• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Акторы и дискурсы социальной политики

С 15 по 23 мая в Подмосковье прошла Международная летняя школа «Пересмотр социальной политики на постсоветском пространстве: идеологии, акторы и культуры», организованная ВШЭ и Центром социальной политики и гендерных исследований при софинансировании Программы поддержки высшего образования и фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров.

Четырнадцать экспертов-преподавателей и 35 участников из разных городов России и зарубежья произвели коллективную попытку критически взглянуть на важнейшие проблемы социальной политики и возможности социальных изменений, существующие на постсоветском пространстве.

Европейский опыт показывает, что результативная социальная политика все более определяет темпы, характер и эффективность социально-экономических процессов; кроме того, в новых условиях претерпевают изменения такие ключевые категории, как социальное государство, мультикультурализм, общественные движения. Меняются и подходы к определению ключевых бенефициаров и акторов социальной политики. Проведение Международной летней школы «Пересмотр социальной политики на постсоветском пространстве: идеологии, акторы и культуры» ставило своей задачей сформировать у молодых исследователей и преподавателей более глубокое понимание происходящих процессов как в России в целом и в отдельных ее регионах, так и за рубежом, в том числе в чрезвычайно гетерогенном пространстве постсоциализма; оценить новые вызовы, стоящие перед современной отечественной социальной политикой, а также продемонстрировать новые перспективные направления исследований, приемы и методы анализа и преподавания этой комплексной проблематики.

Мероприятие было организовано Высшей школой экономики совместно с Центром социальной политики и гендерных исследований при софинансировании Программы поддержки высшего образования (HESP Regional Seminar for Excellence in Teaching) и фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров. В работе школы приняли участие преподаватели, аспиранты и магистранты из Москвы, Санкт-Петербурга, Саратова, Екатеринбурга, Краснодара, Казани, Саранска, Томска, Новосибирска, Ижевска, Минска (Белоруссия), Караганды (Казахстан), Ташкента (Узбекистан), Бишкека и Оша (Киргизия), Саутгемптона (Великобритания), Любляны (Словения), Будапешта (Венгрия), Франкфурта-на-Майне (Германия). В рамках летней школы состоялись также выездные семинары научно-учебных групп «Профессии в социальном государстве» и «Социология публичной сферы». В центре внимания участников школы оказались такие важные темы, как структура и особенности социального неравенства, проблемы бедности и неравноправия, миграции и пенсионного обеспечения, недоверия к государству и к профессионалам в разных странах Европы и СНГ.

Кристиана Шнель (Гете Университет, Франкфурт-на-Майне) предложила дискуссию по проблемам определения роли и статуса профессионалов в современной Германии, продемонстрировав столкновение конкурирующих идеологий социального государства. Являются ли группы профессионалов агентами государства, осуществляющими контроль над своими клиентами, или же они представляют собой экономических акторов, действующих в своих интересах? Внешний контроль над профессиями со стороны государства и клиентских организаций сегодня растет, и тем самым, как считает Елена Ярская-Смирнова (ВШЭ), подвергаются пересмотру привычные ожидания высокого статуса и автономии профессионалов. По мнению Павла Романова (ВШЭ), это создает условия для солидарности и создания союзов — как внутрицеховых и корпоративных, так и между отдельными группами. Пусть и временные, такие межгрупповые и межсекторные альянсы способны поменять повестку дня, выдвинуть новые приоритеты в острых публичных дискуссиях. Жизненные пути профессионалов во многом задаются этими структурными условиями и выражают черты габитуса, что представляет особый интерес для феноменологической интерпретации, как показал Рафаэль Мровчински (ВШЭ).

Могут ли граждане и, в частности, социально уязвимые группы влиять на изменения приоритетов в социальной политике через коллективные действия, или для них возможно только получение благ в соответствии с тем, как видит их проблемы государство? Долгая история государственного патернализма при социалистическом строе заложила институциональные и культурные основы целого ряда сегодняшних социальных процессов, обусловив высокую распространенность среди населения внешнего локус-контроля, неразвитую гражданскую ответственность, слабость практик взаимопомощи и добровольчества, электоральную пассивность, неразвитость общественных движений и низкий потенциал коллективных действий. Однако ситуация быстро меняется. Среди граждан России и Европы возрастает накал протестных настроений и формируются более или менее массовые и продолжительные солидарности. Но при этом, как полагает Дарья Завиржек (профессор университета Любляны, Словения), поскольку влиятельные группы интересов ведут активную борьбу «за умы и сердца» людей, либерально-демократические идеалы прав человека, справедливости и равенства далеко не всегда находят достаточное число сторонников.

