• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Качество подготовки экономистов и менеджеров оценят ведущие вузы

В послании Федеральному собранию 12 декабря президент РФ Владимир Путин заявил, что «для обновления системы высшего образования нужно использовать потенциал лучших вузов, делегировав им право и полномочия по оценке качества образования». Эта тема обсуждалась на общем собрании учредителей Ассоциации ведущих вузов в области экономики и менеджмента (АВВЭМ), состоявшемся в ВШЭ 13 декабря.


«Большинство юношей и девушек стремятся получить высшее образование. Качество университетов и вузов должно соответствовать этому запросу. Только тогда «образовательный драйв» молодежи станет мощным стимулом развития страны. Однако сегодня как в столицах, так и в регионах много вузов, которые не отвечают современным требованиям. Считаю, что для обновления всей системы высшего образования нужно использовать потенциал лучших вузов, делегировав им право и полномочия по оценке качества образования, в том числе с их помощью добиться того, чтобы выпускники были востребованы на рынке труда, а экономика и общество получили реальную отдачу».

Из послания Владимира Путина Федеральному Собранию, 12 декабря 2013 года



Как известно, в последние двадцать лет в высшем образовании сложилась противоречивая ситуация. С одной стороны, качество образования падает, многие вузы торгуют дипломами. С другой стороны, все эти постоянно критикуемые вузы исправно получают государственную аккредитацию и выдают выпускникам государственные дипломы. Ситуация отчасти начала меняться с назначением министром образования и науки РФ Дмитрия Ливанова — в прошлом году много шума наделал первый мониторинг эффективности вузов. В этом году шума чуть меньше — вузов с признаками неэффективности в государственном секторе второй мониторинг выявил не так много (вечером 13 декабря, когда готовился к публикации этот материал, межведомственная комиссия приняла решение, каким вузам предстоит реорганизация).

Так или иначе, усилиями одного государства проблему псевдообразования в России решить не удается. Особенно это касается образования в сфере экономики и менеджмента — оно является фокусом платежеспособного спроса, его неблагополучие очевидно. По некоторым оценкам, до 70% выпускников, получивших образование по этим направлениям, не владеют базовыми квалификациями. Как считает ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов, говорить об эффективности государственной системы содержательной оценки качества образования пока не приходится. Участники рынка труда выделяют примерно 20 ведущих университетов в масштабе страны и по одному, два или даже три вуза в каждом регионе. С ними они сотрудничают, их выпускников охотно берут на работу. Остальная совокупность вузов не различается — из них выходят просто обладатели государственного диплома, ценность которого в глазах работодателей стремительно падает.

Для повышения качества образования в области экономики и менеджмента была создана АВВЭМ. В состав ее учредителей входят 18 вузов — применительно к данным направлениям обучения это те самые «лучшие вузы», о которых говорит президент страны. Однако ассоциация действует не только от их имени, но и от имени ведущих бизнес-объединений и государственных экономических ведомств: их представители вошли в Наблюдательный совет АВВЭМ, который возглавил президент РСПП Александр Шохин. В области экономики и менеджмента Наблюдательный совет фактически играет роль широкой профессиональной ассоциации — других ассоциаций, охватывающих значительную часть рынка в этой сфере, в России пока нет (объединения аудиторов, финансовых аналитиков и похожие не в счет просто в силу своей малочисленности).

В 2013 году в рамках ассоциации велась работа, в частности, по созданию модели профессионально-общественной аккредитации образовательных программ (заявку на апробацию модели подали 23 вуза, на пробную аккредитацию программ — 49) и модели независимой оценки подготовки бакалавров.

АВВЭМ существует год с небольшим, но за это время, если учитывать все заседания экспертных и рабочих групп, программы повышения квалификации преподавателей, социологические исследования и прочие, она опередила по интенсивности работы не только Ассоциацию ведущих вузов России, но и Российский союз ректоров. Это свидетельствует не только о большой энергии социально-экономических вузов, но и проблемах в этом секторе. Причем в «лучших вузах» как раз все в порядке, другой вопрос — что делать с вузами, которые лучшими не являются. Стоит отметить, что членом АВВЭМ может стать далеко не каждый — так, на заседании 13 декабря был оглашен список вузов, которые изъявили желание вступить в ассоциацию, но всем, за исключением Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», было отказано. Точнее, вопрос о принятии МИФИ тоже пока не решен: в этот университет будет направлена комиссия АВВЭМ, которая проведет анализ его программ и примет окончательное решение.

В 2013 году в рамках ассоциации велась работа, в частности, по созданию модели профессионально-общественной аккредитации образовательных программ (заявку на апробацию модели подали 23 вуза, на пробную аккредитацию программ — 49) и модели независимой оценки подготовки бакалавров. На базе ассоциации планируется создать Центр аккредитации и сертификации, выполняющий роль оператора профессионально-общественной аккредитации. По поручению Минобрнауки России АВВЭМ разрабатывает модель формирования структуры и объемов контрольных цифр приема по укрупненной группе направлений «Экономика и управление» (в 2014 году, в частности, предложено сократить бюджетные места в бакалавриате, а в магистратуре — увеличить). Это единственный случай, когда на ассоциацию вузов возложили такие полномочия, — обычно государство опирается на мнения профессиональных ассоциаций и администраций регионов.

