• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Эффективная практика по пересборке визуальных нарративов»: НИУ ВШЭ и Третьяковка исследовали инвалидность в искусстве

«Эффективная практика по пересборке визуальных нарративов»: НИУ ВШЭ и Третьяковка исследовали инвалидность в искусстве

© Высшая школа экономики

В Государственной Третьяковской галерее завершилась работа «Коллоквиума Disability Studies» — серии образовательных встреч, посвященных обсуждению темы инвалидности и социальных отношений в произведениях искусства из собрания Третьяковки. Соавтором проекта выступил исследователь НИУ ВШЭ Никита Большаков. Темой финальной встречи стала «Справедливость».

За пять недель создатели программы коллоквиума — Мария Галкина, методист по музейно-образовательной деятельности отдела обеспечения доступности и инклюзии музея, и Никита Большаков, ведущий научный сотрудник Международной лаборатории исследований социальной интеграции НИУ ВШЭ, — объединили ученых и специалистов из самых разных сфер и направлений. «Милосердие», «Благородство», «Забота», «Преодоление» и «Справедливость» — эти тематические этапы пути прошли участники программы, формируя новую оптику восприятия искусства через призму социальных отношений, проблем инвалидности, инклюзии и разнообразия. Из коллекции Третьяковской галереи и Новой Третьяковки в новом свете были представлены десятки полотен, репрезентирующих образ человека с инвалидностью, меняющийся на протяжении XVIII–XXI веков.

Как менялось отношение к болезни, бедности и инвалидности? Что означают образы больных чахоткой или юродивых, зачем они появлялись на полотнах известных мастеров? Участники проекта — студенты и сотрудники НИУ ВШЭ, РАНХиГС, МГУ, Московского института психоанализа, МГПУ, МГЮА им. Кутафина, МГЛУ, а также гости — проректор НИУ ВШЭ Ирина Мартусевич, заведующая Международной лабораторией исследований социальной интеграции (МЛИСИ) ВШЭ Елена Ярская-Смирнова, современная художница Алена Левина, методист отдела просветительских и инклюзивных программ Музея современного искусства «Гараж» Мария Щекочихина — заново открывали для себя хорошо известные маршруты, наполняя их созерцанием и рефлексией.

Останавливаясь у полотен Василия Перова, участники вместе с кураторами делились эмоциями, интерпретациями сюжета и характеров персонажей, познаниями об истории создания работ и биографии знаменитого передвижника. Художник широко известен портретами Федора Достоевского, Александра Островского, Владимира Даля, жанровыми картинами «Рыболов», «Охотники на привале». Прославился живописец и своими работами о бедняках, людях с инвалидностью, а шире — о несправедливом устройстве общества. Какие чувства и смыслы милосердия открываются современному зрителю, созерцающему сцену «Чаепития в Мытищах»? Почему Перов решил изобразить парижского слепого музыканта зрячим? Обсуждение было живым и глубоким, и происходило оно не на онлайн-семинаре и не в аудитории с презентацией слайдов, а в аутентичной обстановке музейного зала. 

Василий Перов «Чаепитие в Мытищах близ Москвы», 1862 год

Формат мини-лекций, которые проводились между прогулками-беседами по залам, позволял слушателям охватить предмет обсуждения в более широком масштабе, рассматривая метафоры инвалидности и болезни в шедеврах западноевропейского искусства.

Целый ряд вопросов, связанных с интерпретациями метафор странного тела в истории изобразительного искусства, обсудила со слушателями здесь же в своей мини-лекции Елена Ярская-Смирнова. Монстр, фрик, объект изумления и жалости, часть толпы, дух нации… Как менялись образы и в чем мы видим сейчас этику, эстетику и политику Другого — от античной мифологии до брейгелевых приемов политической сатиры, от святости и греховности до развлечения и научного факта? В средневековых образах заботу о больных чумой воплощали святые Себастьян и Рох. Множество романтических образов детей, юношей и девушек, больных и умирающих от чахотки, были созданы в XIX веке художниками, которые сами перенесли туберкулез и нередко испытали не одну утрату близких. Отказ от реализма и экспрессия в творчестве Мунка передает силу страдания, но не потерю жажды жизни. Страдающий от болезни и потрясенный увиденным в женской тюрьме Пикассо пишет «Двух сестер» в начале голубого периода. Сцена пронизана трагизмом и глубоким сочувствием. 

