• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Летняя школа ЛЭСИ: академические стратегии в трансформирующемся вузе

Вышка многое делает для того, чтобы стать университетом, чьи исследования включены в повестку мировой науки, и эти новые ориентиры рождают новые вызовы для сотрудников. Как соответствовать повышенным требованиям к публикационной активности? Как сочетать в исследовательской работе интересы отдельного ученого, научного подразделения и вуза в целом? На эти вопросы искали ответы участники Летней школы Лаборатории экономико-социологических исследований (ЛЭСИ) ВШЭ.

В пятой летней школе Лаборатории экономико-социологических исследований ВШЭ, которая прошла в учебном центре «Вороново», приняли участие 33 человека — научных сотрудников ЛЭСИ, преподавателей кафедры экономической социологии, а также младших сотрудников лаборатории — стажеров-исследователей и студентов старших курсов, заинтересованных в полноценном включении в исследовательскую деятельность.

«Летняя школа подразделения не может быть ничем иным кроме поля рефлексии и проектирования собственной деятельности», — считает первый проректор, заведующий ЛЭСИ Вадим Радаев. Из этого и исходили организаторы и участники школы при ее планировании: решено было заняться формированием индивидуальных исследовательских стратегий сотрудников лаборатории в конкретных условиях работы в университете. До начала школы участникам было предложено заполнить форму о планах на ближайшие три года. Цель — не подготовка «формального отчета» или «информирование руководства», но расстановка собственных приоритетов в условиях демонтажа привычных университетских структур вроде кафедр.

Помимо главной темы, программа летней школы включала обсуждение вопросов, связанных с развитием учебных программ по социологии, презентации студенческих проектов, а также тимбилдинг и кинопоказ. Плюс к тому на летней школе проходил отбор новых сотрудников ЛЭСИ из числа студентов старших курсов. Несмотря на серьезность поставленных задач, атмосфера выездной школы была неформальной, а общение — лишено той дистанции, которая часто становится препятствием для продуктивной совместной работы.

Что такое идеальная научная лаборатория?

В качестве первого мероприятия школы прошла игра. По ее условиям участникам необходимо было разбиться на пять групп, каждой из которых случайным образом был предложен один из схематично описанных сценариев возможного формата лаборатории: от организации, выстроенной под интересы приглашенного именитого исследователя, до научного центра, деятельность которого выстроена вокруг международной аспирантской школы. Каждая из команд могла дополнить вариант собственными деталями и подготовить краткую презентацию сценария с перечислением его слабых и сильных сторон.

После обсуждения состоялось общее голосование за наиболее привлекательный и наименее удачный варианты. В итоге самыми популярными среди сотрудников ЛЭСИ оказались два формата существования подразделения. «Идеальная лаборатория», на взгляд большинства участников, — это площадка для реализации групповых и индивидуальных проектов, а также исследовательский центр в симбиозе с европейским партнером. Наименее популярным вариантом, как ни странно, оказалась международная лаборатория под руководством одного исследователя с громким именем.

Как выбрать тему исследования?

Второй день выездной школы был посвящен непосредственно обсуждению индивидуальных стратегий, и первыми выступали старшие научные сотрудники лаборатории. Каждому было выделено время для презентации, в ходе которой можно было поделиться собственными планами на ближайшие три года — исследовательскими, образовательными или административными. В связи с задачами, поставленными в первый день, во время обсуждения творческих планов участников акцент делался на то, насколько эти планы могут быть вписаны в общую траекторию развития ЛЭСИ. Первый момент, который отмечали многие выступающие, — это выбор тем. При выборе темы, особенно если речь идет о долгосрочном проекте, сложно руководствоваться чистой прагматикой, — тема должна «проживаться» и, очевидным образом, совпадать с личными интересами исследователя. Кроме того, важны люди. Коллективные исследования — неотъемлемая часть любой научной деятельности, но каким должно быть разделение труда? Работа в тандеме, когда каждый из участников знает свои обязанности и сильные стороны, — счастливый случай, но как организовывать удаленную работу с зарубежными коллегами? Обсуждались также моменты, связанные с интеграцией в международные академические институты: публикации на иностранном языке и участие в конференциях. Помимо этого, была затронута и распространенная проблема совмещения административной, научной и педагогической деятельности.

