• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

И еще раз о Летней школе ЛИРТ

Один из экспертов прошедшей Летней школы по экономике труда, организованной Лабораторией исследований рынка труда (ЛИРТ) ГУ-ВШЭ, профессор Российской экономической школы  Ирина Денисова подводит итоги.

— Летняя школа по экономике труда очень полезна прежде всего потому, что до сих пор, в этой области преподавали не совсем то и не совсем так, как того бы хотелось. Очень важно просвещать, прояснять некоторые вещи, которые до сих пор остаются непонятными для многих преподавателей. И конечно, для лучшего понимания лекционного материала, им полезно самим заниматься исследованиями. И в рамках летней школы, через обсуждение проектов, которые представляют региональные преподаватели, это тоже воспитывается. Представление проектов имело место и в прошлом году, и те участники, которые приехали на летнюю школу уже во второй раз, лучше воспринимали материал.

В чем наша проблема? Экономика труда в региональных вузах — это отнюдь не то, что мы подразумеваем под экономикой труда как научным направлением. В регионах это, как правило, довольно узкая часть того, что преподавалось еще в плановой экономике. Преподаватели недостаточно подготовлены к тому, чтобы переключиться на новое направление. Частично потому что в регионах не видят примеров исследований, которые заслуживают внимания. Безусловно, во многих случаях мы не можем ожидать слишком высокого преподавательского уровня, просто потому, что это отражает состояние дел в исследованиях, в науке в целом, и в экономике труда в том числе. Мы точечно по именам знаем, как это делают на относительно лучшем уровне. Это очень небольшое число исследователей из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга. Хотя в международном сравнении это тоже не самый высокий уровень.

Но в этом году на летней школе я обратила внимание, что во многих случаях резонность исследовательских вопросов стала выше. Исследователи стали пытаться ставить такие задачи, для которых действительно есть инструменты исследования, которые можно использовать, чтобы получить грамотный результат.

У нас сложилась дурная традиция — ставить широкие задачи. В результате "исследование" ограничивается, в лучшем случае, достойным аналитическим обзором ситуации, которая есть, но дальше не идет. Обратившись к представленным на летней школе проектам, я пришла к выводу, что некий сдвиг понимания в правильном направлении уже происходит. Ставятся реальные задачи, которые можно решать теми методами, которые сейчас считаются современными.

С другой стороны, понятно, что постановка правильных задач для исследований зависит во многом от спроса на сами исследования. По разным индикаторам мы видим, что региональным властям часто нужен совет, когда они принимают решения не уровне региона. И конечно, академическая наука, в том числе, университеты, могла бы такую исследовательскую поддержку предоставить. Чем больше будет спрос, тем быстрее сформируется правильный подход к изучению экономики труда. Сейчас мы переживаем процесс формирования. Насколько быстро все это произойдет — не понятно. Может быть, молодое поколение быстрее что-то освоит, чему-то научится.

Летняя школа способствует этому, но не следует переоценивать ее возможности. С другой стороны, летние школы ЛИРТ формируют профессиональное сообщество. По крайней мере, я вижу шаги в эту сторону. Глобально оно формируется на крупных конференциях, которых, кстати, в регионах тоже не хватает. Но в рамках отдельной дисциплины подобные летние школы — это один из каналов, по которому может формироваться экспертное сообщество.

Вам также может быть интересно:

Как борьба с пандемией повлияла на интерес к пособию по безработице и на уважение прав работников

Почему службы занятости до введения карантинных мер не пользовались популярностью, что в дальнейшем привлекло в них даже работающих, с какими нарушениями трудовых прав можно столкнуться — исследования по этим темам были представлены на одной из сессий XXIII Ясинской международной научной конференции НИУ ВШЭ.