Кстати, и социальная наука сегодня экспериментирует и вступает в творческое содружество с искусством — о новых проектах в формате art-social-science и public art, развивающихся в Санкт-Петербурге, рассказали Мария Вейц (Творческое объединение кураторов ТОК) и Лилия Воронкова (Центр независимых социологических исследований). В обсуждении участники вышли на непростые вопросы. Способны ли проекты в духе «публично-креативной социологии» преобразовать общественные установки и поведение людей? Стоит ли говорить об их социальной эффективности?

А выступление Джона Раунда (ВШЭ) побудило участников поразмыслить о том, что Вашингтонский консенсус нашел отражение не только в сокращении социальных расходов государства и развитии рыночных подходов в социальной сфере, но и в распространении новой моральной позиции. В России она выражается в растущей толерантности к имущественному неравенству, подозрительности к симулянтам и иждивенцам, в индивидуализации потребностей и ценностных приоритетов. Судя по данным общероссийских опросов, приведенным Светланой Мареевой (ВШЭ), у россиян при этом по-прежнему остаются высокие запросы к активной роли государства в экономической и социальной сферах. Не вмешиваясь в частную жизнь, оно должно, как минимум, обеспечивать институциональные рамки, единые для всех законы и контроль за их выполнением — легитимные условия реализации юридического, экономического и социального гражданства населения.

Профессор Аттила Мелег (Будапештский университет имени Корвина), изучающий дискурсы о народонаселении и динамику общественных движений в Венгрии, считает, что стратегии европейской интеграции не смогли предотвратить рост расизма. Динамика приоритетов семейной политики в России и некоторых других странах СНГ выявляет сходные векторы в направлении пронатализма и неотрадиционализма, как показала на своем занятии Жанна Чернова (ВШЭ). Активные дискуссии в формате ролевых игр позволили участникам провести критический разбор дискурсивных акцентов семейной и миграционной политики, продемонстрировавший противоречивость и сложность повестки дня в современных социальных государствах.

Сравнительный анализ особенностей пенсионных систем разных стран, представленный Юлией Лежниной (ВШЭ), позволил участникам поместить комплекс аргументов и контраргументов о повышении пенсионного возраста России в контекст дебатов о качестве жизни, условиях труда и стратегиях самореализации, а лекции Чарльза Уокера (Университет Саутгемптона, Великобритания) вызвали полемику о возможностях социальной мобильности молодежи в Европе и России.

В соответствии с задачами проекта, участникам предстояло разработать или существенно обновить учебно-методические комплекты по курсам, которые будут опубликованы уже в этом году на DVD. То, как подготовить и реализовать рабочую программу учебной дисциплины в соответствии с принципами компетентностного подхода, стало предметом обсуждения на специальном занятии. Участники проекта работали не только над учебно-методическими материалами. Год назад они объединились в несколько исследовательских групп и проводили исследования, по результатам которых планируется издать коллективные монографии. Полученные результаты и подготовленные статьи были подробно обсуждены в ходе летней школы.

Программа школы включала целый ряд активных обучающих форм: «редсовет» по научным и учебно-методическим текстам, подготовленным участниками, настольную игру «Как быть мигрантом в России», творческую мастерскую по изготовлению 3D-моделей клиентов социальной политики, ролевые игры и дебаты. Новый ресурс для развития методов преподавания предложила участникам школы Людмила Чубарова (Фонд «Общественные хроники»), рассказавшая о возможности обучения навыкам видеосъемки и монтажа и об использовании видеоматериалов в процессе преподавания. А сконцентрироваться и не устать от насыщенной интеллектуальной работы помогали утренние занятия йогой.

По мнению самих участников, проект и, в частности, летняя школа позволили сформировать работоспособные связи между российскими и зарубежными исследователями, укрепить профессиональное сообщество исследователей социальной политики, а также способствовали интеграции в него молодых ученых. По инициативе участников будет создана сеть исследователей и преподавателей социальной политики СНГ, которую планируется в дальнейшем аффилировать в Европейскую сеть анализа социальной политики ESPAnet.

