• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

На Курсере появились первые выпускники Вышки

29 апреля на Курсере завершился онлайн-курс «Финансовые рынки и институты» — первый из подготовленных для этого проекта Высшей школой экономики. Программа курса, разработанного ординарным профессором ВШЭ Николаем Берзоном, была рассчитана на девять недель, и до финишной черты из 16 тысяч стартовавших добрались две тысячи слушателей.

Курс Николая Берзона тематически был разделен на три основных блока. Сначала рассматривались вопросы, связанные с текущим состоянием финансовых рынков, их развитием и будущим. Второй блок был посвящен финансовым институтам, функционирующим на рынках. А завершался курс рассказом об основных финансовых инструментах — как обычных (акции и облигации), так и гибридных.

Формат Курсеры требует от преподавателя нового способа организации занятий. Вряд ли у интернет-слушателей хватило бы терпения и времени смотреть двухчасовую трансляцию лекции. Поэтому каждая лекция, подготовленная Николаем Берзоном, состояла из нескольких фрагментов по 8-12 минут. Смотреть их можно было не все сразу, а последовательно — когда слушателю было удобно. Кроме того, в каждое видео встроен квиз (quizz) — вопрос на понимание. Выглядит это так: на третьей-четвертой минуте видеозапись останавливается, и на экране появляется вопрос, на который нужно ответить. Правильным был ответ или нет, слушатель узнает сразу же и может продолжать просмотр лекции.

«На обычном занятии я могу в спокойном темпе рассказывать студентам тему и по ходу дела отвечать на их вопросы, видеть их реакцию, вовремя замечать, что им ясно или нет, а вот здесь такой обратной связи не было, — говорит о различиях онлайновых и офлайновых лекций профессор Берзон. — Занятие необходимо было очень четко структурировать. При этом я не мог отвлечься, прекратить свою речь и даже резко повернуть голову, потому что меня снимала камера. Это было весьма непривычно и нелегко. В университете я не читаю классических лекций, все мои занятия похожи на беседу или обсуждения, но здесь я не ощущал контакта со слушателями — были только я и объектив камеры».

Для налаживания обратной связи был открыт специальный форум, на котором все желающие могли задать лектору интересующие их вопросы. Вопросов оказалось так много, что Николай Берзон решил организовать очную встречу с наиболее активными слушателями. На нее пришли около 100 человек, кроме того с нее велась онлайн-трансляция. «Мне задавали множество вопросов, правда, на все ответить не удалось — каждый вопрос тянул за собой цепочку других, — поясняет лектор. — Однако встреча также была ценна тем, что слушатели смогли очно пообщаться со мной, а я — увидеть тех, кому интересен мой курс».

По итогам каждой из девяти недель обучения слушатели сдавали тест. Структура теста, количество и форма заданий в нем, определяются самим лектором, но вопросы, разумеется, охватывают весь представленный за неделю материал. Тест полностью компьютеризирован, ответы проверяются автоматически — когда имеешь дело с тысячами студентов (а на курс Николая Берзона первоначально записались более 16 тысяч человек), проверить, а тем более прокомментировать все ответы вручную просто невозможно.

Система оценивания результатов тестов также определяется автором курса. Профессор Берзон предложил своим слушателям достаточно мягкий вариант: на выполнение каждого теста отводились три попытки, и засчитывалась в итоге самая удачная из них. Финальная оценка складывалась по накопительной системе.

Все девять тестов выполнили около двух тысяч человек — больше 12 процентов от начального числа слушателей. Этот показатель немного превышает средний по Курсере. Как показывает практика, курсы до конца проходят от 5 до 15 процентов записавшихся на них. Не секрет, что низкий коэффициент «дожития» служит одним из главных аргументов критиков массовых образовательных онлайн-курсов. Но важно понимать, что, во-первых, на таких курсах нет входного порога (вступительных экзаменов «абитуриенты» не сдают), а, во-вторых, низкие относительные показатели компенсируются высокими абсолютными.

Сегодня бытует мнение, что через 10-15 лет классическая форма вуза изживет себя, и все обучение будет проходить в формате онлайн-лекций. Не знаю. Я считаю, что важно не забывать о том, что онлайн-занятие не заменит живого общения студента и преподавателя

Берзон Николай Иосифович
ординарный профессор ВШЭ

Среди слушателей курса «Финансовые рынки и институты», основную долю которых составили уже работающие по профессии выпускники, в то же время оказалось немало студентов. У них есть возможность посещать занятия Николая Берзона «вживую», поступив в Вышку. Профессор преподает и в бакалавриате, и в магистратуре, и на программах дополнительного образования ВШЭ.

