• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Базовые дисциплины для экономистов-бакалавров: чему и как учить?

25 декабря на экономическом факультете Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова состоялось очередное заседание комиссии по развитию и методическому обеспечению образовательных программ в области экономической теории Ассоциации ведущих вузов России в области экономики и менеджмента.

Это второе заседание этой комиссии Ассоциации ведущих вузов России в области экономики и менеджмента (АВРЭМ), первое состоялось 14 декабря в Высшей школе экономики. Уже тогда был поставлен вопрос о так называемом «ядре» экономической теории. Какие дисциплины его составляют? В каком объеме их следует преподавать? Насколько преподавание должно быть математизировано? Теперь же представители трех вузов — Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (МГУ), ВШЭ и Финансового университета при Правительстве РФ — рассказали коллегам о своих концепциях образовательных программ для бакалавриата.
 

Больше практики
 

Об опыте Финансового университета рассказала заведующая кафедрой микроэкономики Наталия Думная. Особенность бакалавриата в этом вузе — наличие нескольких профилей в рамках направления «Экономика»: финансы и кредит, финансовый менеджмент, инвестиционный менеджмент.

Наталия Думная начала выступление с того, что предложила разделить российское экономическое образование на два сегмента: подготовка специалистов-практиков и подготовка будущих исследователей, преподавателей. Первый предполагает большую долю прикладных дисциплин, второй — акцент на изучение формальных математизированных моделей. В Финансовом университете традиционно реализуется первый подход, что предполагает несколько меньшую долю теоретических дисциплин — микро- и макроэкономики. Каждую из них студенты изучают в течение одного года, причем по учебникам, написанным своими коллективами авторов.

В последнее время в связи с изменениями учебных планов курсы по микро- и макроэкономике стали занимать несколько меньший объем академических часов, чем раньше. Чтобы не сокращать объем информации, акцент был сделан на самостоятельную работу: студенты решают дома задания с дисков (электронных тренажеров) и показывают преподавателям.

Кроме того, Наталия Думная рассказала о реализации компетентностного подхода, предусмотренного стандартами третьего поколения при подготовке экономистов. Разработать контрольно-измерительные материалы для проверки компетенций сложно, определить, какая дисциплина отвечает за формирование той или иной компетенции — проблематично, но все же удается. Наталия Думная представила комиссии свой опыт работы по выявлению составляющих компетенций на примере требований к результатам освоения студентами основных понятий дисциплины «Микроэкономика».

Опыт выявления компетенций и их оценки вызвал большой интерес участников заседания, хотя Наталия Думная на вопрос о том, как все-таки измерить компетенции количественными способами, ответила, что «это составляет большую проблему».
 

Два пути бакалавра
 

Опыт ВШЭ на заседании комиссии представил декан факультета экономики Олег Замулин, рассказавший о двух программах подготовки бакалавров: классической и инновационной (совместно с Российской экономической школой).

ВШЭ как национальный исследовательский университет реализует собственный образовательный стандарт по направлению «Экономика», уделяя особое внимание в бакалавриате дисциплинам экономического «ядра» — их «вес» составляет 73 кредита из 240. В «ядро» входят такие учебные курсы, как «Основы экономики», «Микроэкономика», «Макроэкономика», «Эконометрика», «История экономических учений», «Статистика». Их изучение построено так, что каждая следующая дисциплина дополняет уже пройденную. Сначала студенты изучают «Основы экономики», где дается представление о предметной области экономической науки, ключевых проблемах и языке, затем «Микро-» и «Макроэкономику». После основных экономических курсов бакалавры приступают к изучению экономики России, где, как известно, многие экономические институты работают нестандартно, а после курса «Экономическая история» следует «История экономических учений».