 

Валерия Маркина, Елена Ярская-Смирнова, специально для новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

«Рост заработной платы — это задача, на которую должны работать все министерства нашей страны»

Детальная проработка мер социальной политики, изучение их комплексного воздействия на разные аспекты жизни семей и общества позволяют повысить ее эффективность и улучшить благосостояние семей, повлиять на их репродуктивные планы. Проректор НИУ ВШЭ, директор Института социальной политики НИУ ВШЭ Лилия Овчарова приняла участие в дискуссии по соцполитике на форуме «Россия».

В Вышке прошла 10-я летняя нейролингвистическая школа “Eye-tracking in the Lab and Beyond”

В этом году в школе приняли участие более 100 человек со всей России и из-за рубежа. Это уже 10-я летняя нейролингвистическая школа “Eye-tracking in the Lab and Beyond”, ежегодно проводимая Центром языка и мозга ВШЭ. Ведущие специалисты рассказали о передовых разработках и исследованиях в области видеоокулографии.

Анализ данных и персонализированная медицина: как прошла школа по кардиогенетике

Недавно в Центре непрерывного образования факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ состоялась летняя школа «Кардиогенетика: отсеквенирования к разработке кардиопанели». Программа была организована совместно с Институтом аналитического приборостроения РАН,Институтом спектроскопии Российской академии наук и компанией «Синтол».

Старшеклассники в академической культуре: как прошла VIII Летняя историко-филологическая школа ФГН ВШЭ

В конце августа в учебном центре «Вороново» состоялась VIII Летняя историко-филологическая школа (ЛИФШ), организованная факультетом гуманитарных наук НИУ ВШЭ при поддержке Дирекции по работе с одаренными учащимися в рамках проекта «Расти с Вышкой» и экспертов Всероссийского чемпионата сочинений «Своими словами».

«Летняя школа по аналитике и Data Science — возможность получить информацию из первых уст»

В конце августа в Центре культур Вышки прошла летняя школа по аналитике и Data Science, организованная Центром непрерывного образования факультета компьютерных наук. В ней приняли участие более 300 слушателей. Доклады представили спикеры из «Яндекса», Сбера, «Тинькофф», МТС, X5 Group, Альфа-Банка, «Мегафона», «Дзена», VK, а также сотрудники ФКН.

«Интерес к приложениям машинного обучения в биоинформатике с каждым годом растет»

28–30 августа, накануне нового учебного года, факультет компьютерных наук ВШЭ провел четвертую летнюю школу по машинному обучению в биоинформатике. В этом году на событие зарегистрировались 670 человек, более 300 посетили ее очно.

Итоги Международной летней школы — 2023 подвели в НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге

В августе в питерской Вышке завершилась Международная летняя школа. Участники прослушали курсы по политологии, русскому языку и финансам от преподавателей ВШЭ, а также познакомились с Северной столицей и исследовали ее достопримечательности в ходе культурной программы. Обучение прошли студенты из девяти стран, таких как Венесуэла, Китай, Вьетнам, Южная Корея, Япония, Италия, Германия, Узбекистан и Россия.

ФКН в четвертый раз проведет летнюю школу по машинному обучению в биоинформатике

На факультете компьютерных наук Вышки с 28 по 30 августа пройдет летняя школа по машинному обучению в биоинформатике. В течение трех дней участников ждут лекции и семинары от ведущих специалистов в данной области из ВШЭ, Сколтеха, AIRI, МГУ, МФТИ, Genotek, Sber Artificial Intelligence Laboratory.

На ФКН ВШЭ прошла летняя школа по программной инженерии

В начале июля на факультете компьютерных наук Вышки проходила летняя школа по программной инженерии. Она стала правопреемницей школы по разработке мобильных приложений, которая проводилась на ФКН с 2015 по 2022 год. Партнерами мероприятия выступили «1С», Сбер, сообщество авторов игр «Индикатор» и IT-школа Samsung Innovation Campus.

«Летняя школа заставила меня осознать, насколько на самом деле важна аналитика данных в наши дни»

В начале июля Международная лаборатория прикладного сетевого анализа (ANR-Lab) ВШЭ провела летнюю школу «Методы и инструменты анализа социальных сетей». Мероприятие, собравшее экспертов из разных стран, состоялось в онлайн-формате. Это уже 14-я летняя школа, организованная лабораторией за 10 лет работы.