About the Project
'HSE University's Age-Mates'

2022 marks the 30th anniversary of the founding of HSE University. Many of the university’s peers—those born in 1992—now work and study here. Thirty-year-old HSE graduates work in various fields, from business and fintech to IT and contemporary art. As part of the new ‘HSE University's Age-Mates’ project, some of them have shared their stories and talked about what they like about the university.

HSE graduate Anastasia Lashkova is, quite literally, the same age as her university: she was born on the day the resolution establishing HSE was signed. In this interview with the HSE Age-Mates project, Ms Lashkova spoke about her work at a research institute of the Russian Academy of Sciences, the benefits of an interdisciplinary approach to science and life, and why, in her opinion, there is no such thing as useless knowledge.

Why did you choose HSE University?

I didn't choose HSE; it chose me. I initially enrolled in the Tikhonov Moscow Institute of Electronics and Mathematics (MIEM), but while I was studying there, it became part of HSE University. When we learned that the resolution on the formation of HSE was signed on November 27, 1992—my birthday—someone joked that I was destined to study there. And so it happened. I enrolled in 2010 and graduated in 2015. Thanks to HSE University for allowing us to graduate with our chosen degree and to transfer all our credits.

We studied in the MIEM buildings on Bolshoi Trekhsvyatitelsky and Malaya Pionerskaya Streets. Now it is located in Strogino. (By the way, it was thanks to HSE University that the building was completed and put into use.) I didn’t have any classes in Strogino; I only passed my state exams and defended my thesis paper there. But I spent a lot of time there due to extracurricular activities: helping out at Open House days and taking part in student theatre variety shows.

Why, in general, were you interested in getting a technical degree?

I graduated from school with honours, but physics has always been the easiest for me. I could understand it and had a feel for its logic, clarity and harmony. From the age of 10, it was clear that I would become an engineer. My father is a doctor and my mother is a teacher. My grandparents have degrees in engineering, but they never insisted I follow in their footsteps. It all started with little things. As a child, I often got into my grandfather’s garage and made toys for myself. It was evident from an early age that I had a technical view of the world.

I am from the small town of Zubtsov in the Tver region that has a population of 6,000. My primary school was located in a former merchant’s home that had plaster falling off in places, wooden floors, and a stove in the corner of the classroom. It was obvious that I would have to study somewhere else to go to university. We chose Moscow, and in 2010 my dad began bringing me university prep books that he bought at the Biblio-Globus bookstore.

The prefix ‘nano’ had already begun popping up in the media at that time, and it was clear that the field held a lot of promise. That’s how it is, but they sometimes try to put too much metaphysical meaning into the prefix, although ‘nano’ simply means something that is 10 -9 in size. I applied to several universities, but MIEM was my top choice. I had been to their Open House while still a school student. It wasn’t easy to get in, and after studying at a rural school, the math I took in my first year was tough. But in just one year I was on a par with others who had studied at technical prep schools in Moscow.

At the department—initially of electronics, and later of electronics and telecommunications—we had a very broad curriculum that included everything from biology and chemistry to basic programming and condensed matter physics. For example, to this day, the subject ‘processes at the phase boundary’ is very useful to me at work. We even had something like ‘the structural performance of materials’. This helps me because someone researching materials should have at least a rough idea of how his material can be applied in practice. I’m studying it not to add a couple of lines about the material’s properties on Wikipedia, but to make further use of it. That application might be in biology, medicine, instrument-making, or electronics.

Which material are you studying?

I work at the Crystallography and Photonics Research Centre of the Russian Academy of Sciences. I was admitted thanks to Igor Smirnov, a teacher at MIEM and HSE who, unfortunately, passed away in 2017. We had an unusual major—materials science. In order to write a thesis on the subject, we needed materials. Therefore, our teachers used their connections and offered us laboratories that really do work with materials. I study ferroelectric crystals. These are related to magnetic materials, except that they undergo spontaneous polarisation at a certain temperature. In foreign literature, they are known as ferroelectrics, so they are often compared with ferromagnets.

Daniil Prokofiev / HSE University

My colleagues in Belarus grow the crystals using their proprietary method. If to describe this in an oversimplified way, they place a seed in a special solution. Like an onion, layers grow around the seed into a crystal. They then remove it from the solution. My crystal is good because it is a model one. It can be grown quite easily and cheaply, so it is good for working out algorithms for growing and algorithms for studying properties that can find further applications. Now I am studying crystals with a layered distribution of impurities, looking at what affects the final properties and how.

Because the crystal has a specific response to a certain temperature, based on this property, you can build a scheme for the operation of a device that responds to a certain temperature, like a sensor. This is the most basic application.