Программа инновационного совместного бакалавриата ВШЭ и РЭШ предполагает максимум свободного выбора учебных курсов из широкого списка. Здесь тоже есть «ядро» — «Основы экономики», «Микроэкономика», «Макроэкономика» и еще несколько дисциплин, но они все составляют только 40 кредитов. Причем в рамках курса «Основ экономики» бакалавры читают много научно-популярной литературы, рассуждают на общие темы — так они должны понять язык экономики и получить общее представление о ее задачах. Некоторые дисциплины, в «обычном» бакалавриате ВШЭ входящие в число обязательных (например, «Институциональная экономика»), здесь предлагаются в качестве курсов по выбору. При этом студенты бакалавриата имеют возможность изучить большое количество дисциплин вплоть до биологии и существенно расширить свою эрудицию.

В заключение Олег Замулин отметил несколько опасностей, с которыми сейчас сталкивается российское экономическое образование. Это излишняя математизированность и склонность преподавателей либо уходить в слишком высокие абстракции, либо, напротив, «преподавать практику без теоретического скелета». Кроме того, серьезной проблемой для программ подготовки бакалавров является поиск разумного баланса между обязательными курсами и дисциплинами по выбору.
 

Разумная конфигурация
 

Концепция подготовки бакалавров, представленная заместителем декана экономического факультета МГУ Михаилом Палтом, предполагает четкое следование федеральному стандарту. От разработки собственного стандарта для бакалавров экономики в МГУ было решено отказаться, хотя университет имел на это право.

Один из основных принципов подготовки бакалавров в МГУ — «мягкая специализация», предполагающая большое количество курсов по выбору. Выстроив из них разумную конфигурацию с помощью тьютора, студент может к концу четырехлетнего обучения сформировать себе определенную специализацию в рамках направления «Экономика». Правда, заместитель декана экономического факультета МГУ тут же отметил, что не всем, к сожалению, удается правильно воспользоваться предоставленными возможностями и собрать из «деталей конструктора» четкую специализацию.

Образование на экономическом факультете МГУ отличает особый подход к выпускной квалификационной работе. Здесь ее пишут не один год, а два. С темой студенты определяются уже в начале третьего курса. Кроме того, практику на производстве при желании можно заменить научной работой. Еще одна особенность — небольшое количество учебных курсов единовременно: студенты МГУ изучают не более 6 дисциплин за семестр и сдают не более 8 экзаменов.

«Ядро» включает ограниченный набор учебных курсов. Это традиционные «Микро-» и «Макроэкономика», «История экономических учений», «Математическая статистика», «Теория переходной экономики» и ряд других. Стоит отметить, что курс «Основы экономики» на экономическом факультете МГУ читают одновременно с «Микро-» и «Макро-». Уровень «математизации» экономики студенты в некоторых случаях могут выбрать сами. Курс «Микроэкономика» читается двумя кафедрами — политической экономии и математических методов анализа экономики. Первая предлагает небольшое использование математического языка, вторая — серьезное изучение сложных математических моделей.

В завершение семинара состоялась дискуссия, на которой, в частности, был поставлен вопрос, стоит ли включать эконометрику в «ядро» экономической теории. Проректор ВШЭ Сергей Рощин отметил, что российский рынок труда отличается от американского и за пределами узкого исследовательского сегмента знания по эконометрике на нем не востребованы, так что вопрос об эконометрике как части «ядра» пока остается открытым.

Екатерина Рылько, специально для новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Новые возможности образовательного союза БРИКС обсудили на международной школе в Кыргызстане

Студент из Сибири слушает лекцию профессора из Мумбаи, ученый из Пекина работает над проектом с коллегами в Сан-Паулу — такие сценарии развиваются уже сейчас. Об этом говорили на международной школе для исследователей высшего образования, которая прошла на берегу озера Иссык-Куль в Кыргызстане. Как высшее образование может адаптироваться к новым глобальным вызовам и стать доступнее для всех, детально обсудили представители России, Китая, Индии, Японии и Великобритании.