«Борьба за студента»

Часть времени выездной школы была посвящена обсуждению конкретных проблем, связанных с учебным процессом. Одним из ключевых вопросов стала необходимость повышения интереса к экономической социологии у студентов с внешних образовательных программ. Если раньше такие дисциплины, как «Экономическая социология», «Социология рынков» предлагались в форме курсов по выбору среди ограниченного числа дисциплин (как правило, двух или трех), то в ходе университетских трансформаций была введена экспериментальная программа майноров. Майнор представляет собой дополнительный блок дисциплин, который выбирается студентом после первого курса и изучается на протяжении следующих двух лет в углубленном формате. Поскольку майноры не ограничены тематически, то конкурентами социологического блока дисциплин стали такие программы как, к примеру, «Интеллектуальный анализ данных», «Финансовые рынки» и «Менеджмент», а это делает конкурентную ситуацию жесткой и требует тщательной проработки дисциплин, которая будет учитывать интересы студентов.

Несмотря на обилие критики, некоторые из студенческих проектов были признаны удачными и, что главное, реализуемыми на практике

Один из дней школы был полностью посвящен младшим сотрудникам лаборатории — стажерам-исследователям и студентам-кандидатам в сотрудники подразделения. Для них, только начинающих свой путь в науке, важным моментом оказалась интеграция в академические институты — попадание в Кадровый резерв ВШЭ, участие в первых зарубежных конференциях и получение грантов и стипендий. Помимо этого, в начале карьеры насущным вопросом остается поиск «своей», профессиональной темы — той, которая способна увлечь на продолжительное время для глубокой работы. Наряду со стажерами-исследователями, студенты, желающие присоединиться к исследовательскому коллективу, также должны были очертить круг своих научных интересов и планы на ближайшие годы обучения.

После индивидуальных выступлений состоялись коллективные презентации исследовательских проектов — основное задание, которое должны были выполнить студенты-соискатели под руководством сотрудников лаборатории. Предварительно было задано три направления: «Неформальная экономика», «Социология организаций» и «Социология потребительских рынков», причем выбор конкретной темы и проблематики исследования оставался за участниками команды. Итогом коллективной работы должен был стать отчет в форме реальной заявки на грант. Таким образом, целью задания было не просто «придумать исследование», а попытаться согласовать его с реальными условиями ограниченности ресурсов и необходимости обосновать, почему ресурсы должны быть затрачены именно на данный проект. Несмотря на обилие критики, некоторые из студенческих проектов были признаны удачными и, что главное, реализуемыми на практике при должной доработке, ведь планка оценивания была заведомо поставлена высоко.

Коммуникации как часть научного творчества

В качестве церемонии закрытия в четвертый, последний день выездной школы, состоялся сеанс «итоговой рефлексии». По мнению участников, скорее всего, невозможно разработать простую, односложную стратегию по четкому согласованию индивидуальных академических траекторий каждого из сотрудников с задачами лаборатории и целями университета, и, вполне допустимо, что это невозможно в принципе — как невозможно увлечь одной, единой исследовательской проблемой обширный, зрелый научный коллектив. Тем не менее, существует нечто более важное — коммуникация между сотрудниками. Есть множество идей, планов и проектов, которые стоит представить коллегам, обсудить, чтобы уяснить для себя наиболее продуктивные методы исследований, найти партнеров для реализации. Лаборатория очень важна в качестве коммуникативной площадки. С другой стороны, коммуникация не должна замыкаться внутри одного коллектива: необходимо продолжать взаимодействовать с коллегами — как из регионов страны, так и из-за рубежа.