Is this crystal a nanomaterial?

Any material can be called a nanomaterial if you look at its properties at the nanoscale. If you take a 10 -9- sized piece of any material, it can be classified as a nanomaterial. This crystal has interesting macro- and micro-characteristics. The method is probably what’s more important here. I’m currently researching materials at the nanoscale. The largest surface studied in the atomic force microscope I work with is 100 microns, and the smallest is a few nanometers.

My crystal can grow to the size of a fist. But I study a miniature piece of it, looking at local properties on a small scale. As I tell students who visit us periodically, the atomic force microscope is a method of perception, like vision. And which objects to look at is already a question for the researcher. For example, I am now interested in nanomaterials that they want to use in medicine. We are trying to reach an agreement with fellows who are developing a tool that should help in the treatment of a particular ailment. To bring it to fruition, we propose using our research method to get a more complete picture.

Do you want to continue along these lines and make a career as a scientist?

I am a curious person. Our work is interesting and presents constant challenges—there is always something new to do and learn. There is no such thing as useless knowledge. It’s just that it might be needed 10 years from now and it could turn out that this research leads to a new field of physics. They say that 80% of scientific discoveries are made by 20% of scientists. However, these 20% could not have made their discoveries without the other 80% who prepared the way.

Take, for example, the scanning probe microscope that has been around since 1981. It was originally seen as a way to study surface topography. Based on this microscope, a lot of methods have now been developed for studying local surface characteristics indirectly. You can use it to see mechanical, electrical, and magnetic characteristics. This all came to pass because someone said, ‘Let’s try’. Science has taught me that absolutely everything is a result. Even if an experiment didn’t work out, this is also a result from which you must draw conclusions and apply the knowledge gained.

Daniil Prokofiev / HSE University

I want to develop as a scientist, but for now, everything depends on defending my Ph.D. thesis. The experimental part of it is ready. Now the easier part is left—to edit what I have and form an overall harmonious work. I also want to teach materials science—where, I don’t know yet. HSE University offers only a master’s in nanomaterials, but not a bachelor’s.

What did HSE University lack when you were a student there?

I wish we had had more conferences where students could have tried presenting. Sometimes our teachers encouraged us to attend outside conferences, but we could only audit those. It would be great if, in certain subjects, we had to publish our work in a student conference. The teacher would act as an academic supervisor and teach students not only how to study the object of their research, but also how to present it and how to prepare an abstract for conferences. They didn’t teach us this, but it’s necessary for the training of future scientists.

What do you remember about HSE University, apart from your studies?

For example, for several years I served as an animator at the Head Start technical school for young people planning to apply to HSE technical majors. We held concerts for them and disclosed their talents on stage. I spent a lot of time at the Cultural Centre and even attended an academic vocal workshop there.

I remember a group camp on the banks of the Ruza reservoir where students from MIEM and other faculties came. By the time I graduated from HSE University, I had formed a large circle of friends in various professions, from journalists to IT people. Sometimes, in conversation, it was very difficult to believe that we all studied at the same institute.

My area of specialty is at the intersection of chemistry and physics, and this is the growth zone of science—interdisciplinary interactions. It seems to me that it is in such educational institutions as HSE University, where representatives of different professions share a single space, that interesting interdisciplinary projects can emerge.

Also, I run into HSE University graduates wherever I go. At a running club, a Korean language course or a literary club, there is sure to be an HSE University student or graduate there. HSE students tend to be very active individuals who are progressing in various areas of life. They have a keen eye. Wherever they find themselves, they see the gist of things and this enables them to quickly figure out the rules in play and how to move forward in that area.

О проекте
«Ровесники Вышки»

2022 год — юбилейный для Высшей школы экономики, которой исполняется 30 лет. Здесь работают и учатся немало ее ровесников, родившихся, как и Вышка, в 1992 году. 30-летние выпускники НИУ ВШЭ заняты сейчас во всех сферах нашей жизни — от бизнеса и финтеха до IT и современного искусства. Чем живут и за что любят свой университет, они расскажут в новом проекте редакции портала «Ровесники Вышки».

Выпускница Высшей школы экономики Анастасия Лашкова является ровесницей своего вуза в самом буквальном смысле: она родилась в день подписания постановления о создании Вышки. В интервью проекту «Ровесники Вышки» Анастасия рассказала о работе в научном институте РАН, пользе междисциплинарности в науке и жизни и о том, почему, на ее взгляд, ненужного знания не бывает.

Почему вы выбрали Высшую школу экономики?