NEET-молодежь: что происходит, когда не хватает добросовестности, эмоциональной стабильности и упорства

Высшее образование становится более востребованным, когда развиваются технологии, замещающие рутинный труд, и ИТ-сектор сегодня уже формирует повышенный спрос на специалистов. При этом часть выпускников вузов не учится и не работает, а в целом в группе «свободной» молодежи около трети живет в бедности, как и их родители. Об этом шла речь на сессии XXIII Ясинской международной научной конференции НИУ ВШЭ, посвященной человеческому капиталу и заработной плате.

Владимир Гимпельсон рассказал о четырех must have для молодого специалиста

Рынок труда никогда не будет прежним, рассуждали эксперты и игроки рынка в разгар пандемии. Однако изменения оказались менее существенными, чем ожидалось. В чем уникальность сегодняшнего кризиса, почему уровень безработицы быстро вернулся к докарантинным значениям, стоит ли бояться роботизации, за что «штрафуют» старшие поколения и к чему готовиться молодым? На эти и другие вопросы YouTube-канала Вышки ответил Владимир Гимпельсон, профессор факультета экономических наук, директор Центра трудовых исследований ВШЭ.

Рынок труда и пандемия: как сработали меры поддержки

Подстройка рынка труда к кризису во многом оказалась эффективной, система смогла переварить новые вызовы. Однако круг получателей пособий мог быть шире, а главный недостаток мер поддержки занятости — отсутствие обязательств компаний перед работниками. Центр трудовых исследований (ЦеТИ) и Лаборатория исследований рынка труда ВШЭ провели совместный онлайн-семинар «Меры пассивной и активной политики на российском рынке труда».

Профессии в тренде: как Вышка отвечает на вызовы будущего

Рынок труда постоянно меняется. На кого учиться, чтобы выйти из вуза со знаниями и навыками, востребованными не только в современных реалиях, но и как минимум через четыре-шесть лет? Как определить, насколько та или иная профессия будет востребована в будущем? Что может послужить базой для создания списка профессий, которые продолжат быть востребованными и в России и в мире? В нашем спецпроекте эксперты ИСИЭЗ ВШЭ отвечают на эти вопросы через анализ глобальных трендов.

Правила успешного фриланса. Как побеждать в конкурсах на бирже удаленной работы

Шансы фрилансера получить конкурсный контракт могут снижаться до 0,1% и взлетать до 40%. Социологи ВШЭ изучили от чего это зависит. IQ.HSE переложил выводы ученых в инструкцию: как существовать на бирже, чтобы оказываться в выигрыше.

Тест: работа мечты существует? Какие трудовые условия соблазняют миллениалов

HR-специалисты охотятся за молодыми творческими работниками. А те меняют фирмы как денди — перчатки. Почему так происходит? Ольга Котомина из ВШЭ по итогам опроса креативщиков в возрасте 19–35 лет выделила пять характеристик идеального рабочего места. На их основе редакция IQ.HSE составила быстрый тест.

Ярослав Кузьминов — о развитии высшего образования в условиях цифровизации

В течение ближайших 10 — 15 лет рынок труда полностью изменится под воздействием цифровой революции. Чему и как нужно учиться в условиях быстрого обновления профессий и технологий на рынке квалификаций? Как выжить вузам в условиях распада традиционных методик преподавания? Когда ждать появления массовой индивидуализации образовательных траекторий? Ответы на эти и другие вопросы — в лекции ректора НИУ ВШЭ.

Личность на работе. Как трудовые успехи связаны с психологическими качествами

Манера думать, чувствовать и вести себя в определенных обстоятельствах влияет на возможность занятости и величину зарплаты. Эффект от характеристик личности на рынке труда впервые в России измерила Ксения Рожкова.

Безысходность или желание. Межстрановые и гендерные различия мотивации на рынке труда

Экономические показатели стран и присущая им культура влияют на то, какие цели преследуют мужчины и женщины в сфере занятости. Исследователи ВШЭ проанализировали трудовые ориентации людей, проживающих в разных странах мира, и выявили, какие факторы сказываются на их мотивации работать и в какой степени она реализовывается на рынке труда.