Положение, позы и жесты персонажей, их выражения лиц и взаимодействия между собой и со зрителем, характер и роль каждого из них в общей задумке живописного нарратива в критической тональности или воспевании духовной сплоченности… Рассматривая полотна И. Крамского, М. Клодта, Н. Шильдера, участники обсуждали метафоры болезни и умирания, любви и надежды, заботы и медицинского вмешательства. 

Что эти работы могут рассказать нам об изменяющихся формах и институтах заботы? Путешествуя по залам Третьяковской галереи, слушатели и кураторы останавливались и размышляли над этим вопросом у полотен И. Репина, В. Поленова. Изображения болезни оказываются на пересечении искусства, медицины (и тюрьмы), религиозной, общинной и семейной заботы, социальной критики и социального, гуманитарного действия. Это еще и эмоциональный опыт, боль, утрата, пробуждение эмпатии и призыв к социальной справедливости. 

На некоторых встречах присутствовала участница, которая передвигалась на коляске. Такие экскурсии проводились с использованием технических средств доступности музея.

Заключительная встреча состоялась в Новой Третьяковке, в окружении композиций Казимира Малевича, панно Григория Брускина, картин Соломона Никритина, Гелия Коржева и других именитых художников. В перерыве между перемещениями по постоянной экспозиции Елена Ярская-Смирнова провела лекцию о символах несправедливости, противоречиях, восприятии телесности, травмах и сломах в отношениях между людьми, представленных в работах Отто Дикса, Фриды Кало, Марка Куинна и многих других. Финальной экспозицией встречи стал один из главных символов русского авангарда — орнитоптер «Летатлин» Владимира Татлина, одним своим существованием как бы задающий вопрос: «А это справедливо?..»

Как отметила одна из участниц, «коллоквиум — эффективная практика по пересборке существующих визуальных нарративов», выражающейся в выборе разных схем восприятия и интерпретаций сложного и многогранного музейного пространства.

Другие участники проекта также поделились впечатлениями о программе.

Васса Пыркова

«До коллоквиума тема инклюзии существовала для меня только в формате самостоятельного знакомства с разными исследовательскими работами, поэтому в моем случае серия встреч стала первым опытом живого обсуждения и обмена мнениями в этом поле. Очень важно, что коммуникация среди участников оставалась открытой и безопасной. Организаторы моделировали разговор таким образом, что даже разность взглядов и опытов становилась источником знания, а не конфликта».

Мария Малофеева

«Концепция коллоквиума уникальная, интересная. Я никогда не задумывалась, что можно объединить в такой формат искусство и Disability Studies. И я смотрела на уже знакомые картины совершенно другим взглядом. Участники были из близких сфер, но при этом все-таки разных. И такие погруженные, что есть к чему стремиться в таком окружении! Сам формат занятий-обсуждений был не похож, условно, на формальные университетские семинарские занятия, и это замечательно и важно. Все было непринужденно, свободно, принимались любые взгляды и мнения. Можно было уточнять, спрашивать, все только приветствовалось!»

Александр Саленков

«Самым интересным оказалось соотношение форматов: авторская экскурсия плюс живые реплики и интерпретации участников. Важно, что этот разговор действительно оказался инклюзивным без жестких рамок и строгой модерации со стороны организаторов, как это обычно бывает. Интересным и, безусловно, новым был разговор об истории искусства с позиций исследований инвалидности. Надо сказать, что музеи редко идут навстречу подобным проектам, особенно в их критическом, “инородном” подходе к музейной коллекции и тем более постоянной экспозиции. Да, инклюзивные отделы проделывают гигантскую работу в этом направлении. Однако менеджмент и презентация искусства все же остаются в приоритете. Поэтому так ценно, что коллоквиум прошел успешно и, надеюсь, будет дальше только развиваться!»