«Сегодня бытует мнение, что через 10-15 лет классическая форма вуза изживет себя, и все обучение будет проходить в формате онлайн-лекций, — говорит Николай Берзон. — Не знаю. Я считаю, что важно не забывать о том, что онлайн-занятие не заменит живого общения студента и преподавателя».

Марат Рахимов, студент 1 курса магистратуры факультета медиакоммуникаций, практикант новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Решение широкого диапазона задач: открыт набор в онлайн-магистратуру Master of Data Science

Программа «Магистр по наукам о данных» (Master of Data Science, MDS), запущенная НИУ ВШЭ в 2020 году, на тот момент стала первой и единственной в России онлайн-магистратурой на платформе Coursera. Сейчас стартовал новый набор на программу. Студенты 2-го курса Василина Денякина и Валерий Седин рассказали новостной службе портала о том, как актуальные теоретические и практические знания с упором на решение реальных задач индустрии помогают стать востребованными специалистами на рынке труда, а также о том, насколько разнообразными могут быть исследования в области наук о данных.

Уйти от европоцентризма: на Coursera появился курс ФГРР «Страноведение и география городов»

Факультет городского и регионального развития (ФГРР) запустил курс «Страноведение и география городов» на платформе Coursera. Его цель — познакомить слушателей с многообразием городских феноменов в различных регионах мира и дать базовые представления о регионалистике, типологии стран и страноведении.

Зрительные образы в искусстве и дизайне: как научиться визуальной грамотности

В эпоху интенсивной цифровизации, когда социальные сети ежесекундно поставляют нам массу изображений, визуальная коммуникация стала главным способом межличностного общения. Как не раствориться в потоке образов и отличать видимость от настоящей ценности, объясняет Анна Суворова, автор нового курса Дирекции по онлайн-обучению ВШЭ «Визуальные исследования».

До 15 ноября принимаются заявки спикеров на участие в конференции eSTARS 2021

1 и 2 декабря Высшая школа экономики и Coursera собирают ведущих мировых исследователей и практиков, руководителей образования, лидеров технологий и представителей бизнес-сообщества на IVМеждународной научной конференции eLearning Stakeholders and Researchers Summit 2021. Заглавная тема eSTARS 2021— «Цифровая трансформация: глобальные вызовы системе образования».

ФКН запустил на Coursera новый англоязычный курс Digital Literacy

На платформе Coursera вышел новый курс Digital Literacy, созданный в рамках общеуниверситетского проекта Data Culture. Программа состоит из 10 блоков, которые подготовлены специалистами в соответствующей области. Всего над курсом работали 11 авторов.

Европейские ценности: от открытия Америки до Первой мировой войны

На платформе Coursera стартовал англоязычный курс “Europe and the World, ca. 1500 to 1914”. Его автор, Андрей Исэров, заместитель декана по международной деятельности ФГН НИУ ВШЭ, рассматривает исторический отрезок в четыре столетия, за который европейские государства достигли пика экономической, военной и политической мощи. Как независимость Испанской Америки, достигнутая к середине 1820-х годов, повлияла на Китай, каковы причины религиозного раскола в западном христианстве в XVI веке и как развивалась европейская колониальная политика — об этом узнают слушатели курса.

«У России есть отличные шансы закрепить за собой место ведущего внерегионального партнера Ближнего Востока и Северной Африки»

Дирекция по онлайн-обучению НИУ ВШЭ объявила о старте нового курса «Россия и страны Ближнего и Среднего Востока: потенциал взаимодействия» на платформе Coursera. Его автор — Андрей Бакланов, профессор, руководитель секции исследований стран Ближнего Востока и Северной Африки факультета мировой экономики и мировой политики Вышки, экс-посол России в Саудовской Аравии. Он рассказал новостной службе о том, какими знаниями в области энергетического рынка, рынка вооружений и особенностей ведения бизнеса готов поделиться со слушателями курса.

Первая в России онлайн-магистратура на английском языке откроется в Вышке

В этом учебном году в НИУ ВШЭ стартует набор на магистерскую программу Master of Data Science по направлению «Прикладная математика и информатика», реализуемую полностью в онлайн-формате на глобальной образовательной платформе Coursera. Прием документов продлится до 6 декабря, занятия начнутся в феврале. После успешного окончания программы выдается диплом магистра НИУ ВШЭ.

2 000 000

подписчиков зарегистрированы на курсы НИУ ВШЭ на образовательной платформе Coursera.

Онлайн-специализация НИУ ВШЭ «Advanced Machine Learning» получила награду от Coursera

Англоязычная специализация «Advanced Machine Learning», созданная Вышкой в партнерстве с Яндексом, стала первым в России онлайн-курсом, который получил премию «Outstanding Educator Award» от глобальной платформы Coursera. Специализация была отмечена в категории «Инновации».