Не я выбрала Вышку, а она выбрала нас. Я поступала изначально в Московский институт электроники и математики им. А.Н. Тихонова (МИЭМ), но пока я там училась, он вошел в состав НИУ ВШЭ. Когда мы узнали, что постановление о формировании Вышки было подписано 27 ноября 1992 года, в мой день рождения, кто-то пошутил, что мне суждено было в ней учиться. Так и получилось. Я поступила в 2010 году и получила диплом в 2015-м. Спасибо Вышке за то, что нам дали окончить специалитет и разрешили сохранить семестры.

Занимались мы в зданиях МИЭМ в Большом Трехсвятительском и на Малой Пионерской. Сейчас он находится в Строгино (кстати, именно благодаря Вышке это здание достроили и ввели в эксплуатацию). На учебу в Строгино я уже не попала — только сдавала госэкзамены и защищала диплом. Но много времени провела там из-за своей внеучебной активности: помогала на днях открытых дверей, участвовала в студенческом театре эстрадных миниатюр.

Почему вообще вас заинтересовала техническая специальность?

Школу я окончила с медалью, но физика всегда мне давалась проще всего. Мне были близки и понятны ее логика, четкость, стройность. Лет с десяти было ясно, что я пойду в инженеры. Отец у меня врач, мать — учитель. Бабушки и дедушки — с инженерным образованием, но они никогда не настаивали на таком направлении. Все начиналось с мелочей. В детстве я часто забиралась в дедушкин гараж и сколачивала себе игрушки. Технический взгляд на мир был очевиден с раннего возраста.

Я из маленького города Зубцова в Тверской области. В нем живет 6 тысяч человек. Моя начальная школа располагалась в бывшем доме купца с отваливающейся местами штукатуркой, деревянными полами, печкой в углу класса. Очевидно, что надо было куда-то ехать поступать в вуз. Мы выбрали Москву, и папа начал мне привозить купленные в «Библио-Глобусе» справочники абитуриента 2010 года.

Уже в тот момент приставка «нано» начала мелькать в СМИ. Было понятно, что тема перспективная. Так и есть, просто иногда в эту приставку пытаются вложить слишком метафизический смысл. Хотя «нано» — это просто приставка, характеризующая размерность, 10-9. Я подала документы в несколько вузов, но МИЭМ был приоритетом. Я бывала там еще школьницей на дне открытых дверей. Поступление далось нелегко, да и математика на первом курсе после школы в провинции шла тяжко. Но буквально год — и мы сравнялись с ребятами, которые учились в московских лицеях с техническим уклоном.

На факультете (изначально электроники, а потом электроники и телекоммуникаций) у нас была очень широкая программа обучения — от биологии и химии до основ программирования, физики конденсированного состояния. Например, мне и по сей день очень пригождается на работе предмет «процессы на поверхности раздела фаз». Даже что-то вроде сопромата у нас было. Мне это помогает, потому что материаловед-исследователь должен хотя бы примерно представлять перспективу прикладного применения своего материала. Я же его изучаю не чтобы пару строчек в «Википедии» дописать про свойства, но и для дальнейшего применения. А применение может быть в биологии, медицине, приборостроении, электронике.

Какой материал вы изучаете?

Я работаю в Научно-исследовательском центре «Кристаллография и фотоника» РАН. Попала туда благодаря одному из преподавателей МИЭМ и Вышки Игорю Сергеевичу Смирнову. К сожалению, в 2017 году его не стало. У нас была необычная специальность — материаловедение. И чтобы написать по ней диплом, нужен был материал. Поэтому наши педагоги использовали свои связи и предлагали нам лаборатории, которые действительно работают с материалами. Я изучаю кристаллы-сегнетоэлектрики, аналогию можно провести с магнитными материалами, только у них при определенной температуре возникает спонтанная поляризация. В иностранной литературе они известны как ферроэлектрики, поэтому их часто сравнивают с ферромагнетиками.

Фото: Даниил Прокофьев / Высшая школа экономики

Кристаллы выращивают мои коллеги в Беларуси. Это их авторская методика. Если утрированно говорить, они помещают затравку в специальный раствор, вокруг нее нарастает слоями, как луковица, кристалл, потом его из раствора достают. Мой кристалл хорош тем, что он модельный, его достаточно легко и дешево можно вырастить, поэтому на нем удобно отрабатывать алгоритмы выращивания и алгоритмы исследования свойств, которые можно дальше применить. Сейчас я изучаю кристаллы с послойным распределением примесей: что и как влияет на итоговые свойства.

Поскольку кристалл имеет специфичную реакцию на определенную температуру, на основе этого свойства можно выстроить схему работы прибора, чтобы он, как датчик, реагировал на определенную температуру. Это самое базовое применение.

Этот кристалл является наноматериалом?

