• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Школа, где учили вести бизнес с пользой для общества

Социальный бизнес не перестает быть бизнесом из-за того, что он социальный — модное название не должно прикрывать неумение вести дела. В этом уверены организаторы завершившейся Летней школы ВШЭ «Выбор молодых — предпринимательство в социальной сфере», которая стала по сути конкурсом стартапов.

На летнюю школу, организованную Центром социального предпринимательства и социальных инноваций совместно с Центром развития молодежного предпринимательства в социальной сфере Бизнес-инкубатора ВШЭ, были приглашены 42 слушателя, при том что заявок на участие в ней поступило 120.

«Мы провели предварительный конкурс и отобрали наиболее зрелые проекты не только по социальному назначению, но и с точки зрения перспектив их коммерциализации, — говорит директор Центра социального предпринимательства и социальных инноваций ВШЭ Александра Московская. — Так что летняя школа представляла собой, с одной стороны, учебу, а с другой — продолжение конкурса бизнес-проектов: после двухнедельного курса мы провели еще один отбор по итоговым презентациям и определили финалистов, которые в наибольшей степени готовы для встречи с инвесторами и реалиями рынка. Хотя справедливости ради следует сказать, что с ними нам еще надо будет поработать — запланированы дальнейшие консультации и продвижение стартапов». 

Организаторы нацеливали участников школы не на прожектерство, а на проектную работу с соответствующими требованиями к экономическим результатам проектов

О том, что государство готово поддерживать в России социальное предпринимательство в первую очередь как бизнес, говорил в своем выступлении на летней школе заместитель руководителя Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы Дмитрий Князев. Собственно, и сама летняя школа была тому подтверждением, поскольку именно подведомственная структура департамента (ГБУ «Малый бизнес Москвы») профинансировала эти занятия — содействие было оказано благодаря тому, что организаторы нацеливали участников школы не на прожектерство, а на проектную работу с соответствующими требованиями к экономическим результатам проектов.

Среди лекторов и консультантов (интерактивные занятия и консультации в программе преобладали), были преподаватели ВШЭ, а также бизнес-тренеры и известные предприниматели. В частности, с мастер-классом выступил Дмитрий (Дэвид) Городянский, автор проекта «Anchor Free», американец, выходец из России, разработавший приложение «Hotspot Shield», обеспечивающее интернет-безопасность (200 миллионов пользователей во всем мире). О сетевых ресурсах как о бизнесе рассказывали также швед, работающий в России, Матиас Эклёф, сооснователь Yell.ru, заменившего «Желтые страницы», и Дмитрий Быковских, директор компании «Socialist» и один из основателей Solomoto.ru.

Лучшие проекты

Средний возраст участников летней школы составил 24 года. В основном это были выпускники московских вузов, треть состава — студенты старших курсов.

Наиболее социально значимыми были признаны три стартапа. Первое место занял проект по развитию безбарьерного туризма «Globe4all». Его суть в объединении информационных ресурсов, посвященных этой теме (авторы — Ренат и Надежда Анпилоговы, выпускники Курского государственного университета).

На втором месте проект «Gloveme» студента МГУ имени М.В.Ломоносова Никиты Богданова, разработавшего прототип перчатки для восстановления двигательных функций людей, переживших инсульт.

Третье место  присуждено проекту «Ясна Яра», который призван популяризировать моду на традиционные национальные костюмы в повседневной жизни. Кстати, разработчики этого стартапа Марина Васильева и Катерина Егорова, студентки Московского государственного университета приборостроения и информатики, привезли коллекцию на итоговую презентацию, и некоторые слушатели и эксперты летней школы с удовольствием примерили их.

На основе оценок жюри, в составе которого были как эксперты центра, так предприниматели-практики, в финал прошло 11 социальных бизнес-проектов. Помимо названных, организаторы, в частности, отметили стартап Чынары Пратовой и Алексея Смирнова, которые собираются заниматься профориентацией для школьников в новых отдаленных районах Москвы, где мало учреждений для развития молодежи. Ильдар Кильметов и Лариса Ульянкина планируют проводить обзорные экскурсии по городу с использованием мобильного аудио-приложения, Григорий Григорьев намерен создать интернет-галерею для молодых художников, а Юлия Соломоник — онлайн-сервис психологической поддержки.

Пожалуй, один из самых сложных проектов предложил Павел Косарев. Речь идет о создании нового общественного института — социальной автоэкспертизы. Реализация стартапа позволила бы объединить наиболее добросовестных продавцов на вторичном рынке автомобилей и освободить покупателей от частной экспертизы каждого понравившегося автомобиля, переложив эту функцию на продавцов.

Игорь Мисежников представил проект «Музей мошенничества», в котором автор в интерактивной игровой форме предлагает рассказывать людям о способах мошенничества, чтобы помочь им стать бдительнее.