Тамара Кусимова, стажер-исследователь ЛЭСИ

Вам также может быть интересно:

В Вышке прошла 10-я летняя нейролингвистическая школа “Eye-tracking in the Lab and Beyond”

В этом году в школе приняли участие более 100 человек со всей России и из-за рубежа. Это уже 10-я летняя нейролингвистическая школа “Eye-tracking in the Lab and Beyond”, ежегодно проводимая Центром языка и мозга ВШЭ. Ведущие специалисты рассказали о передовых разработках и исследованиях в области видеоокулографии.

Анализ данных и персонализированная медицина: как прошла школа по кардиогенетике

Недавно в Центре непрерывного образования факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ состоялась летняя школа «Кардиогенетика: отсеквенирования к разработке кардиопанели». Программа была организована совместно с Институтом аналитического приборостроения РАН,Институтом спектроскопии Российской академии наук и компанией «Синтол».

Старшеклассники в академической культуре: как прошла VIII Летняя историко-филологическая школа ФГН ВШЭ

В конце августа в учебном центре «Вороново» состоялась VIII Летняя историко-филологическая школа (ЛИФШ), организованная факультетом гуманитарных наук НИУ ВШЭ при поддержке Дирекции по работе с одаренными учащимися в рамках проекта «Расти с Вышкой» и экспертов Всероссийского чемпионата сочинений «Своими словами».

«Летняя школа по аналитике и Data Science — возможность получить информацию из первых уст»

В конце августа в Центре культур Вышки прошла летняя школа по аналитике и Data Science, организованная Центром непрерывного образования факультета компьютерных наук. В ней приняли участие более 300 слушателей. Доклады представили спикеры из «Яндекса», Сбера, «Тинькофф», МТС, X5 Group, Альфа-Банка, «Мегафона», «Дзена», VK, а также сотрудники ФКН.

«Интерес к приложениям машинного обучения в биоинформатике с каждым годом растет»

28–30 августа, накануне нового учебного года, факультет компьютерных наук ВШЭ провел четвертую летнюю школу по машинному обучению в биоинформатике. В этом году на событие зарегистрировались 670 человек, более 300 посетили ее очно.

Итоги Международной летней школы — 2023 подвели в НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге

В августе в питерской Вышке завершилась Международная летняя школа. Участники прослушали курсы по политологии, русскому языку и финансам от преподавателей ВШЭ, а также познакомились с Северной столицей и исследовали ее достопримечательности в ходе культурной программы. Обучение прошли студенты из девяти стран, таких как Венесуэла, Китай, Вьетнам, Южная Корея, Япония, Италия, Германия, Узбекистан и Россия.

ФКН в четвертый раз проведет летнюю школу по машинному обучению в биоинформатике

На факультете компьютерных наук Вышки с 28 по 30 августа пройдет летняя школа по машинному обучению в биоинформатике. В течение трех дней участников ждут лекции и семинары от ведущих специалистов в данной области из ВШЭ, Сколтеха, AIRI, МГУ, МФТИ, Genotek, Sber Artificial Intelligence Laboratory.

На ФКН ВШЭ прошла летняя школа по программной инженерии

В начале июля на факультете компьютерных наук Вышки проходила летняя школа по программной инженерии. Она стала правопреемницей школы по разработке мобильных приложений, которая проводилась на ФКН с 2015 по 2022 год. Партнерами мероприятия выступили «1С», Сбер, сообщество авторов игр «Индикатор» и IT-школа Samsung Innovation Campus.

«Летняя школа заставила меня осознать, насколько на самом деле важна аналитика данных в наши дни»

В начале июля Международная лаборатория прикладного сетевого анализа (ANR-Lab) ВШЭ провела летнюю школу «Методы и инструменты анализа социальных сетей». Мероприятие, собравшее экспертов из разных стран, состоялось в онлайн-формате. Это уже 14-я летняя школа, организованная лабораторией за 10 лет работы.

На ФКН ВШЭ прошла летняя школа по предпринимательству

В начале июля факультет компьютерных наук Вышки провел II Летнюю школу по предпринимательству. Она была организована Центром практик, проектной работы и предпринимательства ФКН совместно с банком «Тинькофф», а также «Яндексом», Sber Student и банком «Открытие». В школе приняли участие более 40 студентов ФКН и других факультетов Вышки.