Продолжается прием на программы магистратуры НИУ ВШЭ в сфере образования

В Высшей школе экономики продолжается прием на ряд образовательных программ магистратуры. Среди них — четыре очно-заочные программы, которые готовят специалистов в сфере образования: педагогов и управленцев. Срок обучения на всех программах — 2,5 года. Есть бюджетные и платные места. Подать документы необходимо до 16 сентября. Прием на такие программы осуществляется по результатам конкурса портфолио.

Цифровизация ДПО: как построить эффективную экосистему

Цифровизация стала одним из ведущих образовательных трендов последних лет. При этом цифровая трансформация касается далеко не только учебного процесса, но и всей системы организации и сопровождения образовательных программ. Еще один тренд — переход к персональной образовательной траектории с получением микростепеней — делает все более актуальными программы дополнительного профессионального образования. Эти и другие вопросы обсуждались на круглом столе «Цифровая экосистема ДПО: актуальные направления развития», прошедшем в НИУ ВШЭ.

ВШЭ приняла делегатов из 15 стран на Международной партнерской неделе в Санкт-Петербурге

23 мая в Президентской библиотеке в Санкт-Петербурге руководители и эксперты 23 вузов из 15 стран приняли участие в первом дне Международной партнерской недели. Помимо оживленной дискуссии о глобальных тенденциях развития высшего образования, состоялось подписание партнерских соглашений НИУ ВШЭ с вузами Индии, Узбекистана и Омана.

Эксперты Вышки помогут создать в Норильске инновационный лицей

В Норильске планируют открыть образовательный хаб, где лучшие учителя из ведущих школ России будут реализовывать передовые практики. НИУ ВШЭ как национальный центр компетенций по подготовке управленческих и педагогических кадров поможет проекту выстроить механизмы привлечения, подготовки и укоренения специалистов.

Развитие человеческого потенциала через образовательные программы: возможности и перспективы

В 2020–2023 гг. научный центр мирового уровня «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» внес значительный вклад в сферу образования, представив 28 инновационных образовательных программ, причем 40% — в 2023 году. За это время число обучающихся достигло 1844 человек.

НИУ ВШЭ разработал дашборд для изучения трендов в образовании

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил новый цифровой сервис — информационно-аналитическую систему «Индикаторы образования» (ИАС ИО). Эта система интерактивных аналитических панелей (дашбордов) позволяет визуализировать индикаторы сферы образования в динамике с возможностью сравнения по различным уровням и в международном контексте.

Питерская Вышка приняла участие в международном Саммите высшего образования FICCI (HES) в Индии

«Расширяя сознание, продвигая изменения: меняем будущее высшего образования» — так звучала тема 18-го Саммита высшего образования, прошедшего в столице Индии Нью-Дели. По приглашению организаторов форума, Федерации индийских торгово-промышленных палат (FICCI) и министерства образования Индии, делегация Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге приняла участие в ключевых мероприятиях Саммита.

На ИВО-2023 обсудили карьерные ожидания, ценности и траектории российских студентов

В НИУ ВШЭ проходит XIV Международная конференция исследователей высшего образования (ИВО-2023), ее основная тема — «Студенческий опыт в современном университете: от абитуриента до выпускника». 25 октября, в первый день конференции, состоялась специальная секция «Карьерные ожидания, ценности и траектории студентов в российском третичном образовании», на которой исследователи из НИУ ВШЭ представили три доклада.

В НИУ ВШЭ начала работу XIV Международная конференция исследователей высшего образования

Тема конференции этого года — «Студенческий опыт в современном университете: от абитуриента до выпускника». В течение трех дней исследователи из разных регионов России и зарубежных стран будут обсуждать, какие индивидуальные и институциональные факторы определяют образовательный опыт студентов, как он связан с достижением образовательных результатов и как влияет на успешность на рынке труда. Конференция продлится с 25 по 27 октября, будет представлено более 90 докладов.