Вам также может быть интересно:

НИУ ВШЭ и «ГЭС-2» проведут вторую конференцию «Исследуя сообщество глухих»

Международная лаборатория исследований социальной интеграции НИУ ВШЭ совместно с Домом культуры «ГЭС-2» проведут II ежегодную Междисциплинарную конференцию «Исследуя сообщество глухих». Форум рассмотрит вопросы, касающиеся социальных, культурных и лингвистических особенностей глухих людей. Конференция пройдет с 31 мая по 2 июня в Доме культуры «ГЭС-2».

«Художественный стиль – зеркало души»

В HSE ART GALLERY открылась персональная выставка профессора Школы дизайна ВШЭ, руководителя профиля «Дизайн среды» Александра Джикии. Новостная служба портала узнала у художника, как искать свой стиль и почему среду нужно оформлять профессионалам.

Вышка и Эрмитаж закрепляют сотрудничество

24 июля ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов и директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский официально подписали соглашение о сотрудничестве. Университет и музей будут работать над совместными проектами в области образования и заниматься научными исследованиями.

Искусство на торгах. Как устроен российский арт-рынок

Более 20 аукционных домов, около 100 значимых галерей, 9 крупных частных коллекционеров, свыше 20 тысяч профессиональных художников — все это отечественный арт-рынок, перспективный, но пока не вышедший из тени. Современные механизмы торговли произведениями живописи, графики, фотографии и скульптуры изучил Институт «Центр развития» НИУ ВШЭ. Наиболее интересные факты из доклада «Российский рынок предметов искусства-2018» — в материале IQ.HSE.

Шапка-невидимка

Наряду с шапкой Мономаха, у русских правителей были другие драгоценные венцы. В их числе — высокая, похожая на папскую тиару золотая корона с самоцветами, сделанная в Англии по заказу Ивана Грозного. В Смутное время она исчезла из Москвы, оказалась в Польше на голове короля Сигизмунда III, затем побывала в Берлине залогом за долги, а потом и вовсе пропала. Доцент Школы филологии НИУ ВШЭ Александр Лаврентьев восстановил историю этой регалии.

Музей стахановцев

Что думают о своей работе сотрудники креативных кластеров.

В Вышке прошла открытая лекция художника Эрика Булатова

12 декабря в Вышке с открытой лекцией выступил Эрик Булатов, художник-авангардист, один из основателей соцарта. Декабрьские лекции Эрика Булатова, организованные Школой филологии НИУ ВШЭ, становятся традиционными — художник встретился со студентами, преподавателями и гостями университета уже второй раз.

«Все бизнес-идеи пусты, пока не попробуете их на деле»

Работа с прекрасным — это не только высокие материи, но и тонкий расчет, аналитика, менеджмент и даже психология. Искусство может быть бизнесом, и весьма интересным. В рубрике «Конструктор успеха» выпускница Вышки, основатель и совладелец арт-агентства Alma Arts Екатерина Пластинина рассказала, как стать знатоком аукционного дела, не промахнуться с покупкой картины и чем Дубай лучше Лондона.

Эрик Булатов: «Я просто живу в этом месте, в это время и обещаюсь не отворачиваться и не соврать»

О своей жизни и творчестве рассказал на встрече в Высшей школе экономики, организованной Школой филологии НИУ ВШЭ, художник Эрик Булатов.

Эрик Булатов в НИУ ВШЭ расскажет о жизни и творчестве

1 декабря 2015 года в Высшей школе экономики состоится открытая лекция одного из основателей соц-арта, художника Эрика Булатова «О картине и о себе». Организатор — Школа филологии НИУ ВШЭ.