Предполагается, что в ближайшем будущем роль АВВЭМ в оценке качества образования в сфере экономики и менеджмента значительно возрастет — сначала применительно к бакалавриату, а затем и в магистратуре. Рособрнадзор готов патронировать мониторинг качества образовательных программ, который планирует проводить АВВЭМ, и учитывать его результаты при аккредитации. Не исключено, что очень скоро Рособрнадзор начнет закрывать некачественные программы — намерения государства на этот счет не раз были продекларированы вполне однозначно. Основным инструментом, позволяющим обосновать принятие решений, должны стать результаты оценки качества образования, предоставленные ведущими вузами.

Борис Старцев, специально для новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Эксперты Вышки помогут создать в Норильске инновационный лицей

В Норильске планируют открыть образовательный хаб, где лучшие учителя из ведущих школ России будут реализовывать передовые практики. НИУ ВШЭ как национальный центр компетенций по подготовке управленческих и педагогических кадров поможет проекту выстроить механизмы привлечения, подготовки и укоренения специалистов.

НИУ ВШЭ разработал дашборд для изучения трендов в образовании

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил новый цифровой сервис — информационно-аналитическую систему «Индикаторы образования» (ИАС ИО). Эта система интерактивных аналитических панелей (дашбордов) позволяет визуализировать индикаторы сферы образования в динамике с возможностью сравнения по различным уровням и в международном контексте.

Питерская Вышка приняла участие в международном Саммите высшего образования FICCI (HES) в Индии

«Расширяя сознание, продвигая изменения: меняем будущее высшего образования» — так звучала тема 18-го Саммита высшего образования, прошедшего в столице Индии Нью-Дели. По приглашению организаторов форума, Федерации индийских торгово-промышленных палат (FICCI) и министерства образования Индии, делегация Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге приняла участие в ключевых мероприятиях Саммита.

На ИВО-2023 обсудили карьерные ожидания, ценности и траектории российских студентов

В НИУ ВШЭ проходит XIV Международная конференция исследователей высшего образования (ИВО-2023), ее основная тема — «Студенческий опыт в современном университете: от абитуриента до выпускника». 25 октября, в первый день конференции, состоялась специальная секция «Карьерные ожидания, ценности и траектории студентов в российском третичном образовании», на которой исследователи из НИУ ВШЭ представили три доклада.

В НИУ ВШЭ начала работу XIV Международная конференция исследователей высшего образования

Тема конференции этого года — «Студенческий опыт в современном университете: от абитуриента до выпускника». В течение трех дней исследователи из разных регионов России и зарубежных стран будут обсуждать, какие индивидуальные и институциональные факторы определяют образовательный опыт студентов, как он связан с достижением образовательных результатов и как влияет на успешность на рынке труда. Конференция продлится с 25 по 27 октября, будет представлено более 90 докладов.

Диджитализация и школы как образовательные хабы: что ждет рынок образования

В ближайшие годы мир может ждать масштабная диджитализация образования, которая позволит обучаться всю жизнь. Такой вариант предполагает один из сценариев развития будущего образования. Его приводит в своем докладе Институт образования НИУ ВШЭ, подготовивший обзор наиболее актуальных трендов в развитии образования в рамках стратегического проекта «Национальный центр научно-технологического и социально-экономического прогнозирования» НИУ ВШЭ программы «Приоритет-2030».

Новый онлайн-курс ВШЭ обучает педагогов компетентностному подходу в преподавании

Современную школу часто обвиняют в том, что она отстает от жизни, и  требуют развивать в ней экологическую, цифровую и функциональную грамотность, коммуникативную компетентность, навыки кооперации. Но возможен ли в школьном и университетском образовании баланс между знаниями и компетентностями? И главное, как должен действовать педагог, учитель, преподаватель, выстраивая обучение? На все эти вопросы отвечает новый онлайн-курс «Универсальные компетентности и новая грамотность», разработанный экспертами Института образования ВШЭ и представленный онлайн-кампусом НИУ ВШЭ на Национальной платформе «Открытое образование».

Экосистема воспитания: уважение личности и самореализация через действие

Воспитание детей и молодежи — сложная задача, особенно в Москве, динамичном современном мегаполисе. Для ее успешного решения необходимы нешаблонные подходы, уважение педагогов и родителей к личности школьников и студентов. Важна также и готовность взрослых воспитывать личным примером. Эту тему обсудили на Московском урбанистическом форуме, в дискуссии принял участие ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов.

Надзор и мониторинг: как должно оцениваться качество образования

Как трансформировалась система оценки качества образования и как она будет развиваться в дальнейшем, обсудили на круглом столе «Контроль, надзор, качество: первые итоги регуляторной гильотины в образовании», который прошел в рамках XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества.

«Возможность стать ведущим должна быть у каждого вуза»

31 мая в Высшей школе экономики состоялось общее собрание членов Ассоциации «Глобальные университеты». Ректоры вузов обсудили перспективы развития Проекта 5-100, возможности законодательного закрепления понятия «ведущий вуз» и предложили создать прозрачную национальную систему экспертизы результатов научных исследований.