Любой материал можно назвать наноматериалом, если смотреть на его свойства в наномасштабе. Если от любого материала взять кусочек величиной 10-9, его уже можно классифицировать как наноматериал. У этого кристалла и макрохарактеристики интересные, и микро. Тут скорее важен метод. Сейчас я занимаюсь исследованием материалов на наноуровне. Самый большой размер изучаемой поверхности в атомно-силовом микроскопе, за которым я работаю, — 100 микрон, а самый маленький — несколько нанометров.

Мой кристалл может вырасти размером с кулак. Но изучаю я на нем миниатюрный кусочек, смотрю на локальные свойства в маленьком масштабе. Как я говорю студентам, которые периодически к нам приходят, атомно-силовой микроскоп — это метод восприятия, как зрение. А на какие объекты смотреть — это уже вопрос к исследователю. Мне, например, сейчас интересны наноматериалы, которые хотят применять в медицине. Мы стараемся договориться с ребятами, разрабатывающими средство, которое должно помогать в лечении одного недуга. Чтобы его довести до ума, мы предлагаем воспользоваться нашим методом исследования и получить более полную картину.

Вы хотите и дальше развиваться и делать карьеру именно как ученый?

Я человек любопытный. Наша работа интересна постоянными вызовами — что еще сделать, что еще узнать. Ненужного знания не бывает. Просто, может, оно понадобится лет через десять, окажется, что за счет этого исследования откроется новая физика. Говорят, что 80% научных открытий совершают 20% ученых. Однако эти 20% не могли бы сделать свои открытия без остальных 80%, которые подготовили почву.

Взять сканирующий зондовый микроскоп, который существует с 1981 года. Изначально он воспринимался как метод изучения рельефа поверхности. Сейчас на основе этого микроскопа разработана масса методик косвенного изучения локальных характеристик поверхности. На нем можно посмотреть механические, электрические, магнитные характеристики. Это все получилось, потому что кто-то сказал: «Давайте попробуем». Наука меня научила тому, что абсолютно все является результатом. Даже если эксперимент не получился, это тоже результат, из которого надо делать выводы и применять полученные знания.

Фото: Даниил Прокофьев / Высшая школа экономики

Я хочу развиваться как ученый. Но пока все упирается в защиту кандидатской диссертации. По ней готова экспериментальная часть. Теперь дело за малым — отредактировать то, что имеется, и сформировать общую стройную работу. Кроме того, мне хотелось бы преподавать материаловедение. Где — пока не знаю. В Вышке по специальности «наноматериалы» сейчас есть только магистратура, бакалавров не набирают.

Чего вам не хватало в Вышке, когда вы там учились?

Я хотела бы, чтобы в моем студенчестве было больше конференций, на которых студенты могли бы себя пробовать. Мы оказывались на внешних конференциях только в качестве вольных слушателей. Иногда нам предлагали сходить наши педагоги. Было бы здорово, если бы по определенным предметам отчетным заданием была публикация в рамках студенческой конференции. Педагог бы выступал как научный руководитель и в процессе этого курса учил бы своих студентов не только тому, как изучать объект исследования, но и тому, как это подавать, как готовить тезисы для конференций. Нас этому не учили. А для подготовки будущих ученых это необходимо.

Чем вам запомнилась Вышка, кроме учебы?

Например, я несколько лет ездила вожатой в техническую школу «Опережая время» для ребят, которые готовились поступать на технические отделения Вышки. Мы делали для них концерты, раскрывали их таланты на сцене. Много времени я провела в Культурном центре, была там даже на кружке академического вокала.

Помню совместный лагерь на берегу Рузского водохранилища, куда приезжали студенты как МИЭМ, так и остальных факультетов. На момент выпуска из Вышки у меня сформировался большой круг друзей самых разных специальностей, от журналистов до айтишников. Иногда по разговорам было очень сложно поверить, что мы учимся в одном институте.

Моя специальность находится на стыке химии и физики. И это зона роста науки — междисциплинарные взаимодействия. Как мне кажется, именно в таких учебных заведениях, как Вышка, где представители разных профессий находятся в едином пространстве, могут рождаться интересные междисциплинарные проекты.

А еще, где бы я ни оказывалась, я всегда встречаю вышкинцев. Беговой клуб, курсы корейского языка, дискуссионные клубы по литературе — обязательно там найдется студент Вышки или ее выпускник. Если говорить об объединяющей вышкинцев характеристике, то это очень активные люди, которые прогрессируют в разных сферах жизни. У них цепкий взгляд. Везде, где они оказываются, они видят суть, и это позволяет им быстро разобраться, что, как и по каким правилам здесь происходит и как надо двигаться вперед в этой области.