Самыми молодыми финалистами оказались лицеисты ВШЭ Алексей Тетюшин и Иван Гетиашвили. Их проект «Азбука стартапа» позволит привлекать бизнес-тренеров и предпринимателей к работе со школьниками для объяснения сути предпринимательской деятельности.

Новостная служба портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Исследование HSE FEST: каждый третий стартап возглавляет женщина

Высшая школа экономики в Санкт-Петербурге в рамках Всероссийского фестиваля университетских технологических проектов HSE FEST 2023 провела опрос женщин-руководителей, вошедших в топ-100 конкурса стартапов. Исследование проводилось с целью знакомства с особенностями женского лидерства, а также ролью образования и используемых моделей управления среди женщин-топов. Основными критериями стали опыт управления стартапами на позиции основателя, сооснователя, CEO.

Вышка запустила зеркальную лабораторию с ведущим технологическим вузом Малайзии

НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург и Технологический университет Малайзии (UTM) запустили зеркальную лабораторию в сфере социального предпринимательства. Договор об этом подписан 9 ноября в ходе заседания Совместной Российско-Малайзийской комиссии по экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству в г. Куала-Лумпур. Подписи под документом поставили директор НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Анна Тышецкая и проректор UTM по науке и инновациям Росли Ильяс.

В Вышке прошла 10-я летняя нейролингвистическая школа “Eye-tracking in the Lab and Beyond”

В этом году в школе приняли участие более 100 человек со всей России и из-за рубежа. Это уже 10-я летняя нейролингвистическая школа “Eye-tracking in the Lab and Beyond”, ежегодно проводимая Центром языка и мозга ВШЭ. Ведущие специалисты рассказали о передовых разработках и исследованиях в области видеоокулографии.

Анализ данных и персонализированная медицина: как прошла школа по кардиогенетике

Недавно в Центре непрерывного образования факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ состоялась летняя школа «Кардиогенетика: отсеквенирования к разработке кардиопанели». Программа была организована совместно с Институтом аналитического приборостроения РАН,Институтом спектроскопии Российской академии наук и компанией «Синтол».

Старшеклассники в академической культуре: как прошла VIII Летняя историко-филологическая школа ФГН ВШЭ

В конце августа в учебном центре «Вороново» состоялась VIII Летняя историко-филологическая школа (ЛИФШ), организованная факультетом гуманитарных наук НИУ ВШЭ при поддержке Дирекции по работе с одаренными учащимися в рамках проекта «Расти с Вышкой» и экспертов Всероссийского чемпионата сочинений «Своими словами».

«Летняя школа по аналитике и Data Science — возможность получить информацию из первых уст»

В конце августа в Центре культур Вышки прошла летняя школа по аналитике и Data Science, организованная Центром непрерывного образования факультета компьютерных наук. В ней приняли участие более 300 слушателей. Доклады представили спикеры из «Яндекса», Сбера, «Тинькофф», МТС, X5 Group, Альфа-Банка, «Мегафона», «Дзена», VK, а также сотрудники ФКН.

«Интерес к приложениям машинного обучения в биоинформатике с каждым годом растет»

28–30 августа, накануне нового учебного года, факультет компьютерных наук ВШЭ провел четвертую летнюю школу по машинному обучению в биоинформатике. В этом году на событие зарегистрировались 670 человек, более 300 посетили ее очно.

Итоги Международной летней школы — 2023 подвели в НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге

В августе в питерской Вышке завершилась Международная летняя школа. Участники прослушали курсы по политологии, русскому языку и финансам от преподавателей ВШЭ, а также познакомились с Северной столицей и исследовали ее достопримечательности в ходе культурной программы. Обучение прошли студенты из девяти стран, таких как Венесуэла, Китай, Вьетнам, Южная Корея, Япония, Италия, Германия, Узбекистан и Россия.

ФКН в четвертый раз проведет летнюю школу по машинному обучению в биоинформатике

На факультете компьютерных наук Вышки с 28 по 30 августа пройдет летняя школа по машинному обучению в биоинформатике. В течение трех дней участников ждут лекции и семинары от ведущих специалистов в данной области из ВШЭ, Сколтеха, AIRI, МГУ, МФТИ, Genotek, Sber Artificial Intelligence Laboratory.

На ФКН ВШЭ прошла летняя школа по программной инженерии

В начале июля на факультете компьютерных наук Вышки проходила летняя школа по программной инженерии. Она стала правопреемницей школы по разработке мобильных приложений, которая проводилась на ФКН с 2015 по 2022 год. Партнерами мероприятия выступили «1С», Сбер, сообщество авторов игр «Индикатор» и IT-школа Samsung Innovation Campus.