непрекращавшиеся парижские забастовки и все сопряженные с ними трудностями!

Ниже – отзывы участников курса повышения квалификации Артёма Латышева и Эллы Россман:

Артём Латышев (научный сотрудник):

«Этот курс предоставил нам поистине уникальную возможность быстро, четко, в формате живого диалога получить представление о: 1) историографической ситуации в тех областях научного знания, которыми мы сами не занимаемся, но к которым так или иначе приглядываемся; 2) сюжетах, которые только осмысливаются нашими коллегами из Франции, едва оформляются в тексты статей и доберутся до страниц журналов еще только через несколько лет. Аграрная история находит внезапные пересечения с памятью о войне, история сексуальностей – с ГУЛАГом, а изучение представлений о собственности в сталинском СССР – с практиками юстиции того же периода. Из всех лекций стоит отметить детальную инструкцию от Валери Познер о том, как работать с советскими фронтовыми документальными съёмками. Трудно описать всеобщую радость от того, что кто-то наконец рассказал об этом сюжете в конкретно-историческом разрезе, а не в контексте общих искусствоведческих и отвлеченных культурологических и размышлений. Кому-то были интересны одни лекции, кому-то другие, но, кажется, все завели новые научные контакты в соответствии со своими профессиональными интересами»

Элла Россман (стажер-исследователь):

«Повышение квалификации в Париже представляло собой серию мастер-классов и лекций от ведущих французских историков СССР и России. Выступления исследователей, которые целыми днями, были посвящены самому широкому кругу тем: работе с советскими визуальными источниками периода Второй мировой войны, экологической истории СССР, глобальной истории науки, аграрной истории СССР и ее современному состоянию, современной истории сексуальностей, исследованиям специфики советской юстиции. Объединяло все события одно: они позволили слушателям узнать о состоянии советской и российской истории в мире, услышать о самой свежей историографии по разных вопросам внутри этого обширного исследовательского поля. Важно, что нам удалось больше узнать об иностранной историографии, в частности, о том, как изучение советской и российской истории происходит в современной Франции. 
Мне очень повезло попасть на этот небольшой курс, и я очень благодарна сотрудникам нашего центра, а также принимающей стороне за эту возможность. Уверена, я еще не раз обращусь к конспектам из поездки в своей научной работе. И конечно же я буду использовать их в своей преподавательской работе, в частности, когда буду вести майнор «Советская и постсоветская культура» в Школе культурологии»

Владислав Рыбаков (стажер-исследователь): 

«Прохождение курса повышения квалификации позволило мне получить разностороннее представление о научных интересах сотрудников CERCEC и связанных с ним исследователей, разрабатываемых ими проблемах и подходах к их изучению. В рамках магистрального направления моих научных интересов («Советская юстиция в годы Великой Отечественной войны») наиболее полезным оказался доклад Жульет Кадио о карательной политике сталинской юстиции в отношении преступлений против государственной (социалистической) собственности и содержательная дискуссия после него. Особенно ценными для понимания современного состояния историографии стали доклады Марка Эли, в которых была показана эволюция исследовательских подходов к аграрной истории СССР и периоду Холодной войны. Наконец, нельзя не выделить доклад Валери Познер, представившей конкретную методику работы с советским фронтовым документальным кино периода Великой Отечественной войны и продемонстрировавшей эвристический потенциал этого источника. Спасибо Международному центру истории и социологии ВМВ и ее последствий и CERCEC за возможность пройти этот курс. Надеюсь, мне удастся применить полученные знания в своих научных исследованиях»